• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: фентези и исторический роман

Норд

Призрак (гость)
Мартин продолжает занимать, потму что история еще не окончена.
ПЛиО по этой причине почти нереально оценить объективно..... Система ПОВов может оказаться довольно коварной вещью для Мартина, с одной стороны люди могут легко выбрать любимых персонажей, и игнорировать не любимых. Но с другой стороны разделение на фандомы не очень хорошо может сказаться на отношении к последним книгам. Ибо очевидно Мартин начнёт некоторых героев "сливать" по мере продвижения к финалу. И наоборот успех некоторых из главных персонажей ПЛиО боюсь вызовет дикое раздражение части читателей. В этом смысле проще когда есть главный герой(даже если в процессе выясниться, что он не совсем главный), приступая к "Ведьмаку" я знал, что там есть главный герой и эта история о нём. Геральт не имел шансов стать моим любимым персонажем, но и негатива у меня к нему не было. Но если бы он меня раздражал и вызывал стойкую антипатию, я бы просто не стал читать этот цикл.
Вот помню как меня поначалу зацепил "Чёрный Отряд" Глена Кука, в общем я и сейчас к нему отношусь хорошо, но в основном за первые книги. Дальше цикл на мой взгляд сдал. Смысл всего действа размылся, новые персонажи не могли заменить старых. А история Костоправа и Госпожи потеряла интригу. Я сейчас даже толком не помню содержание последних книг.... Так что не стоит торопиться с оценками пока книги не дописаны.
 

bairtа

Призрак (гость)
Норд плюсую:meow:. Если Мартин выпилит в ВЗ всех моих любимых персонажей - Болтонов, Грейджоев, Ланнистеров - я дальше читать не буду. Старки мне безразличны. Дейнерис мне в целом нравится, но ради неё одной я не буду годами ждать книгу и торчать на форуме.
 

Maria Clara

Межевой рыцарь
Норд и я плюсуюсь, хотя мне безразличны Болтоны и Грейджои :D, и ради Дейнерис, которая у меня не из любимых персонажей - годами ждать книгу не буду. Но если выпилят моих любимых героев... вот оно коварство ПОВов!
 

della

Лорд
Если Мартин выпилит в ВЗ всех моих любимых персонажей - Болтонов, Грейджоев, Ланнистеров - я дальше читать не буду. Старки мне безразличны. Дейнерис мне в целом нравится, но ради неё одной я не буду годами ждать книгу и торчать на форуме.
А я думаю, будете;). Хотя бы для того, чтобы узнать, что Мартин уготовил для предполагаемых убивцев ваших любимых героев. И не думаю, что он изведет под корень эти три великих семейства.
 

Vincent

Межевой рыцарь
Помню (здесь можно начинать смеяться :D), как когда-то самостоятельно пришёл к системе ПОВ-ов (до прочтения первых томов ПЛИО оставалось ещё года четыре, не меньше, а уж про сам термин тем более и знати не было). Тогда это казалось почти открытием....
Идея вообще очень похожа на "хорошо забытое старое". Не могу отделаться от мысли, что ПОВы - суть развитие структуры повествования некоторых романов Толстого и Гюго. Не знаю правда, забрасывали ли поклонники Фантины чтение "Отверженных" после финала первой книги :smirk:

Система ПОВов может оказаться довольно коварной вещью для Мартина, с одной стороны люди могут легко выбрать любимых персонажей, и игнорировать не любимых. Но с другой стороны разделение на фандомы не очень хорошо может сказаться на отношении к последним книгам.
Не стоит забывать, что многие любимые читателями персонажи романа вовсе не имеют своих "собственных" глав. Живут тихо, не отсвечивают, кочуют из одного ПОВа в другой :)
 

Гагарион

Знаменосец
Не могу отделаться от мысли, что ПОВы - суть развитие структуры повествования некоторых романов Толстого и Гюго. Не знаю правда, забрасывали ли поклонники Фантины чтение "Отверженных" после финала первой книги :smirk:
Вспомнился один из полубиографических рассказов Тэффи - как она в детстве мечтала, что встретится с Толстым и попросит его, чтобы он переписал Войну и мир, оставив Болконского в живых, а когда все же встретилась с ним - то толи оробела, то ли уже понимала, что смысла нет. кстати, в одной из авторских версия ВиМ Андрей остается в живых, доходит до Парижа и полюбовно уступает Наташу Безухову
 
Ну мне вне зависимости от принадлежности ПОВов мои любимым персонажам или нет, чиать было интересно все книги. Надеюсь только, что новым встречам с Псом быть)) Но я дочитаю все, что он напишет. Я вообще не могу сказать, что у меня в цикле есть любимые герои. Хотя, не скрою, было скучно читать про Брана, Кейтилин, Робба и линию Грейджоев. Мне просто интересно узнать всю историю до конца.
Я кстати и к Ведьмаку так же относилась. Геральт/Цири были для меня просто "точками, за которыми следует камера", так сказать.
 

Lestarh

Знаменосец
Другое дело, что у Мартина "прыжки" строго структурированны (в сущности, Сапковскому этого не хватает).
Скажем так - упрощены.
У него они собраны в крупные блоки и надписаны :)
Сапковский же последовательно использовал модель, свойственную традиционно ближневосточной прозе. Наиболее явно - сказкам тысяча и одной ночи. Где сюжеты вложены друг в друга - основной сюжет - Шехерезада и Шахрияр вообще крошечен и служит лишь рамкой. При этом в самих сказках сплошь и рядом встеречаем "и начал он тут рассказывать..." после чего идёт вставленный в повествование отдельный сюжет излагаемый одним персонажем другому. В нём, в свою очередь, может быть ещё один вложенный и так далее.
Просто в "Ведьмаке" это не так линейно. Ну и ретроспективу он очень любит.
Не могу не поделиться впечатлением от повторного прочтения "Башни Ласточки" (первое было неудачным). Композиционно там идут несколько хронологически оторванных линий - Цири рассказывает историю отшельнику, Веда даёт показания в суде где-то год спустя после событий, Геральт собирает команду "в режиме параллельного времени" и, наконец, задним числом излагается история Йеннифер.
Это не просто четыре ПОВа. Это очень изящно оформленные ПОВы, замысловато пересекающиеся и неодновременные. Но при этом сюжет они делают и полной каши избегают. Аж зависть берёт от мастерства... :envy:

Мартиновские ПОВы в этом плане заметно прямолинейнее и без выкрутасов.

В сущности, последний том я читал, главным образом, как книгу про войну Нильфгаарда с нордлингами. А всё прочие было где-то на периферии.
Ну в принципе там ещё параллельно есть фентезийно-метафизическая история путешествий Цири по мирам (с кучей пасхалок) и совсем уж постмодернистская история Кондвирамурсы и озера. И совершенно пасторальное "сидение команды Ведьмака в Туссенте".

Система ПОВов может оказаться довольно коварной вещью для Мартина, с одной стороны люди могут легко выбрать любимых персонажей, и игнорировать не любимых.
В этом с одной стороны плюс - расширяется аудитория. С другой минус -отсекать ПОВов чревато её потерей.
С третьей - упрощение композиции вынуждает Мартина вводить "ПОВ-камеры" - персонажей ПОВов, которые нужны только затем, чтобы показать некое место или событие, куда никого из основных героев поместить не удаётся, а рассказать надо.
В итоге количество ПОВов растёт, а единство романа - падает.

Вот помню как меня поначалу зацепил "Чёрный Отряд" Глена Кука, в общем я и сейчас к нему отношусь хорошо, но в основном за первые книги. Дальше цикл на мой взгляд сдал. Смысл всего действа размылся, новые персонажи не могли заменить старых. А история Костоправа и Госпожи потеряла интригу. Я сейчас даже толком не помню содержание последних книг....
Аналогично. Хотя меня смутила не столько смена персонажей, сколько зацикленность сюжета - когда снова в последний раз окончательно и бесповоротно уничтоженный главгад попытался воскреснуть и начать гадить в третий раз - я уже не выдержал :)
Хотя сюрреалистическая пустыня с говорящими камнями и летающими китами это нечто :thumbsup:

Так что не стоит торопиться с оценками пока книги не дописаны.
Возвращаясь к Куку.
Меня сильно озадачили его последние "металлические" вещи. Ну то есть первые двенадцать книг были совершенно типичным "нировульфом/арчигудвином". Где-то слабее, где-то сильнее. Но вот потом... Потом начался полный разврат - герои начали стареть, болеть, иногда умирать и радикально чудачить в личной жизни :wideyed:
 

Poison Vortex

Знаменосец
каких пасхалок?:writing:
Ну она же в наш мир попадала регулярно. То в Англию начала 20 века, то к крестоносцам, и даже чумную блоху приволокла в свой мир, от которого и началась эпидемия "Катриона".
Честно говоря, после шикарной "Башни Ласточки" "Владычица Озера" меня жутко выбесила и бесит до сих пор :wth: :^)
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Это не просто четыре ПОВа. Это очень изящно оформленные ПОВы, замысловато пересекающиеся и неодновременные. Но при этом сюжет они делают и полной каши избегают. Аж зависть берёт от мастерства... :envy:

Если честно, к последним книгам Сапковский явно переборщил с этими пересекающимися линиями.:shifty: Первые две книги, а точнее, сборники рассказов, были автором любовно и тщательно выписаны. Все персонажи, даже второго плана, запоминались и обладали собственной индивидуальностью - от короля до кнехта, сюжеты были простыми, но крепкими, геройская крутость подавалась дозированно и оттого впечатляла куда больше, чем если бы Геральт убивал бы по тысяче драконов в день, поднимались довольно сложные философские и морально-этические проблемы, высказывались интересные и неоднозначные мысли.
"Час Презрения" и "Кровь Эльфов" ещё не потеряли достоинств первых двух книг, зато приобрели общий и весьма интересный сюжет. Вторжение Нильфгаарда, заговор Вильгефорца, интриги в Северных Королевствах - масштабные политические события происходят последовательно, ярко и следишь за ними с интересом. Но вот начиная с "Крещения Огнём", книга внезапно превращается в нечто непонятное и заштампованное.:annoyed: Геральт собирает себе классическое фэнтезийное "братство кольца" с лучниками и воинами. Спасибо, хотя бы без клирика и разбойника обошлось.:D У Цири вообще свои приключения, совершенно оторванные от линии Геральта и войны. Война и политика отошли куда-то на третий план, масштабных событий не было до самой Битвы при Бренне.
Последние же две книги и вовсе уходят куда-то совсем не в ту степь. Путешествия между мирами, рассказы третьего нильфгаардца в пятом ряду, дико заштампованная битва с Главным Злодеем с обязательной гибелью товарищей главного героя и совершенно дикая смерть Геральта и Йеннифер в конце. Во время обычного бунта.:facepalm: Автора носило из стороны в сторону. То он тонул в штампах, то деконструировал их самым безумным образом.


С третьей - упрощение композиции вынуждает Мартина вводить "ПОВ-камеры" - персонажей ПОВов, которые нужны только затем, чтобы показать некое место или событие, куда никого из основных героев поместить не удаётся, а рассказать надо.

Однако у Мартина даже Повы-камеры обладают собственной индивидуальностью и многим интересны. К примеру, у Эйрона есть свои фанаты, пусть и не очень многочисленные, как и у Квентина. Меньше всех повезло Арису, о котором почти не помнят.

В итоге количество ПОВов растёт, а единство романа - падает.

А по-моему, единство вполне себе присутствует. Чувствуется, что все события происходят в одном сеттинге и взаимосвязаны.
 

Syringa

Казнен
Europe_middle_earth.JPG
Не знаете, где найти эту картинку в бОльшем разрешении?
 

Гагарион

Знаменосец
Мне кстати именно в картографическом плане всегда казалась бросающейся в глаза аналогия Россия-Руния. И то и другое - гигантские территории где-то на северо-востоке и названия похожие.
 
Сверху