Редактор блога Winter-is-coming.net умудрился на минувшей недели позавтракать с Джорджем Мартином и принять участие в круглом столе с Мартином, Дэвидом Беньоффом и Дэном Уайсом, затем успеть на пресс-конференцию TCA, информацию с которой мы уже приводили ранее. Что же Фил узнал там?

Те несколько журналистов, что были приглашены за круглый стол, поинтересовались у Мартина, с чего же все началось, и он повторил историю о том, как однажды завтракал с Беньоффом и Уайссом, и решил им довериться. Как мы знаем, в конце концов HBO заказали целый сезон, а это было немало, да еще и каждый этап был прямо-таки на нервах: «Заказали сценарий, но будет ли пилот? Пилот есть, но будет ли целый сезон?». Мартин также пояснил, что HBO сразу полюбились книги, и «их подход заключался лишь в том, как формат книги перенести в другую форму, как книгу адаптировать для телевидения». Это кардинально отличается от того, что Мартину предлагали прежде: взять, скажем, линию Джона и Дени, или других, а прочее выбросить. «В результате мог бы получиться достойный фильм, но это была бы уже не моя история, а ее сильно сокращенная версия».

Опыт возвращения к написанию сценариев Мартина также порадовал. Единственной сложностью было освоение программного обеспечения, используемого в настоящее время, но ассистент Мартина Тай помог ему в этом. «Я бы с удовольствием побольше писал для телевидения, и принял бы большее участие в создании этого сериала, но только, когда сага будет закончена, конечно. Поэтому один сценарий в год – это все, что я могу себе позволить пока пишу эти громадные 1400-страничные книги».

В свете недавнего сравнения Мартином своих персонажей с детьми (этот мотив звучит среди прочего в его рассказе «Портреты его детей»), Фил поинтересовался, не страшно ли было отдавать их для адаптации Дэвиду и Дэну? «Да, чуточку страшно, — согласился Мартин. – Как будто бы у вас есть детишки, они дома у вас под присмотром, но настает день, когда им надлежит идти в школу к учителям, и вы надеетесь, эти учителя хороши… Надеетесь, что они будут заботится о ваших детях, любить и учить их, как вы. Но наверняка этого знать не дано, поэтому всегда немного не по себе, вот я в некотором смысле отдал своих детей в руки Дэвида и Дэна, в руки директоров и актеров, выбранных на эти роли, у каждого из них свой подход [к моим детям]. Дааа-а, звучит как синдром пустого гнезда».

Затем у Мартина поинтересовались, какой из персонажей, по его мнению, был больше других изменен, и он ответил: «Проделана была потрясающая работа, и большинство образов совершенно не отличаются от книжных. Они отлично справляются с тем, чтобы перенести книгу на телеэкран». Однако он отметил Ошу, как вероятно самый большой сюрприз с точки зрения изменения. Он рассказал, что просматривал кастинг и Наталья Тена, которая в сериале будет играть Ошу, моложе своего персонажа лет на 10 и слишком красива. «Все не правильно!.. Оша жесткая немолодая женщина» — подумалось Мартину поначалу, но чем больше он смотрел пробы, тем больше убеждался, как хороша Тена, и он понял, роль Оши, определенно, ее. «Поэтому теперь моя задача сделать книжную Ошу более интересной, не хуже ее телеверсии».

Потом был вопрос о следующем кадре (спойлер, я вас предупредила):

(Из ролика Inside Game of Thrones)

Все мы поначалу решили, что это пытки Неда Старка (Шон Бин). Предположили даже, что так Неду напоминали о том, как умер его старший брат Брандон (напомню: стараясь помочь отцу, он удушился). Однако Мартин посоветовал адресовать этот вопрос Дэвиду и Дэну, но по его мнению это сцена из флэшбека, поскольку ему известно, что кастинг проходил актер на роль Эйриса Безумного, но достоверно он сказать не может.

Далее Мартин заговорил о выразительных средствах: «Как у писателя, у меня есть инструмент под названием внутренний монолог. Я могу поместить вас внутрь персонажа, рассказать, о чем он думает. Могу поставить персонаж на фоне заката и рассказать о его мыслях, что-то вроде: “Навевает мысли о дне, когда не стало отца. Красивый тогда был закат, но печальный день,” – А потом я возвращаюсь назад на 20 лет. В случае кино так сделать не получится. Актриса просто стоит и смотрит, как солнце садится, а что творится у нее в голове – черт его знает, у вас, конечно, есть возможность включить закадровый голос, но функция эта весьма неуклюжая». И поскольку этот способ рассказать о событиях давно минувших дней Мартин использует часто, Дэвид и Дэн были вынуждены обратиться к другим способам передачи прошлого или не заикаться о прошлом вовсе Тоже самое касается сцен, где, будучи читателями, мы наперед знаем, что персонаж лжет.

Затем у Мартина поинтересовались, каково было видеть процесс съемок: «Знаете, мне понравилось!» — сообщил он, но «нет, это было не так, как я себе представлял. Я воображал все это с 1991 года, и я всегда очень точно представляю себе на что все должно быть похоже… Но с другой стороны все выглядит просто отлично. Выглядит хорошо и в фильме все будет хорошо». Он отметил, что многие детали, которыми изобилуют книги, не являются сюжетообразующими или важными для самой истории. Его задача как автора сделать так, чтобы читатель пережил книгу, а это достигается в том числе обилием деталей.

Вопрос об окончании самой книги также был поднят: «Я чувствую некоторое давление, поскольку должен их [книги] закончить. Не хочу, чтобы сериал меня нагнал… Не секрет, что эта книга [Танец с Драконами] потребовала куда больше времени, чем я планировал и кто-либо хотел, — продолжил Мартин. – Мои редакторы и издатели недовольны, мои поклонники единогласно сердятся, и главное — я и сам не рад. Но я всегда хотел рассказать эту историю в лучшем виде». Мартин признался, что в один прекрасный день, он начал переживать из-за пропущенных сроков, тогда ему пришлось пересмотреть свою стратегию и прийти к уже озвученной как-то мантре, ближайший русским эквивалентом которой будет «слово за слово» («по странице, по предложению, по слову…»).

Мартин также вторично озвучил свою мысль о том, что события «Бури Мечей» будут разделены на 2 сезона, поскольку третий том длиннее предыдущего на 500 страниц в рукописи, а тот в свою очередь больше «Игры Престолов» на сотню. «У меня, похоже, будет лет пять-шесть преимущества перед сериалом, и я собираюсь этим воспользоваться», — заметил Мартин.

Шона Бина в предыдущем интервью только и спрашивали о различии между «Игрой Престолов» и «Властелином Колец». Тенденция совершенно не сменится, и Мартина спросили – хорошо это или плохо? «И то, и другое, полагаю», — ответил Мартин. Он отметил, что его фэнтези подается часто под соусом – «фэнтези для тех, кто его терпеть не может», поэтому «Игра Престолов», возможно, возымеет успех и у другой аудитории. Правда, есть категория людей, которые совершенно не в теме, и в качестве иллюстрации привел следующую историю. В Санта Фе Мартину посчастливилось быть на закрытом показе третьего фильма «Властелин Колец» вместе с режиссерами, актерами, писателями. «Зал был полупустой, всего несколько человек, а через пять рядов позади нас сидел… ну, даже не знаю, как назвать его… буйный мудак. На протяжении всего показа он гоготал на неподходящих сценах, или кричал “Давай уже!” или “Вот дерьмо!”, а когда выскочила Шелоб выдал: “Вот дерьмо! Что это? Хренов древний ужастик? Здоровенный паук!” Не знаю, почему он испытывал необходимость озвучивать свое мнение остальным девятерым, но он кричал громко… Это кино получило Оскар как лучший фильм, большинство людей считают его большим достижением, но тот парень не примет ни один фантастический фильм. Эльфы, гномы, гигантские пауки, тролли и прочее – это всё за пределами его понимания, ему никогда не понравится что-то вроде этого. И таких людей немало. Понравится ли им сериал? Понятия не имею. Им представится лучшая возможность, но опять же, у меня ведь есть драконы. Увидим».

Продолжение следует.