Все мы любим спецэффекты и их грамотное применение на съемках, так что ролики с нарезкой добавленных эффектов и рассказы об их создании мы с удовольствием приводили и для первого, и для второго сезонов. Однако речь там шла лишь о компьютерной графике (CGI), а спецэффекты, как помнит каждый зритель фильмов F/X («Иллюзия убийства») с Брайаном Брауном, включают и массу других увлекательных штук. Об этом Кэт Тейлор уже беседовала в одном из репортажей с супервайзером по спецэффектам этого сезона Джонатоном Баррассом. Впоследствии в дневнике съемок сериала Making Game of Thrones были выложены еще два рассказа, и мы приводим их перевод.

Джонатон Баррасс уже отмечал, что создание огненного меча было самым сложным трюком на съемках третьего сезона. Теперь он рассказал подробности того, как это было сделано. Прежде всего, мечей было создано два: один для сражения, в котором он будет пылать, а второй может кровоточить и воспламеняться. Меч для боя представляет собой обычный [алюминиевый] меч, в лезвии которого было профрезеровано несколько канавок. Канавки заполнили огнеупорным материалом (керамическим волокном), пропитанным горючим изопропиловым спиртом, а сверху прикрыли слоем дополнительного материала, чтобы поверхность лезвия воспринималась единой и натуральной. Для сцен сражения меч должен был быть объят пламенем не меньше трех минут, что было очень сложно сделать, так как горючее выгорало быстро.

Второй меч был сделан с кровью и способностью самовозгораться. Внутри у его лезвия располагались резервуары с имитацией крови и с газом, от которых к поверхности лезвия вели закрытые канальцы. Если прижать такой меч к коже или любой другой поверхности и нажать на кнопку на рукояти, кровь начинала вытекать сквозь свои дырочки, создавая иллюзию, что меч прорезал тело человека. Кроме того, внутри располагалась постоянно работающая маленькая горелка, и когда, после нажатия [другой] кнопки на рукояти, газ начинал выходить из своих отверстий, он воспламенялся этой горелкой, и весь меч словно вспыхивал. К сожалению, такое внутреннее устройство делало меч слишком хрупким, чтобы его можно было использовать в сражении, да и каскадерам, работающим с мечом, было небезопасно находиться рядом с горящим газом.

(Заметим, что название дневниковой записи MGoT и приложенная картинка сбивают с толку, ибо отсылают к мечу Станниса, Светозарному, как он был показан во втором сезоне. Между тем, речь, безусловно, идет об огненном мече лорда Берика Дондарриона и о его использовании в весьма запоминающейся дуэли третьего сезона.)

Для создания дыма из труб или от камина специалисты по спецэффектам помещают специальные переносные дымовые машины (ZR12) в отдельно устанавливаемые трубы. Машины нагревают масляную смесь, испарениями которой можно дышать и которые безопасны для растений и животных. Управление машинами осуществляется с пульта ДУ, так что процесс нагревания всегда можно форсировать или притормозить, чтобы дым шел ровный, невзирая на погодные условия и ветер. Для создания дымки и тумана на открытой местности съемочную площадку покрывают сетью плоских труб, которые обычно используются для полива. В данном случае в них находится воздух, а сами трубы могут быть длиной до 100 метров или даже использоваться скрепленными встык — с общей длиной до 200 м. Большие газовые горелки нагревают воздух в трубах, так что от них начинает идти пар, как раз и образующий дымку.

Падающий снег для съемок создается снежными свечками — так называется особый тип бумаги, вымоченный в химикалиях и дающий при сгорании тонкий пепел. Команда по спецэффектам собирает этот пепел в ведра, а потом вытрясает его на съемочной площадке. И если они правильно учли ветер, то все получается отлично, в противном случае лица актеров оказываются в искусственном снегу, что вызывает массу недовольных воплей. Баррасс признается, что падающий снег делать сложнее, но и интереснее всего. Кстати, искусственный снег брали с собой на съемки в Исландию, но там он, к счастью, не понадобился. (От себя добавим, что таким образом снимают крупные планы, а в пейзажные съемки летящий снег гораздо проще добавить на компьютере.)

Работа с пиротехникой и возможность что-нибудь взорвать — мечта любого настоящего мальчишки. На съемках третьего сезона, однако, пиротехника требовалась считанное число раз — создавая эффекты от столкновения мечей и высекания мечом искр из камня. Из-за ограничений, налагаемых при съемке с участием взрывчатых веществ, на площадке запрещается использовать даже мобильные телефоны, и это создает массу проблем у ассистентов, которым требуется постоянная координация усилий.

Наконец, дождь на съемках создается с помощью тех же водяных насосов, которые используют пожарные. И их по возможности тоже подключают к гидрантам или качают воду из ближайших водоемов. На случай удаления от людского жилья и источников воды у команды есть огромные 20-тонные резервуары. Если требуется создать сильный дождь, вроде того, что шел во дворе Харренхола после прибытия Арьи или во время Битвы на Черноводной, применяются разбрызгиватели, установленные на 30-метровых кранах. При достаточном напоре вода в таких условиях покрывает на земле круг 30 метров в поперечнике, и на одном кране может быть установлено до 4 разбрызгивателей. Такая установка способна поливать целое футбольное поле (ну, по крайней мере, поле для американского футбола). Команда по спецэффектам обожает творить дождь. Съемочная группа дождь ненавидит.