Дикие карты 1
Отзывы не на все произведения первого тома, поскольку не все они запомнились хорошо.
Пролог первого тома Джорджа Мартина
Эдакий набор отрывков, написанный от лица разных людей. Смысл написанного становится понятен, когда начинаешь читать цикл. Как пролог — вполне достойно. Оценивать как полноценный рассказ несколько проблематично.
Говард Уолтроп «Тридцать минут над Бродвеем»
Эдакое совмещение истории комиксов с реализмом. Что и является сутью данного цикла. В данной истории нам рассказывают о Роберте Томлине, лётчике-герое Второй мировой. Ставшим прототипом героя комиксов по кличке Джетбой. После войны он не может найти своего места в мире, так что перед нами показана трагедия личности. Несколько сомнительная, поскольку Джетбою всего 19 лет. У него вся жизнь ещё впереди.
Присутствует и антагонист главному герою. Эдакий профессор с обезображенной половиной лица. Виной чему является Джетбой. Типичная завязка сюжета комикса. Правда профессор не одержим идеей захвата или уничтожения мира. Он просто авантюрист, который находит возможности срубить денег. Не всегда законные. И его угроза выпустить в мир инопланетный вирус имела цель лишь получить крупный выкуп.
Разумеется правительство не собирается идти на уступки террористам. И зовёт на помощь Джетбоя, точнее требует её. Что в итоге и приведёт к развязке, которая станет началом «Диких карт».
Идея рассказа понятна, однако реализована весьма посредственно. Есть здесь изрядная доля унылости, создающая довольно равнодушное отношение к происходящему.
Сам Джордж Мартин, основоположник цикла, высказывался не очень об этом произведении. Хотя связана это с тем, что Уолтроп выбрал временем событий рассказа окончание Второй мировой. Тогда как изначально планировались 1980-е. Хотя может в этом и есть доля смысла. Ведь появилось же сейчас направление эдакой альтернативной фантастики, где фантазируют на тему других поворотов истории, которые дали истории отличное от сегодняшнего направления.
Роджер Желязны «Спящий»
Начало событий произведения повествует о событиях, произошедших сразу же после неудачи Джетбоя. Которой заканчивается предыдущий рассказ «Тридцать минут над Бродвеем». Показаны они глазами Кройда, 14-летнего парня. Он видит панику, которая охватывает людей. И некоторые странные, порой трагические вещи. Например летающего человека или другого, превратившегося в дерево. Начало мутации, затронувшей множество людей. Одним она дала невероятные способности, других изуродовала. Бывает что и то и другое.
У самого Кройда мутация довольно любопытная. Периодически он впадает в спячку на несколько недель. После чего просыпается с новыми способностями и иным внешним видом. Иногда человеческим, иногда уродливым. Да и не всегда обладающим способностями.
Когда у него есть способности, он старается помочь семье. Занимается воровством, довольно крупным. Дела проворачивает с помощью сообщника с которым познакомился, когда тот был джокером. Но сумел излечиться от вируса.
Подводит Кройда лишь упрямое желание быть частью человеческой жизни своей семье. Совершенно очевидно, что зря он старается оказаться во что бы то ни стало на свадьбе сестры. Полагаясь на транквилизаторы, позволяющие ему не впасть в спячку. Однако это имеет свои последствия: изменения в организме всё равно начинают происходить.
Рассказ довольно яркий, особенно на фоне остальных произведений первой части «Диких карт». Может появиться впечатление, что рассказ несколько выпадает из цикла. Но на мой взгляд он скорее его скрашивает.
Уолтер Йон Уильямс «Свидетель»
Читая это произведение создаётся впечатление, что это скорее публицистические мемуары. Автор нам показывает настроения в Америке, которые были в 1940-50-ее. И как это выглядело бы, если бы там оказались подверженные вирусу дикой карты.
Рассказ написан от лица Джека Брауна, одного из «четырёх тузов», которые были героями Америки в этой вселенной. Работали на правительство, участвуя в различного рода спецоперациях. Подробно о них не пишется, как уже говорилось выше, всё в форме публицистического повествования. Подобным же образом описываются последующие события.
«Четыре туза» были героями, но потом в глазах людей превратились во врагов народа. Созданный правительством КРААД начал вешать на них всех собак. Можно сказать заочно вынес приговор, а организованные им судебные процессы не более чем фарс.
Четвёрку тузов подводит желание держаться в рамках принципов демократии. КРААД же трактует их как хочет, оправдывая это национальной безопасностью. И тузы терпят нападки, вместо того чтобы использовать свои способности, либо просто сбежать.
Всё та же идея показать что супергерои остаются простыми людьми. У них не всегда в жизни всё гладко, порой совсем наоборот. Им присущи людские недостатки. Так же они могут сломаться от жизненных обстоятельств. Так случилось с Джеком Брауном, который растерялся и подыграл КРААДу. Своими показаниями он сослужил злую службу для своих товарищей и вообще всех тузов.
Скорее всего данное произведение было написано без особого желания. Просто ради того, чтобы заполнить промежуток между с окончания Второй мировой до 1880-х годов. Описать то, что было до того времени, которое и планировалось создателями цикла. Однако первый рассказ «Тридцать минут над Бродвеем» Уолтропа задал началом «Диких карт» именно послевоенное время. Остальным пришлось выкручиваться.
В первом томе присутствуют различные псевдонаучные статьи, связанные с инопланетным вирусом. В том числе и псевдоисторических, описывающих судьбу заражённых в различных точках Земли. Написанное таким же сухим повествованием, как и «Свидетель». В итоге первый том оказывается несколько унылым чтивом, изредка разбавляемым более живыми рассказами.
Мелинда Снодграсс «Хроники упадка»
Рассказ повествует о Блайз, одной и четырёх тузов. Она способна поглощать чужое сознание, создавая в своём мозгу копию другой личности. И таким образом в ней может жить не один человек. Такое может и с ума свести.
С этой способностью Блайз помогает справиться доктор Тахион, инопланетянин, пытающийся облегчить участь заражённых вирусом Дикой карты. Тут начинается и любовная линия, в которой правда не всё гладко. Муж Блайз влиятельный человек, который не упустит случая расстроить её отношения с Тахионом.
Как известно из предыдущего рассказа «Свидетель», принадлежащего Уолтеру Йону Уильямсу, КРААД начал гонения на тузов. И четвёрка героев не стала исключением. Судебные процессы психологически ломали тузов. Джек Браун, один из четвёрки, в итоге не выдержал и сдал своих товарищей. Для Блайз последствия были куда хуже, учитывая её способности.
Рассказ довольно напряжённый и в итоге очень трагичный. Можно сказать даже злой. Конечно не единственное произведение, создающее ощущение безнадёжности. Но яркое, что большой плюс, особенно для первого тома «Диких карт».
Джордж Мартин «Черепашьи игры»
Томас Тадбери, который станет известен под кличкой Черепаха, является персонажем Джорджа Мартина, идейного вдохновителя «Диких карт». Правда герой этот мне не особо интересным кажется. Слишком идеалистичный, что типично для персонажей Мартина.
Тадбери хочет использовать свои способности во благо. Однако они по началу развиты слабо. К тому же всё происходит во времена «охоты на ведьм», когда тузам приходилось не сладко.
Черепаха находит выход, спрятавшись в бронированной машине, которую заставляет летать с помощью своих способностей. И начинает бороться с несправедливостью.
Пусть в рассказе и присутствует социальная тема, история всё же больше близка к типичному комиксу. Про неуверенного в себе человека, который однажды становится супергероем.
Льюис Шайнер «Долгая тёмная ночь Фортунато»
Произведение больше в духе жанра ужасов. Да и главный герой как раз подходит для подобных рассказов. Фортунато является сутенёром, одержимым идеей руководить не простыми проститутками, а культурными гейшами. По своему он о них заботится. И когда одну из них убивают, Фортунато делает всё возможное, чтобы найти убийцу.
Способности главного героя схожи с принципами тантрической магии. И непосредственно связаны с сексом. Потому его поступки видятся странными, а порой и отвратительными.
Фортунато является хорошим примером того, что не все ставшие тузами будут стандартными героями или антигероями. Здесь нам показывают довольно неоднозначного персонажа. С одной стороны он мститель, желающий справедливого возмездия. С другой, это сутенёр которого волнуют только его дела.
Так же читателю дают понять, что эта история является завязкой чего-то большего. Чего именно, станет известно в последующих произведениях.
Виктор Милан «Преображения»
Рок-музыканты тузы разжигают социальную революцию. В которую главного героя пытается втянуть школьная знакомая. Но роль его в итоге не раскрыта. Остаётся не известно, является ли он тузом, золотым мальчиком появляющимся в конце произведения.
Есть тут и более интересная идея. О тузах, оказавшихся по разные стороны баррикад из-за различных убеждений. У каждого своя правда, которую они готовы защищать во что бы то ни стало.
Социальные проблемы занимают значительную часть первого тома «Диких карт». Можно сказать с этим даже перебор. И этот рассказ не разбавляет эту концентрацию, хоть и написан в художественном, а не документальном стиле.
Стивен Лей «Нити»
Центральным персонажем рассказа является туз Кукольник, довольно жуткий персонаж. Маньяк, способный влиять на настроения масс и использующий её для обретения власти. Серый кардинал, о существовании которого никто и не подозревает. Однако и у него есть своя ахилесова пята.
Другим важным персонажем является Суккуба, проститутка способная воплощаться в мечту своих клиентов. Довольно трагичный персонаж, которого каждый использует в своих целях.
По атмосфере рассказ похож на ужасы, но при этом он затрагивает социальную проблему джокеров.