• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

(Не)простительные убийства в ПЛиО

Какие убийства, совершённые персонажами саги, вы можете простить?

  • Любое убийство в любой ситуации непростительно

    Голосов: 13 10.2%
  • Убийство из мести или ревности

    Голосов: 28 21.9%
  • Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды (чел. жертвоприношения)

    Голосов: 13 10.2%
  • Убийство в ссоре, драке или при превышении пределов необходимой обороны

    Голосов: 39 30.5%
  • Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности

    Голосов: 17 13.3%
  • Убийство сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера

    Голосов: 26 20.3%
  • Убийство по мотиву сострадания

    Голосов: 52 40.6%
  • Убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем или вымогательством

    Голосов: 13 10.2%
  • Убийство вооруженного противника в военное время, руководство военными операциями

    Голосов: 64 50.0%
  • Любое убийство можно простить, если сочувствовать персонажу

    Голосов: 42 32.8%
  • * зарезервировано для дополнительных вариантов *

    Голосов: 13 10.2%

  • Всего проголосовало
    128

Hunter

Знаменосец
ну, помнится когда ситуация была похожа, то не все одобрили поступок Цареубийцы
так никто ж не знал, что Джейме этим убийством целый город спас. Внешне это выглядело как предательство своего короля после того, как стало ясно, что тот проиграл и в общем-то такой вариант событий Джейме не красил бы.
 

Istar

Знаменосец
так никто ж не знал, что Джейме этим убийством целый город спас.
народ никогда не знает всей правды и своих героев
Внешне это выглядело как предательство своего короля
но ведь король то не был белым и пушистым и об этом все знали. Ну или очень многие.
 

Hunter

Знаменосец
но ведь король то не был белым и пушистым и об этом все знали. Ну или очень многие.
Но Джейме обязан был его защищать, каким бы Эйерис не был. Мы уже обсуждали это в какой-то теме - вон Барристан был неглупый человек и знал, кому служит, но честно исполнял свой долг. И никто его не винит за службу сумасшедшему.
Но если бы про планы пиромана-Эйериса стало известно всем, Джейме еще и спасибо сказали бы. Одно дело кусать свою жену или зажарить одного вассала, и совсем другое - столицу поджечь.
 

KRV

Кастелян
В опросе есть небольшой подвох - перепутаны понятия "убийство" как деяние и "убийца" - как субъект деяния.
Так вот, убийство как таковое не имеет оправдания, оно безнравственно и аморально в любом случае, даже если это случайное убийство, несчастный случай, уничтожение врага на войне или непреднамеренное убийство. Ибо жизнь как таковая есть наивысшая ценность человека и никто не имеет морального права лишать его этой самой ценности.
Другое дело субъект убийства - "убийца" - вот он может быть морально оправдан, в зависимости от обстоятельств этого деяния. Примеров этого более чем достаточно и в книге, и в жизни.
Дилемма здесь только в одном (это и есть одна из основных и сложнейших проблем этики) - в существовании двух типов морали - морали абсолютной и морали относительной. Последняя есть некий усреднённый набор этических норм существующих в данный момент в данном обществе - применительно к нашей проблеме эти нормы можно сформулировать как "убивать преступно, но при некоторых обстоятельствах может быть оправдано".
С точки зрения морали абсолютной - убивать нельзя никого и ни при каких обстоятельствах - ибо "Не убий".
Реальный вопрос состоит в соотношении этических норм "абсолютной морали" и "морали относительной" для каждого конкретного общества и каждого индивидуума. Если верить в существование морального прогресса (ещё одна проблема этики) - то мораль (относительная) находится в диалектическом процессе постоянного становления и актуализации (энтилехии) к абсолютной морали.
Если не верить - то скатываемся к полному этическому релятивизму, который сам себя в конце концов и пожирает.
 

Hunter

Знаменосец
Так вот, убийство как таковое не имеет оправдания, оно безнравственно и аморально в любом случае, даже если это случайное убийство, несчастный случай, уничтожение врага на войне или непреднамеренное убийство.
Как несчастный случай может быть аморальным? Высокоморальные люди не наезжают на пьяных пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте?
Если верить в существование морального прогресса (ещё одна проблема этики) - то мораль (относительная) находится в диалектическом процессе постоянного становления и актуализации (энтилехии) к абсолютной морали.
С точки зрения морали абсолютной - убивать нельзя никого и ни при каких обстоятельствах - ибо "Не убий".
Абсолютная мораль нежизнеспособна, пока существуют инстинкт самосохранения, военные приказы, и возможность избавить смертельно больного человека от мук путем эвтаназии.
 

KRV

Кастелян
Как несчастный случай может быть аморальным? Высокоморальные люди не наезжают на пьяных пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте?
Наезжают, оставляют непотушенные сигареты, подвешивают плохозакреплённые грузы и прочее. Но при этом испытывают муки совести после случившегося. Если не испытывают - то они аморальны.
Повторюсь, человек может (и должен) быть оправдан, как фактически невиновный в содеянном. А вот сама безвременная смерть по вине этого человека (хоть и непреднамеренной) не перестаёт при этом быть аморальной.
Абсолютная мораль нежизнеспособна, пока существуют инстинкт самосохранения, военные приказы, и возможность избавить смертельно больного человека от мук путем эвтаназии.
Абсолютня мораль не нежизнеспособна, а не актуализована. В том числе и покуда существуют войны вообще. А также возможности избавить человека от мук путём лечения, а не убивания.
 

MandyG

Казненный мультовод
С точки зрения морали абсолютной - убивать нельзя никого и ни при каких обстоятельствах - ибо "Не убий". Реальный вопрос состоит в соотношении этических норм "абсолютной морали" и "морали относительной" для каждого конкретного общества и каждого индивидуума. Если верить в существование морального прогресса (ещё одна проблема этики) - то мораль (относительная) находится в диалектическом процессе постоянного становления и актуализации (энтилехии) к абсолютной морали.
Тогда надо ещё или доказать существование абсолютной морали ( абсолютная идея Гегеля, мир эйдосов Платона, что-там-ещё ), или постулировать её существование с помощью религии. Вроде как позиция религий Вестероса не содержит заповеди "Не убий!", так на что должны ориентироваться персонажи саги, вздумай они отрефлексировать основания своего нравственного поведения? Обычаи, традиции, воспитанное родителями представление о добре и зле, утилитарные рассуждения о необходимости считаться с окружающими. Но идея о существовании некого абсолютного и отвлечённого Добра или Справедливости ему в голову не придёт. Абсолютное потому и носит это название, что по определению о нём абсолютно нечего сказать.;)
Если не верить - то скатываемся к полному этическому релятивизму, который сам себя в конце концов и пожирает.
Можно осуждать этот релятивизм ( это ведь теории о культурно-исторических основах морали?), но каким образом он самопожирает себя же:fools: ? Поясните, пожалуйста. Вроде он жив и довольно упитан.
 

KRV

Кастелян
Тогда надо ещё или доказать существование абсолютной морали ( абсолютная идея Гегеля, мир эйдосов Платона, что-там-ещё ), или постулировать её существование с помощью религии. Вроде как позиция религий Вестероса не содержит заповеди "Не убий!", так на что должны ориентироваться персонажи саги, вздумай они отрефлексировать основания своего нравственного поведения? Обычаи, традиции, воспитанное родителями представление о добре и зле, утилитарные рассуждения о необходимости считаться с окружающими. Но идея о существовании некого абсолютного и отвлечённого Добра или Справедливости ему в голову не придёт. Абсолютное потому и носит это название, что по определению о нём абсолютно нечего сказать.;)
Можно осуждать этот релятивизм ( это ведь теории о культурно-исторических основах морали?), но каким образом он самопожирает себя же:fools: ? Поясните, пожалуйста. Вроде он жив и довольно упитан.
1). Доказать существование абсолютной морали нельзя конечно. Сугубо вопрос веры. Как впрочем и любого другого метафизического понятия. Есть свидетельства (в этологии, антропологии, культурологии) о существовании прогресса в области этики. Однако это только свидетельства, а не доказательства.
2). По-поводу релятивизма - вопрос действительно сложный и скорее для философского, а не литературного форума. Естественно в обыденной жизни релятивизм процветает (более того на нём зиждется обыденное сознание человека). Но в законченной форме, как философский (метафизический) релятивизм существовать не может. Не может существовать как концепция относительной ценности любых постулатов (так и самого этого постулата) - иными словами, то что все этические ценности относительны, само является этическим постулатом - и на этом основании, также является относительным. Вот такой Уроборос получается.
 

MandyG

Казненный мультовод
Есть свидетельства (в этологии, антропологии, культурологии) о существовании прогресса в области этики.
Типа " Внутривидовая агрессия - это и есть Зло"? В этологии то как прогресс в этике рассматривается, они вроде только о протоморальном поведении говорят. Что человек - не хищник по происхождению и поэтому так склонен к убийству себе подобных, если вспомнить тему.
Вот такой Уроборос получается.
Неа, не получается. Рассматривается историческое развитие морали (относительность) и её взаимосвязь с разными аспектами культуры, поэтому постулируется как раз развитие, а не просто движение (по кругу). А вот абсолютная мораль без бога не обходится никак, поэтому внутренне противоречива - постулирует существование надчеловеческого, озабоченного способом существования человека. При этом идея абсолютных ценностей легкоусвояема для большинства, т.к. требует только подчинения без попыток самоанализа-рефлексии.
 

KRV

Кастелян
Типа " Внутривидовая агрессия - это и есть Зло"? В этологии то как прогресс в этике рассматривается, они вроде только о протоморальном поведении говорят. Что человек - не хищник по происхождению и поэтому так склонен к убийству себе подобных, если вспомнить тему.
Неа, не получается. Рассматривается историческое развитие морали (относительность) и её взаимосвязь с разными аспектами культуры, поэтому постулируется как раз развитие, а не просто движение (по кругу). А вот абсолютная мораль без бога не обходится никак, поэтому внутренне противоречива - постулирует существование надчеловеческого, озабоченного способом существования человека. При этом идея абсолютных ценностей легкоусвояема для большинства, т.к. требует только подчинения без попыток самоанализа-рефлексии.
Всё же получается. Конечно, Вы правы, существование абсолютной морали требует привлечения чего-то вне- и над-человеческого (Бога, Абсолюта, Эйдоса Добра и т.д.) - то есть абсолютная мораль непосредственно невыводима из множества социально-исторически обусловленных моралей. Она вне-моральна в этом понимании. При этом, это никак не противоречит логичности и стройности такой системы (существования множества исторически-обусловленных моралей и предельной абсолютной морали). Более того, если рассматривать множество относительных этик как набор логических высказываний - то существование неопровержимых и невыводимых высказываний (т.е. в данном случае абсолютной логики) следует непосредственно из второй теоремы Гёделя о неполноте.
И потом я не вполне согласен в легкоусвояемости абсолютных ценностей. Конечно если следовать им как догме, принесённой извне, то это не будет подразумевать никакой рефлексии. Иной путь - становление абсолютных ценностей в себе - требует большой внутренней работы и самоанализа в первую очередь.
За сим прощаюсь, завтра рано на работу.
 

Syringa

Казнен
Блин, тут можно голосовать заново?
Мне показалось "убийства, которые вы НЕ можете простить". Ну, я и ответила соответственно :cry:
 

Kali Yuga

Оруженосец
Мы живем в идеальном мире где не только не приходится убивать, но и все люди - ангелы? :sneaky::(
Ну и мир ПЛИО... такой :(
В нашем мире на "ангелов", которым "приходится" убивать, есть УК. А ПЛиО всего лишь фентези.
 
Последнее редактирование:
Сверху