Джордж МартинСейчас, в преддверии старта пятого сезона, раскрутка сериала достигает максимума, тизеры и фотографии сыплются как из рога изобилия, а актеры и члены съемочной группы раздают интервью направо и налево. Переводить их мы категорически не успеваем, да, впрочем, в большинстве из них интересного очень мало, потому что, по понятным причинам, раскрывать сюжетные детали еще не вышедших серий категорически запрещено. В этом потоке новостей мы, однако, не можем не выделить интервью Джорджа Мартина, данное вездесущему Джеймсу Хибберду из Entertainment Weekly (оно опубликовано в бумажном выпуске журнала и появится на сайте в ближайшее время; наш перевод сделан по перепечатке с фэнских сайтов). Писатель рассказывает (в основном — о сериале) много и интересно, но практически все это мы уже читали в десятке-другом его интервью. И если бы не обсуждение концовки сериала и то, как она будет соответствовать книжной, мы бы даже не взялись за перевод. Однако здесь открылось много интересного!

Entertainment Weekly: Мы, конечно, не теряем надежды, но я готов поспорить на приличную сумму, что последнюю серию сериала мы увидим раньше, чем последнюю книгу саги…

Джордж Мартин: О какой сумме идет речь? Может быть, я приму пари? (Смеется)

EW: Хорошо, давайте так: если сериал закончится раньше, то ка́к его концовка будет соотноситься с тем, что ожидает нас в книгах? Понятно, что многие сюжетные линии выброшены из экранизации, а некоторые изменены по отношению к книгам, но это всегда подавалось именно как изменения в побочных линиях. А что с главными? Закончатся ли они точно так же?

Мартин: Если серьезно, то, к сожалению, не могу не признать, что локомотив HBO, который несся за мной начиная с первого сезона, меня догнал, расплющил и решительно мчится вдаль. Как вы знаете, я поддерживаю тесный контакт с создателями сериала, Дэвидом и Дэном, и конечно, в общих чертах они мою концовку знают — более того, они узнали ее еще до того, как сериал был запущен в производство. Опасаюсь ли я, что это уменьшит интерес к книгам, которые выйдут позже? Разумеется. Однако здесь есть целых три соображения, которые заставляют меня испытывать оптимизм. Во-первых, не буду преуменьшать значимость этого фактора, мне очень хочется увидеть цельную историю, захватывающую публику и красиво закончившуюся. Да, сначала это будет сериал, а не книги, но я причастен к этой истории, переживаю за нее и горжусь ею, и я безусловно предпочту вариант с раскрытием некоторых книжных тайн раньше времени варианту, в котором создатели, не имея «инсайдерской» информации от меня, придумывают собственную нелепую концовку (не то чтобы я был такого мнения о Дэвиде и Дэне — это чисто гипотетический сценарий) или просто обрывают сериал на самом интересном месте.

Во-вторых, я могу лишь еще раз сказать, что отношусь к писателям-садовникам. Да, я представляю в общих чертах, какое выращиваю дерево. Но могу ли я заранее сказать, сколько у него будет ветвей? Когда на этих ветвях созреют плоды? Я могу попытаться. А жизнь может поставить меня на место. Герои откажутся идти туда, куда я задумывал, говорить то, что я задумывал, и умирать так, как я это задумывал. (Но честно говоря, убить их все-таки проще, чем заставить произнести нужную реплику.) Поэтому даже если сейчас, находясь за, условно говоря, полторы книги до финала, я расскажу Дэвиду и Дэну все-все-все, что знаю, представляю и планирую, то в толстом бумажном томе, который вы, надеюсь, однажды купите, все может быть немного по-другому. Или сильно по-другому.

Наконец, есть третья причина, и каждый раз, когда я об этом думаю, я не могу не усмехаться себе в бороду — не зря же я ее ношу. Дело в том, что я, если говорить начистоту, не был до конца честен с Дэвидом и Дэном. Началась эта история еще на нашем знаменитом первом обеде, на котором, собственно, они убедили меня подписаться на проект экранизации. Мы обсуждали важные сюжетные ходы, обсуждали будущее, и я отпустил очевидную шутку по поводу судьбы одного значимого персонажа, ожидая, что все рассмеются вместе со мной. Пэррис [жена писателя — прим. 7kingdoms.ru], во всяком случае, улыбнулась. Но Дэвид и Дэн оставались совершенно серьезны, они явно готовы были принять от меня в этот момент любое откровение. «Ага!» — подумал я. На тот момент «Танец с драконами» еще не был дописан, но для него была готова значительная часть, в том числе ушедшая позже в «Ветра зимы», так что скрыть ее я, конечно, не мог. Зато выдача информации из «Танца» купила мне полное и безоговорочное доверие сценаристов. Отныне я мог, многозначительно посмотрев на них, сказать: «Вот этого героя вы выпиливаете зря!..» — и закончить на этом, несмотря на их жадный поток вопросов. Особым шиком мне кажется тот случай, когда я убедил их ни в коем случае не выкидывать Киру из Винтерфелла, оставив ее в истории Теона, и намекнул, что ей предстоят долгие странствия и впечатляющая сцена смерти. Правда, подстраиваясь под стиль HBO, относительно невинная девушка Кира превратилась в сериале в проститутку Роз, но наблюдать за тем, как бедные сценаристы довели ее аж до Королевской Гавани и чуть ли не возвели на престол, было ужасно забавно. К сожалению, после выхода «Танца» судьба Киры стала известна, и Роз постигла мучительная смерть в другом конце страны. Приношу свои извинения актрисе Эсме Бьянко!

Дальше — больше. Разумеется, я не планирую описывать сцену, в которой Санса меняет свой наряд, облачаясь в платье цвета воронова крыла — это просто художественное решение сцены, выбранное создателями сериала. Но сама концепция преображения Сансы и ее перехода в ипостась хозяйки своей судьбы и интриганки — подсказаны мной и доставили мне, при виде их воплощения, невероятное наслаждение. Кроткая овечка Санса, без средств к существованию, без семьи и поддержки, официально имеющая статус смертницы и врага государства, берет в оборот хитрюгу и умницу Мизинца (читатели моих книг представляют себе, кто такой Мизинец, но уверяю вас, они еще не видели настоящего Мизинца!) — да кто мог себе такое представить? А вот Дэвид и Дэн проглотили наживку. Поверить не могу, что они на это купились!

Но и это еще цветочки. Сам я, конечно, не имею возможности изучать сотни форумов и дискуссионных площадок в интернете, чтобы узнать, что́ люди думают о моих произведениях, но у меня есть специально обученные помощники, которые это умеют. Из их отчетов я знаю, что среди прочих теорий по ПЛИО ходит версия, что Нед Старк был оживлен жрецом Рглора (скорее всего, Торосом). Прекрасно! Нет-нет, не пугайтесь, по-настоящему, то есть в книгах, Нед, разумеется, мертв. Но я давно обнаружил, что, обладая литературным мастерством, можно легко убедить любого в правильности даже самой бредовой конспирологической теории. В данном случае это было тем легче, что при написании первых книг я обдумывал вариант оживления Неда, а потому в текст вставлено достаточно эпизодов, выглядящих совершенно невинно, но задним числом, после настойчивого объяснения, оказывающихся прямыми намеками. А я был убедителен! В ход пошли и умолчания Тороса при прямом вопросе Арьи, и, разумеется, исчезнувшие где-то по пути на Север останки Неда, и оживление Кейтилин, которое я объяснил желанием затушевать другое оживление другого Старка, произошедшее в тех же местах и осуществленное теми же людьми. Возьмите мои книги, прочитайте их, держа в уме это новое знание, и уверяю вас — вы найдете в тексте множество других подтверждений тому, чего не было. В итоге, дамы и господа, позвольте представить вам потрясающее и шокирующее возвращение лорда Эддарда Старка, которое запланировано на шестой сезон! Теперь, когда контракт с Шоном Бином заключен, я уже не боюсь об этом говорить.

EW: Подождите, но это же практически саботаж с вашей стороны!

Мартин: Я предпочитаю называть это масштабным розыгрышем. (Долго смеется своим характерным смехом) На самом деле вполне очевидный знак — мой отказ от создания сценария для одной из серий, начиная с пятого сезона. Да, конечно, мне нужно писать «Ветра зимы»! Но мне и раньше нужно было писать «Ветра зимы», а еще раньше — «Танец с драконами», и меня это никогда не останавливало. А теперь внимательный зритель и читатель как бы может получить от меня сообщение: вот здесь я еще присутствую, а вот отсюда — уже нет. Поймите меня правильно: Дэвид и Дэн создают прекрасную историю, и я счастлив с ними работать, но разве всем нам не будет лучше, если мы узнаем две истории вместо одной? Вместо ожившей леди Кейтилин мы получим в сериале ожившего лорда Эддарда — ведь это не перекроит кардинально мой мир, я изначально планировал убить чету Старков и позже оживить одного из них. Однако как от брошенного камня по воде расходятся круги, так сюжетные линии сериала будут перестраиваться в соответствии с изменениями, поэтому концовка никогда не будет в точности соответствовать книжной. Так что желаю вам приятного просмотра сериала и обещаю, что присоединюсь к вам, но после этого жду вас в книжных магазинах и на встречах со мной!