Джордж Мартин. Игра Престолов (рецензия)

Человек может то, что он должен.
И. Фихте

С некоторым волнением я начал читать эту книгу. Из слышанного мной ранее получалось, что книга представляет собой один из лучших образцов эпической фэнтези-саги последних лет. С другой стороны, произведения Мартина, прочитанные мной (за исключением просто потрясающих “Королей-пустынников”), произвели на меня не такое уж сильное впечатление. Я не знал чего ожидать…

Начало пошло нелегко. На меня обрушилось множество имен, географических и политических названий действующих лиц. Не облегчало ситуацию то, что одновременно автор начал несколько сюжетных линий, каждый раз ведя повествование от очередного лица. Тем более что некоторые линии были значительно разнесены в пространстве. Приходилось удерживать в памяти огромное количество информации, надеясь, что автор вскоре объяснит, как связаны между собой те или иные герои. Свет в конце туннеля забрезжил только спустя сотню прочитанных страниц (1/7 от объема книги). Тогда же интерес к книге усилился многократно.

Удивительно, но главными героями цикла являются дети! Конечно, таковыми можно назвать и героев произведений Джордана, Брукса, Дункана. Но, в их случае детство это скорее психологический параметр, чем физический. У Мартина же дети – это дети во всех смыслах этого слова. У Хранителя Севера Эддарда Старка 5 законных детей: Робб, 14 лет, Санса, 11 лет, Арья, 9 лет, Брандон, 7 лет, Рикон, 3 года и 1 незаконнорожденный сын – Джон, 14 лет. На плечи этих детишек и их родителей и лягут всевозможные испытания, следя за которыми можно только удивляться таланту Мартина в изображении столь достоверных и разнообразных психологических портретов.

История начинается в то время, когда в 7 Королевствах близится время окончания Лета, длившегося 10 лет. Одновременно, дом Ланнистеров активизировал свою борьбу за власть, подчинив себе короля Роберта. Одновременно, сбежавшие на другой континент отпрыски предыдущего короля-дракона династии Таргариенов пытаются найти себе армию, собираясь вернуть корону. Соответственно, пред нами предстают проблемы внутренние: борьба за престол 7 королевств, когда смерть короля Роберта ввергает страну в кровавое безумие и проблемы внешние: с одной стороны Дейенерис Таргариен (девушка 14 лет) готовит армию для вторжения в 7 королевств, с другой – с Севера после наступления зимы следует ожидать тварей Иных, безразличных ко всему человеческому и настроенных только убивать.

Мир Джорджа Мартина более однообразен, чем Миры других создателей человеческих миров, таких, например, как Роберт Джордан или Джон Норман. Можно понять, что на планете известны два материка. На одном из них живут в основном кочующие племена, напоминающие гуннов. На другом, собственно, находятся 7 королевств, политический и социальный строй которых походит на наше средневековье. Интересным штрихом служит наличие Стены, которая преграждает путь созданиям Севера, большинство из которых существуют только в сказках и легендах. Из сказочных существ упоминаются Дети Леса, своим небольшим ростом и отношением к природе похожие на эльфов и владеющие чем то, напоминающим магию, и драконы. И те, и другие исчезли многие годы назад.

Впрочем, на этот раз Мартин не ставит перед собой цель удивить читателя разнообразными политическими системами и прочим внешним антуражем. Полем действия автора служит внутренний мир героев. Потому, кстати, в книге не так много боевых действий. Перед нами предстают все стороны борьбы за власть. Когда жаждущие ее спокойно идут на нарушение любых законов, и участники политических игр “честно” предостерегают, что доверять нельзя и им тоже, не смотря на временную помощь в чем-либо. Глазами взрослеющих детей мы познаем основные законы жизни, впервые столкнувшись с отчаянием от потери близкого человека и яростью от предательства, с ответственностью за свои поступки и выбором между тем, что хочешь и тем, что должен.

Герои книги не являются черно-белыми персонажами. Это одно из величайших достоинств цикла. Проникнув в их мысли по воле автора, мы видим в них и положительные и отрицательные черты. У всех в жизни бывали трудные обстоятельства, но одни смогли достойно из них выйти, другие нет. Кейтилин, супруга Эддарда Старка, во время болезни сына устранилась от всякого руководства замком, и все заботы легли на плечи ее первенца, 14-летнего Робба, в одночасье вынужденного повзрослеть. Но она же, в то время, когда главы родов, распаленные гибелью короля и близких родственников, были готовы крушить все подряд, склоняла всех к миру, хотя ее горе было не менее слабым. Тирион Ланнистер, уродливый брат королевы, с детства отвергнутый и презираемый отцом и прочими родственниками, но не сломивший, а только закаливший свой дух и ум – помогает детям Старков, когда они сталкиваются с тяжелыми жизненными обстоятельствами, а рядом нет отца. И он же приводит в долины армию горцев, для которых грабить и насиловать все равно, что дышать. Прекрасные рыцари совершают красивые победы на турнирах… и глупо ведут себя в международной политике. Наемники и убийцы открывают сердце, а в нем среди жестокости и кровожадности неведомым образом сохранившиеся капли доброты…

Другое достоинство заключается в том, что положительные герои книги, несмотря на все их прекрасные качества, умирают, попав в безвыходные ситуации, столь же неотвратимо, что и злодеи. Автор не оставляет им жизнь на одном лишь основании, что читателю будет их жалко. Хотя, должен сказать, в первой книге мы не лишились ни одного действительно ценного героя. При этом несколько хороших человек ушли безвозвратно.

Мне чтение книги напомнило просмотр мыльной оперы. Тоже эпизоды, тоже множество положительных и отрицательных героев, также, про определенных людей читать очень интересно, а про других совсем не хочется, и ты делаешь это, словно выполняя повинность. Интерес к той или иной ветке сюжета то разгорается, когда автор подкидывает дровишки новых переплетений, то угасает, когда ходы исчерпывают себя. Несмотря на такую неоднозначную сиюминутную оценку, после прочтения первой книги у меня осталось стойкое положительное впечатление, и мне немедленно захотелось читать продолжение. Престольные интриги действительно поразили мое воображение. Это при том, что обычно их очень трудно описать понятным языком, показав вместе с тем их сверхизощренность и запутанность. Мартину удалось. Я не смогу даже сказать, сколько игроков вступило в игру. Понял только, что их много и не все еще проявились. Очень понравилось появление у каждого из детей Старков своего лютоволка (волка-гиганта), и то, как удалось передать индивидуальный характер каждого зверя, отмечая общую черту – беззаветную преданность своему хозяину. Пока в цикле, за исключением незначительных моментов, совсем не было никаких магических проявлений. Наше внимание целиком сконцентрировано на реальном. Естественно, трудно ожидать от мастера НФ прозы засилия магии, но думаю, что вскоре все изменится.

Итак, борьба за престол продолжается. Три человека объявили себя королями. Из-за моря собирает армию для возвращения на родину наследница древней крови, спрятав как козырь трех родившихся драконов. Зима близко, а с ней близко появление демонов Иных. Некому остановить их, так как стража Стены слаба и малочисленна. Грядет “Битва королей”.

Общее впечатление 10/10
Интерес 8/10
Оригинальность 9/10
Логичность 10/10
Серьезность 10/10
Меч/Магия 95/5

Белый [Архивы Кубикуса]
27.05.2003

Комментарии (2)

Наверх

Сообщить об опечатке

Выделенный текст будет отправлен мейстеру на проверку: