Для читавших книгу и уже увидевших девятую серию предлагаем интервью Entertainment Weekly с Джорджем Мартином. Разговор только об одной сцене — о прообразах и отношении к ней автора и читателей.

Маттио Боччи. Красная свадьба.
Маттио Боччи. Красная свадьба.

На каком этапе работы над книгой вы пришли к необходимости убить Робба и Кейтилин?

Я знал это почти с самого начала. Не в первый же день, но довольно скоро. В интервью я часто повторяю, что стремлюсь к непредсказуемости того, о чем пишу. Мне нравится держать в напряжении. Я убил Неда в первой книге, и это многих шокировало. Я убил его, потому что все думали, что раз он герой, он, несомненно, попадет в беду, но потом как-нибудь выпутается. Следующий ожидаемый поворот событий — его старший сын восстанет и отомстит за отца. Все этого ждали. Мой ответ — безотлагательное убийство Робба.

Поскольку в Песни Льда и Пламени вы так часто не оправдываете ожиданий читателей и уклоняетесь от традиционных фэнтезийных сюжетов, есть ли у фэнов надежда, что у истории будет счастливый финал? Или будет так, как сказал один дредфордский мальчик в сериале Игра престолов: «Если ты рассчитываешь на счастливый конец, ты слушал невнимательно.»

Я неоднократно говорил, что конец будет горько-сладкий.

Какова была реакция читателей после прочтения этой сцены?

Противоречивой. И в высшей степени положительной, и крайне отрицательной. Я ничего не написал тяжелее этой сцены. Она располагается во второй половине «Бури мечей», но я отложил ее, когда дошел до этого момента. Так я закончил книгу целиком, кроме одной главы. И только тогда взялся за нее. Это как убийство двух своих детей. Я пытался сделать так, чтобы читатели буквально пережили эти события. Чтобы горевали по вымышленному персонажу так, будто бы убит их друг. Чтобы беспокоились. Разве это переживание, если став свидетелем чьей-то смерти, вы просто пойдете за добавкой попкорна?

В чем кроется причина такой сильной реакции? Ведь Робб не из тех персонажей, от лица которых ведется повествования (ПОВ), а Кейтилин не принадлежит к числу всеобщих любимцев.

(После долгой паузы) Интересный вопрос. Не уверен, что у меня есть подходящий ответ. Может быть, причина заключается в подаче. Угнетающие предчувствия. Предательство. Все это неправильно. Прямо на свадебном пиру. Робб построил свой мир и кажется, что худшее уже позади. И вдруг из ниоткуда возникает это. Убито не просто двое, а множество второстепенных персонажей и еще сотни преданных Старкам людей.

Мне, например, было особенно грустно от того, что Робб и Кейтилин — семья. Кейтилин так много страдала и стольких потеряла — даже больше, чем на самом деле (она не знает, что Арья, Бран и Рикон живы). И тут наступает свадьба.

Съемки Красной свадьбы продолжались целую неделю. В тот день, когда был отснят финал, Мишель Фэйрли, исполнительница роли Кейтилин, так выложилась, что отстранилась от работы на целую неделю: на звонок продюсера и сценариста Дэна Вайса она ответила спустя неделю.
Съемки Красной свадьбы продолжались целую неделю. В тот день, когда был отснят финал, Мишель Фэйрли, исполнительница роли Кейтилин, так выложилась, что отстранилась от работы на целую неделю: на звонок продюсера и сценариста Дэна Вайса она ответила спустя неделю.

Она еще и умоляет. Берет заложника. Не самого ценного отпрыска Фрея, так что ее блеф проходит впустую [в сериале в качестве заложника выступает совсем юная жена Уолдера Фрея — здесь и далее комментарии 7kingdoms.ru]. И тогда она убивает. Переживает убийство. Это тоже важно.

Уверен, что знаю ответ, но все же: вы сожалели об этой сцене?

Нет. Как писатель — нет. Это, наверное, одна из самых мощных сцен в книге. Она стоила мне некоторых читателей, но прибавила гораздо больше. Мне будет трудно смотреть её в сериале. Это, наверное, будет тяжелый день. Я ведь люблю и [сериальных] персонажей. И я знаком с исполнителями их ролей. Эта же сцена означает конец отношениям с актерами, к которым уже привязался. Ричард Мэдден и Мишель Фэйрли потрясающе играли.

Что вы можете сказать тем читателям, которых сцена расстроила?

Это зависит от того, что́ они говорят. Что сказать тому, кто говорит, что никогда впредь не будет читать моих книг? Люди читают по разным причинам. Я уважаю это. Некоторые ищут в чтении комфорта. Кое-кто из моих прошлых читателей говорил, что жизнь у них трудная, мать больна, собака умерла, и они читают, чтобы отвлечься от этого. Они не хотят напороться на что-то ужасное. И они читают такую литературу, где юноша всегда встретит девушку, хорошие парни победят, словом, где они могут найти подтверждение тому, что справедливость есть. Мы все нуждаемся в такой литературе время от времени. Она играет компенсаторную роль. Так что во мне нет пренебрежения к людям, избирающим литературу такого рода. Но в большинстве случаев, я такую не пишу. И, конечно, Песнь Льда и Пламени к ней не относится. Я стараюсь изображать жизнь реалистично. В ней есть радость, но есть боль и страх. Я думаю, что лучшая литература передает игру света и тени реальной жизни.

Одна из моих любимых деталей Красной свадьбы — отношение к «соли и хлебу». Как читатели мы принимаем, что в этом фэнтезийном мире законы гостеприимства нерушимы и защищают людей. И вдруг — исключение, вы как будто одергиваете читателя со словами: «Ну, конечно же, они не собирались всегда следовать этому глупому правилу.»

Это я позаимствовал из истории. Законы гостеприимства были реальны в средневековом обществе. Хозяин и гость не могли причинить друг другу вред, даже если были врагами. Нарушитель заклеймен позором, что называется, на веки вечные.

Черный Обед
Предательское убийство Уильяма Дугласа.

Основана ли Красная свадьба на реальных событиях?

Она основана на нескольких событиях из истории Шотландии. Одно из них получило название Черный Обед (1440). Королевская династия Шотландии [точнее регенты при малолетнем короле Якове II — Уильям Крайтон и граф Эвондейл] противостояла клану Черных Дугласов. В целях заключения мира 16-летний граф Уильям Дуглас [вместе с младшим братом] был приглашен на пир в Эдинбург. В конце начали бить в одинокий барабан, и слуги внесли закрытое блюдо с головой черного быка — символом скорой смерти, —  поставили перед графом Дугласом и открыли. Как только он увидел голову, он все понял. Дугласов выволокли во двор и убили.

Другим примером была резня в Гленко (1692). Клан Макдональдов принял Кэмпбеллов по законам гостеприимства [точнее принимал почти 2 недели]. Однако ночью [по приказу короля] Кэмпбеллы стали преследовать всех Макдональдов, которых сумели захватить [— вырезали почти 70 человек, включая женщин, детей и стариков]. Что бы я ни писал, в истории всегда найдется пример столь же отвратительный или даже хуже.