Комикс по мотивам романа Джорджа Мартина «Грезы Февра» вышел неожиданно. Мартин продал права, в 2006 г. появилось интригующее превью, но на этом дело, казалось бы, и закончилось. И тут, в апреле 2010 года вышел первый выпуск. В России комикс в виде графического романа появился лишь недавно. В любительских переводах комикс никогда не выходил, если не считать несколько первых выпусков.
Сам писатель описывает свою историю как смешение Брэма Стокера и Марка Твена:
Этот комикс — адаптация моего исторического романа 1982 года, ужастика о вампирах, [плывущих] на довоенных пароходах по Миссисипи. «Смешение Брэма Стокера и Марка Твена», — сказал бы кто-нибудь, или «Гекльберри Финн плюс Дракула». Что-то вроде того. Как бы там ни было, книга была тепло встречена. Она финалист World Fantasy Award. Комикс был напечатан Уильямом Кристенсеном и его командой из Avatar Press. Сценарий и адаптацию написал мой друг и иногда соавтор Дэниел Абрахам, он перевел роман на язык комикса потрясающе и очень точно. Рисунок выполнен Рафа Лопезом — гордостью испанской Мараги. Я обещаю: мои вампиры сосут [кровь], но не светятся (намек на популярную серию книг о вампирах С. Мейер «Сумерки», где вампиры на солнце светятся — прим. 7kingdoms.ru).
Мартин к выходу комикса, Not-a-Blog
Далее наши впечатления от знакомства с комиксом в сравнении с книгой. Возможны небольшие (по нашему мнению) спойлеры.
Издатель | Avatar Press Inc |
Сценарий | Дэниел Абрахам по роману Джорджа Р. Р. Мартина «Грезы Февра» |
Рисунок | Рафа Лопез (Rafa Lopez) |
Обложки | Филлипе Массафера (Felipe Massafera), Майк Волфер (Mike Wolfer) |
Страниц | 32 стр. × 10 томов 256 стр. (на русском языке) |
Дата выхода в США | с 17.04.2010 г. по 17.01.2011 |
Дата выхода в России | 2016 г., февраль |
Переводчик | Екатерина Лозовик |
Оценка | ★★★★☆ 85/100 — неидеальная адаптация, но увлекательная история о вампирах. |
Действие истории разворачивается в XIX веке в рабовладельческой Америке. К разорившемуся речнику Эбнеру Маршу поступает предложение от таинственного джентльмена: он оплачивает строительство парохода мечты, а в обмен просит Марша не задавать лишних вопросов о необычном образе жизни своего партнера и его товарищей и исполнять некоторые поручения, которые у того будут время от времени появляться.
Несложно догадаться, что этот человек, Джошуа Йорк, — вампир, но он, его антагонист и прочие «дети ночи» сильно отличаются от образа вампиров Энн Райс с ее «Интервью с вампиром», хотя романы вышли друг за другом. И уж тем более отличаются от вампиров из «Сумерек» Стефени Мейер. Обе эти книги были экранизированы, так что вы, вероятно, хотя бы в общих чертах представляете, о чем это все. Так вот с «Интервью с вампиром» роман «Грезы Февра» объединяет наличие кровососа, который не очень-то рад необходимости убивать ради пропитания (впрочем, Йорк из героя страдающего, как Луи, к моменту действия романа и комикса уже энергичен и деятелен) и исторический фон, а с «Сумерками» историю роднит лишь то, что излагаются она от лица пищи людей. В остальном же «Грезы Февра» — это мрачная, печальная история о доверии, несбывшихся мечтах и стойкости.
Друг и коллега Джорджа Мартина Дэниэл Абрахам адаптировал книгу добротно, но без поправки на другой формат. Из-за сокращений (особенно ближе к финалу) история одновременно становится более динамичной, но и многое теряет: ей недостает печали оригинала, а к второстепенным героям — экипажу «Грез Февра» и «Эли Рейнольдз» — читатель и вовсе не успевает проникнуться. Упрощения коснулись почти всех необычных решений Мартина. Красная жажда, обуревающая вампиров, в книгах сравнивается с человеческой похотью, в комиксе — это безумный голод или бессмысленная злоба; борьба за статус в комиксе превращается в звериные разборки: соперники скалятся друг на друга, нам даже показывают волчьи морды, а побежденный глядит вокруг по-собачьи жалостливо и принимает покорные понурые позы. Не то, чтобы так было в романе, зато такие аналогии избавляют от необходимости что-то объяснять, да и вообще непросто соблюсти такт в визуализации желания.
Рафа Лопез, художник комикса, придерживается мрачного стиля с контрастными тенями, превосходно показывает динамичные сцены, но совершенно не умеет пугать и вызывать отвращение, хотя в сценарии прописано несколько таких моментов, которые в «Сказках» или «Песочном человеке» выглядят по-настоящему страшно и тошнотворно, в отличии от героя нашего обзора. То же касается и вампиров: в романе скот — то есть Эбнер Марш и мы с вами, дорогие читатели — сразу замечаем, что он необычный и слегка пугающий по человеческим меркам, а тут разница скорее сословная, чем биологическая. В том же «Песочном человеке» главные герои тоже бессмертные существа, и сценарист с художниками никогда об этом не забывают читателю напомнить: в словах, в выражении эмоций, в блеске глаз и цвете кожи; этот контраст особенно хорошо виден в историях о людях, которые случайно получили в свое распоряжение способности этих «богов». В целом, рисунок неплох, на порядок лучше многих других комиксов по произведениям Мартина. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы «Грезы» выглядели в духе европейских графических романов — как крутой «Реквием — рыцарь вампир» или «Корриганы», — но увы.
Роман «Грезы Февра» силен вовсе не сюжетом, а тем, какое настроение он создает, как держит в напряжении, пугает и внезапно заканчивается — вроде бы и хорошо, но печально. Это пример того самого «горько-сладкого» финала, который Мартин планирует для своего opus magnum. В 2012 году режиссер Гильермо дель Торо упоминал, что ему нравятся «Грезы Февра», годом позже Мартин рассказал, что мечтает, чтобы роман был экранизирован. Но прошла пара лет, и дель Торо снял «Багровый пик» — простенькую историю, разворачивающуюся примерно в той же эпохе с потрясающими декорациями, пугающей атмосферой, кровищей, «горько-сладким» финалом, а вместо парохода здесь ужасающее поместье. Фильм ругали за сюжет, но визуально он потрясающий. Комикс, конечно, не может соперничать с кино, но нам кажется, что он не реализует потенциал истории даже в своем собственном формате.
Общий итог: динамичный комикс с необычной (к сожалению, скорее на словах) интерпретацией вампиров, доставшейся от оригинального романа Джорджа Мартина. Если вы планируете знакомство с романом, комикс к чтению рекомендуется: он занял второе место в нашем рейтинге комиксов по мотивам произведений Джорджа Мартина — сразу после «Межевого рыцаря».
Ниже все обложки и внутренние вклейки; очень забавно сделано: они далеко не всегда посвящены событию самой истории, часто на них изображено что-то из рассказа о далеких днях. Художники обложек — Филлипе Массафера (Felipe Massafera) и Майк Волфер (Mike Wolfer).