Версия вторая, расширенная и дополненная, потому что первая была написана и размещена здесь в ту далекую пору, когда сериал еще снимали более-менее по тексту ПЛиО. Как обычно, IMHO.
«Игра Престолов» - отличный сериал. Очень красивый и качественный. Актерский состав, видеоряд, спецэффекты, музыкальное сопровождение, режиссура (в большинстве случаев) очень хороши. Даже более чем хороши. Сценарий порой оставляет желать лучшего, но актеры его пока что вытягивают. Действительно отличный сериал, да, но…
не феноменальный, на мой взгляд. А жаль, потому что «Игра Престолов» могла бы стать настоящим феноменом и, заодно, изумительно точной экранизацией ПЛиО. Ничего заведомо невозможного вроде неограниченного бюджета, съемок, длящихся годами, или скрупулезно-точного воспроизведения всех книжных сцен для этого бы не потребовалось. Нужны были только:
Хороший вкус и чувство меры. Будь они в наличии, Красную Свадьбу не пытались бы сделать еще более… э, красной, шокируя зрителей садистским убийством жены Робба, а все книжные «мелочи», с помощью которых Мартин искусно нагнетал обстановку, не остались бы за кадром. Последний день в жизни Станниса не оказался бы таким
комически ужасным (честное слово, ему только стихийного бедствия не хватало для полного счастья; не знаю, как сценаристы до этого не додумались). Об организаторах убийства Джоффри
не писали бы во всех газетах не талдычили бы из серии в серию. Бран не рассказывал бы зрителям о том, что именно они сейчас видят на экране, а Дени не перечисляла бы все свои титулы
так часто. Кровь не лилась бы рекой, а горы трупов не были бы обязательным атрибутом финальных серий каждого сезона. Наконец, попытки показать высокую драму не сочетались бы с фразочками типа «bad pussy» и «happy shitting», а также с дежурными шутками о членах. Потому что это... не лучшее сочетание. А еще в сериале были бы намеки, полутона и интригующая недосказанность, за которые я так люблю ПЛиО.
Добросовестность. Она не позволила бы шоураннерам сливать условно второстепенных героев в срочном порядке только потому, что их некуда пристроить, или потому, что пришла пора очередного вау-момента, он же «взрыв интернета». А условно или безусловно главные герои не превратились бы в пародию на самих себя. Тирион пьет, шутит и все знает. Дени жжет и источает голливудский пафос. Джон… он недавно воскрес и теперь владеет мечом не просто хорошо, а очень-очень хорошо. Мизинец зловеще загадочен с виду, Варис по уши влюблен в местного Авраама Линкольна; а еще они мастера интриги – настолько искусные, что сами не подозревают о своих тайных кознях. Все прочие персонажи то страдают склерозом, то демонстрируют такую осведомленность, словно лично читали сценарий, а в остальное время робко стоят в сторонке. Видимо, для того, чтоб их не заметили и не пустили в расход кровожадные шоураннеры. Кроме того, «маловажные» сцены не снимались бы по принципу «и так сойдет». По этому принципу снималось, увы, многое – начиная с Дорна и заканчивая сотворением Иных и воскрешением Джона.
Смелость. Понятно, что неожиданные смерти героев, экшен, фансервис и всевозможные «вот это повороты» гарантируют сериалу высокий рейтинг. Это путь наименьшего сопротивления. Выбрав его, шоураннеры превратили киноверсию ПЛиО в историю с тремя главными героями (любые поступки которых подаются как однозначно положительные, потому что зрители за них «болеют»), свели все книжные сложности к незамысловатым клише и щедро полили все это бутафорской кровью для пущей пикантности. Для этого особой смелости не требовалось. Она была нужна для того, чтоб показать в сериале якобы не поддающиеся экранизации сюжетные интриги «Пира» и «Танца», сохранить каноничную неоднозначность
всех героев и позволить зрителям самостоятельно делать выводы. Заставить зрителей думать, сомневаться, даже недоумевать в отдельных случаях, а не просто смотреть и восхищаться или возмущаться. Это было бы в духе Мартина, но шоураннеры решили не рисковать, поскольку зрительской аудитории это могло бы не понравиться.
Шоураннеры сделали «Игру Престолов» рейтинговым, культовым, обласканным критиками и осыпанным наградами
шоу. Несомненно, они считают это своим главным достижением. Я считаю это их главным промахом, потому что на основе ПЛиО можно было снять уникальный, единственный в своем роде сериал, который был бы чем-то большим, нежели обычное – пусть качественное и дорогое – шоу для массового зрителя.