Спецэффекты второго сезона Игры престолов

В прошлом году BlueBolt довольно много и подробно рассказывала о своей работе над Игрой престолов. Для небольшой компании, какой она является, это был амбициозный, крупный проект, и BlueBolt великолепно справилась, но в работе над вторым сезоном уступила место более опытным и большим. Pixomondo в описании процесса своей работы оказалась менее щедрой: что-то представлено в видеопрезентации, о чем-то супервайзеры Pixomondo рассказали в интервью или в ходе семинаров.

В работе над Игрой престолов главным сдерживающим фактором было и остается время (а вовсе не деньги), поэтому Pixomondo задействовала 9 своих студий из 12 по миру, и даже тогда им пришлось привлечь для обработки почти 250 сцен компании Baked FX и Entity FX (правда, те выполняли относительно простую объемную работу — зачистку кадров, добавление летящего снега, дождя и пр.). На съемках всегда присутствовали супервайзеры Pixomondo, которые предварительно визуализировали сцены, давали советы по раскадровке, а также отсылали множество фотографий местности в рабочие студии компании, чтобы можно было заранее приступить к дорисовке компьютерных фонов. После окончания съемок у Pixomondo было около четырех месяцев на полную доводку видеоряда до ума (почти 2 недели в среднем на серию). За это время нужно было воссоздать реалистичное окружение, драконов, лютоволков и, конечно, битву на Черноводной. В видеопрезентации хорошо видно, как Pixomondo преображает оригинальные кадры со съемочной площадки:

В начале июля в городе Штутгарт, где находится одна из студий Pixomondo, прошел фестиваль фантастики «Dragon Days», запомнившиеся детали с панели Игры престолов на котором кратко пересказала читательница WiC Anna. На мероприятии выступали Том Влашиха (Якен Хгар) и супервайзер по спецэффектам Юрий Станоссек из европейского отделения Pixomondo. Последний рассказал, что второй сезон содержит около 528 сцен, где потребовалась компьютерная обработка, и из них почти 300 выполнены самой Pixomondo (80 связаны с драконами, а больше всего, конечно — с дорисовкой пейзажей).

По словам Станоссека, продумать и выполнить дизайн тени, рожденной Мелисандрой, было одной из самых сложных задач. В HBO предложили сделать ее похожей на что-то среднее между струями дыма и следом чернильных капель в толще воды. В конце концов, Pixomondo нашли источники вдохновения в дементорах из фильмов о Гарри Поттере и мумии из какого-то фильма, который очевидец не узнал [очевидно, собственно первой «Мумии»]. Первые наброски новорожденной тени выглядели слишком «металлическими»/«роботоподобными», и команда HBO отвергла их со словами, что они не хотят, чтобы тень выглядела, как Хищник из одноименного фильма. [Трудно представить себе подобное. Возможно, рассказчик перепутал с Чужими? Или имелся в виду Хищник в маскировке невидимости?] В HBO также отметили, что тень в сцене убийства Ренли должна быть наделена человеческим лицом. Главная проблема с тенью заключалась в том, что для обычного компьютерного создания достаточно одной модели (нарисованный волк должен стоять и шагать), а порождение Мелисандры в разных своих сценах (рождение, улет, прилет, убийство) выглядит по-разному и делает разные вещи. Так что здесь потребовалось порядка 5 дополнительных моделей, отражающих разные фазы деятельности тени (отдельные люди занимались «лицевой» частью, «струями» тела и пр.). Дополнительная трудность состояла в том, чтобы изобразить темную тень в сумраке, в котором она действует — да так, чтобы зрители могли разглядеть все детали. Суммарно разработка тени заняла около 2 месяцев, а с учетом «вживления» ее в картинку — все 3,5.

В отличие от большинства голливудских фильмов, над которыми работала Pixomondo, в Игре престолов волшебные существа присутствуют в кадре гораздо дольше, особенно это касается драконов. Обсуждая сцену в Доме Бессмертных, Станоссек упомянул, что поначалу в HBO предложили сделать драконам пламя разного цвета. Честно говоря, сцена и так выглядит неважно, и к счастью, в Pixomondo сумели убедить HBO отказаться от огненной радуги.

Супервайзер Pixomondo Райнер Гомбош, присутствовавший на съемках, в интервью awn.com рассказал, что для второго сезона модель маленьких драконов была несколько изменена (точнее, основываясь на моделях первого сезона, в Pixomondo создали модели для второго сезона с нуля — это быстрее и проще): «К этому сезону драконы немного подросли и выглядят свирепей. В первом сезоне они только вылупились и были довольно хрупкими, но мы чуть изменили пропорции тела, усилили шипы, и теперь драконы выглядят более угрожающе». Новый дизайн был разработан при участии Дэна Катчера, воссоздавшего многих динозавров для сериала «Terra Nova». По словам Станоссека, для создания правдоподобных существ группа изучала анатомию птиц в музее и немало экспериментировала уже в «полевых условиях» с мертвыми цыплятами, а в текстуре кожи драконов использовали мотивы кожи ныне живущих рептилий — крокодилов.
Если в первом сезоне роль лютоволчат исполняли собаки (хотя и максимально приближенной к волкам по внешности породы), то во втором, где лютоволков врисовывали в кадр на компьютере, за основу были взяты съемки реальных волков: те были увеличены, вписаны в кадр и т. д. (Это на заметку тем, кто в течение сезона кричал, что получились какие-то немецкие овчарки, нимало не похожие на настоящих волков.) Станоссек отметил, что, хотя на съемках применялись обычные технологии, призванные облегчить экранное взаимодействие реальных актеров с компьютерными существами (в частности, использовались маленькие модели существ, чтобы актер знал, куда смотреть), все равно очень часто получалось так, что взгляд актера направлен не туда, куда нужно. Приходилось даже адаптировать анимацию компьютерных существ, чтобы они «попадали» в направление взгляда актера, или немного поворачивать голову персонажа.
Кроме того, специалисты Pixomondo выполнили огромный объем работы по всему сезону, нарисовав и дорисовав замки, виды местности, а также эффекты для битвы в 9-й серии (вообще, на последние две серии пришлось почти две трети сцен со спецэффектами второго сезона). Станоссек подчеркнул, что создавать разрушенные замки, вроде Харренхола, намного сложнее, чем «целые», даже имея впечатляющий набор концептов. Много работы было с Королевской Гаванью, так как в Битве на Черноводной мы часто видим город снаружи, и его виды должны были соответствовать всем этим ракурсам. Поверхность воды во всех крупных планах с кораблями и флотом была смоделирована на компьютере, включая кильватер.
Одна из особенностей работы Pixomondo заключалась в том, что ей нужно было соблюсти преемственность с работой прежней студии. Сделать это стало немного сложнее, поскольку «южная» съемочная группа переехала с Мальты в Хорватию. Так что теперь Красный Замок не такой уж красный (вот таким он был раньше).
Как рассказал Райнер Гомбош, первую версию сцены, в которой сотни мертвецов идут к Стене, Алан Тейлор снял в ноябре в Исландии, однако после завершения съемок продюсеры и оформители сериала решили изменить дизайн Иных.

Дизайн Иных
Поиски правильного внешнего вида Иных в студии Creatures Inc. LTD. В результате выбран вариант Мартина Ризарда

Жаркие обсуждения их нового вида несколько затянулись, так что вместо занятого на съемках «Тора» Алана Тейлора, в режиссерское кресло сел сам Гомбош. «Мы предложили продюсерам несколько различных вариантов сцены, но конечно был выбран самый сложный из них. Я согласен, что вариант с камерой, плывущей [вдоль толп мертвецов] наиболее впечатляющий, но это и не так просто сделать в существующие бюджетные и временные рамки». Располагая бо́льшим бюджетом, говорит Гомбош, можно было бы использовать технику большого кино, где актерская игра, декорации и костюмы создаются заново. Однако в случае «Игры престолов» для сцены в наличии был один-единственный костюм Белого Ходока и 50 человек массовки, которым по замыслу продюсеров предстояло стать тысячей оживших мертвецов и десятком-другим Иных. Вернуться в Исландию было уже невозможно, поэтому все необходимое специалисты Pixomondo воссоздавали заново.

Учесть скорость движения мертвецов на переднем плане и заднем, сделать движения камеры плавными в «точках разрыва» без системы ориентальной синхронизации (motion control) — это все непростые технические задачи. «Прибавьте к этому необходимость добавить зомби-эффект лошади, а у нашего актера был такой небольшой живот, который нам пришлось уменьшать, и затем придать его телу «морозный» вид за счет исходящих от него льдинок. Конечно, еще нужно было создать голубое свечение глаз, и снежинки вокруг. Мы также обработали кадры, снятые на зеленом фоне, разместив их воссозданном на компьютере окружении с дорисованными задниками (matte painting), драматичным небом, и конечно, погодными условиями и атмосферой. Благодаря атмосфере сцена стала красивее сама по себе и отчетливо отражала идею, что вслед за Белыми Ходоками приходит холод. В то же время она скрывала и все недостатки, оставшиеся с предыдущих этапов».
Из перечисленного ПО, используемого Pixomondo в процессе работы над сериалом: Shotgun для координации работы между разными студиями, Nuke для композитинга (совмещение компьютерных фонов (того же Пайка, стен Красного Замка) с реальными кадрами съемок), ZBrush для создания моделей компьютерных существ, Maya для анимации всех компьютерных созданий, 3ds max с движком V-Ray для финального рендеринга 3D-моделей. Станоссек рассказал, что все члены художественной группы, работавшие над сериалом, были очень воодушевлены, искрили идеями, многие со стороны предлагали свои услуги и были готовы работать за меньшие деньги, создатели концептов и моделей могли в свои выходные поездить по замкам, чтобы лучше представлять себе обстановку, и отказывались брать за это деньги. Некоторые из числа увлекающихся рыцарями и рыцарскими игрищами (реконструкторством?) просто-таки навязывали свою помощь при досъемке массовки: они приходили в своих костюмах и доспехах, их снимали отдельно и потом «подклеивали» к основному видеоряду, так что немалая часть сотрудников Pixomondo в итоге попала на экран в массовке.

Комментарии (11)

Наверх

Сообщить об опечатке

Выделенный текст будет отправлен мейстеру на проверку: