Песнь Льда и Пламени = Рагнарок?..

Тема в разделе "Джордж Мартин", создана пользователем Sator Arepo, 23 ноя 2013.

  1. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    Всем большой привет. :)
    Около полугода назад я набрела на интереснейший блог, в котором детально анализируется идея, что события Песни Льда и Пламени построены на скандинавских мифах о Рагнароке. Если кто не в курсе: Рагнарок - скандинавская версия конца света. Автор блога подробно объясняет и развивает свою теорию, построенную как на книжных фактах, так и на логически обоснованных допущениях. В блоге всего пять постов, но все они отличаются внушительными объемами. Идея заинтересовала меня настолько, что я взялась перевести блог и выставить здесь, на форуме, на обсуждение. Как и автор, я не заявляю, что эта идея обязательно верна, но ничто ведь не мешает развивать ее, если есть аргументы, верно? К тому же у теории, если не вдаваться в детали, безусловно есть почва - GRRM, хотя я и не читала его интервью и не могу привести цитаты, весьма интересуется средневековой историей и скандинавскими мифами (связь Грейджоев с викингами, например, на это ясно указывает).
    Так как это перевод, а не изложение моей собственной точки зрения, в постах могут попадаться моменты, с которыми я не согласна. Тем не менее, я оставлю их как есть, потому что они - часть блога.

    Первый пост - "Рагнарок - Песнь Льда и Пламени". Практически весь текст - слова автора блога, два-три раза я вставляю собственные мысли в фигурных скобках.
    Кроме этой пары фраз в фигурных скобках, на авторство идеи не претендую, и единственная моя заслуга - перевод.

    --------------------------------------------------
    Что такое Рагнарок? Это, в буквальном смысле, песнь льда и пламени.

    Но что такое песня? Битва? Борются ли ее ноты друг с другом за первенство, не заботясь о возникающей какофонии? Нет. Это значило бы диссонанс. Песня – это гармония, и ноты в ней звучат в унисон.

    И вот что значит Рагнарок – силы льда и пламени объединяются против мира богов и людей.

    И именно здесь – ключ к пониманию того, что в действительности происходит в эпичной серии романов GRRM, Песни Льда и Огня, на которой основан популярный сериал HBO «Игра престолов» (если допустить, что моя теория верна, конечно. Если нет, то я заблуждаюсь, но она все равно достаточно интересна, так что продолжайте читать, в любом случае). Борьба идет не между Драконами и Белыми Ходоками. На самом деле, Драконы & Белые Ходоки сражаются с Людьми.

    Прямо перед Рагнароком мир страдает от бесконечных войн и безнравственности, повсеместны отце-/братоубийства и болезни. После «долгая зима» накрывает мир (три одновременные бесконечные зимы – Зима Близко), а затем следует апокалипсис. Во время Рагнарока великаны (т.е. йотнары – не великаны в традиционном понимании, а порождения стихий) льда и огня объединяются под руководством бога Локи – трикстера – и его ужасных отпрысков:

    Фенрира, Связанного Волка,
    Йормунганда, Мирового Змея и
    Хель, Повелительницы Мертвецов,
    чтобы сразить и свергнуть богов. По легенде, все великие боги сгинут в последующем хаосе:

    -- Один – Безумный Бог, будет поглощен Фенриром;
    -- Тора, Штормового Бога, владеющего могучим боевым молотом, сразит Йормунганд;
    -- Тир, однорукий бог единоборства, будет разорван на части Псом Хель Гармом;
    -- Фрейр, бог плодородия, будет побежден Суртом Черным, вооруженным огненным мечом;
    -- и Хеймдаль, он же Страж, будет убит самим Локи.

    После всего в живых останутся только дети богов, а сын Одина Видар, чье имя значит Месть, разорвет пасть Фенриру и отомстит за своего отца, после чего мир возродится, и жизнь начнется заново.

    Чтобы провести параллель с ПЛиО, нам нужно сначала выяснить, кто кем является. Связь не настолько явная, как могло бы казаться:

    Боги

    Один – Эйерис Таргариен
    Тор – Роберт Баратеон
    Тир – Джейме Ланнистер
    Фрейр – Уолдер Фрей
    Хеймдаль - Сэмвел Тарли
    Фригга – Серсея Ланнистер
    Фрея – Маргери Тирелл
    Идунн – Санса Старк
    Бринхильд – Бриенна Тарт
    Ньорд – Теон Грейджой
    Квасир – Жойен Рид
    Бальдр – Джоффри Баратеон
    Видар – Томмен Баратеон


    Великаны

    Локи – Кроворон
    Фенрир – Бран Старк
    Йормунганд – Дейнерис Таргариен
    Хель – Мелисандра
    Сурт – Джон Сноу
    Хати – Арья Старк
    Фафнир – Тирион Ланнистер
    Гарм – Рикон Старк
    Грым– Виктарион Грейджой.

    В центре событий находится бог хитрости Локи. Хотя его периодически выставляют в положительном свете, в скандинавской мифологии он предстает как двуличный персонаж, который работает против богов. Он – Оборотень и может принимать облик птиц, рыб, насекомых и даже тумана. Плюс к этому, он есть воплощение огня (может приносить пользу и вред) и приходится отцом «варгам» - что в переводе с древнескандинавского означает «ужасный волк» (отсылка к его сыну Фенриру). За участие в убийстве Бальдра – любимого сына Одина и Фригги – Локи был изгнан из Асгарда и наказан заключением в пещере, где ему суждено оставаться, покуда не наступит Рагнарок. Интересно также, что мать его трех ужасных отпрысков, Ангрбода, - великанша, живущая в «железном лесу», где она вырастила Фенрира.

    Если вы читали последнюю книгу серии, Танец с Драконами, вы, возможно, уже поняли, что Локи – никто иной, как Лорд Бринден, он же Трехглазый ворон, он же Кроворон – наставник Брана. Кроворон – весьма старый Таргариенский бастард, который живет под корнями чардрева на крайнем севере, далеко от Стены. Он был осужден и приговорен за неведомое преступление (мне думается, это имеет отношение к смерти Эйериона Таргариена, как и в случае с Локи, обвиненного в смерти Бальдра – и Тирионом («история повторяется»), обвиняемым в убийстве Джоффри – правда, GRRM еще предстоит раскрыть «преступление» Кроворона) и обладает способностью «варговаться» (что в мире GRRM означает скорее «овладение чужими телами», а не «ужасный волк») в огромное множество животных, в том числе стаю воронов. В повестях про Дунка и Эгга среди крестьян также ходят слухи, что он может варговаться в туман (в точности как Локи).

    Бран, которому покровительствует Кроворон, выступает как Фенрир – Связанный Волк (эта параллель очень явно видна в снах Брана о «связанном волке»). Имя Фенрира означает «родом из болот», и это находит отражение в отношениях Брана с Ридами – болотными жителями. Кстати, в литературе говорится, что Фенрир питается людской плотью в своей пещере, что говорит в пользу теории о том, что Дети Леса действительно скормили Брану Жойена посредством «кашицы из семян чардрева».

    Конфликт, на котором построена вся история, сосредоточен вокруг Брана и Джейме – не Джона и его матери, не Дени с ее драконами. Когда Бран застает Джейме с Серсеей в начале Игры Престолов, Джейме сбрасывает его с башни, что влечет за собой серию событий. Кульминацией становится лишение Джейме руки по милости Варго Хоута (который в сериале был заменен на Локка – не наемника, а скорее человека Болтонов). Эти два события отражают историю связывания волка Фенрира богом Тиром – одноруким богом единоборства – защитником человечества (т.е. Джейме – или, как называют его асшайцы – Азор Ахай). Когда Тир связывает Фенрира, обе его руки целы, хотя впоследствии скованный Фенрир отгрызает ему руку. И хотя на Бране не лежит прямая ответственность за лишение Джейме руки, происходит это как результат серии событий, последовавших за его увечьем (из-за этого началась война). И в этом смысле парализация Брана фактически есть «связывание» Фенрира.

    Кстати: в именах сводного брата Джейме (TYRion) и приемного отца (TYwin: TY– норвежское написание имени Тира) есть намек на то, что Джейме и есть Тир. Этимология других имен также, возможно, интересна. [Далее идет анализ Тиреллов, Петира Бейлиша и т.д., но во всем этом больше лингвистики, чем мифологии].

    Но вернемся к детям Локи – Бран может не быть сыном Кроворона биологически, как в случае с Фенриром и Локи, но он определенно находится под его влиянием, поэтому эта родственная связь не должна обязательно восприниматься в буквальном смысле. Это наводит меня на мысль, что двое других детей Локи – т.е. Йормунганд и Хель – тоже рано или поздно попадут под влияние Кроворона.

    Но кем они представлены в книгах? И что связывает их с трикстером Локи? Ответ прост – пламя. Не стоит путать с Логи – огненным великаном, но сам Локи также связан с пламенем, так как происходит он, по легенде, от изменчивой огненной стихии, также как Люцифер и Прометей. Обратите внимание, что его роль со временем меняется, поэтому он перестает быть «богом огня», строго говоря. Но очень возможно, что он им и был на заре религии – опальной личностью, «Принесшей свет». Здесь зацепка, ведущая к пониманию роли Кроворона в качестве Владыки Света, а также роли Красных Жрецов в предстоящей битве.

    В качестве Йормунганд – Мирового Змея – выступает Дейнерис Таргариен, связь которой с драконами/змеями очевидна, и находясь в изгнании, она вынуждена странствовать по миру (в сериале также указывается, как много языков она знает). Предполагается, что Йормунганд настолько огромен, что может опоясать мир и заглотить собственный хвост, что находит отклик в пророчестве Куэйты: «Чтобы попасть на Запад, ты должна отправиться на Восток и т.д.». Еще одну черту Йормунганда можно отследить в отношениях Дейнерис с Робертом Баратеоном, т.е. Штормовым богом с боевым молотом – Тором. Согласно скандинавской мифологии, Йормунганд и Тор – заклятые враги, которым суждено убить друг друга во время Рагнарока. В ПлиО Дейнерис и Роберт Баратеон – также заклятые враги (я думаю, Дени найдет свою смерть в родовом замке Роберта – Штормовом пределе, аллюзия: Рожденная Бурей – Конец Шторма (дословно), но это тема отдельного поста). Семья Дени была убита, а ее трон захвачен Баратеоном, и вражда эта преследует ее даже за Узким морем – Роберт пытался убить ее, вопреки благородному совету Неда. Более того, Йормунганд – не просто змей, но морской змей. Связь Дени с морем представлена ее потребностью в кораблях и будущим браком с Виктарионом Грейджоем. Однако тем, кто обратит Дейнерис и ее драконов к Кроворону, станет Мокорро, Красный жрец Виктариона.

    Это приводит нас к третьему отпрыску Локи – Хель, Королеве мертвецов. Хель повелевает мертвыми в ледяном Нифльхейме, одном из девяти миров, предназначенный для тех несчастных душ, которые не смогли попасть в Вальхаллу. Ее лицо наполовину прекрасно и наполовину мертво, и она, называемая также Синмарой, является супругой Сурта, огненного великана.

    Сурт, чье имя означает «Черный», живет на мосту Биврост, который отделяет мир великанов от мира богов, и владает огненным мечом, с помощью которого он сожжет мир во время Рагнарока. Предсказано, что Сурт сломает мост Биврост и поведет Сыновей Муспелла в бой с богами. Сыновья Муспелла – огненные великаны, которые живут по другую сторону моста.

    Хель и Сурт представлены Мелисандрой и Джоном Сноу. На настоящий момент Мелисандра находится на Стене (мост Биврост), т.е. в ледяном мире, и носит особое украшение, чтобы скрыть, что она то ли чрезвычайно стара, то ли вовсе мертва (два лица). Кроме того, она противостоит Семерым и одержима идеей смерти и жертвоприношения, постоянно находясь в поисках королевской крови для своих костров. А еще она до сих пор обеспечивала Станниса огненным мечом.

    Джон похож на Сурта тем, что он тоже «надел Черное» и живет на Стене, которая разделяет царства людей и Иных. И хотя он тоже живет в ледяном мире, его связь с пламенем символизируют отношения с Игритт, «поцелованной огнем».

    Возможно, это значит, что Мелисандра возродит Джона Сноу из мертвых, также как Торос воскрешал Берика Дондарриона – и Берик, в свою очередь, воскресил Кейтилин и обратил ее к Владыке Света. После она станет его «женой», как раньше была женой Станниса, и Джон примет на себя роль Короля ночи (ребенок Крастера, которого держат у себя Джон и Мелисандра, приведет к ним Белых Ходоков). С этой же ролью он разрушит Стену и впустит Сыновей Муспелла (т.е. сыновей Крастера – Иных) в царство Людей (т.е. тех, кто поклоняется Семерым – аллюзия к скандинавской мифологии; хотя стоит отметить, что число семь, в отличие от трех и девяти, не считалось священным. Правда, разница едва различима).

    Мы уже знаем, что возле Стены Мелисандра чувствует себя намного согущественней (ближе к Кроворону), и Кроворон с Браном уже являлись ей в огне (цитата из Танца с драконами: «Лицо в очаге обрело форму. Станнис? подумала она на мгновение… но нет, это не его черты. Одеревеневшее лицо, мертвенно-белое. Враг? Тысячи красных глаз реяли в разгорающемся пламени. Он видит меня. Рядом с ним мальчик с лицом волка запрокинул голову назад и завыл.» - Гл.31. Думаю, это был первый раз, когда Кроворон попытался установить с Мелисандрой непосредственный контакт. Но очень возможно, что подобным образом он взаимодействует с другими жрецами Рглора). И теперь она и ее коллега, Мокорро, имеют прекрасную возможность контролировать силы и льда, и огня под руководством Кроворона (т.е. Владыки Света – колдуна или, скорее, «Последнего Древовидца». Я полагаю, что этот титул передавался последующим из поколения в поколение древовидцами и имеет отношение к асшайской легенде про Азор Ахая, о которой в Асшае, по логике вещей, вовсе не должны были знать, так как Азор Ахай жил в Вестеросе, где наступила Долгая Ночь, т.е. очень далеко от Асшая. Мне кажется, «Рглор» впервые стал являться им в огне примерно в то самое время, когда Первые Люди начали поклоняться Детям Леса и их «Старым богам». По крайней мере, это все, что я могу предположить на данный момент. Потому что я уверен, что Азор Ахай – не более чем выдумка – по меньшей мере, в том контексте, в каком его упоминают в Асшае. Потому что если Дети действительно сражались с Иными на стороне Людей – каким образом могли они в конце концов оказаться по другую сторону Стены, вместе с Иными?). Еще одна тонкая подсказка – в Танце с Драконами мы встречаем Бенерро, Верховного жреца рглориан, чья кожа молочно-белого цвета (как и у Кроворона – может, он пытается таким образом подражать своему богу?). В Волантисе он произносит проповедь, на которой присутствует Тирион, и выступает против врагов Дени, которых он называет «поклонниками ложных богов в храмах обмана» (т.е. тех, кто поклоняется Семерым в Вестеросе/Асгарде – боги-люди, а не колдуны и некроманты, дарующие своим приверженцам магические силы).

    Роль Красных жрецов в предстоящей битве предсказана в еще одном предвестнике Рагнарока – о Трех Петухах. Считается, что начало Рагнарока будет ознаменовано пением трех петухов – Пунцового, Золотого (который пробудит мертвых) и Красного (который пропоет у ворот Хель).

    В ПлиО три петуха обозначают три армии, которые выжили после Войны Пяти Королей. Пунцовый петух символизирует армию Ланнистеров, которые правят Вестеросом. Золотой петух представлен Золотыми мечами под предводительством Эйегона Таргариена и Джона Коннингтона (т.е. восставших из мертвых героев), которые оспаривают право Ланнистеров на власть. Наконец, Красный петух, что пропоет у ворот Хель, - символ Красных жрецов, которые контролируют силы Льда и Огня (т.е. Мелисандры – Джон Сноу с его Иными – и Мокорро, с Дейнерис и драконами).

    Примечательно, что первый человек, который услышит пение петухов и узнает о начале Рагнарок – пастух и арфист по имени Эггтер, «страж великанов». Он сидит на возвышенности и играет на своей арфе на момент, когда петухи начинают петь. В его роли выступает Манс – король-музыкант, правящий великанами, который пытается провести их в мир Людей, увидев первые признаки надвигающихся событий.

    ---------------------------------------
    Замечание: Бринхильд (Бриенна) в посте упоминается, но ее персонаж разъясняется в комментариях, я добавлю это позже.
    Замечание 2: Я разбила первый пост на две части, так что тема разорвана примерно на середине.
     
    Последнее редактирование модератором: 23 ноя 2013
  2. Shtee

    Shtee Знаменосец

    Годный разбор, но притягиваний за уши неподтвержденных и противоречащих тексту моментов тут побольше, чем в том, что попадался мне на англоязычном форуме. Заметно желание автора увязать миф и книгу как можно крепче посредством излишней подгонки и додумываний.
    Мартин заигрывает со многими земными мифологиями, но полного подстраивания сюжета под миф о Рагнарок у него нет, и большая часть параллелей - не более, чем поверхностные сходства. Силы огня и льда у него нейтральные, а не злонамеренные, и не все соответствия персонажей здесь реально обоснованы.
    Кто первый скажет, что это не Манс, а всевидящий Рэйгар?:meow:
     
    Lianosa, Кипри, Snow_ cat и 27 другим нравится это.
  3. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    А в этой теории и не говорится, что у них вообще есть намерения. Основные силы льда и огня контролируются манипулятором Кровороном, т.е. он ими управляет, они не действуют сами по себе.

    Думала об этом)) Правда, признаюсь, я не только практически не помню событий 2-5 книг (читала один раз, два года назад), но и вообще не читала последние две повести про Дунка и Эгга. Посему, боюсь, насчет некоторых догадок у меня аргументов нет.
    --- Склейка сообщений, 23 ноя 2013 ---
    Кстати, дискуссия - на то и дискуссия, чтобы необоснованные догадки выявлять :) Любые указания на ошибки и недочеты приветствуются. :happy:
     
    Zolotinka, Belltiel, werewolf heart и ещё 1-му нравится это.
  4. Shtee

    Shtee Знаменосец

    Ну, Кроворон просто Древовидец. Если б он что-то глобально контролировал, вокруг его пещерки бы не курсировали голодные упыри, а Мелисандра не смотрела бы на него, как на.
    Что Мелисандра дочь Кроворона и Ширы я могу понять и принять, но зачем автор склеил Хель с Синмарой, и зачем придумал про контакт Кроворона с красными жрецами, основываясь на одном только цвете кожи Бенерро...
     
    Кипри, Snow_ cat, ya_barbara и 7 другим нравится это.
  5. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    Я на ваш вопрос отвечу, когда выложу продолжение поста и еще четыре других. =) Сегодня выложу вторую часть - она больше, чем эта, просто пока не могу. Ща отмечу в сабже.
     
    Shtee нравится это.
  6. Фадейка

    Фадейка Оруженосец

    Это не Манс, а всевидящий Рейегар.:stop:
    :oh:
     
    Raben нравится это.
  7. assec

    assec Знаменосец

    Интересно. А больше всего мне понравилось:
    сын Одина Видар, чье имя значит Месть, разорвет пасть Фенриру и отомстит за своего отца, после чего мир возродится, и жизнь начнется заново
    Так Тириошке и надо, тока Томмен на Видара мало подходит...
     
  8. Исенгрим

    Исенгрим Знаменосец

    Рагнарок - это аллегория на приход зимы (темные силы, зло) и последующим приходом весны, символ возрождения ( решающая победа добра, в результате которой всходит солнце)
    В ПЛИО это столкновение сил добра и зла. Добро победит в Рассветной Битве и настанет рассвет и весна. Это во всех мифологиях такой принцип ;)
     
    Snow_ cat, Zolotinka, Линнея и 5 другим нравится это.
  9. mjd

    mjd Мастер-над-оружием

    Я:not guilty:
     
    Raben и gurvik нравится это.
  10. Shtee

    Shtee Знаменосец

    mjd, поздно. Сир Фадейка уже это сделал.:D
     
    Убийца Матрешек, Mustafazadeh и mjd нравится это.
  11. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    Продолжение первого поста "Рагнарок - Песнь Льда и Пламени":

    -----------------------------------------------------
    Другие боги и Монстры:

    Один

    У Одина много прозвищ, и одно из них – Безумный Бог. Его ассоциируют с безумием и яростью и обычно изображают старцем с длинной белой бородой и неряшливыми седыми волосами. В ранних скандинавских мифах Один не считался богом. Его место занимал Тир, который тождественен Индо-европейскому богу Диэю ( от которого берут начало мифы греческие и римские мифы о Зевсе и Юпитере, соответственно) и был когда-то главным богом пантеона, в то время как Один, возможно, был реальным историческим лицом и правил когда-то, а потом был причислен к богам и прочно закрепился в мифологии. Из-за этого Один не участвует в ранних сказаниях о Рагнароке, как и Тор. Поэтому, мне кажется, он и выступает королем в ПлиО и представлен Безумным королем Эйерисом Таргариеном (который был убит Тиром, т.е. Джейме – умный ход). Эйерис, как и Один, известен как Безумный король и умирает задолго до наступления Рагнарока. К тому же, Один породил на свет множество бастардов, что также присуще Эйерису. Джейме и Серсея – его незаконнорожденные дети, рожденные Джоанной Ланнистер после того, как Эйерис ее изнасиловал (об этом Барристан Селми рассказывает Дени). Такова настоящая причина, по которой Илин Пейн лишился языка – он был очевидцем сцены, и именно поэтому он рассмеялся, когда Джейме признался ему в любви к Серсее. Кстати, это играет роль и в отношении Томмена – Принца, Который Был Обещан. Потому что Томмен – три бога в одном лице: Один, Тор и Тир. Один (Эйерис) – его дед, Тор (Роберт Баратеон) – его предполагаемый отец, а Тир (Джейме) – отец настоящий. Таким образом, Томмен – Видар, он же Мститель, который одолеет Фенрира (в Игре Престолов есть отсылка к этому: Томмен и Бран сражаются в игрушечном бою в Винтерфелле).


    Тор

    Штормовой бог с боевым молотом, который ненавидит Йормунганда (Дени) – это, конечно, Роберт Баратеон. Но в его отношении GRRMпридерживается той же линии, как и с Одином. Тора не было среди скандинавских богов на заре религии. По всей видимости, он тоже был реальным королем, обожествленным позднее, поэтому он не мог участвовать в событиях, связанных с Рагнарок. Поэтому Роберт умирает после того, как вепрь нападает на него в лесу. Тем не менее, в персонаже Роберта, помимо Тора, присутствует отсылка к еще одному мифу – про Хонира и Мимира. Хонир был «великим и мощным» королем, который был послан править ванами после гражданской войны между богами (Примечание: пантеон богов в этих мифах делится на две части – ванов и асов. В то время как Асгард населен великими богами-асами, ваны были, по большей части, слабыми и проигрывали во всех конфликтах с асами). К сожалению для ванов, Хонир не желал править. Вместо этого он взваливал обязанности на своего мудрого советника Мимира, который был вынужден править вместо него. Недовольные этим обманом, ваны сговорились и обезглавили Мимира, а кости его отправили асам. Это очень напоминает историю короля Роберта и Неда Старка. Роберт был большим и мощным королем, который правил после окончания гражданской войны, но он не хотел править, а Нед был его мудрым советником, который часто правил вместо него и сложил голову на плахе после того, как вступил в Малый Совет. Интересно, как хитро GRRMвплел эти мелкие мифы в развернутый сюжет.

    Фрейр

    - бог мужской силы, представленный никем иным, как Уолдером Фреем с его многочисленным потомством (даже имена похожи). Из этого видно, что GRRMне обделен чувством юмора, потому что мало чего богоподобного можно разглядеть в этом персонаже. Он жесток и предпочитает вовсе не обращать внимания на то, что его не касается… но, как Серсея говорит в сериале, «Боги жестоки, на то они и боги». Это хороший намек на то, что происходит в действительности, потому что GRRMизображает богов гнетущими, а великанов/монстров – угнетенными, и мне кажется, это очень умный ход. Фрейр, согласно предсказаниям, должен погибнуть от руки Сурта, роль которого играет Джон Сноу. Это, безусловно, имеет смысл, потому что как только Берик воскрешает Кейтилин и обращает ее в веру Рглора, она загорается жаждой мщения Фреям за Красную Свадьбу. Вероятно, это послужит причиной и для Джона, когда он возродится – смерть Уолдера Фрея станет для него делом первой важности (забавно, что Джон и Кэт наконец-то в чем-то согласятся). Еще одна подсказка – родовой замок Уолдера, Близнецы – есть явная отсылка к Фрейру и Фрейе, близнецам.

    Хеймдаль

    Хеймдаль – Дозорный. Он живет напротив Сурта на мосту Биврост и ассоциируется с рогом, в который он трубит, предупреждая богов о приближении Рагнарок. Более того, у Хеймдаля нет отца (он был рожден он девяти матерей) и описывается как самый белый и бледный из богов. Сэмвел Тарли живет вместе с Джоном Сноу на Стене и родом из Хорн-Хилла («horn» означает «рог»). Его отец отрекся от него, потому что он был трусливым маменькиным сынком (кстати: «побелеть», «побледнеть» - этими глаголами часто обозначается трусость). Так вот, я думаю, что Сэмвел первым заметит перемены в Джоне Сноу, а может, и наткнется на какие-нибудь сведения о Кровороне и Белых Ходоках в процессе поисков.


    Возможно, он даже найдет Рог Зимы {Примечание: в комментариях автору указали на рог, фигурирующий в «Пире», но теории это не только не противоречит, а добавляет достоверности}, который Джон впоследствии украдет у него и таким образом разрушит Стену, и тогда Сэмвелл разошлет воронов по Вестеросу с вестью об опасности. Затем они с Кровороном убьют друг друга, так как он будет чувствовать вину за то, что в свое время помог ему заполучить Брана с помощью персонажа по имени Холодные Руки (кстати: предсказано, что Хеймдаль и Локи убьют друг друга во время Рагнарок, и отсылка к этому есть в линии «Сэма Смертоносного». Сериал пошел еще дальше: стая воронов Кроворона выводит Иного на Сэма и далее преследует его – что ясно дает понять, что Иные заодно с Кровороном).

    [Поправка – Я должен уточнить, почему я думаю, что Сэмвелл был изображен «трусом» (хотя он, по всей видимости, не трус, судя по тому, как он безрассудно встретил того самого Иного). Я думаю, это связано в основном с тем фактом, что Хеймдаль – первый бог, который видит Сурта после того, как мост сломан, однако он не может вступить с ним в бой. Сурт обходит Хеймдаля, чтобы вместо него сразиться с Фрейром. Таким образом, если превратить Хеймдаля в персонажа фэнтези, нужно будет как-нибудь объяснить, почему он не решается сразиться с Суртом. И, сдается мне, GRRMблестяще обыграл эту мелочь, не только сделав Сэмвелла «трусом», так сказать, но и другом Сурта. И несмотря на то, что он храбро противостоял Иному, я не могу представить Сэмвелла, бросающего вызов Джону, как бы тот себя ни повел (но могу представить, как он предупреждает Вестерос об опасности и о Джоне, хотя сам он напасть на него вряд ли сможет).]

    Фригга

    Фригга – Королева Асгарда, обладает даром предвидения, которым она ни с кем не делится, тем не менее. Она утрачивает его постепенно после смерти Бальдра, а еще завидует Фрейе и ее красоте. Ею выступает Серсея Ланнистер, королева Вестероса, которая ни с кем не делилась предсказаниями Жабы-мейеги. Она сходит с ума от горя, когда ее любимого сына Джоффри убивают, и завидует юности и красоте Маргери Тирелл и ненавидит ее… так сильно, что в конце концов возводит на нее напраслину, обвиняя Маргери в неверности Томмену.

    Фрейя.

    Фрейя – королева любви и красоты, изобилия, золота, смерти и войны. У нее есть две кошки, и она носит плащ из соколиных перьев. Она замужем за Одром, чье имя значит «безумие», «ярость», и сам он – безумен и вместе с тем рассеян, а ее собственное имя перекликается с титулом, который носили благородные домы в древности (fruvor). Интересно, что простой народ считал ее самой дружелюбной из всех богов. Маргери Тирелл была известна своей красотой и ассоциировалась с любовью, так как трижды выходила замуж. В качестве свадебного подарка она подарила Томмену котят и любит водить своих придворных дам на соколиную охоту. Кроме того, она ассоциируется с золотом (Тиреллы богаты), смертью (вместе со своей бабушкой она отравила Джоффри) и войной (ее семья спасла Ланнистеров от войска Станниса). К тому же Джоффри и Ренли – двух ее мужей – можно сравнить с Одром: первый был безумным садистом, второй – вечно рассеянным. И, как ясно показано в сериале, простой народ находит ее самой дружелюбной персоной при дворе. Нужно еще отметить, что цветы часто используются как символ Фрейи – и, конечно, роза является гербом Тиреллов. Еще одна интересная параллель – противоречивый характер Фрейи. Согласно одним мифам, она считается богиней плодородия, хотя в других она ассоциируется с чистотой и непорочностью. В ПЛиО это противоречие представлено обвинением Маргери в супружеской неверности Томмену. Развратна она или девственна? – вопрос, часто задаваемый о Фрейе.

    Идунн

    - Идунн – богиня молодости и красоты, которую часто ассоциируют с яблоками. Она замужем за Браги, богом поэзии – самым красноречивым из богов. Предположительно, Браги обладает огромным талантом в обращении со слогом и словами, но Локи и его собственная мать, Фригга, обвиняют его в трусости. Наиболее известным мифом из всех касающихся этой пары является миф о Тиязи – великане, который похитил Идунн. С помощью Локи Тиязи удалось выманить Идунн из Асгарда, так как он пообещал дать ей спелое яблоко, а затем обратился в орла и похитил ее, увозя к себе в горы. В конце концов боги заставили Локи спасти ее (что он и делает в облике сокола), а затем они вдвоем убили Тиязи, когда он погнался за ними. А в другом мифе – «Локасенне» - Локи обвиняет Идунн в том, что она вышла за убийцу ее собственного брата {Своя мысль: параллель с Ланнистерами, убийцами отца и брата Сансы} (неизвестно, кто ее брат, хотя обвинение похоже на правду, так как Идунн его не отрицает). Что, собственно, и наводит меня на мысль о Сансе Старк. Но я никак не мог понять, как она связана с яблоками (это ведь основная с ней ассоциация: яблоки – ее символ). Пока я не вбил в гугле: ‘SansaApple’. Бинго. Оказывается, «Санса» - это сорт яблок. Приходим к следующему: юная красавица, чье имя означает «яблоко», выходит (или почти выходит) за убийцу ее отца и брата, а впоследствии ее похищают и увозят в горную крепость (Эйри), хоть похищает ее Пересмешник, а не Орел. Теперь мы знаем, кто така Санса. Возможно, конечно, что Мизинец – Браги (т.е. использует слова как свое оружие), я уверен, что он – Тиязи. Тиязи – великан, который обращается птицей (т.е. орлом) и похищает Идунн, а после прячет в замке в горах. Интересно, что гербом Мизинца вначале был великан (Титан Браавоса), а потом он заменил его птицей. Сходство также в том, что он похитил Сансу из Королевской Гавани и привозит ее в крепость высоко в горах. Насчет спасителя – возможно, конечно, что это Локи (в образе сокола), т.е. Кроворон, хотя я уверен, что спасет ее Гарольд Хардинг (по прозвищу Юный Сокол). Это может значить, что в конце концов она вернется в Королевскую Гавань (т.е. Асгард) и будет жить среди богов (т.е. Ланнистеров), а Мизинец будет ими убит, когда они обнаружат его измену.

    Ньорд

    - это бог ванов, который был отправлен в Асгард в качестве заложника после завершения гражданской войны богов. Он – бог моря и ассоциируется с мореплаванием, но был отправлен жить среди «волков» в горах, что его удручало («Ненавистны мне горы, недолго был я там, только девять ночей {Своя мысль: кажется, был в ПЛиО персонаж, проведший девять (!) лет в качестве заложника…}. Волчий вой мне резал слух после песни лебедей» - Старшая Эдда). В «Локасенне» Локи называет Ньорда извращенцем – эту черту можно найти и у Теона до заключения. Также связь Ньорда с духовенством находит отклик в крещении Теона и обращении в веру Утонувшего Бога. Более того, считается, что Ньорд совокуплялся с собственной сестрой, что Теон и пытался непреднамеренно сделать с Ашей, а впоследствии был за это жестоко унижен. Однако проблема с объединением этих персонажей возникает после трансформации Теона в Вонючку. Возможно, это связано с Датской легендой о Хадингусе, который, по сути, есть персонифицированный Ньорд, хотя есть и расхождения (например, Хадингус был героем, а Теона вряд ли можно таковым назвать). Интересно еще, что считается, что Хадингус побывал в аду и по возвращении покончил с собой, повесившись на виду у своих подданных. К тому же в ранней религии Ньорд считался бесполым богом и отождествлялся с богиней Нертус, таким образом, был не мужчиной и не женщиной, что, возможно, находит отражение в оскоплении Теона. Как это отразится на его будущем, сказать трудно. Хадингус, например, был женат на своей сестре и стал королем, а в конце концов покончил жизнь самоубийством (как я уже упомянул). Теон в этом отношении представляется весьма правдоподобным потенциальным самоубийцей. Интересно, как выведет дальнейшие события сам GRRM.

    Квасир

    После гражданской войны между ванами и асами последовало перемирие, и боги обеих сторон скрепили его обрядовым смешением слюны в чаше. Из этой слюны возник бог Квасир. Звучит странно? Пожалуй. Однако он считался мудрейшим из «богов» (хотя не ясно, был он все-таки богом или нет. Он ближе к богоподобному существу, а в некоторых текстах его даже называют «человеком») и мог отвечать на любой вопрос, какой бы ему ни задали. Он путешествовал по миру, распространяя свои знания, и был учителем как богам, так и людям… до тех пор, пока двое карликов не позвали его к себе домой. Согласившись, он пришел к ним и встретил свою погибель: карлики убили его, как только он переступил порог (иронично, что при всех своих огромных знаниях он был настолько легковерен). Карлики затем смешали его кровь с медом и приготовили напиток, и каждый, кто его пил, становился искусным поэтом, за что напиток был прозван «медом поэзии». В ПЛиО Жойен Рид был мудр не по годам, поэтому его прозвали «маленьким дедом». Он родился после восстания Роберта (гражданской войны) и вместе с Браном отправился далеко за Стену, постоянно наставляя его. Хотя он не был древовидцем, как Бран, он был щедро наделен даром зеленого видения, и он отвечал на все вопросы, которые Бран ему задавал. Так продолжалось до тех пор, пока он не был приглашен в пещеру Кроворона и Детей Леса, где был убит и обескровлен. Дети смешали его кровь с семенами чардрева, приготовили пробуждающее мудрость снадобье и велели Брану принять его. По крайней мере, мне кажется, что все было именно так. Потому что судьба Жойена до сих пор не раскрыта GRRM, а все знаки подтверждают мою догадку.

    Гати

    Гати – варг ( в значении «ужасный волк») и сын Фенрира. Его имя означает «Тот-Что-Ненавидит» и, как говорят, он гонится за луной по ночному небосводу. Предсказано, что с наступлением Рагнарока он поглотит луну. В ПЛиО в роли Гати выступает Арья Старк, которая одновременно варг и волчица. Она люто ненавидит своих врагов, больше, чем кто-либо из Старков, и каждый раз перед сном она перебирает имена людей, которых она хочет убить. Кроме того, она «гонится за луной» в том смысле, что старается стать Безликим (на дверях Черно-Белого дома, где Арья проходит обучение, вырезана луна). Таким образом, ее становление Безликим есть вестник того, что наступает Рагнарок (т.е. она наконец-то поймала луну – Валар Моргулис). К слову, я думаю, что Арье суждено умереть во сне, когда она будет видеть волчий сон. Ее душа затем вселится в тело Нимерии, которая хозяйничает на Трезубце во главе волчьей стаи (стаи, которую Арья всегда хотела). Нимерия была легендарной королевой-воительницей Вестероса, ее армия пересекла Узкое море на кораблях и захватила Дорн. Ее связь с Арьей символична в том смысле, что душа Арьи тоже перенесется через Узкое море и вселится в тело ее волчицы, чтобы захватить Речные земли и/или Винтерфелл. По сути, это станет противоположностью того, что случится с Джоном Сноу, так как его волк – Призрак – умрет тогда же, когда Джон будет убит черными братьями, на что сцена в сериале намекает так: когда Джон угрожает варгу одичалых Ореллу, он говорит ему: «Что произойдет с твоим орлом, если я убью тебя? Не упадет ли он замертво?».

    Фафнир

    Фафнир – карлик, отец которого –богатейший человек в мире. Совершив предательство, Фафнир убивает собственного отца и крадет его золото. Затем он сбегает вместе с сокровищами и превращается в дракона, чтобы оберегать золото. И хотя Фафнир не упоминается в мифах о Рагнарок, он является главным антагонистом сказаний о легендарном герое Сигурде (и мне предстоит еще выяснить, кто такой Сигурд в мире GRRM). Поэтому сложно предположить, какая роль отведена Тириону в дальнейших событиях, но Фафнир – это явно Тирион Ланнистер. Также как Фафнир, Тирион – карлик, который убивает богатого отца и затем сбегает за Узкое море под покровительство дракона (Дейнерис Таргариен). Далее он использует свой статус «наследника Кастерли-Рок» для того, чтобы вступить в ряды Младших Сыновей, что само по себе подсказка – Тирион и есть наследник Кастерли Рок… а не Младший Сын. Он единственный сын Тайвина, в то время как Джейме – второй сын (после Рейгара), как и Джон (после Эйегона), Бран (после Робба) и Станнис (после Роберта). В этом определенно что-то есть. Забавно, однако, что часть имени Тириона (Тир-) и название Младших Сыновей – аллюзия к Джейме, скорее чем к Тириону. Может, Джейме и есть Сигурд? Если GRRMсоединил образы Тора и Хонира, вероятно, он мог переплести и линии Тира и Сигурда.

    Гарм

    -[Редакция: см. пост «Лютоволки, Варги и дети Старков» по поводу инфо о том, что Рикон – Гарм. В этом посте я необдуманно определил Гарма как Григора Клигана, но автор одного из комментариев сумел провести лучшую параллель с Риконом.] Гарм – «кровавый пес, охраняющий ворота Хель». Его описывают как «чрезвычайно огромного пса», который, как и Фенрир, во время Рагнарок освободится от оков и вступит в схватку с Тиром. Интересно, что в миф он был добавлен лишь в 12/13 в. Исладнским поэтом Снорри Стурлусоном (должно быть, прототипом послужил Цербер из греческих мифов), поэтому его не было в ранних сказаниях о Рагнарок. Полагают, что он приходится Фенриру родней и заменил его в качестве врага Тира после того, как Тира на его посту главного бога потеснил Один. До этой перемены предсказывалось, что Тир одолеет Фенрира, будучи «Могучим» (TheMightyOne), т.е. Азор Ахаем. И так как Эйерис Таргариен и Роберт Баратеон на момент окончания «Танца» уже мертвы, мне думается, что GRRMследует ранним версиям мифа. Если учесть все это, можно сделать вывод, что Гарм в книгах представлен Григором Клиганом – Горой. Возможно, что и Сандор мог бы быть Гармом, но он не такой большой, как его брат, а Гарм описывается как «крупнейший пес». Кстати, Сандор к тому же жутко боится огня – из-за опять-таки Григора, поэтому он вряд ли мог бы поддерживать Рглора, что бы ни было (и, кажется, теперь он под покровительством Семерых, если допустить, что он и есть тот монах, которого Бриенна видела на Тихом острове). Напротив, Григора очень легко представить в качестве сторонника Владыки Света, так как он был убит Оберином Мартеллом и затем воскрешен Квиберном. И хотя Квиберн – скорее опальный мейстер, нежели Красный жрец, я предполагаю, что Григор-зомби весьма удобен как объект манипулирования. Таким образом, можно сказать, что он «освободится от оков», оторвавшись от Серсеи и Квиберна, и вырвется на свободу (не до конца, если будет находиться под контролем Кроворона, но будет казаться диким Серсее и Квиберну).

    Грым

    - капитан корабля Нагльфар, который плывет с востока, чтобы перевезти великанов в Асгард во время Рагнарока. Кроме этого, он практически ничего не делает, но в книгах он представлен Виктарионом Грейджоем, который отправился на Железном флоте за Дейнерис и ее драконами.

    Кракен


    - Кракен – это огромный моллюск из скандинавской мифологии, который, согласно легенде, поднимется на поверхность океана с наступлением Рагнарока. Хоть он и не участвует прямо в мифе и, скорее всего, был добавлен туда позднее, как и Гарм, считается, что он появляется из ниоткуда и топит корабли возле берегов Мидгарда (мира людей) и Асгарда. Говорят, что он был настолько огромен, что моряки принимали его за остров. Очевидно, кракена в ПЛиО представляет Дом Грейджой. Кракен изображен на их гербе, а сами они – разбойники, живущие на острове возле Вестероса. К тому же они заслужили черную репутацию своими скрытыми маневрами (пример: во время восстания Грейджоя ими был сожжен флот Ланнистеров). Более того, в отличие от остальных народов Вестероса, они плавают на «длинных кораблях» (Langskip), а не на галеях и каракках, как Ланнистеры, Баратеоны и Тиреллы. Они «всплывают на поверхность», когда Эурон садится на Морской Трон и вторгается в земли Простора. Это – еще один знак того, что начался Рагнарок.

    Паук

    - согласно скандинавской мифологии, судьбы людей и богов прядут, сидя под Мировым древом Иггдрасиль, Норны. Каждая их нить – человеческая жизнь, и узоры, которые они сплетают из них, есть взаимоотношения людей. Они не только прядут судьбы, но и поливают Мировое древо, дабы оно не засохло. Из-за этого мифа пауки у скандинавов считались священными – ведь они тоже плетут паутину. Скандинавы верили, что им открыты тайны связи прошлого с будущим. В книгах персонаж Варис, по прозвищу «Паук», по сути, плетет судьбы людей и втайне стремится связать прошлое с будущим (т.е. посадить Эйегона Таргариена на Железный трон). И хотя он – не женщина, как Норны, он был оскоплен в юности. Возможно, что он также «поливает Мировое древо», борясь с черным колдовством и магией крови (чем пользуется Локи, пытаясь низвеРагнарокуть мир = уничтожить Мировое древо). Но опять же, не все Норны были добры. Если вспомнить, каким гонениям Варис подверг Дени (сначала выдав ее на предводителя грубого племени дотракийцев, а затем приказав Джораху Мормонту убить ее), это наведет на мысль, что он – вовсе не добрая Норна. С другой стороны, если Дейнерис – Мировой Змей, Варис мог пытаться защитить Мировое древо, отправляя ее в Дотракийское море (подобно Одину, который забросил Йормунганда в море).

    Шут

    - Это наверняка покажется жестоким (ибо так и есть), но в древние времена и средневековье скандинавы заставляли умственно травмированных потешать их в качестве придворных шутов. Они не слишком издевались над шутами физически, но их забавляло их унижение, поэтому таких людей заставляли «выступать» (строить из себя дураков) на праздниках и торжествах. Подобная практика встречается и в ПЛиО – придворных шутов держали во многих великих домах, и все они были душевнобольными или в той или иной мере умственно травмированными (Лунатик, Маслобой, Пестряк, Динь-Дон и т.д.). Исключением был, пожалуй, Донтос Холлард, которого сделали шутом после лишения рыцарства в Королевской Гавани. Но к традициям скандинавов это тоже относится, потому как алкоголики и опальные придворные часто делались шутами в качестве наказания.

    Интересно, что навел меня на мысль о Рагнароке Ходор, а не [Тир]ион или Уолдер Фрей[р]. В мифе о смерти Бальдра Локи обманом заставил слепого и слабоумного брата Бальдра Ходра (пишется также как Ходур) убить Бальдра. Имя привлекло мое внимание, а схожее описание заставило меня задуматься – слабоумный Ходор & слепой и слабоумный Ходур, и они оба связаны с оборотнями – Кровороном и Локи, соответственно. Правда, вначале заинтересовало меня именно имя.

    Хочу еще добавить, что один из комментаторов упомянул, что имя Эддарда Старка перекликается с одним из главных источников скандинавской мифологии – ProseEdda (на русском языке называется «Старшая Эдда», но слово proseтакже значит что-то вроде «суровый, жесткий», а слово stark– «решительный, непреклонный»). Также комментарий пользователя Southronподсказал, что названия всех книг серии – ничто иное, как кеннинги (т.е. метафоры, подобные таковым в древнескандинавской поэзии: Игра Престолов = Борьба за Власть, Пир Воронов = Перемирие и т.д.). Похоже, оба действительно зрят в корень.
    --- Склейка сообщений, 23 ноя 2013 ---
    Знаки начала Рагнарока вряд ли могут быть разделены интервалами в 15 лет. :) Поэтому Манс, не Рейегар. Его ничего, кроме арфы, со "стражем великанов" вроде не связывает.
    А это не он их склеил. Все идет из "Prose Edda", и даже на англоязычной вики упоминается, что очень часто они считаются одним и тем же персонажем. =)
    Не только. Если не ошибаюсь, в сабже есть намек на связь древовидцев с легендой про Азор Ахая, но этому у автора блога посвящен еще один длиннющий пост, и обожедайтемневремявсеэтоперевести... :волнуюсь:
    А при чем здесь Тириошка? =) Фафнир - Тирион, а Фенрир - волк - варг - Бран...
     
  12. assec

    assec Знаменосец

    Клевета на Вариса, гнусная и ничем неприкрытая.

    Так Тириошке пасть не порвут? Тогда плохо.
     
  13. Анонимус-сан

    Анонимус-сан Знаменосец

    Вообще-то, я немного знаком со скандинавской мифологией, но такого не заметил.:annoyed:
     
  14. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    Вы читали "Старшую Эдду"? Это поэма внушительных размеров. Я хочу прочесть ее как-нибудь, но написанную витиеватым староанглийским вещь пока начать не решаюсь. :)
     
    Foxand и Анонимус-сан нравится это.
  15. Vitamin

    Vitamin Наемник

    Очень интересные "совпадения". Скажу больше: параллели между персонажами настолько явные, что заставляют верить в то, что эти мифы - именно то, чем "вдохновлялся" Мартин при создании саги.
     
    Кипри, Sladkyh, Zolotinka и 2 другим нравится это.
  16. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    А почему бы и нет? Некоторые моменты видны невооруженным глазом. Во-первых,
    Варги - понятие, бесспорно, из скандинавских мифов. Вики говорит:
    Во-вторых, Драугры -
    Иные же.
     
    Mustafazadeh нравится это.
  17. Анонимус-сан

    Анонимус-сан Знаменосец

    Я в основном знаком с общей мифологией.:)
     
  18. Lili

    Lili Скиталец

    Большое спасибо за этот перевод! По-моему, очень убедительно! Я аж наконец-то зарегистрировалась, хотя читаю форум уже давно)
     
    Sator Arepo нравится это.
  19. Анонимус-сан

    Анонимус-сан Знаменосец

    Иные- это скорее йотаны, ледяные великаны. Дети Леса могут быть альвами.
     
    Кипри, Ежик, Zolotinka и 7 другим нравится это.
  20. Sator Arepo

    Sator Arepo Гость

    А откуда читали, из какого источника? Или так, совсем общее ознакомление? Думаю, первоисточники ценнее, а эта поэма - один из них.
    Всегда пожалуйста! =))
    Думаю, там есть и от того, и от другого. Согласна, к йотунам они ближе, но они ведь не были зомбяками? :) А драугры - зомби, которые обладают нечеловеческой силой (в прологе "Игры престолов" это подчеркивается).
     
    first и Vivette нравится это.