Второй сезон позади, и самое время еще раз вспомнить тех, кто погиб в Семи королевствах и за их пределами, и попрощаться с актерами, чьим талантом эти персонажи были «оживлены».

Ренли БаратеонМейстер Крессен

Наш список погибших персонажей мы начнем с жертв жрицы Рглора Мелисандры. Ренли Баратеон (Гетин Энтони) после того, как Нед Старк отказывается взять детей Серсеи Ланнистер в заложники и признать его королем при живом Роберте, бежит вместе с Лорасом Тиреллом из города. В Хайгардене он женится на сестре сира Лораса и провозглашает себя королем Вестероса. В книге Ренли — харизматичный, умеющий располагать к себе лидер; эти качества помогают ему сколотить самую большую армию, благодаря чему он стал самым вероятным претендентом на трон и фактически мог считать его своим. В книге история не подается от его лица или от лица приближенных к нему людей, поэтому мы не знаем наверняка, как он пришел к мысли, что может обойти Станниса в очереди престолонаследования. В сериале эту мысль ему внушил Лорас Тирелл, отношения с которым раскрыты в самых интимных подробностях (заставляющих множество людей активно отрицать, что в книгах это вообще имеется в виду). Мечты Тиреллов оказаться так близко к Железному Трону рушатся, когда тень — порождение Станниса и Мелисандры — убивает Ренли. Вина за смерть брата гложет Станниса после Черноводной.

Другая жертва Мелисандры — мейстер Крессен (Оливер Форд Дэйвис). Мейстеры служат не лорду, а месту, но после снятия осады со Штормового Предела старый Крессен решает, вопреки традициям, отправиться вслед за своим никем не любимым воспитанником на Драконий Камень. Чтобы избавить Станниса от Мелисандры, Крессен предлагает той разделить чашу отравленного вина, но старик умирает, видя, что враг остается не повержен.

Сир Родрик КассельМейстер Лювин

Мастер над оружием в Винтерфелле Родрик Кассель (Рон Донахи) — образец преданного рыцаря, бесхитростный и храбрый. Он сопровождает Кейтилин Старк в Королевскую Гавань и назад к войску её сына. Вскоре после возвращения в Винтерфелл он узнает о нападении кракенов на Торрхенов Удел и уводит туда все имеющиеся силы, освободив тем самым Теону Грейджою путь к Винтерфеллу. Осознав ошибку, он спешит назад, но попадает прямо в руки к железным людям, поносит Теона и в мучениях умирает, когда Теон решает отрубить ему голову. В книге Родрик Кассель погибает при иных обстоятельствах, а сцена в сериале воспроизводит книжную сцену казни псаря Фарлена. Отметим также, что Рон Донахи — большой поклонник книжного цикла и всегда с удовольствием общался с фэнами, к коим причисляет и себя.

Хотя мейстер Лювин (Дональд Самптер) не является центральным персонажем, и экранного времени ему посвящено куда меньше, чем иным главным, смерть этого преданного семье старика — одно из самых ярких эмоциональных событий второго сезона и последней серии. После начала Войны пяти королей управление Винтерфеллом фактически ложится на его плечи, он дает мудрые советы Брану, а потом Теону. В сериале он пытается заступиться за Теона и получает смертельную рану от Дагмера Щербатого. Сознавая свое состояние, он просит Ошу подарить ему быструю смерть.

РакхароИрриДорея

Ракхаро (в оригинале Чхого, но переименован во избежание путаницы) в исполнении Ильеса Гэйбела играет роль сначала телохранителя Дейенерис, а после — ее кровного. Вместе с двумя другими кровными кхалиси он отправляется на поиски городов, воды или людей, когда малочисленный кхаласар с драконами медленно погибает в пустыне. Провожая его, Дейенерис говорит кровному, что он ее последняя надежда, и тот отшучивается. Назад возвращается лишь его голова, и в этом эпизоде раскрываются отношения между Ракхаро и Ирри, о которых многие зрители подозревали, следя за первым сезоном. В книге Ракхаро (как и Чхого) до сих пор здравствуют, и в «Танце с драконами» Ракхаро становится предметом вожделения обеих служанок-дотракиек Дейенерис — Чхику и Ирри. «Ты для него слишком плоская, — говорила Чхику. — Похожа на мальчишку. Ракхаро не спит с мальчиками. Это все знают». «Все знают, что ты похожа на корову. Ракхаро не спит с коровами», — парировала Ирри.

Когда Дейенерис отправляется на очередной визит к Тринадцати, надеясь обрести корабли, Ирри (Амрита Ашария) и Дорея остаются присматривать за драконами. Именно Ирри учила Дени языку и культуре дотракийцев, и когда небольшой кхаласар оказался в Кварте, Ирри, казалось, стала не нужна. Но из двух служанок именно Ирри осталась предана своей кхалиси, когда Дорея (Роксана МакКи) предпочла предательство и жизнь.

Лиссенийка Дорея была подарена Дейенерис, чтобы обучать ее искусству любви. Дени симпатизирует и доверяет ей больше, чем Ирри, и даже драконам она нравится. Но Дорея остается рабыней, хотя мечтает о свободе и могуществе, которыми обладают драконы. За предательство Дорея, несмотря на свои мольбы, обречена на мученическую смерть. В книге Дорея погибает еще в Красных Землях.

Пиат ПрейПряный корольКсаро Ксоан Даксос

Когда Дейенерис Таргариен приходит к воротам Кварта, богатейший из квартийцев — Пряный король (Николас Блэйн) — настаивает, что пропускать ее нельзя. Всё, что говорит Дени, он обращает против нее, ее вере противопоставляет голос разума. Но вместе с тем, он не стремится использовать ее и не пытается обмануть. В отличие от двух других.

Благодаря поруке Ксаро Ксоана Даксоса (Нонсо Анози), называющего себя вторым из богатейших людей Кварта, Дейенерис и ее кхаласар пропускают в город. Ксаро олицетворяет собой человека, обладающего властью в том смысле, в каком Варис поясняет «этот трюк и тень на стене» Тириону. После того, как Дени отказывается выйти за него замуж, он в союзе с Пиатом Преем (Ян Хэнмор) избавляется от Тринадцати, провозглашает себя королем Кварта (правда, неясно, как к этому отнеслись квартийцы), в то время как Пиат Прей заманивает Дейенерис в Дом Бессмертных, где рассчитывает удерживать ее вместе с драконами как источник своей магической силы. В книге Ксаро подобных интриг не затевал, радикальных решений квартийского вопроса не устраивал, оставшись мирно жить в Кварте, а в «Танце с драконами» он вынужден вновь встретиться с Дени. Пиат Прей же, разительно отличаясь от своего книжного прототипа методами, задается примерно той же целью, что и в книге, но, как и сериальный Ксаро, встречает мученический конец (и тоже вопреки книге).

Остается только добавить, что все новые актеры сюжетной линии Кварта справились со своей задачей замечательно!

Якен Хгар

Смерти следующей троицы не вызывают ни капли сочувствия. Первого — потому что он не совсем умер, тогда как смерть двух других сделала мир Вестероса чуточку добрее.

Безликий Якен Хгар в исполнении Томаса Влашихи — это одно из лучших попаданий кастинга второго сезона, и один из тех, кто почти полностью соответствует в диалогах своему книжному прототипу. Первой жертвой Якена стал Щекотун (Энтони Моррис), под пытками которого умерли десятки пленных — смерть заслуженная, но очень опечалившая фанатов книги, потому что в оригинале ему была уготована куда более впечатляющая гибель. Второй жертвой стал знаменосец лорда Тайвина Амори Лорх (Финтан МакКиун), человек недалекий и жестокий. В книге он умирает в Харренхолле гораздо позже и при других обстоятельствах, здесь же его смерть служит оправданием тому, почему Арья была вынуждена назвать Якену второе имя, не убив никого из главных злодеев. Наконец, прощаясь с Арьей, Якен Хгар говорит, что отныне мертв. К несчастью, актер Том Влашиха действительно закончил съемки в Игре престолов. Его персонаж, безликий, еще появится, но с совершенно иным лицом.

ЙоренЛомми Зеленые Руки

Персонаж Френсиса Маги, вербовщик Ночного Дозора Йорен, то и дело появляется в первом сезоне. Он шутит с Тирионом Ланнистером, предупреждает Неда Старка о действиях его жены, дожидается в Королевской Гавани, пока явит свое милосердие король Джоффри, а когда этого не происходит, вывозит из города Арью Старк вместе с бастардом короля Роберта по имени Джендри. Йорен принадлежит к тем персонажам, которые раскрываются глубже именно в сериале. Прописанные для него реплики, история о том, как он попал в Ночной Дозор, кодекс чести, которому он следует — все это делает Йорена персонажем, которому сопереживаешь.

Один из рекрутов Ночного дозора Ломми (Эрос Влахош) — совсем еще пацан, помощник красильщика. Во время нападения на лагерь рекрутов Дозора людей Амори Лорха он прихватывает шлем Джендри, и когда его убивают, наличие шлема позволяет Арье выдать его за разыскиваемого бастарда Джендри.

Алтон Ланнистерсир Мендон Мур

Эти трое — жертвы Ланнистеров, и двое из них — жертвы весьма неожиданные. Алтон Ланнистер (Карл Дэвис) был убит своим родичем Джейме Ланнистером, решившим, что это отличный способ привлечь внимание сторожившего их Торрхена Карстарка (Тирон МакЭлэннон) и отобрать у того ключ. Второй — рыцарь королевской гвардии сир Мендон Мур (Джеймс Доран), которому королева Серсея приказала в гуще битвы убить своего брата Тириона Ланнистера. Карлика спас его оруженосец Подрик Пейн, вогнавший копьё в горло рыцарю.

Куорен Полурукий (Саймон Армстронг) — один из самых опытных и авторитетных разведчиков Ночного Дозора, личность которого сильно повлияла на книжного Джона Сноу. Но в сериале уделить этой линии достаточно времени не удалось, поэтому многим Куорен запомнится как единственный дозорный, который носит шапку.

В этот список не вошли Барра, маленькая незаконнорожденная дочка Роберта Баратеона, и все прочие его бастарды, шлюха, которая по приказу Джоффри была забита до смерти, и многие другие.


Впрочем, не все перечисленные персонажи нашли свою смерть явным образом. Скажем, Ксаро Ксоан Даксос и Дорея в завершении сезона всего лишь остались заперты в «сейфе» квартийца. Правда, Ксаро много рассказывал про «невскрываемость» своего хранилища, а ключ от него явно уплывет вместе с Дени в Залив Работорговцев, но ведь Ксаро очень много врал по ходу сезона?.. Так что — как знать? — с первым королем Кварта и его новой любовницей мы можем, паче чаяния, встретиться в будущих сезонах сериала. На конец этого краткого обзора мы приберегли смерть еще одного персонажа, которая не была показана на экране впрямую, хотя косвенных признаков вполне достаточно, чтобы всё понять.

Собственно, наиболее наблюдательные не могли не отметить долгую прогулку двух влюбленных под ярким солнцем в 8-й серии — сцену, разительно контрастирующую с обычным способом изложения событий из сюжетной линии Робба. Тихая беззаботная беседа ни о чем, в воздухе разлита благодать… Затем словно из ниоткуда доносится зловещий топот копыт, и вот, в мгновенье ока, влюбленные уже разлучены непонятной тревогой, следует призыв к пробуждению (от мечты?): грубый мужской голос настойчиво зовет: «Миледи!» Далее — сцена в королевском шатре, где лорд Болтон, еще серию назад глядевший мимо Талисы и проходивший ее словно насквозь, тоже адресует ей тихое «Миледи!», но героиня не следует этому призыву, ее обуревают горячечные эротические видения. В 10-й же серии эта линия достигает логического завершения. Ночь, рассеиваемая лишь светом нескольких факелов; туман, скрывающий путь вперед; тихие слова пожилого септона; прекрасный Робб, словно сошедший с картинки, отринувший веру своего отца и предавший свое слово ради этого мига и признающийся в вечной любви также прекрасной, но смертельно-бледной Талисе. Тихое касание лба возлюбленной вместо жарких объятий брачующихся (см. ВК, часть 3)…

Увы, мы смотрели слишком много фильмов Линча, чтобы не сообразить, что к чему. Все эти прорывы реальности (иногда в странных и причудливых формах) в сознание умирающего больного… Да и режиссер 10-й серии, Алан Тейлор, считающий, как известно, Джеймса Камерона своим кумиром, сделал очевидный кивок наблюдателям, выстроив последнюю сцену под огромным деревом — право же, совсем нетрудно прочесть здесь отсылку к сцене прощания под Деревом душ на Пандоре. Талиса была самым громким нововведением сценаристов во втором сезоне, и нельзя не признать, что ее гибель от ран, полученных, очевидно, при осаде Крэга (до поездки в Крэг волантийка вполне реально взаимодействует с окружающим миром), еще сильнее закрутит сценарную интригу на третий сезон.