• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Мифопоэтика Песни Льда и Пламени

Tai zong

Рекрут
«Говорят, Роберт Баратеон силен как бык, бесстрашен в бою и любит войну больше всего на свете. На его стороне могучие лорды,… Эддард Старк с холодными глазами и ледяным сердцем и золотые Ланнистеры, отец и сын, богатые, всесильные и вероломные».
(«Битва королей»)


Личности Роберта Баратеона, Эддарда Старка, Тайвина и Джейме Ланнистеров – могущественных и могучих героев Семи Королевств, связанные в книге с историческим Европейским Средневековьем, одновременно с образами королей и рыцарей содержат в себе признаки античных царей и героев.
Эта преемственность неизбежна, так как героическое – от Древнего мира до современности – при различии в этической стороне, по своему содержанию всегда неизменно и живет по принципу линейного времени.

«Характеры героев изображаются статично, в них не видно развития, даже если цикл эпических песней изображает судьбу героя от рождения до самой гибели».
(Л.И. Зайцев «Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера)


«Песнь Льда и Пламени» отстоит далеко по времени от «Илиады».
Война в Семи Королевствах отражает прежде всего Войну Алой и Белой розы в Англии, но вместе с тем события и герои «Песни» - это еще и отзвук далекой Троянской войны и литературная реинкарнация гомеровских героев.


Мифопоэтика Троянского цикла
и «Песнь Льда и Пламени»


Часть I

Лорд Эддард Старк имеет сходство с античным рыцарем Гектором Троянским – символом чести и патриотизма.
Король Роберт Баратеон – с могучим и свирепым в бою героем Аяксом Великим.
Лорд Тайвин Ланнистер – это царь Агамемнон – олицетворение государственной силы и властолюбия.
Джейме Ланнистер – дерзкий и вспыльчивый непобедимый боец Ахилл.

Характеры Эддарда Старка, Роберта Баратеона, Тайвина и Джейме Ланнистеров последовательно, от рождения до гибели, как Гектор, Аякс, Агамемнон и Ахилл демонстрируют заложенные в них архетипы: воина-монаха, воина-царя, царя и воина.
Для каждого из них есть свои индивидуальные, не схожие между собой «подвиг», «Рок», «воля», «трагическое».

Должность Десницы как «яблоко раздора»

«На трое все разделено было, и каждый получил свою долю»
(Гомер «Илиада»)


Мир в Семи Королевствах был возможен только при наличии равновесия сил между королем Робетом Баратеоном, лордами Эддардом Старком и Тайвином Ланнистером.
Система равновесия сил включала в себя Джона Аррена на должности Десницы, являвшегося компромиссной и приемлемой для Великих Домов фигурой.
Это понимал Петир Бейлиш, который для достижения своей конечной цели – Железного трона, интриговал, разжигая конфликт между Великими Домами. Ведь при существовавшем порядке Петиру, при всех его способностях и безмерном тщеславии, была отведена только вторая роль. Не желая быть всю жизнь вторым, он путем интриг организовал убийство Джона Аррена, смерть которого создала опасный вакуум во власти.

Как когда-то ситуация с «яблоком раздора» стала прологом к Троянской войне, так и вакантная должность Десницы предоставила повод к началу междоусобной войны в Вестеросе.
После смерти Джона Аррена ланнистерское кольцо (династическое, финансовое, военное) замкнулось вокруг короля Роберта, и он оказался перед стратегическим выбором: назначить на должность Десницы либо представителя Дома Ланнистеров, либо другого Великого Дома.
Первое решение означало для Роберта Баратеона политическую капитуляцию, но при этом сохраняло стабильность в государстве, второе – активизацию политической борьбы и, как следствие, нарастание внутреннего напряжения в системе власти. Король Роберт, что для его сильной личности было естественным, выбрал второй вариант.
Передать должность Десницы кому-либо из Дома Баратеонов, либо оставить ее вакантной, было неразумно, так как это: а) не прибавляло дополнительных ресурсов (он и так возглавлял этот Дом);
б) усиливало ненужный в такой критический момент раздор между Станнисом и Ренли.
Опереться на Простор и Дорн не представлялось возможным ввиду личных качеств их правителей: Мейс Тирелл не отличается сильной волей и развитым интеллектом, а Доран Мартелл, обладая указанными качествами, настолько скрытен и осторожен, что его можно заподозрить в коварстве.
В результате единственным выходом для Роберта Баратеона стало обращение с просьбой занять пост Десницы к Эддарду Старку. Таким образом, в основе поездки короля Роберта в Винтерфелл прежде всего лежит политический расчет и понимание возможности уговорить лорда Эддарда, чтобы он из дружеских чувств согласился на королевское предложение.

«Парисов» суд: разум, страсть, мораль и ирония

Как бы поступили Роберт Баратеон, Тайвин Ланнистер и Эддард Старк, если бы оказались на месте Париса, когда тот выбирал красивейшую из богинь?
Богиня Гера тогда предложила за выбор в ее пользу власть над Азией, Афина – воинскую славу, а Афродита – обладание красивейшей из земных женщин.
Лорд Тайвин, не колеблясь, сразу бы выбрал власть.
Король Роберт, подумав совсем немного, пожелал бы красивейшую женщину, при этом про себя решив, что славу он и так завоюет.
Лорд Эддард, оставшись неподкупным, после размышлений принял бы свое решение исходя из моральных предпочтений и личных качеств конкурсанток: богиня любви Афродита легкомысленна; Афина – это дева-воительница, то есть занимается не женским делом и принципиально не имеет семьи; Гера – покровительница брака. Вот Геру, при этом не желая для себя личной власти, лорд Эддард бы и выбрал.
Джейме Ланнистер из любопытства и циничной иронии никому бы яблоко для «Прекраснейшей» не отдал, с удовольствием наслаждаясь последствиями такого решения. Серсея яблоко от него тоже бы не получила.

Джейме Ланнистер, предложи ему должность Десницы, от нее бы отказался. Тайвин Ланнистер, наоборот, согласился.
Согласившись по моральным соображениям на пост Десницы, лорд Эддард получил лично ненужную ему власть, которая нужна была лорду Тайвину.

Тайвин и Эддард: Агамемнон против Гектора

В Вестеросе король Роберт являлся «первым среди равных», то есть сильнейшим феодалом, на которого оказывали постоянное давление действующие в своих интересах другие крупные феодалы, и прежде всего - Ланнистеры. Вступление короля в союз с кем-либо другим автоматически угрожало интересам Ланнистеров, и они в такой ситуации неизбежно становились противниками короля.
Когда Роберт Баратеон назначил Эддарда Старка своим Десницей, он тем самым создал потенциальную угрозу Дому Ланнистеров, так как соединенные силы Домов Баратеонов и Старков, опирающихся на авторитет королевской власти и ресурсы Королевских земель, в военном отношении превосходили силы Ланнистеров, что в перспективе в случае обострения ситуации вело к их проигрышу.
То, что лично король Роберт и лорд Эддард не вынашивали в отношении Ланнистеров коварные замыслы, не вступили между собою в направленный против них тайный сговор, не имело значения: политика имеет свою логику, не всегда совпадающую с целями лиц, принимающих властные решения.
Тайвин Ланнистер сразу разглядел опасность и, воспользовавшись поводом, начал действовать.

Кейтилин Старк вместо Париса

Повод к войне в Семи королевствах подала, как и к Троянской войне, женщина.
Леди Кейтилин стоит перовой среди активных женских персонажей Песни Льда и Пламени по разрушительным последствиям от ее действий в Вестеросе и трагичного конца для нее лично.
Все активные женские персонажи книги терпят череду поражений и унижений в попытке победить мужской мир Семи Королевств: Серсея Ланнистер подвергнута публичному унижению, Аша Грейджой в плену, Бриенна Тарт подозревается в измене, Арья Старк – никто, и т.д.
Этим мир Песни отличается от Гомеровского мира, где женщина почти всегда безвольна. Она покорно ждет своего героя (Пенелопа), или достается победителю (Андромаха), либо гибнет вместе с ним (Кассандра). Исключение сделано только для мстительниц (Клитемнестра).
Сравнение похищения Парисом Елены с похищением Кейтилин Тириона, на первый взгляд кажется неестественным и по внешним и по внутренним причинам.
Если в первом случае речь идет о похищении мужчиной женщины, то во втором – наоборот: женщина похищает мужчину.
Кроме того, Кейтилин Старк уже не молода, не наделена особой красотой (в отличие от Париса и Елены), а Тирион вообще некрасивый карлик, наделенный изворотливым умом.
И если Парис, из-за сильного желания обладать, обдуманно совершил похищение прекраснейшей из земных женщин, то Кейтилин Старк – из-за спонтанно принятого неразумного решения – некрасивого карлика, с которым затем не знает, как поступить.

Однако такое сравнение имеет объяснение, как и другие примеры внешне абсурдных действий и ситуаций в Песне. Например, может показаться абсурдным: Бриенна Тарт в поисках Сансы Старк/некрасивая женщина вместо прекрасного рыцаря-мужчины; Кровавые скоморохи/банда садистов вместо братства воинов; Сэмвел Тарли/толстый трус вместо сильного смельчака; плащ Лораса Тирелла/двусмысленная радуга вместо белого (цвет чести) тамплиеров или красного (цвет крови) спартанцев (в данном тексте они не рассматриваются).

Кейтелин Старк, проявив свободу воли и по собственной инициативе захватив в плен Тириона, не только необдуманно бросила открытый вызов Ланнистерам, но и мужскому миру Вестероса.
Гомеровский мир – это общество мужчин, которому соответствует, как и Средневековой Европе, и мир Вестероса. Поэтому попытки героинь выйти за рамки ролей, отведенных женщинам в патриархальном обществе, не только изначально обречены на неудачу, но и должны выглядеть как врожденная женская неразумность.
Парис, похитив Елену, спровоцировал войну ахейцев и троянцев, ведущуюся в классическом стиле: сражение армии с армией, поединок вождя с вождем.
В Семи Королевствах для размаха событий, многовариантности их развития требовалась не классическая война, а настоящий хаос и развал государства. Такой масштабный хаос может породить только женщина.
Вот почему Тириона захватил не кто-нибудь, а именно Кейтилин Старк, которая вместо исполнения семейных обязанностей, как и Серсея Ланнистер, вздумала вмешаться в политику. Война в Семи королевствах началась не просто из-за женщины, но женщины, попытавшейся занять неположенное ей в этом мире место.
 

Алфер

Знаменосец
Ну длиннопост защитан, только какой в этом смысл кроме того чтобы ученость свою показать :annoyed:?
Если бы мне делать было нечего, я бы точно также мог взять за основу сказку о репке, назвать ее собранием архитипов и потом распределить, кто в ПЛИО Дедка, кто Бабка, кто Жучка, а кто вообще репка.
 
Последнее редактирование:

Анонимус-сан

Знаменосец
Первое решение означало для Роберта Баратеона политическую капитуляцию, но при этом сохраняло стабильность в государстве, второе – активизацию политической борьбы и, как следствие, нарастание внутреннего напряжения в системе власти.

Не совсем. Между Старками и Ланнистерами изначально не было никакого конфликта. Он появился из-за покушения на Брана Старка и ответного похищения Тириона. На пиру в Винтерфелле два дома настроены друг к другу нейтрально.

Тайвин Ланнистер сразу разглядел опасность и, воспользовавшись поводом, начал действовать.

Лорд Тайвин начал действовать только после похищения Тириона, до этого он ничего против Старков не предпринимал.

Все активные женские персонажи книги терпят череду поражений и унижений в попытке победить мужской мир Семи Королевств: Серсея Ланнистер подвергнута публичному унижению, Аша Грейджой в плену, Бриенна Тарт подозревается в измене, Арья Старк – никто, и т.д.

Что характерно, Дейнерис вы не упомянули.:not guilty: И кто это подозревает Бриенну в измене? Братство Без Знамён? Они и сами изменники с точки зрения королевского закона.
Мужчинам в Саге ничуть не легче, к слову. Судите сами: Роберт убит кабаном, Эддард казнён, Робб убит в гостях, Тайвин убит собственным сыном на унитазе, Ренли убит колдовством, Джон предан собственными братьями, Бран калека, Тирион разбит и унижен, Виктарионом играют как пешкой, Эйрона пытают, Арис погиб, Давос кочует от поражения к плену, ну и т.д. А эти мужчины тоже пытались мужской мир победить?
Просто мир ПЛИО сам по себе жесток и не прощает ошибок.

Поэтому попытки героинь выйти за рамки ролей, отведенных женщинам в патриархальном обществе, не только изначально обречены на неудачу, но и должны выглядеть как врожденная женская неразумность.
Война в Семи королевствах началась не просто из-за женщины, но женщины, попытавшейся занять неположенное ей в этом мире место.

Эмм, нет, Война в Семи Королевствах началась из-за короля-алкоголика, двух любителей инцеста, мальчика, увидевшего то, что не должен был видеть, и ушлого интригана, умело стравившего два великих дома.
 

Tai zong

Рекрут
Эмм, нет, Война в Семи Королевствах началась из-за короля-алкоголика, двух любителей инцеста, мальчика, увидевшего то, что не должен был видеть, и ушлого интригана, умело стравившего два великих дома.
«Война есть продолжение политики, только иными средствами»
(Карл фон Клаузевиц «О войне»)

Алкоголизм главы государства, внебрачная связь его супруги, случайный очевидец адюльтера и интриги чиновника, пусть и на должности в высшем эшелоне власти, даже в совокупности не могут привести к войне.
Все они – это поводы, которыми в зависимости от обстоятельств можно воспользоваться, а можно и проигнорировать.
Было несколько серьезных поводов к I Мировой войне: первый (1905-1906 годы) и второй (1911 г.) марокканские кризисы, аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (1908-1909 годы), Балканские войны (1912-1913 годы), но только незначительное Сараевское убийство послужило предлогом для объявления войны.
Война, а особенно, если она содержит в себе элементы большой стратегии, всегда столкновение конкурирующих политических группировок в борьбе за обладание ресурсами.
Вполне очевидно, что Дом Ланнистеров проводил в отношении короля Роберта политику «окружения», включающую в себя династические (брак короля с Серсеей), экономические (крупные займы – задолженность государственной казны), политические (изоляция Мартеллов) методы, лоббирование (Пицель), а в отношении Дома Старков – политику «сдерживания».
Поэтому в основе войны в Семи Королевствах лежит Ланнистерско – Старковское противоречие в борьбе за высшую власть в государстве.

Лорд Тайвин начал действовать только после похищения Тириона, до этого он ничего против Старков не предпринимал.
Германская империя начала войну после Сараевского кризиса, так как сочла себя готовой к войне.
Лорд Тайвин послал войска разорять речные земли после похищения Тириона, так как счел себя готовым к войне.

Что характерно, Дейнерис вы не упомянули.:not guilty:
Если Кейтилин Старк дала повод к междоусобной войне в Вестеросе, то Дейнерис Таргариен вообще организовала войну на Востоке, по своим последствиям: разрушения, голод, эпидемии, количество жертв среди мирного населения, превзошедшую войну на Западе.
Обе женщины, вмешавшись в высшую политику, пытаются разрушить существующий миропорядок. Кейтилин Старк бесславно погибла (зомби – это не жизнь, а существование), не рассмотрев очевидную ловушку для себя и старшего сына. Считаю, что Дейнерис в итоге, когда ее драконами попользуются, станет не нужна. И конец ее деятельности не будет окружен ореолом славы.
Мир спасет Азор Ахай, который был и будет мужчиной.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Поэтому в основе войны в Семи Королевствах лежит Ланнистерско – Старковское противоречие в борьбе за высшую власть в государстве.

Противоречие между двумя сторонами возможным лишь в том случае, если у них наличествует одна цель, которой обе стороны желают достигнуть. Ланнистеры жаждут власти над Семью Королевствами, но Нед Старк власти не хочет. Всё, чего он хотел - это сидеть в Винтерфелле с семьёй. Никаких территориальных споров, разногласий и даже старых конфликтов между Севером и Западом нет и никогда не было. Старки и Ланнистеры последний раз скрещивали мечи полтора столетия назад, а потом заодно действовали против Дагона Грейджоя во времена Эйриса I.
Вы не там ищете истоки конфликта. Причина ВПК - глубокий кризис власти, наступивший после свержения Таргариенов. Если раньше король был властелином, то теперь стал лишь первым среди равных и всякий начал примерять на себя корону. Группировки, борющиеся за власть - это вовсе не Старки и Ланнистеры, а Ланнистеры, Станнис и Ренли с Тиреллами. Вот три партии, а Старки вмешались лишь на последнем этапе.

Лорд Тайвин послал войска разорять речные земли после похищения Тириона, так как счел себя готовым к войне.

Какой смысл ему было разорять Речные Земли, если бы не похитили Тириона?

Обе женщины, вмешавшись в высшую политику, пытаются разрушить существующий миропорядок.

И это хорошо.

Считаю, что Дейнерис в итоге, когда ее драконами попользуются, станет не нужна. И конец ее деятельности не будет окружен ореолом славы.

Нет. Она - начало нового мира, который сметёт старый.

Мир спасет Азор Ахай, который был и будет мужчиной.

Откуда вы знаете? Вам Мартин лично сказал?
 

Arystan

Знаменосец
Если Кейтилин Старк дала повод к междоусобной войне в Вестеросе, то Дейнерис Таргариен вообще организовала войну на Востоке, по своим последствиям: разрушения, голод, эпидемии, количество жертв среди мирного населения, превзошедшую войну на Западе.
Мир спасет Азор Ахай, который был и будет мужчиной.
Сексистский взгляд на вещи — во всем виноваты женщины и только мужчины могут решить все проблемы, ага :rolleyes:
 

Xanvier Xanbie

Мейстер
Мифопоэтика Троянского цикла
Сравнение похищения Парисом Елены с похищением Кейтилин Тириона, на первый взгляд кажется неестественным и по внешним и по внутренним причинам.
А, подумал я, прочитал заголовок про троянский цикл, ну логично. Парис похитил Елену, Рейгар похитил Лианну, вспыхнула война... стоп, что? ТИРИОН = ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ?
 

mr_john

Рекрут
А, подумал я, прочитал заголовок про троянский цикл, ну логично. Парис похитил Елену, Рейгар похитил Лианну, вспыхнула война... стоп, что? ТИРИОН = ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ?
Так никто не говорит, что должно быть точь в точь. Тут важен итоговый результат, а смысл у каждого свой. Ведь не Троянскую войну Мартин описывает.
 

Tai zong

Рекрут
Противоречие между двумя сторонами возможным лишь в том случае, если у них наличествует одна цель, которой обе стороны желают достигнуть. Ланнистеры жаждут власти над Семью Королевствами, но Нед Старк власти не хочет.
В политике важны не только намерения, но и объективные обстоятельства.
Эддард Старк не желал личной власти, однако занял должность Десницы, которая была нужна Тайвину Ланнистеру.
Поведение лорда Эддарда и бесконтрольная сила его Дома, по объективным причинам, были препятствием для реализации политических целей лорда Тайвина и долгосрочной безопасности его Дома.

Обе женщины, вмешавшись в высшую политику, пытаются разрушить существующий миропорядок.
Полагаю, что порядок – лучше анархии, эволюция – предпочтительнее революции, а реформы – надежнее насилия, так как при них большинство людей живет обеспеченнее и безопаснее, и их будущее более предсказуемо.
Разрушение старого мира – не обязательно расчистка площадки для нового. Как правило, оно служит исключительно для перехода власти от одной политической группировки к другой.
Дом Старков не лучше Дома Ланнистеров, а добродетель Дейнерис Таргариен по отрицательным последствиям ее действий – аморального прагматизма Тайвина Ланнистера.

Сексистский взгляд на вещи — во всем виноваты женщины и только мужчины могут решить все проблемы, ага :rolleyes:
Относительно роли личности в истории, последняя дала однозначный ответ: мировые религии основаны мужчинами, великие государства созданы мужчинами, масштабные реформы проведены мужчинами.
Это не сексизм, а объективная реальность.:)
 
Последнее редактирование:

Анонимус-сан

Знаменосец
Поведение лорда Эддарда и бесконтрольная сила его Дома,

Его дом по ресурсам раз в десять слабее дома Ланнистеров. Старки с военной точки зрения стали угрозой лишь из-за полководческого таланта Робба Старка. Изначально же Север вообще не мог быть угрозой для Кастерли Рок. Слишком неравные силы.

Полагаю, что порядок – лучше анархии, эволюция – предпочтительнее революции, а реформы – надежнее насилия

Далеко не всегда. Эволюция - это поступательное движение по заданному вектору. Если вектор задан неправильно, эволюция превращает в деградацию. К слову, последняя попытка вестеросских реформ при Эйгоне V была задавлена лордами. Так что без насилия в данном случае не обойтись.

Относительно роли личности в истории, последняя дала однозначный ответ: мировые религии основаны мужчинами, великие государства созданы мужчинами, масштабные реформы проведены мужчинами.

В нашем мире, но не в мире ПЛИО. Дорн был основан королевой Нимерией, например. Висенья Таргариен де-факто правила за Эйгона Завоевателя, Чёрная Али Блэквуд лично повела в бой армию Речных Земель против Борроса Баратеона во время Танца Драконов и победила, изменив ход истории, королева Алисанна правила наравне со своим мужем Джейхерисом и именно от неё исходила большая часть его реформ.
 

Tai zong

Рекрут
Часть II

Тайвин и Эддард (продолжение)

Лорд Тайвин, будучи талантливым политическим стратегом, нанес удар первым, при этом прибегнув к непрямым действиям.

«…на протяжении всей истории человечества результаты войны редко были эффективными, если действия не были настолько непрямыми, чтобы захватить противника врасплох… В стратегии самый длинный обходный путь часто является кратчайшим путем к цели… В большинстве кампаний нарушение психологического и физического равновесия противника являлось важной предпосылкой для его окончательного разгрома»
(Б.Г. Лиддел Гарт «Стратегия непрямых действий»)


Замысел лорда Тайвина на начальном этапе борьбы заключался в следующем:

1) Нанести удар не своими силами, а силами вассала, что позволяло временно сохранять видимость нейтралитета для накопления сил.

2) Напасть не на родовые земли Старков, а на земли их родственников. Это делало маловероятным немедленное выступление Старков со всей своей военной силой, так как создавало видимость возможности избежать дальнейшей конфронтации путем переговоров.
Также такие действия препятствовали немедленному вступлению в войну Баратеонов, так как ситуацию можно было представить как вражду исключительно между Ланнистерами и Старками.
Недовольство Роберта Баратеона существенного значения для лорда Тайвина не имело, так как король уже сделал стратегический выбор в пользу союза со Старками, и оптимальным выходом для лорда Тайвина было не урегулирование отношений с Робертом, а его замена на Железном троне.

3) Применить на атакованных землях Талли тактику массового террора против мирного населения. Нравственная личность Эддарда Старка, столкнувшись с методами тотальной войны, должна была быть выведена из психологического равновесия, и совершить ошибки.
Как человек прямой и честный, но некомпетентный в политике, лорд Эддард попал в приготовленную ему ловушку. Направив отряд против Григора «Горы» Клигана, он распылил свои и без того незначительные силы, и главное, не стал проводить решительную репрессивную антиланнистерскую политику.

Гектор как простой воин вышел на поединок с более сильным Ахиллом и погиб.
Царь Агамемнон направил на битву других и победил.
Поражение и гибель Эддарда Старка, оставшегося фактически одного в Белой Гавани в окружении людей Ланнистеров, была неизбежна.

Джейме Ланнистер и Эддард Старк,
или почему Ахилл не сразился с Гектором


«Гектор: Давай условимся с тобой. Мы поклянемся перед богами, что победитель…
Ахилл: Клятв между львом и человеком быть не может».
(Х/ф «Троя»)


Как Гектор и Ахилл являются полными противоположностями, за исключением военной доблести, так и Эддард Старк и Джейме Ланнистер по отношению друг к другу антагонисты.
Их антагонизм связан с различием темпераментов: холерик и флегматик, принадлежностью к конкурирующим Великим Домам, противоположными этическими ценностями. Он заранее предрасположил Эддарда и Джейме к отчужденности, переросшей в неприязнь, возникшую из-за недопонимания в связи с давним инцидентом с Железным троном, задевшим гордость Джейме.

«… /Джейме/ взошел наверх и сел на Железный Трон, положив меч на колени. Он желал посмотреть, кто первый потребует себе королевство. Так случилось, что первым явился Эддард Старк.
«Ты тоже не имел права судить меня, Старк»
.

Эддард, увидев Джейме на Железном троне, воспринял его поступок как попытку завладеть королевской властью. Именно так он объяснил в дальнейшем этот инцидент в беседе с Робертом Баратеоном.
Сидящий на троне Джейме, увидев суровый взгляд Старка, понял, что его вызванный ироничным любопытством и желанием развлечься поступок был неправильно истолкован. Поэтому Джейме полагал, что его схождение с Железного трона под пристальным взглядом сурового Старка было расценено (или могло быть расценено) как отказ от борьбы за власть вследствие трусости.

Джейме не сомневался, что в открытом бою он победит Эддарда Старка.

«Роберт тоже был сильнее, и Герольд Хайтауэр, Белый Бык, в дни своего расцвета, и сир Эртур Дейн. Среди ныне живущих его превосходит Большой Джон Амбер, оба Клигана и, пожалуй, Вепрь из Кракехолла… но это ничего. Благодаря быстроте и мастерству Джейме мог победить их всех».

Имя Эддарда Старка в приведенном списке отсутствует.
Однако Джейме Ланнистер, испытывая неприязнь к Эддарду Старку, будучи сильнее его в случае поединка, имея возможность сразиться с ним и победить, этого не сделал.
Причина такого поведения Джейме отчасти связана с беспокойством за судьбу находящегося в плену у Старков брата Тириона, однако при гордом, дерзком и вспыльчивом характере Джейме это не является главным.

Невозможность поединка определена их судьбами. Если Эддард Старк – это эсхатологический герой, гибель которого возвещает конец мира (в данном случае казнь Старка была символом конца старого миропорядка в Вестеросе), то Джейме Ланнистер – это солярный, то есть солнечный герой.
Предназначение солярного героя в спасении мира, временном умирании (или сокрытии) и возрождении (возвращении).
Убив Безумного короля, Россарта и пиромантов, Джейме Ланнистер спас Королевскую Гавань от сожжения Диким огнем. Его заключение в темнице после поражения в Шепчущем лесу – аналог временного умирания. Впереди Джейме ждет возрождение и новый подвиг.

Гибель героев

«Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный
Муж, ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится».
(«Илиада»)


Причины и обстоятельства гибели Роберта Баратеона, Эддарда Старка, Тайвина Ланнистера и будущей гибели Джейме Ланнистера предопределены их судьбой.

Король Роберт – это дионисийский герой, его стихия: любовная страсть, чувственные удовольствия, жажда подвигов.
Победив сильных врагов, добившись королевской власти и лишившись единственной страстной любви (Лианны Старк), он остался без цели и стал губить себя. Мужчин, даже умных и сильных, в основном губят две вещи: спиртное и женщины. Роберт предался им обеим, и его неукротимая натура таким образом жизни совершала медленный суицид.
Его враги сплели заговор и создали необходимые условия, но два меха крепкого вина и дикого кабана для схватки Роберт выбрал сам.
Аякс Великий покончил жизнь самоубийством. Самоубийство очень близко к обстоятельствам гибели короля Роберта. Потеряв в своей жизни значимые цели: невозможность утолить свою единственную любовную страсть (Лианна мертва), сражаться с врагами (в Вестеросе мир), а также спокойное отношение к государственной власти (но не к личной), король Роберт губил себя алкоголем.
Это осознанное саморазрушение Роберта Баратеона, человека умного и сильного, указывает на его влечение к преждевременной смерти.
Рискуя без необходимости на охоте, он не только испытывал жизнь, но и искал смерти. Вино на его решение сразиться с опасным крупным диким зверем не повлияло, а только способствовало снижению быстроты реакции, что и привело в конечном итоге к получению Робертом смертельной раны.
Аякс Великий единственный из ахейцев под Троей, кто был выделен после смерти тем, что похоронен в гробу. Роберт Баратеон единственный, кто после смерти похоронен цивилизованно, без издевательства над мертвым телом (Эддарт Старк) или его унижением (Тайвин Ланнистер).

Гектор – самая трагическая фигура «Илиады». Примерный семьянин, неповинный в похищении родственником (Парисом) чужой жены (Елены), он из чувства долга вынужден встать на защиту брата и родной Трои, хотя и предчувствует свою гибель.
Также поступает и Эддард Старк, вставая на сторону ошибочно поступившей супруги. Еще до этого он делает выбор в пользу пути, ведущего к собственной гибели. Сцена прощания Гектора с Андромахой и Эддарда с Кейтилин объединены сознанием их обреченности.

Гектор: «Но да погибну и буду засыпан я перстью земною»
(«Илиада»)


«Эддарда Старка переполнило жуткое предчувствие… Он поглядел на каменные фигуры, окружавшие его, глубоко вздохнул. В холодном безмолвии крипты он чувствовал на себе взгляды мертвецов. Они все понимали, он знал это».

После гибели Гектора над его телом надругались: привязав к колеснице, волочили по земле, а затем отказали в погребении. И только спустя время прах Гектора был с почетом погребен. Малолетний сын Гектора, когда пала Троя, был убит врагами
Тело Старка также подверглось надругательству: его отрубленная голова на копье была водружена на крепостной стене. Прах лорда Эддарда длительное время не предан могиле. Молодой сын Робб убит врагами.

Тайвин Ланнистер – это титанический герой. Стержнем его титанизма служит властолюбие. Именно «талант власти», которым наделен лорд Тайвин, делает его фигуру привлекательной, как римского цезаря в эпоху Империи.
Миссия Тайвина Ланнистера в восстановлении порядка, социального космоса. Однако методы, используемые им, оборачиваются против него самого. Члены семьи, находящиеся под его влиянием, становятся убийцами, одержимы порочными страстями.
Агамемнон был убит в результате заговора его жены Клитемнестры с братом Эгисфом, где предлогом к убийству послужила попытка жертвоприношения Ифигении, то есть насилие над женщиной.
Тайвин Ланнистер был убит сыном Тирионом, чему невольно способствовал его брат Джейме, и предлогом к убийству послужило насилие над женщиной – Тишей.

Ланнистеры и их Рок

«…почто вопрошаешь о роде?
Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков:
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают»
(«Илиада»)


Тайвин Ланнистер был жестким государственным деятелем, и иногда в силу политической необходимости даже жестоким. Надо заметить, что насилие не являлось его основным политическим инструментом, и он сам не был склонен к немотивированной агрессии. Прежде чем прибегнуть к силе, как к крайнему средству, лорд Тайвин использовал мирные средства: договаривался, подкупал, заключал союзы. Однако став на путь силы, действовал беспощадно.
Особенности своей государственной политики лорд Тайвин перенес во внутрисемейные отношения, потому что семья для него была частью политического поля.
Как рациональный человек, в воспитании Тириона он отдавал приоритет социализации. Лорд Тайвин не поступил подобно спартанцам, убивавшим неполноценных детей, а оставил его в живых. Он не пытался скрыть от других факт рождения у него уродливого ребенка, и не держал Тириона в изоляции, вдали от посторонних глаз. Тирион не был ограничен в своей свободе больше, чем другие члены этой семьи.
Для лорда Тайвина Тирион, при всех его недостатках, прежде всего Ланнистер, и уже потом - карлик. Однако Тайвин Ланнистер недооценил угрозу, исходящую из врожденных особенностей Тириона.
Почему и зачем он возник среди «золотых» Ланнистеров, словно темное пятно на Солнце?

Ранняя смерть Джоанны и Тайгета Ланнистеров, физическое уродство Тириона, инцест Джейме и Серсеи, отказ от брака и законного потомства Джейме, пропажа Гериона и Тирека Ланнистеров, убийство Джоффри и Кивана, внутренняя смерть Ланселя, ненадежное будущее Томмена и Мирцеллы – признаки конца старшей ветви Дома Ланнистеров.
Если проследить родословную лорда Тайвина, то обращает на себя внимание внезапная и ничем не объяснимая смерть молодого Тибольта Ланнистера и его маленькой дочери Сереллы, после кончины которых Герольд Ланнистер – дед лорда Тайвина, возглавил Дом Ланнистеров.

На царе Агамемноне лежит родовое проклятие, связанное с убийством его отцом Атреем сыновей брата Фиеста.

«… миф о родовом проклятии и гибели целых поколений в результате этого проклятия и множества совершенных в следствие него преступлений. Перед нами картина кровавых ужасов, переходящих из поколения в поколение и свидетельствующих ни о чем другом, как о самоотрицании рода, о его самоистреблении».
(А.Ф. Лосев «Античная литература»)


Возможно, над судьбой Дома Ланнистеров, словно над Атреями, и над Тайвином, как над Агамемноном, тоже тяготеет родовое проклятье.
Жизнь детей Тайвина знаменует конец рода: Джейме и Серсея порождают незаконное и обреченное на уничтожение потомство, а Тирион убивает отца.
 
Сверху