Обзор настольной игры A Game of Thrones: The Board Game / Игра Престолов (второе издание)

Очень приятно, что по эпическим книгам Джорджа Мартина делают действительно хорошее кино и хорошие игры. Недавно вышла локализация второго издания мощной и глубокой стратегии «Game of Thrones: The Boardgame». Первое издание увидело свет в 2003-м, второе — вышло под громовой успех сериала, но что у него общего с сериалом и книгами? Та же вселенная, но совсем другая ветвь развития. В ней Эддард Старк не погиб и может сразить в поединке Бейлона Грейджоя. В ней Ренли Баратеон заодно со своим коронованным братом Станнисом защищает Железный Трон от посягательств третьих сил. Это всё условности настольной стратегической игры — 30-й в списке лучших современных настольных игр по версии BoardGameGeek.com, крупнейшего ресурса настольщиков.

Название Игра престолов / Game of Thrones
Издатель Fantasy Flight Games
Локализатор Мир Хобби
Цена 2460 руб.
Тип коробочная
Жанр американка
Число игроков (и оптимальное) 3—6 (6)
Сложность освоения умеренная
Время подготовки 15-20 минут
Время партии 2-5 часов
Похожие игры Twilight Struggle и компьютерные игры серии Total War, а также, отдельными механиками, Starcraft и Мятеж
официальный сайт

Настольная версия Игры престолов рассчитана на компанию от 3 до 6 человек, каждый из которых возглавит один из Великих домов Семи королевств. Стратегическая (тактическая?) составляющая игры — продуманная и стройная система управления армиями и городами (отсюда и длинные правила), причем столкновения, влияния и интриги отыгрываются в абстрактно-логической форме. Дипломатическая же составляющая — живое общение между участниками. Правила игры воистину могут отпугнуть неискушенных, но поверьте — они сложные лишь на первый взгляд, и игра того стоит. Каждый ее элемент, каждая фишечка преисполнены любовью к «Песни Льда и Пламени», так что провести вечер за партией борьбы за Железный Трон — это отличный вариант развлечения для компании фэнов.

Упаковка, дизайн и локализация

Игра сделана с любовью: прекрасная полиграфия, добротные жетоны и красивые карты. Во втором издании фигурки сделаны из пластика (а не из дерева) — это не так красиво, но функционально. В коробке: 1 игровое поле, 138 пластиковых фишек, 105 карт, 266 жетонов, 6 ширм игроков, 1 правила игры.

В переводе не замечено опечаток, однако перевод имен собственных некоторых персонажей является авторским и вызывает неоднозначную оценку. В их числе обращение к рыцарю «сер» (у АСТ: сир), Дагмер Битый Рот (Дагмер Щербатый), Эйерон Сыровласый (Мокроголовый), Арео Хота (Хотах) и Красная Гадюка (Красный Змей).

Правила и механика

Правила игры — и по объему, и по содержанию — эпичны. Они лежат в открытом доступе, так что можете скачать и оценить их сами. Игрокам предстоит сначала торговаться за власть, затем грамотно распределять приказы между провинциями, а потом сражаться за новые земли.

Основные элементы игры:

Ход состоит из трех этапов: фазы Вестероса, фазы Замыслов и фазы Действия.

Настольная игра vs книга

Благодаря издателю игры Fantasy Flight Games, к созданию иллюстраций к саге были привлечены сотни художников, среди них Томаш Ендрушек, Майкл Комарк, Марк Симонетти и многие-многие другие. Для фэндома ПЛИО эти имена были открыты именно благодаря FFG, ее настольным, тактическим и карточным играм. Однако настольная игра ни в коем случае не эмулирует события книги и является продуктом достаточно независимым от «Песни Льда и Пламени». Даже знакомые именные карты («полководцы») и их характеристики — лишь отдаленно связаны с характерами книжных персонажей… И тем не менее, связь между ними есть, причем довольно тонкая. Например, карта Тириона Ланнистера: «Можете немедленно вернуть на руку противника выбранную им карту Дома. Он должен выложить другую карту Дома, если сможет, а иначе не использует карт Дома в этом бою». И в самом деле: Тириону (впрочем, не одному ему) сложно отказать в умении предугадывать и расстраивать планы противника, вынуждая того действовать по обстоятельствам или отступать.

Итак, стартовая ситуация игры — смерть короля Роберта Баратеона и последующая смута. Шесть Великих домов распределяются между игроками, сидящими за картой Вестероса. Знакомые имена и названия, карта, почтовый ворон и Железный трон — все это из книги, но на этом явная связь заканчивается, и игроки могут разыгрывать альтернативную историю Семи королевств. Степень ее альтернативности во многом уже заложена в правила и расстановку сил. Скажем, в разных дополнениях и переизданиях — разный набор полководцев: так, во втором издании базового набора настольной игры Ренли Баратеон — заодно со Станнисом, а в одном из дополнений первого издания — вместе с Тиреллами.

Фаза Вестероса

Единственная фаза, в которой может произойти что-то неожиданное для игроков — впрочем, возможен лишь один из заданного набора вариантов, распределенных по трем колодам. Во время хода вскрывается по одной карте из колоды, и определенное таким образом событие влияет на всех игроков одновременно:

Таким образом, войска появляются у всех одновременно, да и снабжение тоже просто так не изменяется. Это привносит определенный колорит в игру, порой заставляя сражаться малыми силами и думать: разорвать союз и бросить на соседний город малые войска или подождать, подтягивая отряды из других провинций, но рискуя обнаружить, что в начале следующего хода гарнизон крепости пополнится новыми армиями?

Фаза Замыслов

Игроки взакрытую раздают своим провинциям те приказы, которые есть у них на руках. Количество приказов зависит от положения на трекере влияния вашего дома по шкале Ворона и от того, какие приказы были запрещены в этот ход меняющимися погодными условиями колоды Вестероса.

Действует правило, что приказы можно отдавать только в те провинции, где есть ваши войска. Это вынуждает распылять войска по игровому полю, упираясь тем самым в предел снабжения. Войну приходится вести малыми силами, так как кто-то должен усмирять разбойников и смутьянов, а также патрулировать второстепенные территории, чтобы предотвратить неожиданное вторжение, например с моря.

Фаза Действий

Игроки вскрываются и разыгрывают отданные ими приказы. Очередность действий зависит от положения на трекере влияния по шкале Железного Трона. Приказы почти всегда можно разыграть по-разному, в игре доступны следующие их виды:

По окончании всех трех фаз хода смотрим, завоеваны ли кем-то 7 городов. Если нет, то игра продолжается.

Первое vs второе издания

Чем второе издание отличается от первого? Это один из главных вопросов, который тревожит владельцев первого издания. Если коротко: принципиально это один и тот же продукт, с разницей в деталях:

1. Изначально в состав игры второго издания встроено одно из двух дополнений к первому — «Битва королей» (A Game of Thrones: A Clash of Kings Expansion). В состав дополнения входят колода разнообразных угроз Одичалых, порты, осадные машины, фракция Мартеллов. Однако жетоны фортификаций из дополнения во второе издание не перекочевали. Также во второе издание не стали включать второе дополнение — «Бурю мечей» (A Game of Thrones: A Storm of Swords Expansion): колоды наемников, героев-пленников и погоду. «Буря мечей» включала также дополнительное поле для отдельной игры на четверых по принципу «пара на пару». Несмотря на довольно интересные новшества, играть в нее оказалось менее увлекательно, чем в основное первое издание. Наверное, именно поэтому «Буря мечей» не была «поглощена» вторым изданием основной игры.

2. Новые элементы:

  • Ширмы каждого из 6 домов для сокрытия неиспользованных приказов. Красиво и практично.
  • Колода перевеса. Увеличивает непредсказуемость боев, привносит в игру хаос и сумятицу.
  • Гарнизоны в столицах. Не восстанавливающиеся жетончики охраны столицы с силой 2; единожды убитые не могут быть наняты вновь. Еды не просят, лимит не занимают, доступны изначально и бесплатно. Удобно и полезно, развязывает руки.
  • Жетоны нейтральных армий при игре неполным составом (то есть менее 6 игроков). Часть этих армий можно победить, часть непреодолима, что позволяет сделать карту более плотной.

3. Усовершенствование механики. Стартовая расстановка у дома Грейджоев ослаблена тем, что один из кораблей изначально введен в порт. Это позволяет Ланнистерам не проиграть морскую битву в первый же ход и не потерять контроль над морем.

4. Прекрасный дизайн поля и всех элементов. Игра словно сделана из настоящего дерева, кожи и металла. Единственный недостаток — идиотский и отвратительно неровный переливчатый дурацкий пластик вместо прекрасного дерева, из которого были сделаны фигурки первого издания.

Осмысление

В игре представлен широчайший спектр взаимодействия с другими игроками, возможно и продумано практически все: случайные глобальные события, локальные стычки между войсками и лидерами великих домов, претендующих на власть над континентом. Поэтому она придется по вкусу прежде всего тем, кто привык анализировать и просчитывать ситуацию исходя из некоторого числа заданных и случайных факторов, каковыми являются не только игровые события (карты, фишки), но и реакции других игроков. Того, что нельзя просчитать, можно добиться словом, а недипломатичный игрок может попасть в ту же ситуацию, что и Станнис Баратеон, обнаруживший себя в одиночестве против всех.

Игра стимулирует как наблюдательность, так и харизматичность, логику, умение донести свое мнение до других игроков, тренирует коммуникативные навыки, предоставляет прекрасную возможность для отработки техник убеждения с использованием как вербальных средств, так и силового давления (в рамках игры).

Вердикт

Преимущества и недостатки игры A Game of Thrones: The Board Game (Second Edition) / Игра Престолов (второе издание)

Оценка Достоинства Недостатки
Увлекательность: 3/3 грандиозная эпическая игра всегда одна и та же карта и фиксированные стороны
Взаимодействие: 3/3 победы можно достигнуть, только ущемляя других игроков очень сложно что-либо сделать одному против объединившихся двоих
Проработка: 3/3 гармоничное сочетание самых разных механик долгое время подготовки к партии
Атмосфера: 3/3 удачное переложение книги есть вынужденные условности игрового баланса
Качество: 3/3 подробные правила, великолепная полиграфия дурацкий дешевый пластик фигурок (успешно заменяемых фигурками из первой части)

Вердикт: эпическая стратегия, атмосферная, в меру драматичная и практически без случайностей — выбор для настоящих полководцев и фэнов Мартина!

Дмитрий Тэлэри, редактор рубрики по настольным играм в ныне закрытом журнале «Лучшие компьютерные игры», автор блога «Настолки». Обзор опубликован в специальной редакции для 7kingdoms.ru

Комментарии (22)

Наверх

Сообщить об опечатке

Выделенный текст будет отправлен мейстеру на проверку: