Томми Данн, мастер по созданию оружия Игры престоловТомми Данн, отвечающий за дизайн и производство оружия для съемок Игры престолов, уже известен нам по ролику серии Artisans и расширенному ролику из серии видео о создании Игры престолов. Томми не планировал карьеру в кино и на телевидении, а началась она достаточно неожиданно, с небольшого проекта под названием «Храброе сердце». С тех пор Данн успел поработать на таких первоклассных проектах, как «Спасение рядового Райана», «Гладиатор», «В — значит Вендетта», а также в дорогих минисериалах, снятых при участии HBO — «Братьях по оружию» и «Тихом океане». Сайт westeros.org взял у Томми интервью еще до премьеры сериала, поэтому некоторые ответы очевидно неокончательны. Но в целом — очень интересно.

Расскажи: как ты вообще стал оружейным мастером?

В полном смысле слова оказался в нужное время в нужном месте. По специальности я был связан с машиностроением, а к кино прибился лишь 28 лет от роду. Индустрии, в которой я работал, требовалось все меньше рабочих рук, так что я решил уйти, не дожидаясь, пока меня выпрут. Нанялся на работу сварщиком по сезонному контракту, но по истечении первого полугода получил предложение от своего друга поучаствовать в съемках проекта «Храброе сердце» (название мне тогда ни о чем не говорило), помогая с газовыми трубами его команде, отвечавшей за спецэффекты. А затем я по чистой случайности попал в оружейный отдел и с тех пор этим и занимаюсь.

Мне пришлось самостоятельно научиться всему, связанному с изготовлением оружия. Но учитывая, что я 5 лет был резервистом ирландской армии (и вдоволь наобращался с оружием), и мою прошлую профессию, оказалось не так уж трудно выдвинуться по работе.

Во время моего визита на съемочную площадку я видел мечи Белых Ходоков. Потрясающе! Зрители, правда, могли видеть их в первой серии лишь мельком. Как было придумано и воплощено это оружие?

Получилось забавно, потому что изначально эти мечи должны были быть нарисованы с помощью визуальных эффектов. Как вдруг на одном из собраний наш продюсер Марк Хаффэм говорит, что мечи делаю я. К тому моменту оставалось совсем немного времени до съемок, а требовалось еще придумать, создать прототип, получить благословение ото всего съемочного начальства и изготовить реальные образцы. Пришлось поработать с утра до вечера, но желаемое мы все-таки обеспечили. На идею нас натолкнул имевшийся у меня кусок хрусталя, позволивший создать прозрачные ледяные мечи из акрила (оргстекла), состоящие как будто из наслоенных друг на друга хрустальных чешуек.

Я слышал, что вклад оружейного отдела в дизайн оружия заметно изменился между периодом съемки пилота и полноценными съемками сериала. Это правда? В чем состояло изменение?

На самом деле, и правда, и нет. В любом случае создание концептов я не выпускал из рук и при съемке пилота. Но когда мы приступали к пилоту, все вокруг были страшно возбуждены, фонтанировали идеями (так что 5 разных людей предлагали одновременно 5 разных идей), и мы вынуждены были прибегнуть к услугам специалиста по созданию эскизов, Уилла Симпсона, который помогал проанализировать идею, сделать набросок на бумаге, и дальше уже все заинтересованные лица могли прийти к согласию, а я — реализовать задуманное. Но между съемками одного пилота и 10 серий — большая разница в ограничениях по времени. Было совершенно невозможно полностью следовать всей этой процедуре с многочисленными утверждениями на каждом этапе для каждого нового оружия, так что я попросил свободу действий для создания обычного оружия, а консультации устраивались только по поводу дизайна именных мечей.

Малые и большие аракхи дотракийцевОдин из наиболее необычных видов оружия, упоминаемых в книгах, используется дотракийцами — это «аракх», описываемый как «гибрид косы и меча». Фанами было сломано немало копий в обсуждениях того, как это должно выглядеть в жизни. На что вы опирались при создании дизайна аракха? Послужило ли прототипом какое-либо реально существовавшее оружие? Доводилось слышать про индийский вичеворал (vechevoral).

Мне доставили большое удовольствие разработка и создание этого оружия. Действительно, форма клинка малого аракха была основана на [почти современном] вичеворале, но большой аракх задумывался немного другим — основанным скорее на вавилонских мечах бронзового века, от которых, опять же, взят только клинок, сделанный мною более изогнутым. Так что получилось такое смешение старого и нового.

Луки семейства СтарковПо пока немногочисленным виденным нами в сериале лукам можно заключить, что в основном используются композитные луки с загнутыми концами (обратнозагнутые). В книгах такое вооружение характерно, скорее, для дотракийцев, а в Семи королевствах применяются в основном прямые длинные луки. Это решение было принято только ради картинки?

Над этим решением мне пришлось поломать голову, так как помимо прочего из луков на съемках должно было быть удобно стрелять. Я рассудил, что члены благородных семейств (например, Бран и Теон) могли себе позволить композитные луки, но далее вы увидите, что в войсках, как правило, только прямые длинные и плоские луки, а также арбалеты, в полном соответствии с книгой. Ну а для конных лучников во всех случаях использовались луки меньшего размера, опять же из практических соображений.

Меч Григора Клигана и Лед, фамильный меч СтарковМожешь рассказать от начала до конца, как создавалось какое-нибудь именное оружие — скажем, Лед?

Лед был чуть ли не главным оружием при подготовке к съемкам — такая за ним длинная история [в книгах]. От создания эскиза до производства меча прошло примерно 3 недели, так как он изготавливался вручную с использованием технологии узорчатой ковки («булатная» или «дамасская сталь»), а для проковки и оттяжки лезвия использовался пневмомолот. Но как и при производстве любого хорошего оружия, применялись кое-какие секреты, которые я сохраню в тайне.

Узор на ножнах меча Григора КлиганаМеч Григора Клигана привлек мое внимание навершием, которое напоминает об ирландских мечах определенной эпохи. Это продукт вашей оружейной команды или творение дизайнеров?

Меч был придуман нами, оружейным отделом. Дизайн основан на ирландских мечах с колесным навершием в виде кельтского креста. Невозможно снимать в Белфасте, в Северной Ирландии, и не использовать такой мотив. Для меня, как ирландца, это часть нашей истории.

Меч Длинный Коготь фанаты еще не видели, хотя мне во время визита на съемочную площадку посчастливилось и посмотреть, и даже подержать его в руках. Прекрасное оружие — что в книгах, что в реальности! Как вы изображали валирийскую сталь у таких мечей?

Действительно, прекрасное. Голова волка вырезана вручную, а валирийская сталь воплощена в виде дамасской/булатной. При таком способе изготовления на лезвии образуются узоры, вид которых можно менять, что мы и делали для разных мечей.

Наконец, еще одно знаменитое оружие — боевой молот короля Роберта. Мы пока ничего про него не слышали. Вы изготовили этот молот? Он будет использоваться на съемках?

Да, молот Роберта был изготовлен и помещен в королевскую опочивальню, но не уверен, что он попадал в кадр. Может быть, еще он мелькнет во второй серии с принцем Джоффри или позже, с Ренли Баратеоном. Главное, что мы его сделали, он отлично выглядит и будет готов, если понадобится сценаристам.

Томми, спасибо за рассказ. Не хочешь сам чем-нибудь поделиться?

Хотел бы восхититься моими сотрудниками из оружейного отдела — Бойдом Рэнкином, Фергусом Макналти, Натальей Ли. Они великолепно выполнили сложную работу. Также большое спасибо HBO, Джорджу Мартину, продюсерам и всем остальным, создавшим на съемках настоящую семью.