Сериал только начал свой путь к зрителям, итоги подвести еще категорически невозможно, поэтому мы бы хотели предложить вам свои первые впечатления. Но не обширный пересказ сюжета, а ключевые точки, которые мы отметили и посчитали правильным указать здесь. Многое из этого аналогично оценивалось самыми разными фанатами и простыми зрителями в комментариях, обсуждениях на форумах и т. д. Что-то — отмечалось с противоположным знаком. Мы — фанаты книги (пока еще не сериала, за отсутствием такового). Мы — в курсе особенностей и ограничений съемок, бюджета, размера и сложности книг и прочего. И вообще: да кто ты такой?! Сначала сам сними что-нибудь, а потом критикуй! Языком трепать все горазды, а ты попробуй!.. Да сам Мартин!.. Спасибо, теперь мы это знаем.

Да, в разборках — неизбежные спойлеры.

Плюс один: картинка

Мы, правда, катастрофически подпортили себе впечатление, жадно впиваясь взглядом в каждый новый кадр каждого нового трейлера. Сами виноваты. Но удовольствия в итоге не лишает даже то, что практически все мизансцены первой серии были высмотрены нами заранее. Пейзажи Севера по-северному красивы, Винтерфелл мрачен и ни разу не смотрится декорацией, окрестности южного города Пентос за Узким морем выглядят по-южному и заморски, хотя их совсем мало, плюс Стена, чардрево, крипта, далее — везде… Про игру актеров пока говорить не будем — слишком рано даже для тех, кто уже основательно побывал в кадре. Но картинка — ласкает взор и соответствует Мартину.

Минус один: обнаженка ради обнаженки

Иногда, впрочем, ласкает чересчур откровенно и даже грубо. Не надо говорить про HBO и «а чего вы хотели, у них всегда так… свобода подписных каналов… и вообще пуританам нечего смотреть… и вообще пуританам нечего читать Мартина… и вообще сиськи были отличные». Качество сисек — вопрос отдельный, но очевидных претензий к нему вроде как ни у кого нет. (О чем там был chubbygate? У Эмилии Кларк прекрасное соблазнительное тело.) Проблема отнюдь не в качестве сисек и даже не в их количестве. Тут у нас меньше всего претензий к сцене в борделе, хотя она не из книги (и факт наличия борделя в Зимнем городке в книгах не упомянут).

Собственно, для женской аудитории ничего подобного не запустили: Дрого грубый, Джейме одетый, Нед старый, Тирион, извините, карлик. И снова все выезжает на Визерисе, который словил женских восторгов больше, чем весь остальной актерский состав вместе взятый, ни разу при этом не обнажившись. Если смысловая нагрузка Дени только в титьках, то пусть все мужские персонажи так и останутся одетыми. (Narwen)

Художественный фильм от порно отличают две маленькие детали: вкус и художественный замысел. О вкусах дискутировать не будем, но к замыслу, уж позвольте, претензии есть. Хорошо, на роль Дейенерис взяли красивую девушку. А раз есть сиськи — так чего им пропадать? Более того, сцена раздевания и купания Дени почти дословно воспроизводит книгу, а ее платье в сцене «сватовства» вполне соответствует если не букве, то духу романа. Но как всегда — разница в изобразительных средствах разных жанров искусства. То, что было лишь намечено в книге, что оставлялось на долю воображения читателя, в неприукрашенном показе на экране воспринимается иначе. Соответствует ли замыслам сценаристов восприятие Дени зрителями как «той блондинки, которая все время голышом и которую лапают все подряд»? Хорошо, добавим «красивой и соблазнительной» в это определение. Стало ли лучше? Забитая и постоянно обнажаемая девушка — отличный возбуждающий типаж (по крайней мере, для некоторой части мужчин). Но этого ли мы ждали от воплощения Дени? Тем обиднее, что Визерис сцену общения с сестрой отыграл великолепно, и одних его взглядов более чем достаточно для понимания всего.

К роману Мартина у нас ни малейших претензий нет — сцены секса и обнажения там прописаны очень красиво и возбуждающе. Нет претензий и к порнофильмам — свою задачу они (ну, хорошие) реализуют вполне. А вот зачем сиськи в Игре престолов — однозначного ответа пока нет. Секс в башне — сюжетно обязателен; групповуха в представлении Тириона — ну, разве что чуть избыточна (но совсем чуть-чуть); сверкающая с экрана голыми частями тела Дейенерис Таргариен — видимо, потому что сиськи у актрисы есть. Поневоле закрадывается мысль, что детей в сериале состарили не из-за того, что зрители не поймут факта замужества и брачной ночи 13-летней, а чтобы был лишний повод распустить шнуровку на платье. Учитывая, что, как мы знаем из трейлеров, у Дени впереди еще общение со служанкой и, очевидно, много сцен с Дрого (а Джейсон Момоа своего героя описывает так: «Я там чаще голый, чем произношу реплики»), рисунок роли Дейенерис получается довольно специфический. И это главная героиня, славная, вообще-то, совсем другим.

Плюс два: заставка

К счастью, самых лестных слов заслуживает работа художников-постановщиков проекта. И отличный визуальный стиль выдержан до конца: включая всевозможные побочные проекты сериала (вроде игр и иллюстрированного путеводителя по Вестеросу), а также во вступительных титрах. Здесь прекрасно все: концепция, видеоряд и, конечно же, музыка Рамина Джавади.

Карта! Какой мальчик не разглядывал карты неведомых земель в любимых книжках? Вообще, от некоторых фэнтези-произведений только карта в памяти и остается. Конечно, она важна и для ПЛИО, плюс такая отличная возможность дать новым зрителям хоть немного врубиться в расстановку сил. Но по сравнению с изначальным вариантом пилота, где ворон летит над картой Вестероса, снижаясь и демонстрируя панораму ключевых местностей и замков континента (само по себе решение красивое и было бы интересно на него взглянуть), финальная версия шикарна. Красивая, уместно стилизованная и упрощенная карта (да, это не потрясающее по проработанности творение картографа-профессионала) дополнена великолепной механизированной анимацией городов в стиле средневековых автоматов (автоматонов). Плюс модель мира в армиллярной сфере, с историческими барельефами на кольцах…

Есть что жадно пересматривать, есть что жадно переслушивать. Кто хочет символизма и аллегорий — они тут тоже в достатке. Фамилии актеров в титрах эффектно и ненавязчиво сопровождаются гербом дома, к которому относится персонаж. (Мы очень надеемся, что три ошибки, допущенные в титрах первой серии, будут исправлены. Пусть прекрасное творение сделает последний шаг к совершенству!) И главное — даже к десятой серии вряд ли у кого возникнет желание перемотать уже эту надоевшую заставку и поскорее перейти к собственно кино. Прекрасная работа, высшая оценка!

Минус два: мало лютоволчат

Нашли. Забрали (хотя и не очень понятно — кому: Робб вроде не сильно рвался, девочек не было, к тому же новички вообще вряд ли сумели разглядеть Рикона как пятого младшего Старка). С Браном волчонок бегает. Милый. У Призрака — красные глаза. Но…

Но где всё? Лютоволки — это не симпатичная заколка на груди принцев Севера. Их решительное отсутствие в первой серии — это не просто недораскрытые характеры детей, не просто выкинутая связь со старыми богами. Лютоволки — дух Севера, дух Винтерфелла. А местности в книге Мартина играют никак не меньшую роль, чем характеры конкретных людей. По сути, в первой серии мы видим всего два места — Винтерфелл и Пентос. Но Пентос — проходной пункт, а обычаи дотракийцев нам еще только начали раскрывать, о них говорить рано.

Стена и Королевская Гавань, скажем, тоже впереди, но Стена — простая, а в Гавани будет Красный замок, с его потайными ходами в стенах, которые при желании можно рассматривать как аллегорию царящих на юге отношений, плюс Мизинец, Варис и Пицель. А вот час Винтерфелла должен был пробить именно в первой серии, дальше его будет только меньше. Увы: красивая картинка Севера получилась на отлично, а вот дух Севера и Старков (мы говорим «Старки» — подразумеваем «Север») — так и не попал на экран. То есть даже оставляя в покое претензии лютоволкофилов, все равно не складывается узор.

Плюс три: сценарий

Кстати об отсутствии Рикона. Третьим плюсом мы бы хотели выделить сценарный подход. Да, именно в чистом виде сценарий. Оно понятно, что зритель имеет право воспринимать кино в целом, не обращая внимания на отдельные аспекты. Понятно, что человек, учившийся на киношного оператора, может, захлебываясь слюной и тыча пальцем в экран, битый час рассуждать о шикарном уровне съемки, изумительной работе камеры, потрясающих планах, мягком переключении ракурсов и прочем. Мы смотрим туда же, пожимаем плечами и выносим вердикт: КГ этот человек — ненормальный. Но не претендуя на всеобщее одобрение, все же хотим отдельно сказать о работе сценаристов.

Ситуация со сценарием — отдельная песня. Фэны считают, что это другая история, Мартин — убежден, что его собственная. Развязка этого противостояния произойдет, очевидно, в восьмом эпизоде, сценаристом которого выступает сам Мартин. Но в «Песни льда и пламени» персонажи так много «думают», и в их мыслях происходит так много всего важного, сюжетообразующего, что остается лишь удивляться тому, как при всем этом сценаристы сохранили дух книги и обозначили главную интригу. (Narwen)

Дэвид & Дэн поставили перед собой амбициозную задачу показать особенности местностей, раскрыть характеры персонажей, передать перипетии сюжета — и всё без сваливания на закадровый голос мудрого рассказчика, без озвучивания мыслей героев, без демонстрации хроник и генеалогических древ крупным планом. Да, ради этого пришлось вводить в сюжет новые сцены, добавлять новые реплики. «Это не по книге», да. Но приглашаем вас хотя бы после нескольких пересмотров серии отвлечься от собственно кино, выявить взглядом отличия сюжета от книг и задуматься над каждым таким случаем, каждой такой фразой: зачем это здесь? В раскрытии «северных» персонажей, например, авторы сделали очень многое и довольно тонко. Изменения в брачной ночи Дени имеют вполне очевидный резон. Правда, надо настроиться на то, что книг вы никогда в глаза не видели. И иногда получается… ммм… странно. (Интересно, как воспримут зрители принца и принцессу крови, которые ВНЕЗАПНО появятся во второй серии, после того как просидели где-то под замком полсерии первой.) Но увлекательно. И это — дополнительное удовольствие от пересмотра.

Минус три: киноштампы

После киноверсии Иных я очень переживаю за воплощение трех маленьких крылатых созданий, которых мы увидим в самом конце первого сезона. Рассматривая драконов в кино, лично я нашла лишь парочку удачных решений, а все остальное или вообще не должно летать, или совершенно не внушает никаких эмоций.
Аккуратненькая и беззащитная маленькая девочка, Черная Рука уже у тебя в квартире! меееедленно поворачивающаяся в сторону главного героя — это прям совсем-совсем штамп нынешних фильмов ужасов. (Кто не верит, может восхититься вот этим видео.) Белые Ходоки в стиле Хищников. Отрезанными головами сейчас, правда, в кадре не щеголяют, золотой век у мастеров гуттаперчевых дел был в 70—80-х. Но тоже любили швырнуть свежим кочаном, да. Надеемся, что измененная концепция Иных получила одобрение Мартина и как-то будет оправдана и обыграна в дальнейшем.

Бастер Ривз (постановщик боев) долго распространялся о том, как тяжело избегать штампов в изображении поединков. И кадры тренировок Сирио и Арьи наводят на некоторые хорошие мысли. Но пока мы реально видели всего одну драчку, и, да простит нас Бастер, специфику работы с арахком (если она вообще есть) там углядеть непрофессионалу очень трудно. На вид — абсолютно типичная постановочная боевка, с характерными ужимками, театральными паузами и финальным взрезыванием живота одним длинным движением.

В общем, визуальный ряд там, где он не пытается экранизировать книгу, а желает произвести впечатление на зрителя, оставляет неоднозначное ощущение.

Равно

Смотреть или не смотреть? Та́к вопрос, к счастью, даже не ставится.