Рецензии и впечатления от Игры ПрестоловПродолжаем публиковать информацию об игре Игра Престолов (= A Game of Thrones = AGOT).

Игра Престолов — варгейм Кристиана Петерсена (Christian Petersen), основанная на бестселлере Джорджа Мартина (George R.R. Martin) «Песнь Льда и Огня» (A Song of Ice and Fire). A Game of Thrones — игра о расширении территорий, завоеваниях и консолидации. Игрок побеждает, захватив больше всех городов и крепостей на континенте Вестерос (Westeros). В A Game of Thrones борьба происходит на двух полях боя: армии сражаются физически на карте Вестероса и меряются властью в контроле трёх территорий влияния во время Битвы Королей (A Clash of Kings).

Войска (Troops). Есть три типа основных отрядов: пехотинцы (footmen), рыцари (knights) и корабли (ships). Корабли действуют в океанах вокруг Вестероса, а пехотинцы и рыцари сражаются на самом континенте. Отдельных войск Вы можете иметь сколько угодно – хоть по одному войску на каждой клетке поля, если хотите. Но когда Вы соединяете два или больше своих войск на одной клетке, это уже называется армией, а размеры и количество армии ограничены Вашим снабжением (supply). Ваше снабжение измеряется в бочках (barrels) и иногда повышается во время Фазы Вестероса.

Игра Престолов

Карта. Войска передвигаются по карте, изображающей Вестерос, перемещаясь на 1 или более территорий за ход. Есть гексы моря и гексы земли. Гексы земли могут содержать изображение различных значков: бочки снабжения, города и крепости, использующиеся для соблюдения условий победы; короны (сила) использующиеся во время действия Усиления (Consolidate Power action).

Битва Королей: При начале физического сражения игроки борются за контроль над тремя областями влияния.

Фишки Силы. Эти фишки используются для трёх целей: чтобы удерживать Одичалых во время Фазы Вестероса; чтобы отмечать контроль территорий во время фазы Похода; и при соперничестве за влияние во время Битвы Королей в Фазе Вестероса. В последнем случае фишки Силы используются при аукционе «закрытого кулака».
Области Влияния: Есть три области влияния, за которые борются игроки во время Битвы Королей: Железный Трон (Iron Throne); Вотчина (Fiefdoms); Королевский Двор (King’s Court). Каждая область даёт специальную способность победителю на аукционе.

Железный Трон: Победитель разбивает все ничьи на торгах (за позиции влияния и за результат атаки Одичалых).

Вотчина: Победитель получает Валирийский Клинок (Valyrian Steel Blade), который он может использовать один раз за ход, чтобы получить +1 к значению битвы в сражении после подсчёта всех характеристик.

Королевский Двор: Победитель получает Посыльного Ворона (Messenger Raven), которого он может использовать один раз за ход, чтобы поменять фишку действия после осуществления всех действий.

Фишечки в Игре ПрестоловПорядок ходов игры: Игра делится на раунды, каждый из которых делится на три фазы:

  • Фаза Вестероса (The Westeros Phase)
  • Фаза Планирования (The Planning Phase)
  • Фаза Действия (The Action Phase)

Фаза Вестероса пропускается в первом раунде. После 10 раундов игра заканчивается, если никто не достиг всех условий победы раньше.

Фаза Вестероса: Во время Фазы Вестероса, три карты переворачиваются лицом вверх, по одной из колод, обозначенных как «I», «II», «III». «Приход Зимы» (не «Приход зимы», а «Зима близко» — прим. hk) заставляет перемешать колоду, «Игра Престолов» позволяет каждому игроку получить число Фишек Силы равно числу контролируемых им корон на игровом поле и т.д.). Но 4 карты имеют более важное и глубокое влияние на игру: Снабжение (Supply), Сбор (Mustering), Битва Королей (Clash of Kings), Вторжение Одичалых (Wildling Attack).

Фаза Планирования: После открытия всех Карт Вестероса, начинается Фаза Планирования. Каждый игрок имеет 15 фишек действия (action tokens), 3 каждого из 5 типов: Набег (Raid), Поход (March), Защита (Defend), Подмога (Support), Усиление (Consolidate Power). Две фишки каждого типа «нормальные», а третья фишка специальная и отмечена звездой. Каждый игрок должен поместить одну фишку действия на территорию с каждым отрядом или армией, которой он хочет действовать, учитывая, что на одной территории может быть только одно действие.

Фаза Действия: После помещения всех фишек лицом вверх, все игроки одновременно их открывают. В этот момент игрок с Посыльным Вороном может поменять одну из своих фишек, если хочет. После этого разыгрываются действия по трём основным направлениям: набеги, походы и усиления. В каждом направлении действия осуществляются по очереди, начиная с игрока с Железным Троном на дорожке влияния.

Поле в Игре ПрестоловНабеги. Каждый игрок может сыграть до 3 фишек набегов. Когда игрок совершает набег, он должен убрать фишки действия набега, подмоги или усиления с соответствующей позиции.

Поход. Каждый игрок может сыграть до 3 фишек похода. Когда на территории есть символ Похода, Вы можете переместить все войска, часть войск или ни одного войска, находящегося на этой территории, на смежные с ней с одним ограничением – Вы не можете передвинуть войска на более чем одну территорию, содержащую вражеские войска. Если Вы убираете все войска с одной территории, Вы можете оставить там фишку Силы, которая позволяет Вам продолжать использовать её снабжение, города и крепости.

Если Вы передвигаетесь на территорию, содержащую вражеские войска, немедленно начинается сражение. Оно проходит по следующим фазам:

  • Призыв Подмоги (Call for Support)
  • Оглашение Боевой Мощи (Announce Combat Strengths)
  • Применение Карт Домов (Play Cards)
  • Валирийский Клинок (Play Blade)
  • Исход Битвы (Resolve Battle)

При призыве подмоги каждый игрок может попросить соседние войска помочь ему, совершив действие Поддержки (Support action). Эти войска могут быть войсками самого игрока или могут принадлежать другому игроку.

Оглашение Боевой Мощи. Каждый игрок подсчитывает сумму очков в сражении, оно равно значениям отрядов (1 у пехотинцев и кораблей, 2 у рыцарей) + значение поддерживающих отрядов + значение фишек действия похода, защиты и/или поддержки (например, 1 пехотинец + 2 рыцаря + 1 фишка атаки, то есть 1+4+1=6).

Применение карт домов. Используя карты, каждый игрок выбирает карту персонажа из своей руки. Это персонажи из игры, каждый из которых имеет значение от +0 до +3. Некоторые также имеют 1-2 меча или замка, а у некоторых есть специальные способности. После тайного выбора карт, они переворачиваются и добавляются к общей сумме очков битвы.

Валирийский Клинок. Игрок с Валирийским Клинком может использовать клинок, если он является атакующим или защищающимся. Он прибавляет только +1, но имеет очень большое влияние, потому что применяется уже после подсчёта всех других очков.

Исход Битвы. Игрок с самой большой суммой очков выигрывает или в случае ничьи игрок с большим влиянием на дорожке Вотчин. Затем сравниваются значки меча победителя на карте персонажа со значками замка на карте проигравшего. За каждый значок меча, который не блокируется замком, защищающийся автоматически теряет одно войско. Остатки войск должны отступить на соседнюю, незанятую территорию.

Корабли могут быть связаны вместе, чтобы переправлять сухопутные войска на большие дистанции – нечто подобное можно увидеть в игре «Mare Nostrum».

Усиление. После всех Походов и следующих за ними сражений, игроки могут сделать действия Усиления. Каждый игрок может иметь до 3 фишек Усиления. Игрок собирает по 1 фишке Силы за каждое действие Усиления +1 дополнительная фишка Силы за корону на территории с фишкой действия.

Игра ПрестоловВыигрыш в игре: Игра длится до тех пор, пока 1 игрок не будет контролировать 7 городов или крепостей или пока не будет завершён 10-ый раунд игры. В этот момент выигрывает игрок, имеющий больше всех городов и крепостей, с использованием Силы и Снабжения для разрешения ничьи.

Связь с другими играми: «A Game of Thrones» является типичной по сути Англо-Американской игрой. Такой тип игр, пришедший к нам из Англии и США, обычно представляет собой варгейм с кучей фишек и карточек, занимающей многие часы для игры. Первые игры такого типа это «Risk» (1959) и «Diplomacy» (1959), но встали на новую ступень выходом игры «Axis and Allies» (1984) и «Britannia» (1986). «A Game of Thrones» является как раз игрой такого типа, но занимает по времени 3-4 часа вместо обычных для таких игр 8-10.

«Игра Престолов» имеет необычный тип игрового процесса, с введенными в него новыми элементами, делающими игру более глубокой – её создатели усвоили уроки истории варгеймов, введя в неё несколько элементов, присущих немецким играм. Это, например, аукцион «закрытого кулака», пришедшего из игры Fist of Dragonstones (2002) Бруно Файдутти (Bruno Faidutti) и Михаэля Шахта (Michael Schacht). Другие системы блефа, дефицита и ограничения ресурсов показывают, как далеко настольные игры продвинулись за 10 лет. Отметим основные плюсы игры…

Как уже было сказано, в игре очень хорошо продумано использование блефа и аукциона. Они позволяют игрокам не только следить за своими действиями, но и постоянно просчитывать предполагаемые действия оппонентов. Дефицит – основной движок игры, потому что в «Игре Престолов» очень много ограничений – ограничение снабжения, ограничение фишек, карт персонажей, войск и т.д. В этой игре можно нахваливать фактически всё. Единственный её минус, пожалуй, это её сложность. Слишком многое нужно учитывать и просчитывать, но эта игра и не претендует на вхождение в категорию «семейных игр». В первую очередь, она создана для эрудированных игроков, которые не боятся использовать в игре свои умственные способности.

Играем в Игру ПрестоловИгра погружает нас в созданный Джорджем Мартином мир настолько глубоко, что сразу после завершения партии, хочется прочитать или перечитать книги, чтобы ещё больше углубиться в этот прекрасно выписанный мир. «Игра Престолов» страдает от нескольких стандартных проблем варгеймов. В первую очередь, это то, что если Вы сильно отстаёте в развитии в начале игры, Вам фактически невозможно догнать лидирующих игроков. Во-вторых, игра с минимальным количеством народа становится неполноценной и не затрагивает всех аспектов, поэтому играть в неё лучше в большой компании.

Подводя итог, можно сказать, что «A Game of Thrones» одна из лучших варгеймов последних лет: она оригинальна, игровой процесс живой и затягивающий, а оформление, как всегда у FFG, на высоте. Она позволяет Вам не только передвигать войска и сражаться, но и совершать различные действия, по-разному влиять на игру, блефовать, делать ставки. По моему скромному мнению, эта игра должна присутствовать в коллекции любого заядлого игрока. Хорошей игры!

Состав Игры:

  • Фишки Приказов — 75 шт.
  • Фишки Сил — 100 шт.
  • Фишки Влияния — 15 шт.
  • Фишки Снабжения — 5 шт.
  • Карты Великих Домов — 35 шт.
  • Стартовые карты Домов — 5 шт.
  • Карты Вестероса — 30 шт.
  • Деревянные миниатюры — 100 шт. (Пехотинцев — 50 шт., Рыцарей — 20 шт., Кораблей — 30шт.)
  • Знак Одичалых
  • Маркер Хода
  • Маркер нейтральных армий — 3 шт.
  • Символ Валирийского клинка
  • Символ Посыльного Ворона
  • Символ Железного Трона
  • Игровое поле
  • Книга правила

Рецензия с сайта www.boardgames.ru

———————————

Мнение автора блога boardgamer.ru

В целом я согласен с рецензией, но хотелось бы отметить один момент. Мы сыграли в престолы четыре партии, но никого из игроков не потянуло перечитывать Мартина. На самом деле эта игра практически никак не связана с Песней льда и пламени и только игровое поле, а также карты домов указывают на то, что действие игры разворачивается в Вестеросе.

Но в общем всё верно. Игра престолов — сложная настолка, которая подойдёт далеко не каждому. В неё лучше играть исключительно впятером и при этом помнить, что на одну партию потребуется не меньше двух часов.

Оттуда же, впечатление от первой игры:

К сожалению, наша первая партия в Игру престолов проходила вчетвером. Мы очень рассчитывали поиграть впятером (т.к. AGOT рассчитана именно на пятерых), но собраться полным составом не смогли.

Мы все играли в неё первый раз, и осваивать правила пришлось буквально на ходу. Оказалось, что они совсем несложные. В Игре престолов каждый участник становится во главе одного из великих домов Вестероса и включается в междоусобную войну на континенте. Чтобы победить, нужно захватить как можно больше провинций с городами и цитаделями.

Игра длится десять ходов, а каждый ход состоит из трёх фаз: события, планирование, приказы. В фазу событий вскрываются три карты событий, и происходит то, что на этих картах написано. В фазу приказов каждый игрок выкладывает в провинции каждую провинцию где находятся его войска один приказ. Жетоны приказов выкладываются лицом вниз и затем одновременно вскрываются (так что никто заранее точно не знает что предпримет его сосед). В фазу приказов вскрытые приказы выполняются. В чём-то эта система напоминает Цивилизацию (Mare Nostrum), причём, я бы сказал, что правила AGOT даже попроще.

Длилась игра довольно долго. За два с половиной часа мы сыграли шесть ходов и разошлись, т.к. было уже поздно. Партия всем понравилась, и мы обязательно сыграем в неё ещё, причём надо будет попробовать собраться впятером.

Обратите внимание! Игра престолов – сугубо военная игра, построенная на конфликтах между игроками. В ней обязательно надо воевать с соседями и, скорее всего, придётся кого-то обманывать и предавать. Так уж получилось, что вернее всего победу гарантирует удачный удар в спину соседу. Поэтому если у вас в компании играют люди добрые и мирные, играйте в другие игры.

Оттуда же, впечатление от игры:

Собраться сыграть в Игру престолов получилось только втроём. Соответственно, играть пришлось за Ланнистеров, Старков и Баратеонов (я играл за них).

Стычки начались с самого начала игры. Корабли Баратеонов вторглись в северные моря и отогнали флот Старков к самому побережью Винтерфелла. Однако после этого я допустил промашку. Надо было развить успех и добить флот Старков окончательно, что сделало бы меня безраздельным владыкой восточного океана (мы играли без портов, а, значит, даже один мой корабль блокировал бы строительство судов Старков). Вместо этого я положил глаз на Королевскую гавань и отвёл свои корабли к ней, чтобы перевезти войска с Драконьего камня. Захватить Гавань удалось без проблем

Но Старки не заставили себя ждать. Флотилия из трёх кораблей потопила один из моих флагманов и блокировала мой стартовый остров. Теперь уже строить корабли не мог я, и безраздельное господство Страков в восточных морях продлилось до конца игры.

В это же время Ланнистеры спокойно и не очень агрессивно захватывали западную и юго-западную часть Вестероса. Затем их аппетиты возросли и войска с эмблемой золотого льва высадились севернее Пайка (по-моему, в Олдтаун) Вот только на эту территорию уже претендовали Старки и через пару ходов они выбили оттуда Ланнистеров.

Основное же скопление войск образовалось в центре карты. С севера подтянулись легионы Винтерфелла. Восточнее Королевской гавани находились мои войска, а над западными землями реял стяг Ланнистеров. Воспользовавшись тем, что мои войска ушли из Простора (регион в центре карты), коварные Ланнистеры отжали эту территорию себе. В ответ я вынужден был направить туда свои отряды и вступить в сражение. В это время, воспользовавшись развязавшейся битвой, в королевском лесу высадились Старки.

Я очень долго строил планы по уничтожению кораблей. Но тут наступил десятый ход, и я понял, что топить корабли уже не имеет никакого смысла, т.к. победитель в Игре престолов определяется по количеству захваченных крепостей и городов.

На поле сложилась такая ситуация, что с запада на меня надвигались Ланнистеры, а в тылу могли напасть Старки. Поэтому сразу три моих отряда получили приказы поддержки, а своими кораблями я всё-таки напал на флот Старков, вынуждая их потратить боевую карту, уменьшив тем самым, риск потери крепости.

Мой расчёт во многом оказался верным и после морского сражения Старки не решились нападать на меня, обратив свой взор на запад. Несколько их отрядов высадились в Хайгарден и захватили этот регион. Итог игры оказался таким. Захвачено крепостей и городов: Старки – 6, Баратеоны – 5, Ланнистеры – 4.

Несмотря на минимальное количество игроков, партия получилась очень увлекательной. Я и не ожидал, что игра втроём будет настольно интересной. С удовольствием сыграю в эту игру ещё и особенно хочу попробовать поиграть в Игру престолов полным составом (впятером).

Форум Ролемансер, пользователь Lordik

Мне повезло играть за Баратеонов. За Тиреллов и Старков играли два новичка. Игрок за Грейджоев, хотя не новичок, но не сильно манчкинская была.

Начало было классическим. Баратеоны высадились в королевской гавани, Ланистеры заняли Риверран. Старки предпочли укреплять север. Грейджои высадились вокруг Сигарда. Мартеллы слегка неуклюже (второй раз с Мартеллами играем) захватывали юг. Тиреллы вышли в Простор. Затем Железный торн першел к Ланнистерам, что было достаточно беково И почти всю игру оставлся у них, никто не голосовал за него даже.

Вообще в начале игры было большое число мустерингов и все обросли армиями. Гряла война.

Баратеоны весьма удачно высадились на побережье, чем навлекли неудовольствие соседей. В конце концов Драконий Камень окружили Старки и Мартеллы, которые договорились совместно атаковать (с поддержкой). Но Мартеллы обманули и внезапно нанесли удар по Штормовому пределу. Честно говоря я даже не ожидал такого мастерского хода и рыцари с предела бежали на Камень. Но лес и Гавань я держал очень плотно. Удалось взять и город к северу от гавани.

Маретллы, Тиреллы и Старки (и даже Ланнистиеры, точнее с их молчаливого одобрения) приняли решение выбирть Баратеонов на Драконий камень. Но по ходу у них что то пошло не так, кто то взял что то чужое и кончилось это тем, что Грейджои и Тиреллы начали зажимать Мартеллов. Те заскулив от ужаса прокляли всех и объявили, что склоняют колено перед Баратеонами и приведут их к победе, сдав свои города, за такую подлость.

Но вышел казус Баратеонов к тому времени так потрепали, что они физически не могли взять эти города. Поэтому просто заключив союз Мартеллы и Баратеоны начали оборонятся. Грейджои в это время окружили Солнечное копье, но Мартеллы держались. Одинокий отряд Старков с севера соврешил дерзкую атаку на королевскую гавань и сумел выбить оттуда Баратеонов.
На Железный трон сели Грейджои. Игра подходила к концу и страсти накалялись. Баратеоны, заручившись поддержкой Грейджоев (как оказалось весьма сомнительной — изнчально речь шла о совместной операции, но на деле это оказалось невмешательством просто) разбили Старков в Королевской гавани, напали и снесли флот старков и взяли Белую гавань.
Мартеллы собрав все силы в кулак начали теснить Тиреллов и высадившихся на их землях Грейджоев, и весьма успешно!
В это время Ланнистеры совершили внезапную атаку на Пайк (ну особо внезапной она не была — флот Грейджоев и армии были достаточно потрепаны и разрознены).

Один ход еще держались, но на последнем 10 ходу, Ланнистеры все-таки прорвались и захватили два города за ход, заслуженно победив. Несколько раз нападали одичалые, но каждый раз их отбивали, хотя к середине игры власти не оставалось ни у кого (зато в начале три стороны собрали почти всю что была).

Вот так сыграли в субботу…