Я читала эссе и письма Толкиена и интервью Мартина, и меня поразило то, насколько различна их подача повествования в принципе. Насколько Толкиен культурный, вежливый и скромный человек. Он не превозносит себя и своё произведение, он говорит, что "Властелин колец" ему не принадлежит, а когда хотел поделиться своим мнением по поводу литературы или языка, он это всегда делал так мягко: "Не сочтите это за дерзость" или "Смею взять на себя ответственность представить на ваше суждение". Конечно, тогда и воспитание было другое. Но тем не менее. Толкиен - лингвист, он великий человек, который знал несколько десятков языков! И создал свои языки! Идеально построенные с точки зрения лингвистики. У Мартина тоже подразумеваются другие языки. Их создавали для сериала: валирийский, дотракийский. Но ни один из них не звучит и вполовину также красиво, как любой из языков, созданных Толкиеном, самим Толкиеном, одним человеком. А те языки ведь не Мартин создавал даже... Конечно, я больше и восхищаюсь и уважаю лингвиста, чем какого-то журналистишку! Сказать по правде, я Мартиным не только не восхищаюсь, но и не уважаю его. Я считаю его творчество ширпотребом, палп фикшеном. В своих интервью он то и дело упоминает фантастику 20 века, комиксы... Понятно, на чём вырос он и на чём вырос Толкиен. Я комиксы вообще не понимаю, мне это кажется ребячеством и детским садом в плохом смысле слова. А когда я читаю работы Толкиена, я вижу, сколько он за всю жизнь прочитал, какую работу проделал. Он исследовал литературу, он знал эпосы многих стран, и мы с ним сходимся в любви к финскому языку и культуре ) Он сказал, что, когда обнаружил учебник по финской грамматике, он почувствовал себя словно в погребе с невиданными винами, вкус которых доселе не был известен - вот хороший вкус у человека ) в том числе, он не стеснялся говорить, что французский ему не нравится ) (как и мне) . Меня поразило, что он ещё в детстве изучил столько языков, в том числе старых языков. Просто я обожаю языки и для меня, например, то, что человек выучил, к примеру, древнеисландский - не просто пустой звук. Потому что вот современный исландский отличается от всех скандинавских языков. Если носители норвежского, датского, шведского смогут понять друг друга, то исландцев - нет. Они волшебники по части языка. Они создают новые слова, а не калькируют. У них есть даже институт, где утверждаются слова, и у них нет в лексиконе таких интернациональных слов, как "компьютер" и "телефон". Как нет подобного и в финском. Но некоторые понятия не имеют о финском и даже причисляют его к скандинавским языкам (здесь мне поплакать хочется). Но я отвлеклась.
Так вот, когда я приступила к чтению книг Мартина (хотя, как оказалось, до этого я уже читала "Шторм в гавани ветров"), это напомнило мне фанфики. Я читала фанфики по разным фендомам, где была куча месива, трэша, какой-то жести, извращений, и я подумала: "Господи, как это могут читать, и как можно вообще такое придумать, и это ещё кому-то нравится". Очень по стилю похоже на Мартина. И что же? Я вижу абсолютно тоже самое в книгах Мартина, но это почему-то издаётся миллионными тиражами и пользуется спросом. Моя не понимать.
Многие ругают сериал. Но я начала читать только из-за сериала. И то, только потому что меня зацепил Визерис. Сначала я решила почитать главы за Дени, потом я стала частично читать именно те главы, которые интересовали меня, когда мне нужно было аргументировать свою точку зрения по поводу поступков каких-то персонажей и их психологических портретов. То есть, я, по сути, стала читать только для того, чтобы писать статьи по персонажам и оставлять аргументированные комменты. Да, мне очень нравится излагать "другую" точку зрения. Это не первый фэндом, в котором я это делаю. Я критично и со скепсисом отношусь ко всем писателям и вообще ко всему по жизни. Да, я уже несколько лет наблюдала, что в интернете баталии по поводу персонажей: люди что-то обсуждают, при том говорят абсолютно противоположные вещи. И мне стало интересно, на какую сторону встану я. Неудивительно, что на сторону, противоположную большинству - так было всегда.
По поводу персонажей и того, что они хорошо прописаны... Кхм... Мда. Тут можно просто развести руками или сделать двойной фейспалм. Как-то так. Но я всё-таки изложу подробнее: никакого глубокого психологизма я не увидела. До всего доходишь своим умом. Нигде не показано, почему персонаж поступил так, а не иначе. Именно потому и разнятся мнения по поводу мотивов их поступков. Это и хорошо, с одной стороны, но... Глубоко анализирует всё равно меньшинство. А большинство всё равно принимает всё на веру, как написано, как будто это святое письмо. Большинству людей как будто страшно не согласиться с автором, как будто страшно сказать: "А я вижу этого персонажа по-другому" - страшно сказать "Я не согласен". Что это? Совдеповский менталитет? Отголоски культа личности? Мне, например, в своё время не понравилась концовка "Унесённых ветром". Она перечеркнула разом всю книгу. И это не единственная концовка, которая не понравилась. Мне они не нравятся чаще всего. Но большинство хавает всё и не жалуется. То есть, чтобы ни сделала Дени - всё это будет схавано. Убила она брата, и хорошо, значит, так и надо - будем оправдывать, обелять. А если бы не убила, спасла бы, прыгнула бы на колени перед ним, молила бы "Не убивайте", то была бы молодец. И это было бы схавано. У большинства просто нет своего мнения. Они думают, раз Мартин так написал, значит вот это и хорошо. Сделал Тириона убийцей - ок. А мне он, например, его испортил. Я ему простила пьянство и хождение по борделям - у всех свои недостатки, нельзя быть идеальным, да и не нужно, но это... уже переходит границы разумного. И, кстати, я в это не верю. Просто, по-станиславски, не верю. Как и в Дени не верю. Я вообще не понимаю, почему нужно было вдруг делать её такой моральной уродкой. Которой вдруг захотелось топтать страны. Можно было сделать её действительно милосердной, неспособной убивать, но... когда я стала читать дальше, я поняла, что такого просто нет в мире Мартина. Нет никого и ничего хорошего. Но ведь это тоже не правда, и это не реализм. Потому что такие люди есть. Их единицы, но они есть.
И, кстати, возвращаясь к вопросам о литературе. Поклонники Мартина говорят, что он суровый реалист... Но они путают реализм с натурализмом. Хотя бы из любопытства почитали бы, что означают эти понятия. Реалисты не используют приём гротеска. По-вашему, шлемы с рогами и драгоценные камни - это элемент реализма? Или то, что человек умирает три дня от ожогов, то, что его заливают кипящим золотом, пришивают голову волка, пирог с голубями - это реализм?) Если даже вы найдёте подобный пример в истории, это не реализм. Просто почитайте, что означает понятие "реализм" в мире литературы, и каких писателей относят к реалистам. Относить к реалистам Мартина - всё равно, что относить к ним Булгакова...
Да, сначала, может, смерть Визериса, Оберина, Квентина , отсечение руки Ланнистера - - шокирует, но следующая мысль: это бред и дичь. Это делается только ради эпатажа, а это уже дёшево. Как и убийства Тирионом Шаи и Тайвина - дешёвый эпатаж. Я не видела никакого внутреннего конфликта ни у Тириона, ни у Дени. А сочетания типа "девушка, которую он любил", "человек, который был её братом" - это даже отдаленно не тянет на внутренний конфликт и глубоко и детально прописанных персонажей (фейспалм). Наслоение отсебятины и кучи нелогичных поступков выдаётся за глубокий психологизм! А я вот не верю в это
Если первые пару убийств ещё вводят в лёгкий ступор, то потом ты просто сидишь со скривленным лицом: "опять Мартин не знал, как развить персонажа и убил его". Очень интересно. Какой глубокий психологизм. А мне было бы интересно посмотреть дальше на развитие Визериса, ведь если бы Дени помогла ему выжить, он бы стопудово изменился, за этим последовал бы какой-то глубокий диалог между ними. Вот это было бы интересно, вот это был бы психологизм. Мне было бы интересно посмотреть на развитие отношений между Арианной и Квентином. Нет, надо всех мочкануть. А почему? Потому что не знает, о чём писать. Даже кхал Дрого, который мне хоть и не нравится, мог бы измениться. Если уж он состоял бы в родственных связях с Таргариенами, это точно повлияло бы на него, а на его ребёнка ещё больше. Это была бы уже новая цивилизация, "окультуренная". Но это опять-таки я, и я не понимаю, почему он сделал дотраков такими варварами. Также, как и мне не понятно, ни почему Визерис согласился на этот брак (то есть, находятся объяснения, но они на грани фантастики). Непонятно, почему кхал Дрого решил, что ему нужен этот брак: ну на кой чёрт ему эта Дейнерис? И т. д.
Наверное, это так бы не зацепило, если бы не: 1) обожествление Мартина его фанатами, в то время, когда он даже меньше, чем посредственность; 2) поощрение жестокости, садизма и подлости.
Очень много людей видит это произведение, как "преступление и наказание"
серьёзно? А вы в жизни много такого видели? Это реализм?) В "Преступлении и наказании" даже Раскольникова не убили, а сослали на каторгу. И вообще, несмотря на мою общую нелюбовь к Достоевскому, вот уж у чьих персонажей был внутренний конфликт. Кстати, кто-то в комментах писал, что Дени, мол, решила, что она не тварь дрожащая, а право имеет. Сразу видно, что человек произведения не читал. Раскольникова, который так тоже пытался думать, сослали на каторгу в Сибирь, вот и думайте, как должна закончить Дени в таком случае )
Ратуют за серость персонажей как будто, между тем обеляется Дени, Рейгар, сир Барристан. Я не буду опять повторять про убийство Визериса и то, что это родная кровь и т. д. Но вот просто нормально, что он был один, а дотраков - тысячи? Что на него набросились сзади, как сцыкливые гопники, наконец, что его обманули? То есть, убивать обманом, подло, со спины - это крутяк-крутяк. Ну, мне всё понятно с такими
Поражаюсь, что обеляется Рейгар, который изменил жене. Представьте себя на месте Элии. Как вам? приятненько будет? На глазах у всего народа ваш муж чествует какую-то чужую малолетку. И после этого он положительный персонаж... Человек считал себя избранным, но мы как бы не заметим, что это непомерная гордыня. Зато будем говорить, какой плохой Визерис был ) такой благородный сир Барристан, но почему-то Квентина не убил, а позволил ему страдать три дня- с какого? Три раза сторону менял. Поплёлся к Таргам только после того, как впал в немилость у Джоффри. Пытался обелить свои поступки: то, что не пошёл же а Рейлой, а затем не стал сопровождать Визериса и новорожденную Дени, бросил детей своего короля на произвол судьбы. А потом ещё будет что-то говорить... какие-то гадости про то, что "и в 7 лет Визерис был сыном своего отца". (Он это сказал просто, чтобы себя облеить
) То есть, он ребёнку сразу приписывает безумие, которое Эйрис получил на склоне лет? Мдя. Ну и кто он после этого? Я вообще поражаюсь, как взрослые говорят гадости про детей. Ой, да короче - это игра в одни ворота ) Кто хочет, тот поймёт, а кто нет, им хоть стопитцот аргументов предоставь - ничего не изменится.
Просто почитайте что-нибудь ещё: почитайте Ремарка, Курта Воннегута - людей, которые прошли войну. Которые видели сотни смертей своими глазами. Почитайте, как описывают убийства и смерти они - вот это будет реализм, который вас очень удивит.