Энн Гроелл и Джордж Мартин много-много лет тому назадРедактор Джорджа Мартина Энн Гроелл недавно рассказала о своей работе с Джорджем Мартином. Ее знакомство с циклом состоялось летом 1994 года, когда она получила первые 100 страниц «Игры престолов» и еще пять с кратким содержанием предполагаемой трилогии. Эти пять страниц когда-нибудь будут опубликованы — как только Мартин «расправится с этим монстром». Будет любопытно узнать первоначальный замысел.

Энн подчеркнула, что согласно контракту, Мартин должен написать 7 книг, но у нее появились сомнения: «Помню, как много лет назад он позвонил мне и сказал, что его маленькая трилогия уже больше не трилогия… Поэтому все может быть». Мартин, кстати, тоже уже не так уверен. В недавнем интервью он признался, что наверняка будет знать, только когда приступит к 7-й книге. Что касается 6-й книги, «Ветров зимы», то Энн Гроелл полагает, что пока можно надеяться на лучшее, но не знает, когда Мартин ее закончит. «Ветра зимы — потрясающий том. Когда я прочла то, что он прислал мне в 2013 году, я сразу же написала ему страстную просьбу оставаться впереди сериала. Не берусь предсказывать, чем все обернется сейчас, но я бы очень хотела, чтобы именно его версия была первой, с которой я познакомлюсь». Ранее Энн Гроелл сообщала, что в феврале 2013 году Джордж Мартин прислал ей 168 страниц рукописи, как этого требовал контракт, но в реальности написано гораздо больше.

Энн Гроелл отметила, что опыт работы в Голливуде сказался на том, как блестяще Мартин строит сюжет, и что его рукописи всегда в полном порядке. Она практически ничего не вычеркивает из книг, кроме отдельных абзацев, которые, по ее мнению, нарушают ритм текста, в то время как описания (например, еды и одежды) она не трогает, потому что считает, что они придают особое очарование миру. В основном она работает над порядком глав. Мартин, как правило, неохотно идет на изменения: «Я пыталась убедить его сократить число упоминаний фразы “слова — это ветер” с 14 хотя бы до 6 или 7 в «Танце с драконами», но он остался тверд». Кстати, такую же твердость он проявил, когда Гроелл убеждала его использовать в работе ноутбук, чтобы иметь возможность писать в поездках.

Отвечая на вопрос об отсутствии битв в «Танце с драконами», редактор признала, что с точки зрения структуры им там самое место, но, во-первых, шлифовка этих глав отложила бы выпуск книги, а во-вторых, из-за объема пришлось бы дробить ее на два тома.

Энн Гроелл рассказала забавный случай: в конце 2008 года она ждала ребенка, а два ее автора — Джордж Мартин и Конни Уиллис — все никак не могли закончить свои книги. Тогда Мартин предложил пари: тот, кто закончит первым, даст имя малышу. Пари было отклонено, хотя Уиллис выслала рукопись через несколько месяцев. Кстати говоря, Мартин однажды проиграл подобное пари своему читателю — блогеру Патрику Сен-Дени. Когда команда New York Giants, на которую ставил Мартин, проиграла, в книгу был включен персонаж по имени сир Патрек, тот самый, что был убит великаном. Увековечить себя в будущих книгах примерно в таком же виде есть шанс у всех, кто готов пожертвовать 20 тысяч долларов приюту для волков и полуволков Wild Spirit Wolf Sanctuary, который Мартин активно поддерживает уже несколько лет.

рукопись Танца с ДраконамиВ отличие от продюсеров сериала, Энн Гроелл не знает, чем закончится сюжетная линия всех персонажей. Ни в подробностях, ни в общих чертах. «Джордж очень скрытный человек и хранит секреты очень хорошо. Я знаю кое-что из «Ветров зимы», но главным образом потому, что мы работали над сокращением Танца, который грозил стать слишком длинным, и Мартин кое-что рассказал о будущем, чтобы я помогла ему переразбить материал. Я знаю финал сюжетной линии Брана, а Дэниел Абрахам, который занимался адаптацией комикса по Игре престолов, знает то же самое о Тирионе (и я, знаете ли, ревную!). Но как вы бережете от спойлеров зрителей сериала (я до сих пор под впечатлением от того, что Красную Свадьбу удалось сохранить в секрете), так и я никогда не расскажу вам о том, что знаю. Джорджу каким-то образом удалось вовлечь нас в этот обет молчания, которым я восхищаюсь, ценю и полностью соблюдаю. Мы как-то обедали с Дэниелом, и многозначительно не рассказывали друг другу о том, что знал каждый из нас».

Рассказывая о своей работе в целом, Энн Гроелл подчеркнула, что берясь за книгу, редактор должен ее любить: «Ведь вам предстоит прочесть ее минимум три раза, а в реальности — семь или восемь раз. Поэтому для начала я всегда влюбляюсь в книгу. Сейчас я получаю примерно по книге в день от разных агентов, и упиваюсь каждой. Сильные книги всегда заметны, потому что их невозможно отложить даже ради сна. Но случалось, что я бралась чуть ли не за черновики, но с огромным потенциалом — и мы с автором доводили их до блеска. Черновик или нет, я всегда начинаю одинаково: читаю книгу целиком, правлю по мере чтения, если есть неясности или неудачные фразы, и формирую представление о сюжете как таковом. Дойдя до конца, я начинаю все заново, но уже имея представление о финале. После я пишу автору обо всех проблемах книги. Затем проделываю тоже самое со следующей версией, проверяю, учтены мои комментарии или нет, появились ли новые проблемы или нет. И так несколько раз — иногда достаточно двух или трех проходов, но бывало и шесть, и семь. Я не выпускаю книгу, пока я и автор не сделаем все от нас зависящее».