Трудно не согласиться. Маааленькая поправочка, Толкин создал много языков и не только эльфийских.
А в общем и целом - их трудно сравнивать по разным причинам, самые главные из которых: 1) Очень разные жанры; 2) Очень разные Миры.
Но в то же время и легко - оба они до мельчайших деталей продумали свои Миры, в каждом из миров многое - недосказанно и недопоказано, что делает их значительно глубже и позволяет строить различные "додумывания", побуждая читателей к сотворчеству. И оба, безусловно, стали классиками фэнтези.
Только бы Мартин дописал
А может и не дописать, кстати. Я тут уже высказывался в теме, давно, подчеркнул некоторые различия. И вот что пришло в голову (в последнее время, смотря сериал, поневоле возвращаешься к обдумыванию старых вопросов). Так вот. У Толкина и Мартина очень сильно различается образ врага. Он - трансцендентный в обеих случаях, да. Иные - это сверхъестественные созданья, Саурон и кольцо - тоже. Но у Мартина врагом человечества является Смерть. Хаос несет именно Смерть, смерть противостоит жизни. В знаменитой сцене, где Дейнерис не сгорает в пламени и рождаются драконы, дотракийцы славят её. Почему? Раньше всегда думал, что потому, что приняли за богиню. А теперь думаю, там был еще один смысл. Дейнерис - это та, кто побеждает Смерть. Всё остальное - хаос, рабство, пытки, несправедливость у Мартина проистекает из одного - смерти. Не зря символами являются Ночь и Мороз, Холод. Ночь - потому, что после смерти люди ничего не видят (тот же Берик Дондарион), Холод - потому, что он враждебен жизни, от него умирают. Иные несут и Смерть, и Ночь, и Холод, царство Холода и Зимы. Во Вселенной Толкина людям противостоит не смерть, а зло. Сама по себе смерть не страшна. Страшно цепляться за жизнь, как это делает персонаж Сильмариллиона Ар-Фаразон (могу ошибаться в написании). Квинтэссенция зла - образ Искушения, Кольца. Кольцо Власти - это символ искушения человечества самосвятостью, самоспасением. Каждый, кто берет кольцо видит себя всемогущим, праведным и безошибочным и именно поэтому творит зло ("будете как боги, знать добро и зло").
Но есть и еще одно. В мире ПЛИО нет противовеса Ночи, Морозу и Холоду, Смерти. От них можно только откупится. Но уйти нельзя. Противостоит им не добро, а миссия и магия драконов + древнее пророчество об Азор Ахае. А сверхъестественного добра в ПЛИО - нет. Да и как такового морального блага - нет. Религиозный фанатизм - есть, моральный долг - есть, традиции - есть. Высший уровень манифестации добра в ПЛИО - это семья Старков. Но, простите, во "Властелине Колец" у Толкина этот уровень - это уровень хоббитов, простых обывателей, которые живут доброй жизнью и зла не творят, потому что не сталкиваются с ним. А столкнувшись - становятся чем-то иным - Фродо и Сэм уходят за моря, Мериадок и Брэндибэк становятся героями. Нед Старк - не герой. Он - честный служака, который пытался тянуть лямку. Когда его приперли к стене он публично обменял свою совесть и честь на безопасность дочерей. И я его не осуждаю. Но зло его съело, переварило и выплюнуло. Если бы тогда, на площади, Эддард Старк публично произнес правду о Ланнистерах - это могло очень сильно повлиять на дальнейшие события. В том числе и на судьбу его семьи (и не факт, что в отрицательную сторону). Итак, Старки. Их коснулось зло. Как оно их изменило? Эддард Старк предал себя и свой долг и умер. Арья Старк стала одержима идеей мести, справедливого воздаяния (но так как эта идея не вышла за рамки семейного отмщения - это тоже не моральный героизм). Санса Старк стала чем-то похожим на Мизинца, только "труба пониже и дым пожиже". Бран Старк стал сновидцем и по сути ушел в мир магии. Робб Старк и Кейтилин Старк по сути умерли, и тоже понятно почему. Кейтилин Старк не смогла перебороть в себе навязчивого стремления сохранить семью воедино, а Робб Старк пал жертвой плотских страстей. Итого: в книге нет Старков, которые бы морально возвысились до героизма во имя добра. Джона Сноу не берем, а если возьмем, то максимум что он делает - пытается вести себя как Эддард Старк.
В мире Толкина - есть добро. И это добро стоит в начале мира, это Эру Иллуватар, Он творит мир в добре и благе. Любой эльф, человек или гном может воззвать к сверхъестественному добру - Валарам и они придут на помощь или пошлют помощь. Моральное поведение может вознаграждаться, и при этом моральное поведение не состоит только из героизма. Берен героичен не только потому, что Моргота не боится, но и потому, что любит свою эльфийку Лютиэн истинной и чистой любовью. Кстати, давайте подумаем, а кто в мире ПЛИО любит другого искренней и чистой любовью? Разве что Санса - и то там любовь от девичьего идиотизма происходила. Любовь Кейтилин и Эддарда - это любовь-уважение, пылкой страсти там никогда не было (а ноты недоверия были и еще какие), любовь Серсеи и Джейме - это любовь-извращение, любовь-саморазрушение. Любовь Дейнерис и Дрого? Но мы видим, к чему эта любовь приводит, Дейнерис должна убить Дрого. Иначе она мессией не станет, не возродится в огне (Азор Ахай прошлого тоже убил свою возлюбленную).
Всё-таки мир Мартина - это мир глубоко "освобожденный" от веры в любовь и добро. Столь глубоко, что казалось бы, странно, как такая психологическая проекция смогла воплотить себя. Ведь это - кривое зеркало современности, современной цивилизации, которая поставила выше всего иные ценности.