Джордж Мартин. Песнь Льда и Пламени (рецензия)

На данный момент Джордж Мартин – мой самый любимый писатель.

Не то, чтобы других «любимых» я читаю с меньшим интересом, просто книги цикла «Песнь льда и пламени» особенно сильно будят мое воображение, оставаясь со мной и после прочтения, заставляя анализировать сюжет, прослеживать его линии, строить предположения и с каждым новым прочтением все сильнее и сильнее восхищаться мастерством автора.

Уже достаточно давно я поняла, что век рыцарей и прекрасных дам, воспетый поэзией трубадуров, существует только в мире литературы. На самом деле Средневековье – эпоха достаточно мрачная и суровая, очень-очень жестокая и…очень сильно идеализируемая. Ведь именно к Средневековью отсылают нас сюжеты многих сказок, а так же произведений в стиле фэнтези и фантастики. Из него приходят образы Благородных рыцарей и Прекрасных принцесс, Злобных колдунов и Добрых фей, Мудрых королей и Огнедышащих драконов, а также эльфов, гномов, троллей и прочей привлекательной нежити. Однако Средневековье не только время храбрых воинов в сверкающих доспехах, выигрывающих великие битвы, и благородных красавиц в роскошных нарядах, ожидающих своих героев в высоких башнях, но еще и время страшных эпидемий, невежества, религиозной диктатуры, голодных бунтов и многих других неприглядных событий. Пожалуй, впервые я об этом задумалась после прочтения «Трудно быть Богом» Стругацких, а теперь, у Мартина столкнулась с картиной, на мой взгляд, очень реалистично отображающей общество эпохи Феодальной раздробленности во всем его блеске и убогости, без лишних прикрас и без лишнего очернения. Там есть и рыцари, и дамы, и короли, и драконы, и турниры, и битвы, и даже Иные – но, пожалуй, не один персонаж нельзя назвать простым, однозначным, до конца понятным и предсказуемым. А так же, что очень важно, – добрым или злым, что очень сильно приближает их к реальным людям.

Мир, описываемый Мартином, просто огромен – одних только королевств в нем семь, а ведь ими география не ограничивается! И при этом он удивительно тесен, поскольку между персонажами существует великое множество связей – явных и тайных, обозначенных и предполагаемых, известных им самим и тех, о которых они даже не подозревают. И при этом практически не встречаются противоречия и нестыковки, хотя чуть ли не каждый персонаж, упомянутый автором, так или иначе принимает участие в развитии сюжета – уж если он где-то мелькает, то либо обязательно появится еще раз, либо читатель узнает о его роли в прошлом. Случайных персонажей практически нет!

Но больше всего меня привлекает тот способ, которым Мартин вводит читателя в курс дела. Повествование ведется «по спирали», когда по ходу сюжета читателю предлагаются не только вновь происходящие события, но и информация о прошлом Семи Королевств, причем с точки зрения различных героев, как принимавших в них участие, так и просто что-то где-то слышавших, уверенных в своей правоте и откровенно лгущих. То есть сюжет развивается в двух направлениях – и в будущее, и в прошлое. И по мере того, как в распоряжение читателя попадают все новые и новые факты, меняется его отношение к персонажам и происходящим событиям, часто – очень резко меняется, как с плюса на минус, так и наоборот. И когда возникает ощущение, что хоть в каком-то из поворотов сюжета все стало ясно и понятно, Мартин тут же доказывает, что все как раз наоборот. Читая эти книги просто невозможно заскучать!

 

Ales
Архивы Кубикуса
5.08.2003

Наверх

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: