Впечатления от графического романа «Грезы Февра» (Fevre Dream)

Грезы Февра (обложка российского издания)
Грезы Февра (обложка российского издания)
Комикс по мотивам романа Джорджа Мартина «Грезы Февра» вышел неожиданно. Мартин продал права, в 2006 г. появилось интригующее превью, но на этом дело, казалось бы, и закончилось. И тут, в апреле 2010 года вышел первый выпуск. В России комикс в виде графического романа появился лишь недавно (≈700 руб. в озоне или в лабиринте). В любительских переводах комикс никогда не выходил, если не считать несколько первых выпусков.

Сам писатель описывает свою историю как смешение Брэма Стокера и Марка Твена:

Этот комикс — адаптация моего исторического романа 1982 года, ужастика о вампирах, [плывущих] на довоенных пароходах по Миссисипи. «Смешение Брэма Стокера и Марка Твена», — сказал бы кто-нибудь, или «Гекльберри Финн плюс Дракула». Что-то вроде того. Как бы там ни было, книга была тепло встречена. Она финалист World Fantasy Award. Комикс был напечатан Уильямом Кристенсеном и его командой из Avatar Press. Сценарий и адаптацию написал мой друг и иногда соавтор Дэниел Абрахам, он перевел роман на язык комикса потрясающе и очень точно. Рисунок выполнен Рафа Лопезом — гордостью испанской Мараги.  Я обещаю: мои вампиры сосут [кровь], но не светятся (намек на популярную серию книг о вампирах С. Мейер «Сумерки», где вампиры на солнце светятся — прим. 7kingdoms.ru).
Мартин к выходу комикса, Not-a-Blog

Далее наши впечатления от знакомства с комиксом в сравнении с книгой. Хотя мы НЕ раскрываем важные сюжетные вехи, дальнейшее чтение чревато спойлерами.

Издатель
Avatar Press Inc
Сценарий
Дэниел Абрахам по роману Джорджа Р. Р. Мартина «Грезы Февра»
Рисунок
Рафа Лопез (Rafa Lopez)
Обложки
Филлипе Массафера (Felipe Massafera), Майк Волфер (Mike Wolfer)
Страниц
32 стр. × 10 томов
256 стр. (на русском языке)
Дата выхода в США
с 17.04.2010 г. по 17.01.2011
Дата выхода в России
2016 г., февраль
Переводчик
Екатерина Лозовик
Оценка

85/100неидеальная адаптация, но увлекательная история о вампирах.

Действие истории разворачивается в XIX веке в рабовладельческой Америке. К разорившемуся речнику Эбнеру Маршу поступает предложение от таинственного джентльмена: он оплачивает строительство парохода мечты, а в обмен просит Марша не задавать лишних вопросов о необычном образе жизни своего партнера и его товарищей и исполнять некоторые поручения, которые у того будут время от времени появляться.

Несложно догадаться, что этот человек, Джошуа Йорк, — вампир, но он, его антагонист и прочие «дети ночи» сильно отличаются от образа вампиров Энн Райс с ее «Интервью с вампиром», хотя романы вышли друг за другом. И уж тем более отличаются от вампиров из «Сумерек» Стефени Мейер. Обе эти книги были экранизированы, так что вы, вероятно, хотя бы в общих чертах представляете, о чем это все. Так вот с «Интервью с вампиром» роман «Грезы Февра» объединяет наличие кровососа, который не очень-то рад необходимости убивать ради пропитания (впрочем, Йорк из героя страдающего, как Луи, к моменту действия романа и комикса уже энергичен и деятелен) и исторический фон, а с «Сумерками» историю роднит лишь то, что излагаются она от лица пищи людей. В остальном же «Грезы Февра» — это мрачная, печальная история о доверии, несбывшихся мечтах и стойкости.

Друг и коллега Джорджа Мартина Дэниэл Абрахам адаптировал книгу добротно, но без поправки на другой формат. Из-за сокращений (особенно ближе к финалу) история одновременно становится более динамичной, но и многое теряет: ей недостает печали оригинала, а к второстепенным героям — экипажу «Грез Февра» и «Эли Рейнольдз» — читатель и вовсе не успевает проникнуться. Упрощения коснулись почти всех необычных решений Мартина. Красная жажда, обуревающая вампиров, в книгах сравнивается с человеческой похотью, в комиксе — это безумный голод или бессмысленная злоба; борьба за статус в комиксе превращается в звериные разборки: соперники скалятся друг на друга, нам даже показывают волчьи морды, а побежденный глядит вокруг по-собачьи жалостливо и принимает покорные понурые позы. Не то, чтобы так было в романе, зато такие аналогии избавляют от необходимости что-то объяснять, да и вообще непросто соблюсти такт в визуализации желания.

Рафа Лопез, художник комикса, придерживается мрачного стиля с контрастными тенями, превосходно показывает динамичные сцены, но совершенно не умеет пугать и вызывать отвращение, хотя в сценарии прописано несколько таких моментов, которые в «Сказках» или «Песочном человеке» выглядят по-настоящему страшно и тошнотворно, в отличии от героя нашего обзора. То же касается и вампиров: в романе скот — то есть Эбнер Марш и мы с вами, дорогие читатели — сразу замечаем, что он необычный и слегка пугающий по человеческим меркам, а тут разница скорее сословная, чем биологическая. В том же «Песочном человеке» главные герои тоже бессмертные существа, и сценарист с художниками никогда об этом не забывают читателю напомнить: в словах, в выражении эмоций, в блеске глаз и цвете кожи; этот контраст особенно хорошо виден в историях о людях, которые случайно получили в свое распоряжение способности этих «богов». В целом, рисунок неплох, на порядок лучше многих других комиксов по произведениям Мартина. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы «Грезы» выглядели в духе европейских графических романов — как крутой «Реквием — рыцарь вампир» или «Корриганы», — но увы.

Роман «Грезы Февра» силен вовсе не сюжетом, а тем, какое настроение он создает, как держит в напряжении, пугает и внезапно заканчивается — вроде бы и хорошо, но печально. Это пример того самого «горько-сладкого» финала, который Мартин планирует для своего opus magnum. В 2012 году режиссер Гильермо дель Торо упоминал, что ему нравятся «Грезы Февра», годом позже Мартин рассказал, что мечтает, чтобы роман был экранизирован. Но прошла пара лет, и дель Торо снял «Багровый пик» — простенькую историю, разворачивающуюся примерно в той же эпохе с потрясающими декорациями, пугающей атмосферой, кровищей, «горько-сладким» финалом, а вместо парохода здесь ужасающее поместье. Фильм ругали за сюжет, но визуально он потрясающий. Комикс, конечно, не может соперничать с кино, но нам кажется, что он не реализует потенциал истории даже в своем собственном формате.

Общий итог: динамичный комикс с необычной (к сожалению, скорее на словах) интерпретацией вампиров, доставшейся от оригинального романа Джорджа Мартина. Если вы планируете знакомство с романом, комикс к чтению рекомендуется: после «Межевого рыцаря» он занял второе место в нашем рейтинге комиксов по мотивам произведений Джорджа Мартина.


Ниже все обложки и внутренние вклейки; очень забавно сделано: они далеко не всегда посвящены событию самой истории, часто на них изображено что-то из рассказа о далеких днях. Художники обложек — Филлипе Массафера (Felipe Massafera) и Майк Волфер (Mike Wolfer).

Комментарии (7)

Наверх

Сообщить об опечатке

Выделенный текст будет отправлен мейстеру на проверку: