«Бейелор»: когда законы телевидения не работают [эссе]

Даже если Джоффри вам раньше нравился, то после 9-й серии вы наверняка хотите увидеть его голову на пике. А если вы ненавидели его и раньше, то добро пожаловать в мой мир. Точнее, добро пожаловать в мир Джорджа Р. Р. Мартина — мир, где хорошие парни не всегда побеждают, плохие парни безнаказанно восседают на престоле, а главная звезда и главный персонаж сериала (как следовало из рекламы и анонсов) не дожил и до конца первого сезона.

Нед мёртв. Хотя я знал, что это произойдёт, сцена произвела настолько же сильное впечатление, как будто я и не перелистывал лихорадочно страницы книги всего год назад. В этом заслуга режиссёра и актёрской игры в финальной сцене у Септы Бейелора. Всё вышло в точности как я представлял в своём воображении, и в то же время совершенно по-новому, и я просто не мог поверить в происходящее.

Шон Бин — один из тех актеров, которые способны сказать больше всего, не произнеся ни слова. Его лицо само становится сценой, на которой глаза, рот и брови играют свою пьесу. Срежиссированные Аланом Тейлором, последние мгновения Бина после его вынужденного признания были подлинно трагическими. Взгляд направо, в сторону рыдающей старшей дочери Сансы. Взгляд в толпу в поисках Арьи и краткое выражение облегчения, когда он не увидел ее в ногах статуи Бейелора. И, наконец, голова опускается на грудь, обнажая шею, ждущую удара собственным мечом (не уверен, что в сериале это ясно дали понять, но для казни использовался собственный меч Неда Лёд), принимая то, что случится.

Последние слова Эддарда Старка были ложью, и видеть, как он отрекается от своей чести (пусть и из правильных соображений), было, возможно, больнее всего в первом сезоне. Если такой человек, как Эддард, чьё благородство и довело его до беды, может быть убит после того, как он начал играть по правилам игры престолов, тогда дальше произойти может что угодно. Хотя сюжет Игры престолов представляет собой цельную историю, он, на самом деле, является лишь 10-часовым прологом, готовящим вас к тому, чего ждать дальше (из расчета экранизации по книге за сезон, мы прошли лишь 1/7 пути), и закладывающим несколько основных правил. Правило номер один: люди будут умирать.

Из-за смерти Неда в интернете поднялась целая буря возмущений, и это понятно. Мы к такому не привыкли. Я пытался вспомнить другие сериалы, где главного героя убивали столь рано, но единственное, что приходит на ум, это смерть Оби-Вана Кеноби в Звёздных войнах — однако он продолжал существовать в виде потока Силы и симпатичных голограмм. А Нед мёртв по-настоящему.

Смерть Неда — это знак, что привычные правила телевидения здесь не работают. Мы понимали, что Джек доживёт до конца «Остаться в живых». Ясно, что «Во все тяжкие» закончится со смертью Уолтера Уайта. Мы знаем, что «Орлиное сердце» не сможет продолжаться без Криса Монсанто (кстати, посмотрите сериал, он отличный). Из этого мы заключали, что и Нед доживет до конца Игры Престолов. Ой.

Но Игра престолов более чем готова продолжаться дальше благодаря росту и развитию других персонажей, и именно так она и задумывалась. Возможно, это с самого начала была история Робба. Наблюдать за его резким взрослением в последних эпизодах было совершенно потрясающе, и, возможно, последним шагом на пути к роли главного героя сериала будет его прибытие в Королевскую Гавань, где он разрубит Джоффри пополам. Или, быть может, это история Арьи, для которой казнь станет поворотным моментом в жизни, она решит отомстить за отца и наделает в Джоффри миллион дырок. Или Санса может удивить нас, действуя против Джоффри и подорвав его тиранический режим изнутри, а потом медленно провернуть его через мясорубку с лимонным соком и битым стеклом. Или же дом Старков обречен, члены этой семьи будут разделены, захвачены и перебиты один за другим? В таком сериале — может быть все.

Но не будем падать духом и поговорим о Роббе. Одним из редким счастливых моментов для Старков стала победа Робба в битве и пленение Джейме Ланнистера (на которого теперь можно выменять своих), и все сильно радовались. Ура! Военное мастерство Робба и величие в новой роли сделали его моим любимым персонажем (к тому же в сериале ему уделяется больше внимания, чем в книгах). Он умудряется сочетать честь Неда и страстный темперамент своей матери, и при этом получается крутой парень, за которого я бы не раздумывая пошёл в бой. Робб — новый лидер, вызывающий симпатию и заслуживающий поддержки, так что он, наверное, умрёт в следующем эпизоде. Блин.

Но если он дотянет до второго сезона, ему придется сдержать кое-какие обещания, данные Кейтилин Уолдеру Фрею — мерзкому старикашке, восседающему в Близнецах. В «Игре престолов» заключение брачного союза не менее важно, чем победа в битве. Потому за то, что Роббу было позволено пройти по землям Фреев, ему пришлось согласиться на брак с одной из невзрачных представительниц многочисленного выводка лорда Фрея, небогатого на ярких личностей. Но по крайней мере эта ситуация подарила нам самый смешной момент эпизода, когда Робб интересовался у Кейтилин внешностью своих суженных, а та выдала деликатный средневековый вариант для «ну, одна была не совсем уж плоха».

В другом замечательном моменте мейстер Эйемон прижал Джона к стене и раскрыл ему тайну о своем происхождении. Раньше мы знали лишь, что Эйемон — старик, связанный обетом Ночного Дозора, а теперь понимаем, что у него в жизни была та же ситуация, в которой Джон оказался сейчас, и мы слышим его слова: Джону нужно сделать выбор — остаться на Стене или сбежать на помощь семье, — а потом ему предстоит жить с этим выбором всю оставшуюся жизнь. Мне даже кажется, что Эйемон не будет держать зла на Джона, если тот сбежит — что в глубине души он и сам желал сбежать из Ночного Дозора к своей семье, когда та была в опасности, но эта проклятая клятва… Понятия не имею, где они берут таких актеров, но старики в этом сериале — один круче другого.

Тем временем Тирион собирается на битву, и Тайвин, готовящийся сойтись с 20 тысячами хорошо вооруженных людей Робба, отправляет своего младшего сына и его веселую компанию отбросов общества на самоубийственную позицию в авангард. Но Тирион (шикарно выглядящий в полной карликовой броне) спотыкается, теряет сознание и приходит в себя, лишь когда битва (точнее бойня) уже закончена.

Наиболее кровожадные из зрителей гадают, куда девались батальные сцены. Ну, по правде говоря, их не было и в книгах. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но вся разница в том, что мы не увидели Тириона в битве, завоевывающего симпатии своих новых сторонников, противостоя отвлекающему удару Робба. Захват Джейме в плен тоже не описан в книгах — только Кэт, ждущая окончания битвы на вершине холма. Да и вообще: разве картина того, как Робб привозит Ланнистера в оковах, становится менее захватывающей, потому что мы не видели боя и самого момента пленения? В сериале зритель получает связку расчетливых ударов: «Вот это да, Робб обставил Тайвина! Ого, и захватил Джейме!» Игра престолов — это не история великих битв; Мартин уделяет основное внимание их результатам. Но если вам так уж требуется утолить жажду насилия, не беспокойтесь: во втором сезоне его будет достаточно.

«Бейелор» — это не просто прекрасный эпизод великолепного нового телевизионного сериала. Это тот самый эпизод, которого мы все ждали: эпизод, переворачивающий традиции телевидения и жанра фэнтези с ног на голову. И даже зная, что будет дальше, вы всё равно можете оказаться удивлены. HBO, телевизионная сеть, известная тем, что любит бросать вызов устоям телевидения, превзошла сама себя в этой потрясающей экранизации потрясающей книги.

А впереди ведь еще одна, заключительная серия этого сезона!

Tim Surette, TV.com [оригинал]
Коллективный перевод для 7kingdoms.ru
(из числа представившихся наиболее заметный вклад внесла участница dve_sovy)

Комментарии (9)

Наверх

Сообщить об опечатке

Выделенный текст будет отправлен мейстеру на проверку: