Напомним, по итогам первой серии прошлого сезона мы подвели промежуточные мини-итоги: что вызвало у нас, после просмотра полноценной серии, а не кусков из трейлеров, положительные и отрицательные эмоции? На что надеяться в будущем, чего опасаться? Хотим предложить вашему вниманию аналогичные наброски и в этот раз, и просим лишь не воспринимать их слишком всерьез и не бросаться оспаривать любой ценой. В обсуждении на форуме наверняка многое из этого прозвучало не раз (а многое — отмечено с противоположным знаком), так что лучшее, что можно сделать для агитации за собственную точку зрения — это написать самостоятельный краткий (или не очень краткий) разбор и опубликовать его. Давайте быть конструктивны и нести знания о сериале (и, шире, ПЛИО) в массы.

Отмеченные в прошлом году особенности повторять не будем (знать бы тогда про Роз! а мы еще похвалили эпизод с ней!!), сосредоточимся на новом.

Плюс (он же минус) №1. Трактовки персонажей

Надо сразу сказать, что помимо очевидной точки зрения («Всё должно быть строго по книге») есть и другие. Персонажи неизбежно меняются при переходе со страниц на пленку/цифру — хотя бы потому, что мудрый закадровый голос не читает вслух в сериале их мысли. В этой ситуации сценаристам, да, иногда приходится даже вписывать из головы новую сценку, которая помогла бы полнее (в их понимании) раскрыть того или иного героя. А любая (вообще любая!) добавленная сценка — это прекрасный повод зарубиться фанатам: он не мог vs. мог так сказать!

Именно на этом поле играет сам Джордж Мартин. Он никогда не описывает в деталях, что́ и в какой ситуации скажет/сделает его герой. Вместо этого он яркими мазками обрисовывает его характер в общем, приводит пару критических ситуаций, в которых герой может проявить себя, а потом предоставляет воображению читателя дорисовывать образ. И возмущаться, когда выдуманный образ не совпадает с текстом/видеорядом. Контрольные вопросы: может ли Нед поступиться своей честью, публично признать очевидную неправду и одобрить бесчестное поведение? А Станнис? А в особых ситуациях?

И раз уж мы заговорили о Станнисе, то как вам его образ в сериале? На наш взгляд, пока похоже, что Каннингем был абсолютно прав в своем интервью: Станнис в сериале окажется главным героем лишь в силу происхождения, он будет марионеткой, которую станут перетягивать игроки в престолы Мелисандра и Давос. Не будем придираться к возрасту и внешности Стивена Диллейна (и к их соответствию книжному описанию). Но пока не очень похоже, что это самостоятельный король и сильная личность.

Narwen: сцена на Драконьем камне должна вызвать определенные страдания тех, кто жаждал увидеть ее точь-в-точь как в книге. Она другая. Возможно, тем интереснее будет следить прочитавшим за сюжетной линией Станниса. В сериальной интерпретации младшие Баратеоны — оба крайне нерешительные люди с кучей комплексов в лапах крайне властных барышень и иногда их братьев. Судя по числу восторгов, которые Ренли словил после промо-роликов, Станнису нужно только чуть-чуть подождать, и его образ тоже найдет своих поклонников. Возможно, сценаристы решили, что новый образ вызовет больше понимания и сочувствия, возможно, сам Диллэйн не смотрелся в роли прямолинейного законника, как и Лиам Каннингем — в роли рефлексирующего Давоса. Зато Мелисандра — прекрасна. Если честно, я совершенно не представляю ее в роли Серсеи, на которую актрису прочили еще до пилота.

В сцене сожжения статуй Семерых он не стоит со скучающей миной в ожидании, пока эта шаманка не закончит свои камлания и не выдаст ему вундерваффе. Он не глядит во тьму с религиозным трепетом неофита и зелота-сикария. Он просто стоит с недовольным выражением лица, где его поставила красная жрица. Велели — вытаскивает меч из огня (вроде улыбнулся? или от жара сощурился?). Меч горячий — втыкает в песок, уходит. Мелисандра наслаждается своей масленицей, хитрый интриган Давос (WTF?) исподлобья оценивает ситуацию и выбирает удобный момент для атаки — а что там делал Станнис? Что было нужно на берегу ему?

Текст в сцене с зачитыванием разоблачающего письма Станниса к лордам Вестероса практически дословно воспроизводит книгу. Но опять впечатление не то. Голос Диллейна (который так внушал в первом трейлере) и мимика лица создают впечатление в лучшем случае капризного принца, который то дописывает в письмо что ему в голову взбредет, то вычеркивает — от скуки? Может быть, тут еще сказывается быстрое тараторенье актера, с глотанием окончаний. Но получается совсем не придавленный ответственностью и судьбой король, который стискивает зубы, но через силу воздает всем по справедливости и не позволяет прорваться своим личным обидам.

Также отметим сцену между Мизинцем и Серсеей. Да, неканоническая. Мог ли книжный Мизинец так нарваться? Ну, во-первых, он в сериале вообще не совсем книжный. В первом сезоне он непрерывно троллил (и очень толсто) первых лиц государства: Ренли — брат, может быть, и не самый любимый, но за такие намеки на гомосексуальность принца («так вот, господа, обратите внимание: намек!») человек из низов, за которого некому заступиться, вполне мог бы и в каменный мешок угодить. То есть сцены в сериале разыгрываются в несколько ином ключе — не сурового раннего средневековья с конунгами, а куртуазного Ренессанса.

Narwen: в сюжетной линии Джона Сноу тоже появились три новых и важных персонажа: Скорбный Эдд (введенный как-то чисто формально, в качестве «дозорного обыкновенного»), Крастер и его дочь/жена Лилли, являющая собой пример того, к чему приводит кровосмешение. 

Так что тут целое сочетание факторов: Мизинцу наступили на [единственную, кажется] больную мозоль — его чувства к Кэт (а в сериале Мизинец не склонен позволять насмехаться над своими чувствами); он держит (как ему кажется) на крючке всех, включая королеву, и ему реально есть, чем ее шантажировать; плюс он очевидно увлекся ролью серого кардинала и привык, что у его бесконтактного карате с Варисом никогда не бывает последствий — оба слишком много друг на друга имеют. Отсюда разглагольствования перед шлюхами (пусть и «своими») в первом сезоне, и толстый наезд на королеву во втором. А обратите внимание, как Серсея с оловянным взглядом выслушивает его намеки и кивает, уступая давлению, как покорно она переспрашивает о мудрости, усвоенной Петиром.

Зарвался, да. В книге не было. Но в сочетании хода диалога, общей манеры поведения Мизинца при дворе и его очевидных преимуществ в знании секретов — вполне правдоподобно. Не надо, в конце концов, наделять этого героя качествами божества — да, игрок, да, очень сильный (пусть даже лучший), но всего лишь человек со своими слабостями. И эту трактовку персонажа, несмотря на сомнения в ее каноничности, мы склонны отнести, скорее, к плюсам сериала. «Что автор хотел сказать нам данной сценой?» © Очевидно, что никто не в безопасности, что не вечны ни короли, ни интриганы, и что Серсея — игрок в престолы («Я тоже умею давать объяснения, что такое власть; чем я хуже Вариса с Мизинцем?»).

Ну и немного поглумиться над лордом Бейлишем — плачьте, его поклонники: в этом году одним клинчем с Недом Петир не отделается. С другой стороны — радуйтесь, его поклонники: в сериале вам дают настоящего романтического героя — бери да люби! В книжке-то описано подленькое существо, охотно хвастающее тем, что некоторым рыбкам его крючок порвал девственную губу, и покорно сносящее насмешки, лишь делая в уме стотыщапервую зарубку. Да, первая любовь Петира была чиста, и он дрался за нее как рыцарь, выйдя на взаправдашний смертный бой и отказываясь принять милость от соперника. Но дама сердца презрительно процокала мимо, на шею к суженому, и Петир понял, что эту войну ему рыцарем не выиграть. И полюбуйтесь, во что трансформировались его чувства за годы интриг и шагания по трупам! Не то в сериале.

Плюс №2. Пейзажи и съемка с высоты

Стало больше общих кадров, и это есть очень хорошо. По картинке сериала все равно видно, что это не павильонная дешевка категории B: детали костюмов, доспехов, оружия, обстановки и пр. бросаются в глаза сразу же (хотя, разумеется, всегда найдется реконструктор, лично нашивший кольца от занавески на телогрейку и теперь знающий, как на самом деле должны выглядеть доспехи — не то что эти лохи с HBO). К тому же и по книге сюжет во многом камерный. Но не хватало шикарных планов, панорам и массовок. Ключевой беседы на фоне красот, рева и брызг Рейхенбахского водопада не просим, но время от времени давать план не с уровня живота актеров было бы здорово, чтоб было больше видно мира.

И первая серия вполне удовлетворяет наши ожидания: хотя у Дозора впереди еще Арктика (судя по закадровому ролику, должно быть очень красиво!), заснеженный лес тоже неплох, а сцена с десятком человек кхаласара Дени отлично показала Красную пустыню. Порадовали побережье у Драконьего Камня (жаль, в кадре было мало прекрасных статуй), лагерь Робба (с какого-никакого, а возвышения) и, конечно, стены Красного замка и панорама Королевской Гавани (хотя Гавань-Дубровник получается немного иной, чем Гавань-Мдина). Ну да, на массовку денег пока не хватает, и недовольных горожан олицетворяют 15 машущих руками человек. Но в целом, повторимся, было хорошо — а стало отлично.

Минус №2. Не хватает тонких нюансов в игре актеров

Может быть, это личное, но отчетливо запоминаются такие эпизоды, особенно по контрасту с очень тонкой прозой Мартина.

В первом сезоне, например, вспоминается сцена нахождения лютоволчат. Нет той, может быть крошечной, паузы, когда всех поражает молчание после пророчества Джона. В сериале все просто посмотрели на Неда: так чего делать-то, барин? Нет сомнений во взгляде Неда, нет некоторого даже ужаса от предчувствий. Чуть-чуть не хватило, но вместо драматической глубокой сцены получили: «Так вы чего, забрать их хотите? Да на здоровье, только кормите сами. Поехали дальше, народ, чего-то холодать стало».

В начале второго сезона — сцена с помилованием сира Донтоса. Легко обозначить Джоффри маньяком-злодеем-самодуром, коль скоро он по сюжету может приказать срубить головы половине королевства, включая беременных детей. А вот вместо тонкой передачи его чувств в момент, когда вечно молчащий Пёс вдруг заступается за девчонку Старков — удивления, недоверия, параноидального сомнения, неуверенного принятия, — всего лишь короткая пауза, легкое недовольство и равнодушное продолжение диалога (в сценарии: «Секундная пауза в тишине. Джоффри поворачивается обратно к сиру Донтосу: “Ты слышал…”»).

Возможно, сценаристы боятся закладываться на мастерство режиссера (слишком их много работает над проектом, за всеми не углядишь) или мастерство актеров, особенно юных (хотя к Джеку Глисону, кажется, нет ни единой претензии), но в сценарии очевидно не прописаны никакие «в этот момент вся скорбь мира в его глазах» и «бросает непонятный взгляд на убийцу своего отца». Только — пошел, передал, повернулся, произнес прописанную реплику. Повторим, что это не претензия к конкретным актерам — на наш взгляд, тут именно системная ошибка движителей сериала — Дэвида и Дэна. Может быть, они просто не умеют писать тонко. И если актер прочувствовал своего героя и сцену, то он может изобразить что-то сверх плана. Если нет — выходит деревянновато.

В некоторых случаях из-за отсутствия нюансов и понимания характеров героев получается что-то уж вовсе несуразное — взять хоть Ошу, вприсядку мечущуюся по театральной сцене с завываниями «О-о-о, я нашла пучок волшебной травы!», «У-у-у, какой славный мальчик, давайте его зажарим, съедим и на косточках поваляемся-покатаемся!». Впрочем, Оше еще предстоит звездный час в финале сезона — надеемся, там она будет выглядеть достойно и продемонстрирует, наконец, чем ее пробы так пленили Мартина.

Плюс №3. Компьютерная графика

Лютоволки — восторг! Драконы (дракон) — ничего нового, но восторг! Комета прекрасная! То, что не выглядит, как компьютерная графика, но таковой является — зачет!

Собственно, ПЛИО — книга, конечно, не о приключениях двухметровых лютоволков, так что нам многого-то от них и не нужно. Увы, в первом сезоне собаки/дрессировщики оказались не на высоте, и не сумели достойно изобразить хотя бы пассивное присутствие волчат рядом со своими Старками. А жаль, ведь в общении с подрастающим щенком люди прекрасно раскрываются! Но главное, что теперь за «игру» лютоволков можно быть спокойным, и они смогут присутствовать во всех необходимых по сюжету сценах, если на графику хватит денег. Работники заводов Intel: больше терафлопсов на нужды рендер-ферм!

От драконов еще долго не будет требоваться ничего, кроме шипения и махания крылами, а нарисовать летящего в чистом небе дракончика не в пример проще, чем сидящего на плече или берущего пищу с руки, так что и тут никаких неприятностей мы не предвидим — а предвидим, напротив, много чистой и незамутненной радости. К третьему сезону канал, глядишь, и на съемки с вертолетов расщедрится, тогда можно будет и полетать с драконами в облаках, как сейчас мы ходим с лютоволками по земле (обе сцены хороши!). Удаление фона и страховок, размножение палаток и людей, красивые виды фоном — это всё нам продемонстрировали еще в первом сезоне, так что принимаем как должное.

Ну, не можем не добавить чуть-чуть дегтя. Дени половину своей сцены смотрит откровенно мимо Дрогона, что вовсе удивительно, учитывая, что он сидит у нее на плече и промахнуться тут, кажется, невозможно. А у Серого Ветра, прекрасного в статичном положении, когда он просто стоит и устрашает, немного заметна анимированность в движении. Или мы слишком уж придираемся?

Равно

Что, кто-то и правда ожидал, что мы не станем изо всех сил рекомендовать смотреть?!