Это перевод интервью «The man who dances with dragons – Interview with fiction writer George R.R. Martin», которое Джордж Мартин дал, будучи в Европе — Финляндии и Эстонии — этим летом. Довольно познавательное интервью. Для тех, кто не дочитал первую книгу, в конце есть спойлеры.

В переполненном зале известного книжного магазина в Таллине, заполненного тысячами фэнов, словоохотливый и дружелюбный Джордж Р.Р. Мартин в сопровождении своей супруги Пэррис, отвечал на всевозможные вопросы, которые Эстонские читатели ему задавали, начиная от сексуальных сцен в его книгах, заканчивая сочетанием литературных пристрастий Мартина с нравственными качествами американцев. После более часовой раздачи автографов для самых преданных фэнов, у нас представился шанс поговорить с ним о визите в Финляндию и Эстонию, его участии в написании сценария для Голливуда и конечно о «Песни Льда и Пламени»!

Спасибо за уделенное время, Джордж. Вы был в Хельсинки на той неделе и я знаю, что когда ты был моложе, писал истории о Суоменлинна (морская крепость, в России больше известна под названием Свеаборг – прим. переводчика)…

Ну, я написал 2 истории об этом, крепость называлась Свеаборг в прошлом и я описал, как она была сдана русским. История была написана в жанре исторической мистики, писал ее в колледже, когда у меня был курс скандинавской истории, и я был убежден, что смогу написать исторический роман.

И если я не ошибаюсь, вы описали в своей книге Dreamsongs, что американо-скандинавские журналы поначалу отказали вам с этими историями?

Да, они «по-доброму» отказали мне, так что это звучало ободряюще, и я ушел, а через 20 лет вернулся, переписав прежнее, так что получилась научно-фантастическая история.

Итак, что вас так привлекает в скандинавской культуре?

Не то, чтобы я был очень увлечен. Я был в колледже и изучал историю как спецкурс, я хватался за Западную цивилизацию и английскую истории, американскую историю, поэтому я думал, что могу разобраться в каком-то историческом направлении. Я ничего не понимал достаточно глубоко, мое воображение просто захватило Свеаборг, ну вы понимаете, «великий форт, остов севера… мистическая сдача противнику с меньшими силами… Почему?». Вот это и захватило мое внимание.

И вы посетили его?

Да, мы взяли лодку и провели там день.

И это было похоже на то, что вы себе представляли?

На самом деле, я не воображал его. Он был очень милый; там были парк, деревья и играющие дети, тогда как в моих историях все вокруг было мрачным и военным. В истории – середина зимы, и залив полностью замерз, короче говоря, форт очень отличался от форта в [моей] истории.

И здесь, в Эстонии, вы в первый раз?

Я впервые в Эстонии, да.

Ваша поездка сюда была запланирована, или вы решились на это, потому что все равно по пути в Финляндию?

Финны обратились ко мне 3 года назад. Я планарную свои поездки на 3 года, и финны спросили меня, могу ли я быть их гостем на Финнконе, поэтому я согласился и поместил объявление на своем сайте. А через пару месяцев мои эстонские издатели обратились ко мне с вопросом, не мог ли я приехать к ним в Эстонии и раздать автографы. Должен сказать, я отлично провел здесь время; я встретил всех своих эстонских читателей, и это очень волнительно.

В прошлом году вы представили книгу «Песни Угасающей Земли» («Songs of the Dying Earth»), антология, посвященная Джеку Вэнсу, книга, которую вы редактировал вместе с Гарднером Дозуа. Что вы можете сказать об этом?

Ну, сейчас она вышла, я пока не видел ее собственными глазами, но незадолго до того, как я уехал, издатель написал мне, что копию только что с принтера послал мне, поэтому вскоре книга должна попасть в магазины.

Ваши фэны внимательно следят за тем, каковы ваши успехи с сагой Песнь Льда и Пламени. Верно ли, что когда вы продвигаетесь с другими проектами, вы получаете много писем с вопросами, отчего вы не сфокусировались на саге?

Да, к несчастью, это так. Есть фэны, которые интересуются только «Песней Льда и Пламени» и они не хотят, чтобы я занимался чем-то еще, но их меньшинство. Большинство же фэнов ободряют меня, они пишут мне восхитительные письма. Я люблю заниматься разными вещами, знаете… я люблю Лед&Пламя и я работаю над ней и это прекрасно, но вы не в состоянии делать нечто 24 часа в сутки, а у меня масса интересов: я люблю заниматься редакторской деятельностью, читать, мне нравится работать с Гарднером и, конечно, я люблю Джэка Вэнса и ту его книгу, что стала вершиной его карьеры.

Было подтверждение того, что Песнь Льда и Пламени станет ТВ сериалом. Верно ли то, что вы станете писать сценарий для одной серии в год?

Да, это так. Я буду писать по одному сценарию в год для ТВ сериала.

Раньше вы работали в Голливуде сценаристом. Вы рады тому, что вам представился шанс снова писать сценарии?

Нет, я хочу сказать, я с нетерпением жду этого момента, но без волнения. Гораздо волнительнее будет момент производства. Это будет здорово!

Я читал, что вы не слишком-то были удовлетворены свои опытом в Голливуде. Что вам не нравилось там?

Это было 10 лет тому назад. В первые 5 лет я был задействован в двух шоу, «Сумеречной зоне» и «Красавице и Чудовище», и вы знаете, с этими шоу у меня были сплошные расстройства, хотя они были вполне сносные, мы проделали определенную работу, был фильм, было производство, была трансляция, люди видели их… было все хорошо. Но следующие 5 лет я достиг уровня, когда я занимался «разработкой». Я разрабатывал идеи для шоу, продумывал уже известные фильмы, делал кино, писал сценарии и т.п. вещи… вам платят много денег, больше, чем, когда вы работаете над шоу, но то, что вы делаете, не обязательно будет реализовано. Вы пишите для кино, переписываете, тратите один или два года на работу, и потом они говорят, что решили не снимать фильм. Затем вы разрабатываете пилотку снова, тратите год или около того, пилотная серия снята, они прекращают съемки, как это случилось как-то со мной… может быть они и пилотку снимать не будут, прочтут сценарий и скажут «ну, это отлично, но у нас есть другое шоу, и оно нам нравится больше». Словом, после тех лет, у меня было гораздо больше денег, но в эмоциональном плане эта работа меня не удовлетворяла. Я не хотел писать сценарии, разрабатывать персонажа год, чтобы потом никто его не увидел, за исключением пары исполнителей в комнате. Поэтому я захотел вернуться назад к книгам, где я знал, у меня есть реальные читатели.

Нет ничего удивительного в том, что начались работы над фильмом, но по прежнему никто не знает финала Песни Льда и Пламени (кроме вас). Когда они начнут, они не будут знать, чем все закончится…

Да, уверен — они не знают. Я их разорю! В общем, они собираются снять 7 сезонов, а я собираюсь написать 7 книг. Они собираются снимать по сезону в год, но мне потребуется 2-3 года или чуть больше для каждой ненаписанной книги, поэтому я не знаю, но надеюсь, я успею закончить 7-ую книгу прежде, чем начнутся работы над 7-ым сезоном. (Примечание переводчика: ранее сообщалось, что события Танца и Пира будут объединены в один сезон. Видимо, под одним сезоном подразумевался показ без перерыва между частями, как обычно бывает.)

HBO делала также сериал «Рим», который, как вы говорили ранее, вы любите.

Да, Рим потрясающий!

Там множество политических интриг, также как в вашей саге Песнь Льда и Пламени. У вас есть особый интерес к играм власть имущих?

Да, я нахожу это забавным и тем родом материала, о котором мне нравится писать и о котором мне интересно смотреть ТВ. Рим потрясающий сериал во всех смыслах. Он эффектный, там превосходный сценарий и игра актеров, поэтому, надеюсь, Песнь Льда и Пламени сможет быть такой же хорошей.

Когда я читал «Песнь Льда и Пламени» и «Властелин Колец», я обнаружил сходство в том, как изображено прошлое мира: драконы из прошлого, эльфы, покидающие Средиземье, утраченная магия… воспоминания о великолепии прошлого.

Сумерки меня, определенно, привлекают. Вы можете видеть это в моих работах, если вы читали мой первый роман «Умирающий свет» («Dying of the Light»). Что-то в этом есть, что взывает к воспоминаниям, сумеречный мир и срединный мир. Может быть, с точки зрения психологии, дело во мне. Я не знаю! (смеется)

Недавно на вашем сайте была опубликована информация о том, что вскоре появится игра по Песни Льда и Пламени, это так?

Да, французская компания Цианид приобрела права на две игры, стратегию в реальном времени и ролевую видео игру, я собираюсь встретиться с ними в Монреале через пару недель, проект все еще на самых первых стадиях.

Вы играете в видеоигры?

Изредка играю, я не могу сказать, что я заядлый геймер, но я все же немного играю, особенно в стратегии в реальном времени. Люблю стратегии.

Вопрос на миллион долларов: как дела с Танцем с Драконом?

С ним все отлично, я надеюсь закончить его в сентябре или октябре. Такова моя задача.

Вы начали писать первую книгу саги, Игру Престолов, в 1991 и опубликовали в 1996. Сейчас, смотря назад, есть ли что-то, что вы хотели бы изменить?

Хм, я бы организовал главы так, чтобы дети могли расти быстрее, чтобы между главами проходили месяцы, а не дни, но знаете, если бы это было сделано, это была бы совсем другая книга, поэтому я не знаю, хотел бы я в самом деле, чтобы было так, но оглядываясь назад, я думаю случись мне написать книгу таким образом, ныне были бы решены проблемы, с которыми я столкнулся сейчас. С другой стороны, если бы я так поступил, я бы тем самым создал другие проблемы, словом, я неплохо справляюсь и так, но эта та вещь, которой я иногда удивляюсь.

Для меня, и я полагаю для большинства читателей, момент, когда Эддард Старк был убит в первой книги, был шокирующим. Например, никто не ожидал, чтобы Фродо убили в начале Властелина Колец. Вы хотели нарушить традиции и обозначить новую? Вы с самого начала знали, что так должно случиться?

О да. Ну, вы убиваете важного персонажа и тем самым как бы говорите, что вы не в игрушки играете, что это не будет такого рода фэнтези, где герой проходит через всевозможные опасности без единой царапины.

Есть ли среди персонажей Песни Льда и Пламени тот, с кем вы себя самоидентифицируете?

Тирион Ланнистер. Он всегда был моим любимым персонажем. Они все – часть меня, но Тирион меняется вместе со мной больше, чем другие.

Источник
Antonio Díaz