В момент запуска нового официального блога «Создание Игры престолов» создатели сериала Дэвид Беньофф и Дэн Вайс решили обратиться ко множеству фанатов ПЛИО с приветственным словом. Со съемочной площадки в Белфасте они пишут:

В феврале 2006-го на наш порог приземлилась посылка с первыми четырьмя книгами саги ПЛИО, присланная литературными агентами Джорджа. Студии начали потихоньку разведывать возможность экранизации, и команда Мартина хотела найти сценаристов. Само собой, посылка была внушительных размеров: 4 книги суммарно на 4100 страниц…

Фанаты ПЛИО отлично представляют, что произошло дальше и как опасны эти книги — восхитительное чтение, захватывающее настолько, что читатель забывает про сон, еду и работу. Чтение романов Джорджа вернуло нас к истокам, причинам заниматься в жизни тем, чем мы занимаемся. Чем старше мы становимся и чем опытнее как писатели, тем труднее нам погрузиться в придуманные миры. Мы слишком хорошо знаем, как делается колбаса [чтобы есть ее]. И постоянно отрывает внешний, реальный мир, со всеми этими семьями, работой и звонящими мобильниками. Однако чтение про Старков, Ланнистеров и Таргариенов вернуло нам ту чистую и глубокую любовь к сюжету, которой мы не испытывали уже много лет. Еще будучи детьми, мы жадно глотали все произведения фантастического жанра, до которых только могли дотянуться. Все читали Властелина колец, настоящие фанаты комментировали Сильмариллион. Фрэнк Баум (Волшебник из страны Оз/Изумрудного города), Роберт Говард (Конан), Клайв Льюис (Нарния), Урсула Ле Гуин (Земноморье), Фриц Лейбер (Фафхрд), Майкл Муркок (Элрик), Стивен Дональдсон (Хроники Томаса Ковенанта), Мадлен Л’Энгль, Ллойд Александер (Хроники Прайдена), Луиза Купер, Пирс Энтони (Ксанф) — если книги были про магию, мы их читали. В качестве Мастеров мы провели множество ролёвок с очень жесткими правилами («Извини, приятель, но никаких перебрасываний. Спасбросок бывает только раз»). Кто же знал, что в один прекрасный день мы встретим по-настоящему беспощадного Мастера игры.

Однако вернемся в февраль 2006-го. Перевернув последнюю страницу Игры престолов, мы оба уже понимали, что полнометражного фильма из этого не сделать. Хотя повествование плотно натянуто и летит вперед стрелой, Игра престолов — это единый переплетенный клубок. Обтесывать его под формат трехчасового фильма было бы просто вандализмом. Творение Джорджа внушает чувства трепета и изумления, которые способны породить лишь фэнтези-миры, но при этом отличается глубиной персонажей Льва зимой [1] и эпическим размахом Войны и мира. Это не сопливое вечное противостояние Добра и Зла — нет, сир! Эта история расплескивает кровь, будоражит плоть, и едва ли там найдутся герои, чье мировоззрение (в терминах AD&D) можно было бы описать как законно-доброе (Lawful Good). (Ну ладно, есть Нед и мейстер Лювин, и, может, еще парочка, но и всё.) Эти книги — не для детей, а сюжет в рамках двухминутного трейлера не пересказать.

Мы решили, что экранизацию потянет разве что сериал класса HBO. И к нашему величайшему изумлению, HBO подписалась на этот проект.

И вот, спустя несколько сотен страниц сценария и тысячи переговоров, мы здесь: в Белфасте (а скоро поедем на Мальту), экранизируем Игру престолов со столь великолепными актерами и съемочной группой, что на это даже и рассчитывать было невозможно. Фраза «лучший момент жизни» выглядит изрядно избитой или чересчур пафосной, но по-другому и не скажешь: это лучший момент нашей жизни. Пару дней назад мы видели, как Санса встретилась с сиром Илином Пейном близ гостиницы на Перекрестке. На следующей неделе мы будем на Стене, с Джоном Сноу и Сэмом. Прошлой ночью пили с Тирионом. Все это происходит на самом деле, и движется молитвами фанатов Джорджа. Восторг по поводу экранизации мы ощущали еще в тот момент, когда о подборе актеров и дате съемок не было и речи. Поверьте, такие эманации улавливаются в Высших сферах. Уловили их и мы. Когда мы тратим по два часа, обсуждая детали эмблемы Болтонов или форму эфеса некоего кинжала валирийской стали или наполнение нескольких страниц книги «Происхождение и история великих домов Семи Королевств», которые на экране пролистнут за секунду, — мы иногда сомневаемся, заметит и оценит ли это хоть кто-нибудь. Но кто-нибудь — безусловно заметит. Вы. И это задает совершенно определенный уровень, когда знаешь, что в мире полно людей, которых вся эта эпопея волнует не меньше нас. Мы ужасно хотим сделать все на отлично.

Нам еще надо переделать кучу дел, прежде чем можно будет лечь поспать. Пока же мы просто хотим поблагодарить: Спасибо каналу HBO за возможность попробовать, Спасибо вам, фанаты, за чтение, и Спасибо Джорджу за создание мира. Мы в восторге от работы с ним, и очень надеемся, что будем продолжать эту работу еще много лет.

Брайан Когман, сценарист одного из эпизодов и редактор добавляет:

Я сижу на своем рабочем месте перед кучей мониторов, отсматривая ключевой момент второго эпизода — противостояние Неда Старка и королевы Серсеи. На улице прекрасный день, небо над Северной Ирландией чистое, так что у нас сегодня — незачем и расписание смотреть — по плану павильонные съемки. Надеюсь, погода будет нам благоволить и завтра, когда мы переместимся на природу.

Это одна из десятков сцен, которые я прокручивал в голове почти два года, так что сейчас я испытываю странное чувство ирреальности происходящего, наблюдая, как она разыгрывается передо мной наяву. Отлично помню, как впервые познакомился с Игрой престолов: я работал тогда третьим ассистентом (читай — водителем) у одного телевизионного продюсера. В мои обязанности входило забирать босса по утрам из его дома в Санта-Монике. Погожим весенним днем я преодолел пробки, оказался на месте заметно раньше времени и принялся коротать ожидание, откинувшись на спинку шикарного кожаного кресла Лексуса (служебного!) и раскрыв на первой странице новую книжку. Я сразу же погрузился в мир эпической саги Мартина, захваченный его разнообразными и противоречивыми персонажами, пораженный размахом воображения, вдохновленный замысловатым сюжетом. Не мог и помыслить, что всего через несколько лет я приму участие в воплощении этого произведения.

Меня зовут Брайан Когман. Мне выпало огромное везение и большая честь работать над сценарием экранизации Игры престолов. Я пишу четвертый эпизод, а также помогаю сценаристам и исполнительным продюсерам проекта Дэвиду Беньоффу и Дэну Вайсу в их попытке нарезать раскидистое дерево романа на 10 эпизодов первого сезона. Еще я официальный редактор и «хранитель текстов», что подразумевает написание и ведение огромного количества вспомогательных материалов (генеалогических древ, хронологии событий и т. п.), которые позволяют поддерживать богатую мифологию саги в порядке и ясности.

Раз вы это читаете, то вы, видимо, принадлежите к армии преданных (но отнюдь не бессловесных) поклонников книг Джорджа — из тех, что с пристальным интересом следят за созданием нашего сериала вот уже пару лет. Здравствуйте! И спасибо! Поддержка фанатов оказалась ошеломляющей, беспримерной и ужасно приятной всем нам, занятым съемками. Возможно, некоторые из читающих это никогда не открывали книг Мартина, а просто заинтересовались новым проектом HBO — добро пожаловать и вам!

На этих страницах [официальный сайт — makinggameofthrones.com] мы собираемся понемногу (и без спойлеров!) освещать процесс съемок Игры престолов. Я постараюсь пару раз в неделю выкладывать новости и свежие размышления съемочной группы отсюда, из Белфаста, чтобы создать у вас общее представление об огромной и неустанной ежедневной работе нашей собранной со всего света команды актеров и постановщиков.

Примечание:

  1. «Лев зимой» — историческая пьеса американского писателя Джеймса Голдмена, посвященная взаимоотношениям в семье родителей короля Ричарда Львиное Сердце — Генриха II и Алиеноры Аквитанской.