Джейме Ланнистер [мнения]

Тема в разделе "Ключевое о персонажах", создана пользователем Narwen, 13 дек 2013.

  1. Narwen

    Narwen (o˘◡˘o)

    Тема является премодерируемой (посты проходят ручную проверку модераторами). Обсуждение персонажа должно вестись в обычной теме.
     
    Cat., w.informatik, Andaer и 7 другим нравится это.
  2. Soslan

    Soslan Удалившийся

    [​IMG]

    ДЖЕЙМЕ! МЕНЯ ЗОВУТ ДЖЕЙМЕ...

    Предисловие
    Ни один из Домов, представленных в цикле ПЛиО, не подвергался такой ожесточенной критике со стороны читателей, как Дом Ланнистеров. И если лорду Тайвину, Хранителю Запада, не могут простить организацию Кровавой Свадьбы, не принимают его макиавеллизм(1); жёсткость, цинизм, неразборчивость в выборе средств для достижения цели, жестокие приказы во время войны Григору Клигану сжигать все деревни грабить и убивать …, то его сын Джейме, о котором пойдет речь в нашем небольшом очерке, вызывает негодование своим цинизмом, испорченностью и порочностью; спит со своей сестрой, зарезал короля, которого поклялся защищать, сбросил "со стены" Первой Твердыни сына Эддарда Старка Брана (Игра Престолов, М., АСТ, Астрель, 2012, с. 83).
    В своих осуждениях Джейме некоторые участники не могут сдержать "возмущения" от деяний Цареубийцы и выказывают открытую неприязнь данному герою. Характерно следующее высказывание одной из участниц обсуждения :
    «Я могу легко и вульгарно клеймить его с радостью и удовольствием. Потому что по-моему мнению, он достоин того, чтобы его клеймили.»
    ( post: 907169, member: 5604, взято из дискуссии с автором данного очерка)


    Уважая и понимая это и другие резкие негативные мнения о Джейме, всё-таки,
    полноты картины ради, добавим:
    Джейме отчаянный храбрец, его уважают простые солдаты, в 15 лет он сражался против разбойников Королевского леса, спас жизнь лорду Самнеру, смог выстоять против главаря разбойников Улыбающегося Рыцаря, был посвящен в рыцари за доблесть в бою самим Эртуром Дейном, а король Эйерис II взял 15 летнего мальчика в Королевскую Гвардию. Добавим, что Джейме красивый, высокий мужчина. Вот каким его впервые увидел Джон Сноу, бастард Эддарда Старка:
    «…близнец королевы Серсеи, высокий, золотой, с искрящимися зелёными глазами и улыбкой, резавшей, словно нож. Облачённый в алые шелка, черные высокие сапоги и черный атласный плащ. С груди его туники разевал пасть вышитый золотой нитью герб его дома. Джейме называли в лицо Львом Ланнистером, а за глаза шептали –Цареубийца. Джон с трудом отвернулся от него». ( Игра Престолов, М., АСТ, Астрель, 2012, с. 51)
    После выхода книги цикла «Буря Мечей» некоторая часть читателей стала относиться к персонажу Джейме более благосклонно, видимо пораженная теми испытаниями, что выпали на его долю. На форуме обсуждения переходят в плоскость – изменился Джейме или не изменился? Общее настроение читателей по отношению к Джейме осмелюсь выразить блестящей эпиграммой
    А.С. Пушкина на М.С. Воронцова:

    Полу-милорд, полу-купец,
    Полу-мудрец, полу-невежда,
    Полу-подлец, но есть надежда,
    Что будет полным наконец

    Итак, цель нашего исследования не определять в процентах, насколько изменился Джейме. «Хороший» он или «плохой» . Заслуживает ли он «п р о щ е н и я» или «так ему и надо» .
    Ваш покорный слуга не пытается обелить, равно как и очернить персонаж Джейме.
    Предметом внимания нашего очерка будет анализ сюжетной линии романа «Буря Мечей» , которую мы условно назвали «Дорога Джейме» , а именно та его событийная часть, что происходит по пути в Королевскую Гавань из Риверрана. Для нас важен сам процесс душевных изменений Джейме во время пути, причины этих изменений, его мысли, поступки.
    Для нас важен не Цареубийца, а Джейме…

    Спасибо тем читателям, кто ознакомившись с содержанием предисловия, все-таки приняли стоическое решение продолжить чтение! Тогда эта статья для Вас, уважаемые друзья и коллеги по форуму!


    ДЖЕЙМЕ. ДОЛГИЙ ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ.

    Введение

    Образ Дороги занимает важное место в мировой художественной литературе, мировой культуре в целом.
    На «д о р о г у» выехал Дон Кихот, на «д о р о г е» случайно встретил Гринёв Пугачёва и это определило его судьбу, по «д о р о г а м» путешествовали рыцари готических романов,
    в «д о р о г е» проходили испытания и приключения Одиссея, Аргонавтов. Уместно вспомнить творчество русского писателя Михаила Николаевича Загоскина, написавшего исторический роман «вальтерскоттовского типа»
    «Юрий Милославский»(2), весь построенный на дороге и дорожных встречах.
    А «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова? А «Путешествие в Арзрум»
    А.С. Пушкина и путевые заметки А.А. Бестужева-Марлинского...?
    В кинематографе существует термин «роуд-муви» (3), определяющий так фильмы-путешествия, герои которых находятся в дороге.
    Сколько замечательных песен создано, метафорическим, символическим образом которых служит дорога. Этои «Road Trippin» Red Hot Chili Peppers,
    «Road To Hell» Chris Rea, знаменитая «My Way» Frank Sinatra,
    нельзя не упомянуть про The Beatles – «The Long and Winding Road»,
    «Эх! Дороги» Анатолия Новикова и Льва Ошанина…
    Можно вспоминать и перечислять очень долго…
    Участник форума @Убийца Матрёшек в своей статье
    «Дорога в жизни Бриенны» утверждает, что «дорога и Бриенна неразлучны, ... в своей жизни Тартская дева много путешествовала, но ключевыми… стали – конвоирование Джейме в Королевскую Гавань...»(4) Важное замечание уважаемого сира Убийца Матрешек, обращает наше внимание на то,
    что ДОРОГА это существенный, многофункциональный, широко распространенный в художественно-литературном творчестве пространственный ориентир.
    "Хронотоп дороги"(5), как принято его обозначать в литературоведении.
    Автор этого термина, выдающийся русский философ и
    мыслитель Михаил Бахтин(6), пишет:
    «На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной и пространственной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей — представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы. Здесь своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизуясь социальными дистанциями, которые здесь преодолеваются. Это точка завязывания и место совершения событий» .(7)
    В литературе образ дороги может иметь узкое топографическое значение, когда герой, путешествуя, проходя через трудности, испытания, остаётся верным себе, цельной натурой. Такие примеры характеры для античной литературы, мифологии; Вспомним Геракла, Одиссея, Персея, Ясона. Данные герои обладали определёнными набором качеств, которые остались к концу их приключений неизменными. Но вспомним и тернистый, горестный, героический путь Андрея Соколова из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». «Дорога» для него это «жизненный путь». Значение метафорическое и ёмкое, раскрывающее страшную и тяжелую судьбу героя, деформацию его души. Герой изменяется и внешне, и внутренне…
    В книге цикла ПЛиО «Буря Мечей» Джордж Мартин создаёт сюжетную линию Бриенна-Джейме, активно используя «хронотоп дороги».
    Начиная путь, как относительно простое конвоирование Джейме в Королевскую гавань, дорога для них превращается в место свершения драматических кровавых событий. Именно в «дороге» происходят переломные моменты в жизни героев.

    Дорога Джейме. Основная часть

    Конвоирование Джейме в Королевскую Гавань условно можно разбить на несколько важных этапов, на каждом из которых происходит внутренняя эволюция героя.
    Если сидение в темнице Риверрана уязвляло самолюбие и гордость Цареубийцы, но не лишало его присутствия духа и мужества, то самые настоящие испытания начались после пленения Бравыми Ребятами;

    Первый Переломный момент в жизни Джейме наступает после отрубания ему руки, осознания своей увечности, уязвимости и беспомощности. Джейме испытывает издевательство и унижения со стороны Кровавых Скоморохов; «Теперь он понял, каково было Тириону каждый раз, когда над ним смеялись.»
    (Джордж Р.Р. Мартин. Буря Мечей, М., Астрель, 2012, с.347; далее как Б.М.)

    Он с ужасом осознаёт, что принадлежность к Великому Дому Ланнистеров не спасает, что, оказывается, магическая формула «Ланнистеры всегда платят свои долги» не работает! Он! Блистательный Непобедимый Лев Ланнистер «никто» в глазах садистов и палачей «Бравых Ребят».
    Лучшего мечника королевства, золотоволосого красавца поят лошадиной мочой и вешают на грудь отрубленную руку… Даже отчаянная попытка умереть с мечом в руке, в бою превращается в жалкий фарс. Инвалид не может владеть мечом. Над ним вновь смеются. Джейме не хочет жить.

    Второй Перелом в сознании наступает, когда Бриенна обзывает его трусом.
    «Это слово потрясло его. Он, Джейме Ланнистер, рыцарь Королевской Гвардии, Цареубийца. Трусом его еще никто не называл. Как угодно: клятвопреступником, лжецом, убийцей, жестоким, бессердечным, вероломным, но не трусом.
    — А что мне еще остается? — спросил он.
    — Жить. Бороться. Мстить. — Бриенна произнесла это слишком громко.
    Джейме думал: «Трус? Неужели? Они отрубили мне правую руку — значит, я весь заключался в ней? Боги, неужели это правда?...
    …Женщина права. Нельзя ему умирать. Серсея ждет его, нуждается в нем.
    И Тирион, его младший брат, любящий его непонятно за что. И враги тоже ждут: Молодой Волк, побивший его в Шепчущем лесу, Эдмар Талли, державший его в темнице закованным в цепи, и эта сволочь, Бравые Ребята.
    Наутро он заставил себя поесть. Ему давали дробленый овес, лошадиную еду, но он съел все подчистую, и вечером тоже. «Живи, — твердил он себе, когда овес застревал в горле.
    — Живи ради Серсеи, ради Тириона, ради мести…»
    Начались дни и ночи, «слившиеся в тумане боли. Он дремал в седле, прижавшись к Бриенне, вдыхая смрад своей гниющей руки, а ночью просыпался на твердой земле от страшного сна»
    (Б.М., с.348).

    Один из важных, на наш взгляд, эпизодов, который наглядно показывает, что Джейме начинает, как личность меняться, сам того не осознавая пока, это его отчаянный крик «Сапфиры», чтобы спасти Бриенну от насилия!
    И «Рорж, изрыгая ругань, снова ударил его ногой по культе. Джейме взвыл, успев подумать напоследок: не знал, что на свете существует такая боль» (Б..М., с. 350).
    Циник Джейме, безжалостный Джейме, извращенный Джейме заступается за женщину, зная, что его могут изувечить.
    И Бриенна, называющая презрительно Джейме Цареубийцей, считающая его архигрешником, говорит своему заступнику
    «… благодарю тебя, сир» (там же, с.350).

    Третьим Переломным моментом в сознании Джейме считаем его пребывание в Харренхолле. Когда-то, на турнире Уэнта, его чествовали, он получил здесь свой белый плащ, теперь мучитель Варго Хоут «решил устроить торжественный въезд. В миле от ворот Харренхолла Джейме заставили спешиться и обвязали веревкой вокруг пояса. Бриенне связали запястья другой веревкой, а концы прикрепили к седлу Варго Хоута. Пленники, спотыкаясь, зашагали бок о бок за полосатой квохорской лошадью.
    Джейме удерживала на ногах только ярость. Повязка на его культе стала серой и зловонной от гноя, несуществующие пальцы ломило на каждом шагу. «Ничего, — говорил он себе, — я крепче, чем они думают. Я все еще Ланнистер и рыцарь Королевской Гвардии». Он доберется до Харренхолла, а там и до Королевской Гавани. Он выживет и уплатит свой долг с процентами»

    (Б.М., с. 351).

    Да, Джейме унижен, сломан, но «мир ломает каждого и многие потом только крепче на изломе ».(8)
    Истерзанный, изувеченный, «гниющий заживо» Джейме не побежден! Примечателен момент, что после болезненной операции на культю, когда он потерял (в который раз) сознание от чудовищной боли, очнувшись, Джейме просит Квиберна помочь и Бриенне. «Займитесь заодно и ею — я ткнул ее в ногу, когда мы дрались, и она прихрамывает" (Б.М., с. 356).

    Центральным эпизодом пребывания Джейме в Харренхолле является откровенный разговор с Бриенной в бане. Джейме поведал о событиях после Колокольной Битвы, о безумии короля, о его желании устроить из КГ огромный погребальный костер…
    О приказе Эйериса принести голову его отца – «Если ты не изменник, принеси мне голову своего отца» (Б.М., с. 423), о том, как он убил Россарта, Эйериса и Гаригуса…
    Джейме мог ей рассказать ещё много страшных историй, ведь «королевская гвардия знает все секреты короля» (см. ниже); каково это - молча наблюдать, как на твоих глазах заживо сжигают людей, как жалобно кричала в своих покоях королева Рейелла, истязаемая возбуждённым после казни Эйерисом…
    «Мне Больно! Ты мне делаешь Больно!»
    И как ранили эти крики душу Джейме.
    (Пир Стервятников, М., Астрель, 2012, с. 240-241)
    Поражённая Бриенна долго молчит.
    «Мой рассказ лишил тебя дара речи? Сделай хоть что-нибудь. Обругай меня, поцелуй или назови лжецом.
    — Если это правда, почему об этом никто не знает?
    — Рыцари Королевской Гвардии дают клятву хранить секреты короля. Хочешь, чтобы я ее нарушил? — засмеялся Джейме. — Думаешь, благородный лорд Винтерфелла стал бы слушать мои оправдания? Ему бы честь не позволила. Ему хватило одного взгляда, чтобы признать меня виновным. — Джейме встал в ванне. — Есть ли у волка право судить льва? Кто дал ему такое право?»
    (Б.М., с.424)

    Небольшая реплика в сторону:
    Все мы помним чудовищную «эффективность горения» дикого огня при «Битве на Черноводной». Представим, чтобы было с женщинами, детьми, стариками, всеми жителями Королевской гавани, если бы Джейме не решился на убийство пиромантов и короля?

    Как мы знаем, Джейме теряет сознание и его подхватывает Бриенна. Но давайте, уважаемый читатель, на минуту отвлечёмся и вспомним, что у французского писателя Виктора Гюго в романе «О т в е р ж е н н ы е» есть очень интересный эпизод, когда маленькая девочка Козетта идёт по ночному лесу с большим ведром воды (хозяева харчевни Тенардье погнали её в лес за водой).
    И в «это мгновение она почувствовала, что ведро стало легким. Чья-то рука, показавшаяся ей огромной, схватила дужку ведра и легко приподняла его. Она вскинула голову. Высокая черная прямая фигура шагала рядом с ней в темноте. Это был мужчина, неслышно догнавший ее. Человек молча взялся за дужку ведра, которое она несла.
    Во всех случаях жизни человек слышит предупреждающий голос инстинкта.
    Ребенок не испугался
    ».
    (9)

    П р и к о с н о в е н и е! Все дело в прикосновении. Ребенок почувствовал доброту Незнакомца, как Иисус в Капернауме почувствовал прикосновение больной женщины, потому что она любила и верила, что он её исцелит. Джейме , даже потерявший сознание, чувствует руки Бриенны. Они «покрылись мурашками,
    но они были сильные и гораздо нежнее, чем он мог подумать.
    Нежнее, чем у Серсеи»
    (Б.М., с.424).
    Для меня это Важно! Замечательно! Мартин - великий романтик! Ненавязчиво, скупо, выразил эмоциональное состояние и Бриенны, и Джейме через
    П р и к о с н о в е н и е!

    На заключительным этапе долгого путешествия Джейме происходят два значимых события. Это странный сумбурный сон Джейме и его возвращение в Харренхолл, чтобы забрать с собой Бриенну.
    Что касается «сна джейме»(10), мы не будем вдаваться в его подробности и толкование, т.к. расшифровка образов, знаков и фраз является отдельным предметом изучения. Для нас важно, что после сновидения Джейме решает вернуться за Бриенной. Мотивация этого поступка и его отчаянная храбрость, когда Джейме прыгает в яму, в которой находится огромный разъярённый медведь и спасает Бриенну, остается для нас неясной, но также свидетельствует о «душевных изменениях» личности отважного рыцаря.
    Объяснения даёт сам Джейме, когда Бриенна впервые вместо презрительного «Цареубийца» обращается (дождался):
    « — Сир Джейме…
    Я благодарна тебе, но… вы ведь уже далеко успели уехать. Зачем вы вернулись?
    На языке у него вертелось с дюжину шуточек, одна другой ехиднее, но Джейме только пожал плечами и сказал:
    — Ты явилась мне во сне»
    (Б.М., с.516).


    Заключение

    К концу путешествия перед нами предстаёт «изношенный» человек. Внешне он так изменился, что половина королевского двора его не узнает.
    Джейме глядит на себя в зеркало и не видит «больше того человека, который путешествовал по речным землям вместе с Бриенной…Он исхудал, щеки ввалились, под глазами появились морщины – он стал похож на старика». «Одежда на нем тоже плохо сидела…всё это болталось…, как на пугале…» (Б.М., с.752, с. 755-756).
    Джон Сноу никогда не признал бы в этом израненном душевно и физически человеке того золотого красавца, поразившего его своим блеском и величием, который когда-то гордо въезжал в ворота Винтерфелла в свите короля…

    Мы можем предположить, что Джейме, несмотря на перенесённые страдания, испытывает ощущение легкости и внутренней свободы от того, что приобрел «способность» не врать самому себе. И если раньше, как удачно замечает один из участников данного форума Леди Рамиэрия
    «…Джейме ушел с головой в любовь к сестре и по сути спал, просто закрывая глаза на все, что ему отвратительно…»
    ( post: 906917, member: 5728).
    То теперь Джейме уже «не боится голоса своей совести».
    Не «боится своих мыслей».
    К примеру, размышляя о смерти Джоффри, честно признаётся, что если бы Всевышний предложил ему вернуть сына или руку, он, не колеблясь, выбрал бы руку (Б.М.,с.696).
    Джейме опостылела ложь!

    Серсее он предлагает не скрывать больше их отношений.
    Отказывается выполнить приказ Тайвина вернуться в Бобровый Утёс, по сути пойдя на разрыв отношений с могущественным, мстительным и безжалостным лордом. Признаётся Тириону в участии насилия над его любимой девушкой Тишей, организованного Тайвином.
    Существует расхожее выражение, известное всем – Заглянуть внутрь себя…
    Джейме смог заглянуть внутрь себя и не испугаться той мерзости, что была в нём.

    Очевидно, что он не жалеет себя, его накрыла волна болезненного самоосуждения;
    «Что сказал бы сир Эртур Дэйн об этом собрании?» - задаётся вопросом Джейме , глядя на новых братьев-гвардейцев.
    Как случилось, что Королевская Гвардия пала так низко? – вероятно спросил бы он. «Это моих рук дело – пришлось бы ответить Джейме.- Это я открыл дверь, а когда в неё поползли гады, и не сделал ничего, чтобы воспрепятствовать им»
    . (Б.М., с.756).

    Он стал часто задумываться о прошлом, о своих поступках, о тех людях, что окружали его…
    В «рассуждениях старика» сквозит мудрый пессимизм и горечь разочарования…
    «Мир в те дни был проще, подумал Джейме, и человек тоже, а мечи делались из лучшей стали. Не потому ли, что ему тогда было пятнадцать лет? Теперь они все мертвы…И тот мальчик, который звался Джейме Ланнистером. Когда же он умер? Когда надел белый плащ или позже, когда перерезал глотку Эйерису? Тот мальчик хотел стать сиром Эртуром Дейном, но где-то по дороге превратился в Улыбчивого Рыцаря».
    (Б.М., с.755)
    Какая «беспощадная самооценка», какой грустный итог прожитым годам.
    Разговаривая с сиром Лорасом, слушая его плохо скрываемые дерзости, Джейме внезапно понял, что «он это я».
    «Я говорю с прежним собой – та же петушиная надменность, то же дутое рыцарство. Вот что бывает, когда достигаешь слишком больших успехов в слишком юном возрасте»
    (Б.М., с. 761).
    Прошлое настигает Джейме в образе Лораса и он чувствует, что Рыцарь Цветов «не боится его», считает «неопасным» калекой, не принимает всерьёз. Ему безразлично и его положение при дворе, и место в Малом Совете;
    « Джейме наблюдал за ним с другого конца стола, размышляя о лордах, жаждущих получить место в малом королевском совете. Свое он готов уступить хоть сейчас. Если это и значит властвовать, то власть — чертовски скучная штука. Он не чувствует себя власть предержащим, глядя, как Томмен макает перо в чернильницу» (Б.М., с.822).

    Мы покинем несчастного Джейме в момент, когда он уже попрощался с Бриенной и сделал запись в Белой Книге:

    «Побежден в Шепчущем лесу Молодым Волком Роббом Старком во время Войны Пяти Королей. Содержался пленником в Риверране. Освобожден под честное слово, которого не сдержал. Вновь взят в плен Бравыми Ребятами и лишен правой руки Жирным Золло по приказу их командира Варго Хоута. Возвращен в Королевскую Гавань благодаря Бриенне, Тартской Деве»
    (Б.М., с.834).
    Лучше Джейме никто не расскажет о «Джейме!» Ни малейшей попытки приукрасить и «отредактировать свою жизнь», честное признание заслуг Бриенны. Автор цикла Мартин, завершая последнюю главу романа о Джейме, пишет, что «Сир Герольд Хайтауэр начал его, (Джейме), историю, а сир Барристан Селми ее продолжил, но остальное Джейме придется завершать самому, и он может написать здесь все, что захочет.
    Все, что захочет…»
    (Б.М., с.834).
    Тем самым писатель намекает на свободу выбора для нашего героя!
    Только ему решать, как жить дальше…
    Путь, начатый из темницы Риверрана и завершённый в келье лорда-командующего Королевской гвардии, навсегда изменил «золотого рыцаря».
    «Цареубийца ушёл», остался надломленный покалеченный человек по имени Джейме, которому удалось много мерзостей из себя вытравить!
    Никто не знает, насколько он изменился. К чему эти изменения приведут.
    «Никто не может сказать, что происходит на отрезке, отделяющем того человека, которым ты был, от того, которым стал. Никто не может описать этот кошмарный участок ада, где ты совершенно одинок.
    Не существует никаких схем подобных перемен.
    Ты просто…выходишь с другой стороны»

    (Стивен Кинг. Противостояние, М., АСТ, Мир, 1997, с. 443).
    1. МАКИАВЕЛЛИЗМ – термин, вошедший в политическую психологию благодаря имени Никколо Макиавелли. М. – линия поведения в политической деятельности, для которой свойственно пренебрежение нормами морали в достижении политических целей, лицемерное и коварное управление, манипулирование другими. В то же время М. – явление историческое, и его оценка предполагает объективный и критический подход с целью выявления слабых мест и ограниченности применительно к современной политической проблематике.


    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Юрий_Милославский,_или_Русские_в_1612_году

    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Роуд-муви

    4. Убийца Матрёшек. Дорога в жизни Бриенны.
    http://7kingdoms.ru/talk/threads/4241/#post-994271

    5. Хронотоп (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Хронотоп

    6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Михайлович_Бахтин

    7. М. М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе.

    http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/hronotop10.html

    8. Эрнест Хэмингуэй. Прощай оружие.

    http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2467&p=64

    9. Виктор Гюго. Отверженные.

    http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/75819/113/Gyugo_-_Otverzhennye._Tom_I.html

    10. http://7kingdoms.ru/wiki/Предсказания

     
    Последнее редактирование: 28 мар 2014
  3. gvelion243

    gvelion243 Мастер-над-оружием

    [​IMG]
    Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде.

    Джейме – один из самых сложных, ярких, интересных и один из моих любимейших персонажей ПЛиО . Его ПОВы одни из самых интересных , по моему мнению.
    С ранних лет, Джейме мечтал быть прославленным рыцарем, как тот же Эртур Дейн. Тот факт, что он был посвящен в рыцари самим Эртуром, думаю добавил ему самоуверенности и гордыни собой , в столь молодом возрасте. Конечно, на решение служить в КГ повлияла Серсея. В тоже время, сбылась мечта Джейме, и он служит бок о бок с лучшими рыцарями Вестеросса . Служба при Эйрисе , повлияла на него. Все те ужасы, виденные при дворе Эйриса не могли не повлиять на Джейме и его отношение к клятвам.
    В итоге, в один важный момент, ему пришлось нарушить свою клятву королю, для спасения КГ . Многие упрекают Джейме за то, что не пошел защищать детей Рейгара. Я все же думаю, что Джейме не ожидал от отца, находясь в не очень хорошем психологическом состоянии и по своей 17 – летней наивности , что их убьют.
    Конечно, можно упрекать, что надо было все равно пойти , подумать о них и т.д. , но я не слишком строг к 17-летнему парню в этом вопросе. Хотелось бы понять, какие именно чувства он испытывал в тот момент, но похоже, мы этого никогда не узнаем, если только не будет каких-нибудь еще воспоминаний Джейме о том моменте.
    Хоть Нэду и не понравилась увиденная им картина, но Роберт, по настоянию Джона, помиловал Джейме , наделив при этом титулом ,, Цареубийца ‘’ . Я считаю, после все этого, Джейме по прошествии времени, стал сам стараться соответствовать созданному имиджу, что можно интерпретировать, как защитный механизм, наподобие того, что Тирион описал Джону.
    Также он уделять намного больше времени своей сестре, сделав 3 бастардов. К самому инцесту с ней , я отношусь не слишком отрицательно , во многом из-за того, что Джейме действительно любит ее, но вот последствия этого сказались ужасно на стране ( конечно были и другие факторы, из-за которых началась война ), так что вина здесь лежит на Серсее и Джейме также . В ИП мы его видим надменным, смотрящего с высока на других , поглощенного любовью к свое сестре человеком. Впрочем, чувство превосходства над другими свойственно также другим основным Ланнистерам саги : Тириону , Тайвину и Серсее. Тириону это свойственно все же меньше других, в связи с его собственным физическим положением и тем, как на него смотрит общество. В случаи с Браном, я могу понять его мотивы , но это не оправдывает такой поступок , в моих глазах. Благо для Брана, у Старых Богов тогда уже были на него планы.
    Атака на Нэда, мне видится, как необдуманный и эмоциональный поступок Джейме, желающий помочь своему брату. В столкновении с Роббом, проявил недальновидность и неосторожность. Хотя та же отвага Джейме в битве, была признана самими же северянами.
    Время проведенное в тюрьме немного поумерило его пыл, а также повлияло физически. Выпущенный Кейтилин, вместе с Бриенной, он начал свой путь к КГ. Больше всего он хотел вернуться к Серсее, а также отомстить Старкам и Талли. К своей попутчице, Джейме относился пренебрежительно и надменно, хотя немножко его уважения она заслужила. Встреча с бандой Варго Хоута и лишение руки, стало тем поворотным моментом , на мой взгляд, начавший трансформацию Джейме. Он спас Бриенну от изнасилования , но после Харенхолле им придется расстаться ненадолго, ибо Бриенну оставили Варго Хоуту, а Джейме везут в КГ. По пути, Джейме снится странный сон, который можно толковать по разному. Я вижу много пророческих моментов в нем. Такие, как например :
    ,, — Я дал тебе меч, — сказал лорд Тайвин. ''- Тайвин подарил меч Джейме.
    ,, — Я поклялась охранять тебя, — упрямо сказала женщина. — Я дала клятву. ''- Бриенна защищающая Джейме .
    ,, — Меч, — умоляюще сказала Бриенна '' - С веревкой на шее, Бриенна выкрикивает ,, меч '' перед Бессердечной. Мартин подтвердил, что ее последнее слово было ,, меч''.
    ,,— Кого они держат там внизу, медведя? — настороженно прислушиваясь, спросила она.'' - Знаменитая сцена между Бриенной , Джейме и медведем .
    ,,— Пещерного льва? Лютоволка? Скажи мне, Джейме. Что живет там, во тьме?

    — Рок. — Он знал, что ни медведя, ни льва там нет. — Только рок.''
    -Думаю , что тут имеется ввиду Долгая Ночь.
    ,,Лицо женщины в серебристом свете мечей было бледным и свирепым. '' - Высоко вероятная встреча Джейме с Бессердечной.
    ,,он вздрогнул от ее внезапного теплого прикосновения.'' - Бриенна приезжает живой к Джейме в ТсД , не зомби.
    ,, — Останься со мной, — взмолился Джейме. — Не покидай меня здесь одного. — Но они уже удалялись. — Не оставляйте меня во тьме! ''- Джейме переживет Серсею и они не умрут в один день, по моему мнению .
    Также этот сон, характеризует перерождение Джейме , его новое стремление научиться жить без правой руки.

    После этого странного сна, Джейме решает вернуться в Харенхолл за Бриенной. Он с одной рукой прыгнул в яму к медведю, чтобы спасти ее, что является одним из лучших моментов БМ, по моему мнению. По прибытии в КГ защитил ее от Лораса. Насчет эпизода с Серсеей, я это скорее вижу, как один из тех эмоциональных порывов, присущий Джейме времен ИП. После этого в эпизоде с отцом, он дал ему ясно понять, чего он лично желает , получив при этом неодобрение Тайвина, конечно же . Джейме спас Тириона , которого оставили практически все ( вообще, Джейме был одним из тех кто к нему тепло относился с детства.) , ну и признался об эпизоде с Тишей, что отец заставил его солгать. Не знаю, мне кажется немного странным, что Джейме не пытался за все эти годы, рассказать своему любимому брату правду, но думаю , что все те изменения произошедшие с ним, заставили его наконец-то сознаться, да и тот факт, что он Тириона возможно больше не увидит, тоже сыграл свою роль. Момент с Белой Книгой в конце его последней главы БМ, знаменующий начало нового пути, один из моих любимых. Джейме наконец-то признал победу Молодого Волка над собой, а также, как его деяния скромны по сравнению с Барристаном , но страница его не заполнена и
    В Пире Джейме чаще всего задумывается над Серсеей и сказанным Тирионом. Можно сказать, что он наконец-то начал раскрывать свои глаза насчет нее . Думаю, признание Ланселя убедило его насчет нее, что вылилось в сжигание письма и невозвращению в КГ.
    В Пире Джейме также продемонстрировал, что стал мудрее, взяв тот же Риверран без каких-либо потерь. Он начал учиться на собственных ошибках, например ,всегда выставляю охрану у лагеря и отправляя людей на разведку обстановки. Джейме решает тренироваться с Илином Пейном, минуты с которым являются своеобразной отдушиной для него . Джейме встречается со своим двоюродным братом Ланселем, от которого он получает подтверждение того, что Серсея действительно спала с ним. В Танце он наконец-то снова встречает Бриенну, с именем которой связан, один из лучших моментов четвертой книги, когда он своей золотой рукой обучил Роннета хорошим манерам. Бриенна рассказала ему, о том, где находится Санса, и Джейме, желающий выполнить клятву Кет, пошел с ней. Хочется отметить еще несколько моментов, показывающие внутренние изменения Джейме :
    Мысли Джейме в первых главах. Джейме о Мирцелле в Танце
    Джейме пытается всерьез соблюдать свои обеты, в том числе и данные мертвой женщине.
    Джейме о Бране в первых главах
    Джейме о Бране в конце Бури
    Нет, я понимаю, что это не на уровне хотя бы того же Теона, который желал бы погибнуть на КС вместе с Роббом, но хоть что-то.
    Насколько помню еще, Джейме в Танце, то ли в Пире вешает преступников и у него ощущение справедливости, которое он много лет не испытывал и т.д.
    Джейме о своей руке, после отрезания и слов Бриенны
    Джейме начинает уделять хоть немного времени детям, тому же Томмену например. Также он думает, что Серсею надо убрать от него подальше. Его обращения к Бриенне прошли путь от ,, глупая, неповоротливая баба'' до ,, миледи''.

    Джейме думает о Сансе в Танце Драконов :
    Он хочет восстановить прежнее величие БГ. Он стал намного более скромным, в общении с другими людьми в том числе, по крайней мере, такое ощущение у меня сложилось. Также , Серсея отмечает, как Тайвин хотел, чтобы Джейме носил золотой панцирь и чтобы его одеяние говорило, что он Ланнистер, что он и делал в ИП. Со времен возвращения в КГ, он всегда в белом, в цветах Гвардии. Мартин часто уделяет особое место в саге, для описания еды и одежды персонажей, которые во многих случаях, добавляют штрихов к характеру персонажей . Одним из ярких примеров, можно считать Ренли, ибо частое описание того, как он одет, расширяет наше представление о нем , а также говорит и характеризует, какой он человек. В случаи с Джейме, смена цветов одеяния с золотого на белый цвет БГ символично и говорит нам о пути, который Джейме решил выбрать.

    Конечно, можно сказать, про то, что Джейме пригрозил Эдмару, жизнью его ребенка, но мне кажется, что это была вынужденная мера, чтобы Эдмар сдал Риверран. Джейме знал куда надавить, кмк. Также можно сказать, что Джейме воспользовался своей и Тайвиновской репутацией среди жителей Вестеросса, чтобы Эдмару легче было поверить в серьезность угрозы его младенцу. К такому же методу прибегнул Джон Сноу , напомню, когда он пригрозил Гилли, что ее ребенок тоже умрет, вместе с сыном Манса, если она не отдаст его . Маленького Теона, Нед взял в заложники, чтобы держать его отца в узде. Джон сам же поступал по примеру отца в ситуации с детьми Одичалых .
    Влияние же Серсеи на Джейме, конечно же продолжалось, вплоть до его разрыва с ней в Пире. Благо, Тирион, а потом и Лансель открыли Джейме глаза насчет нее. Этот путь внутренних изменений Джейме еще не завершен, я считаю .Что случится дальше, предстоит узнать в Ветрах.

    В конце концов, как мне кажется, в переосмыслении себя, главную роль сыграли 4 фактора : плен в Риверанне, потеря руки , Бриенна и разрыв с Серсеей. Бриенна же является тем напоминанием рыцарских идеалов, в которые он когда-то верил. Можно сказать, она в некоторой степени напоминает Джейме его самого в молодости. Такая же вера в обеты и в рыцарские идеалы. Для Джейме кумиром молодости был Эртур Дейн, он мечтал стать таким-же великим рыцарем, но по пути превратился в нечто иное. Встреча с Бриенной, потеря руки и т.д., заставило его снова попытаться стать тем, кем он мечтал быть с детства. Конечно, у Джейме и до потери руки, были положительные черты. Так например, Джейме любит своего маленького брата и тепло к нему относился, всегда был против изнасилования. Он презирает тех, кто это делает и спасает Бриенну от изнасилования и т.д. Да и взглянув с его точки зрения на некоторые события , Джейме и его действия касательно их , можно понять.Конечно, у Джейме еще встречаются нелицеприятные моменты, как и мысли, но я думаю, он пока движется в правильном направлении. Я не думаю, что он переживет сагу. Шансы на это очень малы, по моему мнению, но я уверен , что в будущих книгах Джейме сыграет немаленькую роль, и возможный конец будет таким же ярким и запоминающемся, как и сам персонаж.
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2014
  4. noyellow

    noyellow Межевой рыцарь

    Моё отношение к Джейме.

    Джейме Ланнистер – один из самых интересных героев «Песни», но у меня нечасто возникает желание его пообсуждать.

    Он – один из любимейших моих героев цикла, но мне редко когда хочется его защищать или оправдывать.

    Причина этого явления кроется, скорее всего, в том, что с этим персонажем я нахожусь в редкостной гармонии: я готова наряду с его достоинствами признать массу косяков и ряд его поступков назвать не то что противоречивыми, а откровенно гадкими. Но при всём при этом он совершенно не нуждается ни в каких оправданиях, чтобы продолжать ему симпатизировать, что бы он не сделал – это укладывается в его многогранную натуру.

    Он продолжает удивлять – вот уже не первый том – и поэтому вряд ли когда покинет самые высокие места в списке моих личных симпатий.

    Он развивается, ищет себя, учится мыслить трезво и поступать сообразно не некому набору идеалов из клятв, а собственной, внутренней системе координат, которая направляет его в нужную сторону – всё это позволяет мне отнести его в категорию героев положительных (хотя такое определение вульгарно и субъективно), людей, подобных которым я была бы не прочь повстречать на жизненном пути.

    Развитие образа.

    В первых двух книгах и в начале третьей образ Джейме казался мне несколько однобоким – эдакий типичный спортсмен-задира из среднестатистической старшей школы. Как случается у людей, которые слишком хороши в чём-то (боевые навыки в данном случае), Джейме не чуждо ощущение вседозволенности, а препятствия на пути он привык решать одним и тем же проверенным и излюбленным способом рукоприкладства, не задумываясь ни о последствиях, ни о перспективах. Что проявляется, например, в нападении на Неда и его людей или попытке заколоть Бриенну в бою по пути из Риверрана, будучи закованным в кандалы.

    Конечно, даже в те времена у него наличествуют достойные уважения качества – он смел, нелицемерен, едва ли не единственный в семье искренне обеспокоен похищением и угрозой жизни Тириону – но всё равно его высказывание о том, что он «единственный в своём роде», воспринимается не более чем хвастливая речёвка.

    Но в определённый момент в жизни Джейме случаются два обстоятельства: невольная и поначалу нежеланная спутница Бриенна начинает играть всё возрастающую роль в его жизни и судьбе и в варварском порыве Бравые Ребята отрубают ему руку.

    После этого Джейме впадает в отчаяние – ещё бы, почти вся его жизнь была построена на умении этой рукой пользоваться, и вот его главный талант и предмет гордости у него столь бесцеремонно отняли. Как же жить? Но тут на помощь приходит Бриенна:

    Как может эта ночь быть прекрасной? Как звездам не противно смотреть на такого, как он?
    — Джейме, — прошептала Бриенна так тихо, что он подумал, будто это ему снится, — Джейме, что ты делаешь?
    — Умираю, — прошептал он в ответ.
    — Нет. Ты должен жить.
    Он сделал попытку засмеяться.
    — Хватит командовать, женщина. Захочу — так умру, тебя не спрошу.
    — Выходит, ты трус?
    Это слово потрясло его. Он, Джейме Ланнистер, рыцарь Королевской Гвардии, Цареубийца. Трусом его еще никто не называл. Как угодно: клятвопреступником, лжецом, убийцей, жестоким, бессердечным, вероломным, но не трусом.
    — А что мне еще остается? — спросил он.
    — Жить. Бороться. Мстить. — Бриенна произнесла это слишком громко. Рорж пришел, надавал ей пинков и велел держать язык за зубами, если она хочет его сохранить.
    Бриенна старалась не стонать, а Джейме думал: «Трус? Неужели? Они отрубили мне правую руку — значит, я весь заключался в ней? Боги, неужели это правда?»


    Бриенна – не знаю, нарочно или интуитивно - надавила на тот самый, верный рычаг, который привёл Джейме в чувство. После этого он нашёл смысл оставаться живым и начал осознавать, что личностью его делает не одна только воинская слава.

    Таким образом, трагическое по своей сути событие, сделавшее Джейме калекой и бесполезным как воин в то же время дало ему толчок к тому, чтобы развить во всех отношениях достойные и полезные качества: он начинает смотреть на мир шире, а не только с позиции силы, видеть окружающих глубже, мыслить трезвее и действовать обдуманнее. Показательной для меня является ситуация с осадой Риверрана, где Джейме пытается и сдержать слово, данное Кейтилин (хотя по сути она ему никто, а очередная нарушенная клятва в списке грехов Джейме Ланнистера мало что значит), и не проливать ненужной крови – как своих людей, так и соперника. И учитывая, что вопрос этот решается в кратчайшие сроки и с минимумом потерь (в отличии от действий недалёких Фреев), можно сказать, что мозги у Джейме работают совсем неплохо. И вот уже из человека деструктивного склада, который на все жизненные неурядицы отвечал размахиванием мечом, он стал тем, кто стремится к мирно-исцеляющим целям: не штурм, а переговоры (Риверран), не напасть, а спасти (Бриенна), не отомстить, а распрощаться (Серсея), не забить на данное слово, а сдержать его (Кет).

    К тому же, Джейме за время этого нелёгкого пути обретает в лице Бриенны друга. И, как мне кажется, как для него, так и для неё это единственный случай настоящей дружбы в их жизни.

    Джейме и Серсея.

    Говоря о Джейме, стоит уделить внимание его отношениям с сестрой. В начале книги это безбашенная парочка с минимальным уровнем ответственности, ведомая собственной страстью. Но, как это частенько бывает у Мартина, всё оказалось значительно глубже и не так просто.

    Я думаю, любовь имела место с обеих сторон, но для Серсеи эти отношения стоили меньшего, в них она больше берёт, чем отдаёт. Ещё много лет назад, когда Серсея, руководствуясь своей прихотью, уговорила его вступить в Королевскую Гвардию, дабы всегда быть при ней, она проявила недюжинный эгоизм. Для Серсеи это обернулось лишь возвращением в Кастерли Рок, Джейме же лишился возможности наследовать Утёс , обрёк себя на пожизненную службу (что, несомненно, считалось честью, однако не так-то просто на всю жизнь лишить себя возможности иметь собственный угол, семью и быть обязанным действовать не в собственных интересах, а повинуясь обязанности защищать короля) и, смею предположить, сделал несколько более натянутыми отношения с Тайвином, не говоря уж о том, что план львицы с треском провалился.

    Джейме не задумываясь готов взять на себя любой грешок ради сохранения этой связи и безопасности сестры, будь то обречённый им на смерть Бран или сам король, которого он в случае угрозы обнаружения их любовных утех готов убить, став дважды цареубийцей. Волнует ли это Серсею, пытается ли она вести себя чуть менее безалаберно? Нет:

    После полуночи она вызвала меня. Роберт храпел на мирийском ковре. Уложить его в постель? – спросил я сестру. Лучше меня уложи, сказала она и скинула платье. Я взял ее на кровати Реймена Дарри, перешагнув через Роберта. Если бы он пробудился, я убил бы его на месте.

    К тому же, Джейме верен, эта верность для него одна из самых важных вещей в жизни. У Серсеи же полно других целей, и в угоду своим амбициям и похоти она готова приглашать в свою постель множество различных людей.

    Даже когда Джейме вернулся в Королевскую Гавань, что для Серсеи было как будто событием желанным и долгожданным, она не проявляет ни сочувствия, ни интереса к его проблемам, и стоит ему только отказаться от выполнения её необязательных прихотей, старается унизить и уколоть:

    Сестра приходила к нему в башню Белый Меч и соблазняла его нарушить обет. Когда он отказал ей, она подняла его на смех и заявила, что сама обманывала его не меньше тысячи раз. Тогда Джейме подумал, что она лжет в отместку, желая ранить его столь же больно, как он ранил ее, – но, быть может, в тот раз, один‑единственный, она и сказала правду?

    Поэтому, а также потому, что, пока Джейме в «Пире» развивается как персонаж и всё растёт и растёт в моих глазах, Серсея, напротив, пьянствует (причём далеко не так обаятельно, как это делал её супруг), деградирует как личность, своими необдуманными действиями ведёт королевство к катастрофе и упражняется в проявлениях ненужной жестокости, его решение не приходить к ней на помощь в конце «Пира» я одобряю целиком. С какой-то стороны этот поступок сложно назвать достойным – ведь речь о его семье и женщине, которую он любил и часть его, скорее всего, будет любить всегда и которой больше неоткуда ждать помощи. Но, как и в случае с Эйерисом, я на этом моменте мысленно говорю – молодец. Ибо противоположные действия, хоть и формально правильные, показались бы мне намного более достойными тряпки. А Джейме не такой.

    ***
    А ещё Джейме мной любим за своё чувство юмора. Вообще я это качество ценю и считаю очень важным и нужным в жизни, и у Джейме оно выражено в очень приятной и ненавязчивой форме. Хоть ему и не чужды колкости по отношению к другим, в основном сомнительные остроты, направленные на окружающих, – удел Тириона или Оберина какого. Чувство юмора Джейме как правило проявляется внутренней иронией, горьковатой, но обаятельной. Как тут, например:

    – Это еще кто такой, седьмое пекло? – с хохотом вопросила она, глядя на Джейме.
    – Лорд‑командующий Королевской Гвардии, – с холодной учтивостью ответил ей он. – А вы кто будете, миледи?
    – Какая я тебе леди. Я королева.
    – Моя сестра удивится, услышав об этом.
    – Лорд Риман меня самолично короновал. – Женщина вильнула пышными бедрами. – Я королева шлюх.
    Этот титул тоже принадлежит моей дражайшей сестрице , подумал Джейме.


    ***
    В общем, очень мне нравится этот герой. И направление, в котором он движется (я сейчас, разумеется, не о его потенциально жизнеопасном путешествии в гости к леди Стоунхарт, а о внутренних преобразованиях). Так что хотелось бы дальше следить за его приключениями и пожелать ему волей Мартина обрести покой и эмоциональную целостность и прожить много-много достойных лет.
     
    Futureen, Joyce, вНЕ-времени и 23 другим нравится это.
  5. Джон Рокстон

    Джон Рокстон Удалившийся

    Тот мальчик хотел стать сиром Эртуром Дейном, но где-то по дороге превратился в Улыбчивого Рыцаря.

    Джейме Ланнистера можно назвать едва ли не самым незаурядным и интересным образом, из всех созданных Джорджем Мартином в цикле "Песнь Льда и Пламени". Не буду говорить за всех, но для меня произведения нашего автора великолепны даже не столько сюжетом, сколько героями, и без Джейме цикл утратил значительную долю впечатления, производимого на читателя.

    Говорить за автора невозможно, по крайней мере, мне. Поэтому не могу судить какой была бы роль Джейме в изначально задуманной Джорджем Мартином трилогии, нельзя сказать относится ли Джейме к персонажам, роль в сюжете которых меняется вопреки авторскому замыслу, классическим примером чего является Татьяна Ларина.

    А.С. Пушкин, из письма Вяземскому.

    Можно лишь, читая Игру престолов, убедится, что в данном романе Джейме является второстепенным героем. Полноценное раскрытие характера начинается только в сцене разговора с Кейтилин в "Битве королей".

    Однако стоит посмотреть на жизнь Джейме с самого начала. Его взросление и воспитание не отличались от любого другого наследника богатого лорда за одной особенностью - Серсея. Надо сказать, что близнецы с детства различались характером, и это различие было в пользу нашего героя.

    Джейме потерял мать в восьмилетнем возрасте, и это оказало большое влияние на его жизнь не только психологически, но и непосредственно - из детских игр сложилась сексуальная связь. Впоследствии Джейме становится оруженосцем Самнера Кракехолла. Следует заметить, что в этом возрасте Джейме, судя по отрывкам его воспоминаний, романтик, свято верящий в рыцарские идеалы.

    Служба в Королевской Гвардии разрушила его романтизм. Первым ударом стали истинные причины принятия его в Гвардию. Затем последовали: чудовищная сцена смерти Рикарда и Брандона, изнасилование Рейлы, сожжение Кварлтона Челстеда. Причем объяснения и оправдания Герольда Хайтауэра и Джона Дарри Ты давал обет защищать короля, а не судить его; Поклялись, да только не от него. только усугубляли ситуацию. Старшие рыцари были правы с точки зрения рыцарской верности, но даже Барристан Селми, известный как эталон рыцарского пути, раскаивается в своей службе Эйрису. Герольд Хайтауэр и его товарищи выбор между "мертвой честью и живой совестью" уже сделали, но Джейме это только предстояло. Еще один удар по личности Джейме нанес Рейгар.

    Если предыдущие сцены били по совести Джейме, то Рейгар нанес удар по его самолюбию. В случае доверия тем мыслям Джейме, где он сравнивает себя с Лорасом, сцена прощания усугубила его психологические проблемы.


    Убийство Эйриса.

    Ключевым моментом жизни Джейме, надолго определившим его дальнейшую судьбу, было убийство Безумного Короля. Было ли это закономерным исходом двух лет, проведенных в гвардии? Было. Но это не только эмоциональная выходка 17-летнего юноши. Джейме терпел утратившего человеческий облик садиста, до тех пор, пока тот не отдал приказ об уничтожении Королевской Гавани. И здесь проявляются ключевые для меня достоинства Джейме: ответственность и совесть. Этим он схож с младшим братом, но сейчас о другом. Джейме подходит к спасению тысяч совершенно посторонних ему людей совершенно серьезно. Он не бросается с мечом на ненавистного ему выродка-короля, а тайно убивает Россарта. Можно спорить было ли убийство Эйриса необходимо для спасения горожан, считаю, что было, но приведу цитату

    То, во что превратился этот Таргариен, вызывает отвращение и желание убить. Немедленно. Как говорил Нед Старк:
    Эйрис перед смертью не просто вызывает жажду убивать, он вызывает жажду очистить человечество от этого выродка и немедленно. Это желание справедливо и я не могу осуждать Джейме за это убийство. Не стоит забывать о том, что, несмотря на эмоции ответственность за людей он не утратил и предотвратил эксцессы с диким огнем, убив всех посвященных в планы Эйриса пиромантов. Джейме не стал заниматься самооправданием и самовозвеличением, сохранив на годы подробности убийства в тайне, и пожертвовав ради горожан вообщем-то собственной честью.


    Ошибки Джейме.

    Первой бедой, которую можно поставить Джейме в вину, стала гибель Элии Дорнийской и ее детей. Можно рассуждать об эмоциональном состоянии, в котором после убийства короля он находился, но это бездействие гложет его совесть и 16 лет спустя.

    Именно бездействие и конформизм и привело Джейме к тому, что мы видим в Игре престолов. Он 16 лет терпит, как "пьяная скотина" спит с его любимой женщиной и оскорбляет его самого. Джейме проявляет тот же самый конформизм, что и гвардейцы Эйриса, лишь в другой форме. Дальше разговоров о "войне за лоно Серсеи" ничего не заходит. Маска циничного и самовлюбенного Цареубийцы, принятая бывшим романтиком, постепенно становится его сутью. К достойным действиям в эти годы можно отнести разве что любовь к Тириону. И "кидание Бранами", с которого начинает складываться наше впечатление о Джейме во время прочтения Плио - закономерный итог этого периода его жизни. Рассматривая этот эпизод, можно обратить внимание, что его первая реакция вполне соответствует его характеру, сбрасывает Брана он, лишь посмотрев на Серсею.

    Трудно сказать, когда этот этап жизни Джейме закончился. Во всяком случае, тяжелое поражение и полугодовое заключение не прошло для него бесследно. Во время разговора с Кейтилин маска самовлюбленного эгоиста начинает исчезать:


    Но ключевую роль в развитии его личности сыграл не плен, а дорога из Риверрана в Королевскую Гавань. Я не буду подробно описывать то, что блестяще изучено в этой теме до меня. Скажу только, что после возвращения в КГ начинается третья часть жизни Джейме.
    Нельзя сказать, что сразу после «пути по Речным Землям», он определил свое будущее. Но теперь Джейме начал думать и отвечать за свои поступки. Он начал идти своей собственной дорогой. Однако вскоре после возвращения перед Джейме встало первое испытание – возвращением прежней жизни. Он еще готов предпочесть любимую женщину гвардии, но возврат в прошлое для него невозможен. Так начинается угасание его чувств к Серсее, связанное с принципиальным недопониманием ими друг друга. Джейме стал принципиально относиться к тому, что считает долгом, и если ради Серсеи готов пожертвовать службой, то ради предложения отца - никогда. Также своим долгом он считает спасение Сансы, с чем и связано его поручение Бриенне.
    Ключевым эпизодом "третьего периода жизни" стоит назвать освобождение брата. Можно говорить о том, что благодаря планам Вариса жизни Тириона ничего не угрожало. Однако Джейме принял самостоятельное решение, не только пойдя против мнения всех окружающих, но и рискуя вызвать сильнейший конфликт с сестрой и отцом. Я считаю эту сцену одной из самых проникновенных во всем цикле:
    Но Джейме не готов, как раньше, не замечать проблем и обходить острые углы. "Ему опостылела ложь", и он открывает брату горькую правду, горькую как для Тириона, так и для него самого. Была ли реакция Тириона закономерной после всего перенесенного тем? Бесспорно. Заслужил ли ее Джейме? Нет, на мой взгляд.
    Но, подводя первые итоги, можно сказать, что слова Тириона сыграли положительную роль для развития личности Джейме.
    "Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат". Он переживал слова Тириона очень часто, и эти переживания не только постепенно освободили его от любви к Серсее, но и сделали сильнее. После признания Ланселя, любовь - этот мост с прошлым рушится окончательно, и Джейме становится человеком, полностью свободным в своем выборе будущего пути. И не только свободным. Джейме способен позаботиться о почти чужой ему Пиа и о чести лорда Блэквуда. Не желая власти, он невольно стал политиком, лучшим чем Серсея и многие другие властолюбцы. Значительная часть описанной Джорджем Мартином судьбы Джейме проходит в пути, и невольно вспоминается О.Генри: "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу." И в дороге, которую выберет Джейме в Ветрах Зимы, я почему-то не сомневаюсь.
     
    Futureen, Дитя Леса, Cat. и 21 другим нравится это.
  6. George

    George Знаменосец

    Джейме "Он такой Один" Улыбчивое воплощения Меча Зари

    Говоря о Джейме сложно говорить одними описаниями ,которые так часто давались ему в книге ,при том все они разные от ужасного до великолепного .Автор очень любит этого персонажа и по этому делает его крайне сложным с невероятной судьбой.
    Но все же постараюсь написать эпитеты которые считаю что подходят ему.
    Джейме Судьбоносный -именно его меч поменял историю ибо он убил своего короля
    Он выбросил Брана из окна и с этого началась жизнь ,мальчика которому суждено стать Богом
    Он убийца Королей и богов
    Но при этом в первом случае у него была веская причина и по моему личному он прав даже по рыцарским понятием а уж общей моральной тем более
    Второй случае тут ,с моей точки зрения оправданий нет ,но для кого то любовь оправдание всех поступков и даже может оказаться ,что этим он оказал услугу Брану
    Мало у кого из персонажей Мартин дает такие замечательные описание его нравов или поведения мечты или его реальности
    "Я хотел быть Эртуром Дейном а стал Улыбчивым Рыцарем"
    "Других как я нет, я один в своем роде "
    "вот как должен выглядеть настоящий король"
    скажу про первое
    Джейме имеет задатки истинного война , героя и вот он видит человека ,который и есть живое воплощения его мечты ,но жизнь и выбор на время делают его другим. Не буду говорить ,что виновата Серсея (Джейме мог и отказывать ей). Но его этот выбор разрушил все его мечты ,но боги не отвернулись от него и решили помочь ,конечно как принято своеобразным жестоким образом ,они сделали так ,что он почти убил мальчика ,он потерял руку и лишь тогда он начал понимать ,что надо делать И сейчас он потихоньку становится Эртуром Дейном не теряя улыбчивость ,но это в хорошем смысле
    Джон посчитал ,что так должен был выглядеть король ,Джейме не король конечно ,но его стать ,его харизма она истинна королевская при этом в хорошем смысле ,для Джона короли это образ из сказок ,где они все красивые и великие и именно это он увидел в Джейме
    Исходя из этого уже можно говорить,что он один такой и других как он нет ,тут Мартин может и скрыл его будущее ,возможно он сделает то ,что не будут или не смогут сделать другие
    В конце же я уверен написанная им история ,своей новой жизни будут если не образцом рыцарство ,то самым интересным и самым великим из того что будет написано в белой книге
     
    Последнее редактирование: 28 авг 2014
  7. JohnStark

    JohnStark Оруженосец

    Джейме. Герой или злодей?
    Джейме - один из самых интересных и любимых мной персонажей в саге.Как и большинство героев,его трудно однозначно отнести к отрицательным или положительным персонам.Что же мы видим в 1 и 2 книге? Лично для меня Джейме казался выскочкой и мерзавцем. Мнение такое сформировалось естественно после того,как золотоволосый рыцарь выбросил бедного Брана в самом начале истории.Можно долго спорить о поступке Джейме в той башне,я считаю,что ему нет оправдания,однако я из-за этого не ставлю на него клеймо "очень плохой персонаж",вернее ставил,но в последствии снял,но об этом позже.Еще одну черту характера нам показывают в Королевской гавани,во время боя с Эддардом.Не буду пересказывать заварушку на улицах КГ,а выскажу свое мнение. Несмотря на прошлые поступки, Джейме имеет честь,хоть и значительно отличающуюся от чести Эддарда.Это честь воина,который не вонзает кинжал в спину врага,как делают многие его современники,а предпочитает смотреть в глаза противнику и сражать его на поле боя лишь за счет собственных сил.Теперь обратим внимание на 2 книгу.Нередко Джейме троллит Кэйтилин и Бриенну,задевает их за живое,но все же не забудем,что каждый бы так делал в плену. 3 книга. Наконец-то Джейме получает свои главы,что нам позволяет узнать,какие тараканы водятся у него в голове. Для многих читателей, как и для меня, персонаж раскрывается с иной стороны.Сначала появляется даже сочувствие, как у Бриенны: вроде бы человек и безразличен,но никому не пожелаешь стать калекой на всю жизнь. Без правой руки внутренний мир Джейме перевернулся, он спустился с небес, он словно старый лев - беспомощный и несчастный. Отсутствие руки, ссора с отцом, сестра, не желающая его - вся эта грязь обрушилась на нового лорда-командующего. Единственное, что осталось - профессия, служба в Королевской гвардии, но как оказалось,и тут наш герой не преуспел. Лишь недоброе прозвище приобрел он за всю свою жизнь.Однако в нем пробуждается желание не то чтобы исправить, а затмить это дело большинством хороших и благородных дел, достойных звания настоящего рыцаря. Он начинает с малого: соблюдение клятвы Кейтилин, взятие Риверрана мирным путем,уверен, что это не последние и не самые лучшие свершения нового Джейме, все еще впереди.
    Таким образом, к концу 5 книги Джейме преображается и я уже не вижу в нем былого подлеца,я вижу смелого рыцаря,командира Королевской гвардии, готового на многое, для которого долг и честь - не пустое место.
     
    Последнее редактирование: 7 май 2014
  8. khalina

    khalina Оруженосец

    Я смотрю на Джейме глазами Эддарда Старка-с презрением и отчуждением. Прочтя это в моих глазах он наверняка сказал бы: "Меня презирали люди не чета тебе" :) и в этом был бы весь Джейме.
    Джейме интересный персонаж-неоднозначный, развивающийся и самокритичный. Но он абсолютно не нравится мне как личность. Многое далось ему легко-красивая внешность, богатство и талант мечника. Отсюда его высокомерие и самоуверенность-то же что у Лораса. Полное отсутствие принципов - по крайней мере до пленения. Он выбросил Брана из окна он собирался отрезать руку Арье -все из любви к Серсее. Вообще создаётся впечатление что Серсея вертела им как хотела. Тем не менее, я уважаю Джейме за хорошее отношение к Тириону. Однако и тут ложь о Тише стала ложкой дегтя в бочке мёда. Ещё одно достойное уважения деяние Джейме-спасение КГ.
    В целом поведение Джейме можно понять. Но стоит ли его оправдывать? Думаю нет. Дурные поступки не могут быть перекрыты хорошими. Джейме меняется это хорошо, это удивительно, ведь люди меняются суперредко. Но не слишком ли поздно это случилось? Джейме в плену прошлого, в плену образа Цареубийцы. Его клятвам не верят, за глаза называют только Цареубийцей, простой народ плюется при его имени. Прежний Джейме посмеялся бы над этим но не нынешний. Что мне нравится в Джейме это то, что он не пытается оправдаться и доказать что то другим, он доказывает что он другой прежде всего себе. Я не желаю его смерти. Он единственный кто мог бы спасти Томмена и Мирцеллу, мог бы удержать союз Хайгардена и Ланнов. Он способен на великие замечательные дела. Он также стал бы достойным лордом Кастерли. Про Джейме я всегда представляю каковой была бы его жизнь без Серсеи и Белой Гвардии. Он унаследовал бы Кастерли и его звали бы Золотым Львом Ланнистеров. Он был бы знаменит, богат и могущественен. Джейме это яркий пример того, как люди делают неправильный выбор, ведущий к катастрофическим последствиям а потом все что остаётся это платить, платить, платить
     
  9. Arina Daze

    Arina Daze Наемник

    У каждого персонажа ПЛиО есть приоритетная ценность, которая диктует его поведение, та сфера жизни, которая для него важнее всех остальных. От собственных установок в этой сфере персонаж практически полностью зависит. Для Джейме Ланнистера это сфера эмоций. Чувства для него первичны и самоценны. Они не обусловлены никакими другими целями и интересами. Ещё один персонаж с той же приоритетной сферой - Джон Сноу. Возможно, поэтому их часто сравнивают
    Джейме ведом своими эмоциональными переживаниями, он не может переступить через них, если только они сами не изменятся со временем. А это происходит крайне редко. Джейме определяет своё отношение к человеку раз и навсегда и ведёт себя, исходя из этого отношения. Он полюбил Серсею ещё в детстве, и его полноценно переклинило на этой любви. Любовь к сестре стала его самоидентификацией, его "Я". Быть верным Серсее значит для Джейме быть верным самому себе. Поскольку чувства - это приоритетная ценность, Джейме готов ради них на любые преступления. Он действительно убил бы короля Роберта, будь это необходимо для сохранения отношений с Серсеей, и убил бы легко, не задумываясь
    Джейме не зря славился своим боевым искусством: он не просто убивает, он умеет убивать - виртуозно, красиво, эффектно. Для него это очень простая вещь, он воспринимает умение убивать как творчество, искусство. Джейме вообще в материальном, физическом мире как рыба в воде, что очень импонировало в нём Серсее, которая хочет контролировать всё вокруг себя, особенно материальный мир, но это у неё почти никогда не получается. Джейме не стремится к богатству, владению землями, количеству девушек в своей постели и т.д., даже с потерей правой руки он свыкается намного быстрее, чем любой другой рыцарь КГ на его месте
    Джейме очень обаятелен и нравится людям - в том числе читателям - как раз потому, что не пытается никому понравиться. Он фантастически искренен и прост в общении, не умеет лгать и притворяться, у него очень доброе чувство юмора
    Роковой недостаток Джейме - его непоследовательность, скептическое отношение к обещаниям, видимая парадоксальность поступков. Джейме презирает и игнорирует любые нормы, законы и правила, что обходится ему дорого. Короля Эйериса мог убить кто угодно, но именно Джейме оказалось больше всех надо. Клятва рыцаря КГ показалась ему пустяком. В этом плане на Джейме тяжело положиться - он зависим больше от своих эмоций, чем от данного слова. Это не значит, что Джейме не способен сдержать слово в принципе. Но он не сделает этого, если его чувства в этот момент будут противоречить обещанию
    В общем, Джейме живёт сердцем, а не разумом, за что его журил, но втайне обожал отец, у которого всё с точностью до наоборот
    Джейме очень тяжело даётся принятие решений, он плывёт по течению, но легко подстраивается под людей, которые важны для него. Он всегда поддавался влиянию Серсеи и не видел в этом ничего плохого, потому что для него самого жизненные решения - вопрос наименее принципиальный
    Для меня одна из самых интересных черт характера Джейме - философское отношение к жизни, способность легко подстроиться под любые обстоятельства, не брыкаясь и не жалуясь. Джейме не мечется в разные стороны: он принимает какое-то импульсивное, необдуманное решение под влиянием своих чувств - и сразу делает это. И практически ни о чём не жалеет
    А ещё у Джейме нет комплексов, потому что он не самолюбив. Для Ланнистера это большая редкость
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2015
    Джей, Иосиф, Joyce и 12 другим нравится это.