Игра престолов, обложка
Игра престолов, обложка

Все в этом мире меняется, в том числе — традиции и законы жанра. Долгие годы в представлении читателей и издателей понятие «фэнтези» ассоциировалось с миром, в котором наряду с людьми живут эльфы-гномы-тролли, где Добро сражается со Злом, где еще живо волшебство и легенды творятся вот прямо здесь, на страницах очередной эпопеи.

Отдельные «попытки к бегству» только подтверждали общее правило, а точнее — Канон. И лишь с появлением первого тома «Песни льда и пламени» ситуация переменилась. Хотя были и до «Игры престолов» самобытные, необычные эпики, но именно Мартин сделал то, что не удавалось остальным, — по сути, основал новую традицию.

В мире Семи Королевств магии почти нет, а ее редкие проявления лишь подчеркивают, что эпоха легенд и героев осталась в далеком прошлом. А здесь — обычная жизнь, этакое условное европейское средневековье, с рыцарством, со множеством графьев и лордишек, каждый из которых мечтает возвыситься; с диковинными землями на пределах обитаемых земель, где живут невиданные твари и творятся непостижимые дела.

Обычный мир, таких в фэнтези много. И все-таки именно эта книга привлекла внимание и любовь читателей из самых разных стран, именно ее продолжения годами (!) ждали, терпеливо перечитывая предыдущие тома.

В чем же дело? Пожалуй, причина такой популярности — в подходе автора к повествованию и к изображенному им миру. «Песнь», если угодно, исторический роман о вымышленном универсуме. Мы наблюдаем за событиями сразу с нескольких точек зрения, причем если в первом томе всех персонажей-»проводников» можно условно причислить к одному лагерю (за вычетом, пожалуй, Тириона Ланнистера), то в дальнейших картинка становится сложнее, многограннее. И это не простой прием, когда зло объявляется добреньким, а добро — зловредным; в романе эти категории не идеализированы, мир Вестероса — не черно-белая шахматная доска с непременным Мордором на востоке и Эдемом-Валинором на заокраинном западе. Зло таится в самих людях, и лишь им самим выбирать, по какому пути отправиться; более того, нет ничего окончательного, каждому выпадает случай если не исправить свои поступки, то хотя бы исправиться.

Потусторонние силы (или силы небесные, непостижимые и оттого пугающие) в «Песни» тоже есть, однако до поры до времени они — за скобками. Главное действие разворачивается в мире людей: король, некогда свергнувший династию Таргариенов, повелителей драконов, призывает в столицу старого друга, лорда Старка. Вот только прежние времена ушли навсегда, молодость не вернуть, как не вернуть былую искренность и дружбу; и хотя лорд Старк, честный и упрямый, пытается помочь королю, все бессмысленно… А между тем далеко за морем последняя из династии Таргариенов, четырнадцатилетняя Дейенерис Бурерожденная, начинает долгий путь домой…

Как ни странно, при общей «взрослости» сюжета многие из персонажей-»проводников» у Мартина — дети. Война и невзгоды заставляют их раньше времени повзрослеть, но все-таки они сохраняют особый взгляд на мир и тем самым помогают читателю разобраться в нем. А разбираться есть в чем. Тысячелетняя история — и современность, множество живых персонажей — и хитросплетение интриг, где поди разберись, кто жертва, а кто паук. Семь Королевств объяты пламенем междоусобной войны, брат идет войной на брата, на далеком севере появляются ожившие мертвецы, три последних дракона проклевываются из пролежавших века яиц… Повествовательная машина набирает обороты, сюжет развивается все стремительней. В этом еще одно безусловное преимущество Мартина: он использует те или иные стереотипы только затем, чтобы через главу-другую отбросить их, переиначить! Герои, казавшиеся главными, — гибнут! Второстепенные персонажи-пешки вдруг оказываются теми еще серыми кардиналами! И все это — совершенно логично, обоснованно, все предпосылки тому или иному событию заложены давно, просто мы их не замечали, увлекшись сюжетом…

Итог: книги Мартина предназначены для многократного прочтения — и поверьте, вас ожидает много сюрпризов, когда вы вдруг начнете подмечать связи между вскользь брошенными упоминаниями, вроде бы разнесенными по времени событиями, людьми, судьбами…

Присутствуют

  • красочные батальные сцены
  • предельный реализм
  • афористичность

Отсутствуют

  • эльфогномы и оркоблины
  • Суперважный Артефакт Для Спасения Мира По Вторникам
  • идеализация персонажей

Оценка:

  • Сюжет — 9
  • Мир — 10
  • Персонажи — 10
  • Стиль — 9
  • Перевод — 8 (привет, АСТ!)
  • Качество издания — 8

Владимир Пузий
№41; январь 2007