- для армий и дорог Вестероса приняты скорости, указанные в главе ТД Аша-2:
- армия с пехотой и обозами по летнему пути проходит 100 лиг (480 км) за 15 дней. Скорость движения 6,7 лиг/день (32 км/день).
- гонцы передвигаются со скоростью 15 лиг/день (72 км/день).
Скорости передвижения армий выглядят несколько завышенными, однако
реалии мира Мартина именно таковы.
На самом деле там скорость должна быть немного выше 32 км/день, где-нибудь 33-35. 100 лиг или 300 миль между Темнолесьем и Винтерфеллом - это расстояние полета ворона, т.е.по прямой. А дни пути - это по дороге. Так как дорога не прямая, то будет больше, не меньше 500 км. 15 дней пути - это мнение рыцарей, которое слышала Аша, причем лорд Фелл считал, что Роберт Баратеон прошел бы за 10 дней.
Темп для армии высоковатый, но, возможно, рыцари просто слышали от местных, что до Винтрефелла 15 дней пути. Для верховых нормальный день пути. По этой
ссылке приведены расстояния переходов Жана д'Энена, бургундского рыцаря, отправившийся домой к жене в октябре 1465 г. в сопровождении 14 всадников. Переводчик дал сразу километры, а не лье, этот пересчет на его совести:
1 день, Париж-Санли =34 км,
2 день, Санли-Компьен =32 км,
3 день, Компьен-Сен-Кристоф =24 км,
4 день, Сен-Кристоф-Вержи =36 км,
5 день, Вержи -Шато-Камбрези =36 км,
6 день, Шато-Камбрези-Лувинье =27 км.
Так что здесь нет ляпа у Мартина. Скорее, спорное толкование дня перехода как дня перехода армии.
По ссылке содержится развернутый анализ сабжа - скорости движения армии. Не с точки зрения Total War`a но реального мира.
http://forum.sadov.com/thread-4.html
Краткий вывод:
средний суточный переход средневековой армии с обозами равнялся 10-15 км.
Это перебор. Вот заметка
Форсированный марш из словаря Брокгауза и Евфрона. Во французских компаниях 1796, 1805 и 1806 гг. средняя длина перехода - 24-25 км, максимальные же переходы оставляли 48-54 км. В войнах 1859-1870 гг. наблюдается снижение средней длины перехода. Для немцев умеренное - 22 км в 1870 г., для французов серьезное - до 15 км. По мнению словаря,
Причиной этому являются с одной стороны увеличивающееся благосостояние и изнеженность населения, уменьшение количества земледельцев, с другой — короткие сроки службы, не дающие солдату втянуться в нее, и возрастание численности армий, идущее в ущерб их подвижности.
А вот мнение из реального средневековья. Согласно Абевильскому ордонансу (1471 г.) бургундского герцога Карла Смелого, бургундская армия (конница, пехота и обоз) должна делать переходы минимум в 5 лье (лиги), максимум в 8 лье. И так два дня. Третий день отдых. Я встречал мнение, что здесь 5 лье - это 25 км, но, возможно, использовалось длинное бургундское лье, в котором чиновники насчитывали 18 тысяч королевских футов. Это фут - 32,66 см до 1667 г. Бургундское лье равно в этом случае примерно 5879 км. Тогда минимальный переход - 29,4 км, максимальный - ок. 47 км.
В тоже время в мемуарах вышеупомянутого Жана д'Энена отмечалось, что переходы сильно зависели от качества дороги и погоды. Бывало еле проходили 2-3 лье (10-15 км).
В 1415 г.
английская армия во Франции с 8 по 23 октября (включая день отдыха), страдая от дизентерии, прошла 260 миль, в средней, 17,5 миль в день. Видимо, имеются в виду современные мили, тогда в среднем свыше 28 км/день.
Пример оттуда же из намного более поздней эпохи:
В 1757-м армия герцога баварского потратила 22 дня на 175 км. 5 дней стояли в Бреслау (пекли хлеб) и в Легнице стояли 4 дня и снова пекли хлеб. Т.е. двигались всего 13 дней, в день проходили порядка 13 км (двигались с обозами)
В 18 веке армии были связаны магазинной системой снабжения, что улучшало снабжение армии, уменьшало мародерство, но сковывало передвижения. Шли от магазина к магазину. Переходы определялись предварительно созданной для похода сетью магазинов и пекарен. Но в отдельных случаях на все это плевали. Фридрих Великий в ту же Семилетнюю войну несколько раз делал многодневные марши по 22-23 км/день.
В целом наиболее разумным считать средние переходы в жизни по 20-25 км, хотя в зависимости от обстоятельств могут быть сильно меньше или больше.