Джордж Мартин В Шотландии в интервью The Guardian Мартин рассказал о том, как изменилась его жизнь с успехом Игры престолов, о следующей книге, об отброшенных главах и кое-чем другом.

Джордж Мартин о том, что он чувствует, став знаменитостью:

Временами все это мне кажется нереальным. Я постоянно забываю о том, как изменилась моя жизнь. У Роулинг [с которой Мартина сравнивает журналист], по-моему, был другой случай: она стала знаменита после первой же книги. У меня же за плечами было 20 лет писательства фэнтези и НФ, которые были встречены хорошо, но сейчас все по-другому. И часть меня продолжает слепо верить, что я прежний и могу жить прежней жизнью, пока не вспоминаю, что это не так, ведь Игра престолов — феномен, а я — знаменитость. Есть в этом и хорошее, и не очень-то хорошее.

[Плохо то, что] я утратил право на уединение, чтобы никто не лез ко мне непрошенным, и я не могу на это повлиять. [Года три тому назад Мартин уже бывал в Эдинбурге:] Я мог просто послушать уличных музыкантов, сходить на спектакль или посетить эдинбургский фестиваль Tattoo… И за всю неделю меня узнали, кажется, лишь трое, и мне было приятно дать им автограф. Теперь я не могу пройти квартал, чтобы меня не узнали трое или четверо. Я больше не могу просто выходить и гулять по улицам. Прекрасно, что у меня столько читателей и фэнов, по большей части это чудесные люди, которые любят книги и сериал. Но их слишком много, и им конца и краю не видно. А еще эти селфи! Если б я только мог, хлопнув в ладоши, сжечь все камеры в телефонах во всем мире, клянусь, я бы сделал это!

Когда-то я мог прийти на научно-фантастический конвент, нацепить бейджик участника и испытывать «эго-бу», как его называют фэны НФ, — ego-boosting, повышение самооценки. Люди видели бейджик и говорили: «Эй, да ты же Джордж Мартин, подпиши книгу!» Но когда я снимал бейджик, я становился обычным парнем и шел в ресторан. Теперь этот бейджик не снимается…

О сроках и следующей книге…

Мои издатели, HBO и читатели хотят следующую книгу. Но никто не хочет ее сильнее, чем я. И даже когда я сгибаюсь под этим давлением, я напоминаю себе, что судить обо мне будут по книгам. Если их все еще будут читать лет через пятьдесят, никто не посчитает достоинством книги то, что она вышла в срок. Будут оценивать содержание.

Мартин не воевал во Вьетнаме. Он проходил альтернативную военную службу при добровольческой организации VISTA.

Чтобы получить это право, вы должны быть пацифистом по религиозным убеждениям. А я и не верующий, и не очень-то пацифист. Меня могли бы спросить, стал бы я воевать с Гитлером, если бы тот изнасиловал мою бабушку, и я бы, наверное, ответил утвердительно. Так или иначе, в армию я не попал. Иногда я думаю, что Вторая мировая война изменила отношение к войне во всей западной цивилизации, потому что из всех войн прошлого именно она больше всего напоминает войну из фэнтези-эпоса. Там был типичный темный лорд и его злобные прислужники, носившие черную униформу с черепами. Первая мировая, с другой стороны, была более типичной войной: за что сражались все те люди?

Роберт Фрост
Огонь и лед
1920 г.

Как мир погибнет? От огня
Иль ото льда погибель ждет?
Сомнений нету у меня:
Огонь опаснее, чем лед.
Но если мировой пожар
Земной наш не погубит шар,
То даст достаточно нам льда
Холодная вражда.
(Перевод Вл. Васильева)


Вычеркнутый материал…

Приходится отбрасывать целые главы и абзацы. Я следую за персонажами, а они иногда заводят меня в тупик. И вот, поставив точку в какой-то сюжетной линии, я понимаю, что написал десятки или даже сотни тысяч слов, которые придется выкинуть. Нет, я не буду их публиковать: многое из этого — просто более ранняя версия того, что вошло в итоге в книги. Правда, есть одна удаленная глава из пятой книги, которая завела меня не туда, куда я хотел, но я подумываю опубликовать ее в виде рассказа. [Скорее всего, речь о главе, упоминавшейся в 2007 году. В ней Тирион встречается с Лордом-в-Саване. «Это впечатляющая, жуткая и запоминающаяся глава, но вы не прочитаете ее в Танце». — прим. 7kingdoms]

Погибнет ли в финале мир от огня и льда, как следует из стихотворения Фроста, которое вдохновило Мартина?

[Мартин смеется] Без комментариев. Вам придется переживать еще две книги. Но то, что все люди смертны (валар моргулис) — чистая правда.

На вопрос о будущей книге Мартин отвечает своим издателям и читателям…

Одно и то же: она будет готова, когда я ее закончу.