Нил Маршалл на Железном троне Команда онлайнового журнала Empire в очередном подкасте пригласила на беседу Нила Маршалла, режиссера только что показанной 9-й серии второго сезона, которую почти все признали безоговорочным успехом сериала. К сожалению, расшифровки записи нет, так что полноценный перевод делать очень долго. Кратко о том, что нам показалось интересным.

  • Нил не знает, какую часть бюджета второго сезона потратили на «Черноводную»; он просто действовал по принципу «Мне нужно вот это, и еще вот это, и я хочу сделать вот так…», пока ему не говорили «Всё! Хорош!».
  • Перенос действия битвы на ночное время — готовое сценарное решение, которое было принято еще до прихода Нила. Очевидно, так было сделано и ради эффектности сцен с огнем, и ради дешевизны — ночью нет нужды в многочисленных статистах на заднем плане картинки.
  • Для имитации дикого огня сначала пытались подобрать какую-нибудь смесь, которая горела бы подходящим образом с зеленым цветом пламени. Специальная команда соорудила катапульту, из которой пулялись снаряды с вазелином и разными наполнителями. Но в итоге идеального варианта подобрать не удалось, так что пламя было натуральным, а зеленый цвет ему придали на стадии пост-продакшна. Кстати, поскольку сцена битвы снималась в Северной Ирландии, а там с провозом взрывчатки строго, взрывы были менее масштабны, чем хотелось бы режиссеру.
  • В сценарии не были прописаны конкретные сцены боевых столкновений, они были [вполне разумно] отданы на откуп Нилу, так что все эти отрубания ноги Тирионом, снесение верхушки черепа человеку и т. д. — на совести самого режиссера.

  • В серии есть одна т. н. «секспозиция» (сцена с необязательным по сюжету обнажением — как правило, женским), в которой Бронн «разворачивает» шлюху из борделя Мизинца. Любопытно, что Нил Маршалл сам сцены с обнаженкой в свои фильмы ранее не вставлял, а тут на добавлении настаивали исполнительные продюсеры, подзуживавшие и прямо просившие его такую сцену снять, лучше даже с full front nudity (когда виден лобок).
  • Маршалл не читал книги ПЛИО, но когда он увидел трейлеры к первому сезону сериала, он сразу же попросил своего агента пристроить его на эти съемки, потому что это именно то, что ему хотелось бы и что он умеет снимать. Тем временем к работе над вторым сезоном приступили два члена съемочной команды Маршалла с «Центуриона», а как-то субботним сентябрьским утром он получил звонок от исполнительного продюсера Игры престолов: «Привет, не хотите снять для нас серию?» — «Конечно, с радостью! Когда съемки, через месяц?» — «Нет, вы нужны с утра в понедельник». Предполагавшийся ранее на съемки 9-й серии режиссер отказался буквально накануне, по личным причинам. Нил пересмотрел за воскресенье весь первый сезон сериала и взял билет на самолет. Ему пришлось входить в роль за две недели, пока готовился реквизит.
  • Наиболее впечатляющими на съемках Нил называет сцены штурма стен с двумя сотнями статистов и высадки штурмующих из лодок на берег, в то время как сцены на море снимались в павильоне (и потому захватывающим процесс не был).
  • Перед началом съемок режиссер еще раз посмотрел фильм «Викинги» (1958) с Кирком Дугласом в главной роли. В конце там происходит большое сражение, и зрителю кажется, что в съемках заняты сотни статистов. Но Нил несколько раз пересматривал эти моменты и убедился, что одновременно на экране никогда не оказывается больше 30-40 человек. Так что режиссер был уверен, что с предполагаемыми двумя сотнями статистов он сможет снять вполне впечатляющую битву.
  • Поскольку Нил до этого не участвовал в съемках сериалов, его спросили, насколько это отличается от съемок собственного фильма. Режиссер ответил, что это действительно непривычно. Снимая свой фильм, он просто выкидывал сцены, которые плохо вписывались, и импровизировал, но для ТВ этот номер не проходит: здесь самое главное — утвержденный сценарий, а на случай чего есть исполнительные продюсеры-сценаристы, как минимум один из которых всегда присутствовал на съемках, и режиссер обращался к ним с просьбой переделать ту или иную сцену, придумать какую-то альтернативу. Нил отмечает, что это, конечно, тормозит съемочный процесс, но не так уж сильно. Режиссер в процессе работы обменивался письмами с Джорджем Мартином, сценаристом эпизода (Джордж, кстати, очень лестно отзывается о фильмах Маршалла), но лично они так и не встретились.
  • Нил высоко оценил актерское мастерство Питера Динклейджа и его работоспособность холодными и мокрыми ночами Северной Ирландии, заверил, что Джек Глисон в жизни — обаятельнейший и приятнейший молодой человек, но особо отметил своего старого знакомого Лиама Каннингема, которого он снимал еще в «Dog Soldiers». Маршалл сказал, что готов написать сейчас фильм «под Каннингема», отдав ему главную роль — настолько Лиам прекрасен как актер, время которого явно пришло.
  • Цепь из сценария выкинули тоже еще до Маршалла — очевидно, по бюджетным соображениям.
  • Вклад самого режиссера в сценарий связан со штурмом стен. Сначала Нил предложил, чтобы осаждаемые, помимо стрел, еще и сбрасывали на атакующих большие камни. Потом, для защиты от камней, добавил осаждающим разновидность «черепахи» из перевернутой лодки над тараном. Наконец, именно Маршалл настоял на том, чтобы Станнис не исчезал в середине серии, отдав приказ штурмовать город — были добавлены сцены, где король первым взбирается по штурмовой лестнице и сражается на стене.
  • В заключение авторы процитировали многочисленные просьбы к Маршаллу снять все следующие серии сериала. Нил засмеялся, но согласился, добавив, что надо надавить на руководство HBO.