Семейный портрет Форрестеров из Game of Thrones от Telltale

17 ноября вышел последний эпизод первого сезона «Игры престолов» — не телесериала HBO, а сериала игрового, который выпускает студия Telltale. Xanvier Xanbie подводит итоги и рассказывает о том, почему на Game of Thrones: A Telltale Games Series стоит взглянуть тем, кто за эпизодической игрой от Telltale не следил, и тем поклонникам «Песни Льда и Пламени», кто вообще не играет в компьютерные игры.

Разработчик и издатель Telltale
Жанр графический квест
Релиз 2014-2015 (1-й сезон)
Перевод неофициальный (Tolma4Team или Quckly Team)
официальный (Telltale)
Продолжительность 6 эпизодов по 2 часа
Продолжение планировалось, отменено
Оценка ★★★★☆
70/100

Telltale — разработчик особенный. Обычно за студиями, занимающимися разработкой игр, стоят большие компании-издатели; Telltale же, будучи независимой и никому ничем не обязанной студией, ухитрилась за десять лет сколотить себе большое имя, вернуть из забвения целый жанр и заразить игровую индустрию модой на эпизодические игры, делая при этом — в определенном смысле — одну и ту же игру, раз за разом.

Жанр компьютерных игр, в котором работает Telltale, можно было бы назвать графическими квестами; сами разработчики из Telltale предпочитают термин story game — игра-история. Telltale основали трое выходцев из знаменитой когда-то студии LucasArts — при этом, скажем, если сравнить квесты от Telltale с квестами LucasArts двадцатилетней давности, несложно увидеть у Telltale и более примитивную игровую механику, практически одинаковую во всех играх, и куда как меньшую свободу игрока. Такой скудный геймплей, понятное дело, отпугивает многих игроков, привыкших к совсем другим играм, но сила игр от Telltale совсем не в игровой механике, а в сюжетах — и, что много важнее, вовлеченности в них игрока. Именно интерактивность отличает игры вообще и игры от Telltale в частности от книг и сериалов: игрок может и должен делать выбор.

В Game of Thrones речь, как правило, о выборе реплики в диалоге, и, как правило, выбор этот достаточно острый. Вот героя спрашивают о чем-то, о чем ему говорить не хочется. Сказать правду? Соврать? Промолчать? Каждый вариант ведет к другим последствиям — собеседник запомнит, что ему в тот раз соврали, и припомнит это немного позже по игре, может быть, и в следующих эпизодах; необдуманная ложь — или необдуманная правда — может привести к намного более неприятным диалогам, даже смертям героев: это, в конце концов, Вестерос. Сцены и диалоги меняются так и этак в зависимости от того, что игрок выбрал раньше — но эта вариативность во многих отношениях иллюзорна, потому что глобальный сюжет в игре один, и вроде бы расходящиеся в стороны развилки слишком часто приводят к одному и тому же финалу.

Чуть менее важная часть игры — экшн-сцены: в Game of Thrones их по сравнению с другими играми Telltale довольно много. Где-то раз в эпизод приходится пофехтовать на мечах, и это фехтование полностью сделано на механике QTE (Quick Time Event) — проще говоря, «быстро нажми показанную на экране кнопку, чтобы не умереть». Успел нажать — бой продолжается, не успел — кровавая смерть персонажа и загрузка с последней точки сохранения. Эти неизбежные по сюжету бои не слишком сложны, и иногда из QTE складываются достаточно зрелищные сцены, однако не раз и не два за вроде как требующим действия моментом опять-таки скрывается обман: зазевается игрок в бою или промахнется по кнопке — и ничего, игра сама решит все в пользу игрока.

Большими бюджетами на разработку и современной графикой игры Telltale, увы, не блещут, и Game of Thrones не исключение. В The Walking Dead и The Wolf Among Us разработчики маскировали грубоватые модели персонажей и декорации стилизацией под комиксы, но в Game of Thrones персонажи при общей мультяшности более реалистичны и менее выразительны, что игре на пользу не идет, а корявая анимация совсем уж портит дело. Это даже не самая худшая техническая проблема игры по сравнению с зависаниями или незагружающимися сохранениями. На счастье, каждый из шести эпизодов разбит на шесть глав, и каждую главу можно переиграть в любой момент, изменив принятые в ней решения, если надо.

Надо помнить, что игра сделана именно что по телесериалу, а не по книгам, и рассчитана на поклонников телевизионной «Игры престолов», отсмотревших по крайней мере первые три сезона: первый сезон игры от Telltale идет параллельно четвертому сезону сериала от HBO. Сюжетные ходы вроде Красной свадьбы или смерти Джоффри и соответствующих персонажей разработчики вводят в игру без особых объяснений, как нечто заведомо известное игроку, а освободившиеся время и усилия тратят на прописывание персонажей местных, оригинальных. Здесь есть несколько героев из сериала, и озвучивают их те же актеры, что и в телесериале, так что из уст грубовато смоделированных Джона Сноу или Тириона Ланнистера звучат знакомые голоса Кита Харингтона и Питера Динклейджа.

Эти голоса придется слушать и тем, кто предпочитает играть на русском языке: диалогов в игре много, а в большинстве версий игры, включая ту, что можно купить в Steam, поддерживается только английский язык. Как это нередко бывает, на помощь пришли любители-добровольцы: группа Tolma4 Team аккуратно и своевременно выпускала русские субтитры к каждому эпизоду, и в этом переводе принимали участие и пользователи нашего форума Glypher и LinkOFF. Еще один перевод независимо от «Толмачей» делала другая любительская группа, Quckly Team. В ноябре к двум фэнским переводам неожиданно добавился третий, официальный, но только на консолях PlayStation 4 и Xbox One: в игры были добавлены субтитры для нескольких языков, включая русский.

Далее — впечатления от отдельных эпизодов первого сезона. Небольшие спойлеры, в том числе и на иллюстрациях, неизбежны, поэтому воздержитесь от прочтения заметок о последних эпизодах, если планируете поиграть в Game of Thrones от Telltale или хотя бы посмотреть чужие прохождения в интернете.

Episode 1 – Iron from Ice

Северный дом Форрестеров, к которому принадлежат или которому служат герои игры, в принципе, упоминался в книгах — в «Танце с драконами» некто из Форрестеров служил проводником войскам Станниса Баратеона. Тем не менее, то детально проработанное и разнохарактерное семейство, с которым мы сталкиваемся в игре — плод фантазии сценаристов Telltale, явно основанный на куда более известном семействе книжном. Это, в общем-то, Старки в миниатюре, и, подобно истории Старков, история Форрестеров — это история падения.

В первом эпизоде трое героев-ПОВов. В линии оруженосца Гареда, сопровождающего лорда Форрестера в Близнецы на Красную свадьбу, предсказуемо больше всего экшн-сцен — но это пока что только пролог. Вторая часть линии Гареда, в одиночестве вернувшегося в замок Форрестеров Железный Холм, показывает игру с чуть более сильной стороны — Гаред является носителем определенного секрета, который он не должен выбалтывать, а игра подкидывает игроку шансы распустить язык.

У юного Итана, который внезапно оказывается главой дома после закономерно наступивших на Красной свадьбе событий, проблемы еще больше — он, как лорд, обязан назначать советников, выносить приговоры преступникам и налаживать отношения с новым сюзереном, а над Железным Холмом виснет угроза войны. Тема дипломатии продолжается и в Королевской Гавани — Миру Форрестер, чересчур похожую на Сансу Старк, перетягивают между собой Серсея Ланнистер и Маргери Тирелл, и тут уж на совести игрока, будет ли он от лица Миры демонстрировать раболепную лояльность престолу и Ланнистерам или пойдет на конфронтацию. Главный злодей и главная звезда эпизода, пожалуй, Рамси Болтон, которого Гаред встречает по дороге на Стену: если другие «каноничные» персонажи, Серсея и Маргери, при всем давлении на Миру Форрестер не покидают прописанных телесериалом сюжетных ниш, Рамси здесь начинает жить собственной жизнью и активно вмешиваться уже в местный сюжет.

Коронный момент: финальная сцена. По-хорошему ужасный финал заслуживает того, чтобы его переиграть, выбрать другие варианты решений и убедиться в собственном бессилии: по большому счету, предоставляя игроку пачку решений и опций, игра создает у него иллюзию подготовленности и контроля за ситуацией, чтобы резко вышибить почву из-под ног.

Episode II — The Lost Lords

После драматичного вступления игра несколько сбавляет обороты. Буйный Эшер Форрестер, изгнанный из родного дома, умеренно весело проводит время в заливе Работорговцев, мило бранится со своей напарницей Бешкой и смачно режет вражеских солдат на улицах Желтого города Юнкая. Эшер, пожалуй, единственный член дома Форрестеров, которому не подобрать аналога среди книжных Старков, он сам по себе — но и он, вопреки изгнанию, привязан невидимой ниточкой к Железному Холму, и на него возлагается большая задача: отыскать для родного дома армию.

По количеству QTE и относительно низкому градусу серьезности с линией Эшера соперничает сюжетная линия Гареда, вступившего в Ночной Дозор: он переживает первые дни в Черном замке на фоне мини-игр и попыток подружиться с другими новобранцами, почти-пипом и почти-гренном. Все это почти повтор первых дней Джона Сноу, который, кстати, тоже появляется в кадре с парой нравоучительных сентенций. Сюжетная линия Миры в Королевской Гавани разнообразнее всего — тут и продолжение интриг, увенчанное трудным выбором с подделкой письма, и легкомысленная сцена с арборским вином, и ночное свидание в саду с очень внезапным исходом.

Самое важное происходит в оккупированном вражескими солдатами Железном Холме: в повествование возвращается персонаж, на котором в прошлой серии, казалось бы, был поставлен жирный крест. Сейчас бразды правления находятся в чуть лучших руках, чем в прошлый раз — новый лорд все-таки умеет и по столу кулаком хлопнуть так, чтобы все замолкли, и согнать наглеца с дороги одним взглядом. Учитывая состояние героя, рычать и сердиться со стороны игрока не всегда самый разумный выход: вокруг не только враги, но и потенциальные союзники, которые ждут честности, а не хорошей мины при плохой игре.

Коронный момент: похороны в богороще. Прекрасная и мрачная песня Талии — не только дань памяти отцу и брату, не только обещание надежды и мести, но гимн всему миру ПЛИО:

Это не вполне очевидно, но песня в игре записана в нескольких вариантах и меняется в зависимости от поступков игрока в конце первого эпизода.

Episode III — The Sword in The Darkness

Эшер и его спутники двигаются к Миэрину: их линия, кажется, существует только для того, чтобы демонстрировать экшн-сценки на фоне желтых пейзажей Эссоса. Здесь, правда, появляется дракон Дрогон, а в конце эпизода и его хозяйка — во главе армии, марширующей на Миэрин. И сам Эшер с Бешкой, и их старый-новый знакомый Крофт лишний раз демонстрируют бесшабашные нравы, сильно отличающиеся от мертвенной серьезности вестеросских линий.

Ночное приключение Миры в Королевской Гавани закончилось как-то ничем: независимо от всего предыдущего интриганства она оказывается на задворках Пурпурной свадьбы смотреть на разлетающихся голубей, а заточение Тириона Ланнистера в темницу автоматически превращает бесценный королевский указ в инкриминирующую улику. На Стене дела обстоят интереснее: главное, что расплывчатое завещание лорда Форрестера два эпизода спустя начало обретать какой-то смысл: Гаред отправляется за Стену со вполне четкой целью. Столкновение с знакомым по первому эпизоду болтоновским солдатом Бриттом быстро выливается в кровавый поединок — впрочем, если Гареду в будущем придется дезертировать, эта история может послужить для него толчком.

Свой поединок происходит в Железном Холме, чисто психологический на этот раз: враг обретает лицо и имя — Грифф (сын лорда Уайтхилла, никакой связи с Коннингтонами из книг). Это даже радует: лишенный всяких тормозов психопат Рамси был надежно прикрыт сюжетной броней телесериала и поэтому безнаказан, а вот выведенный ему на замену Грифф может когда-нибудь и умереть. Однако положение лорда Форрестера с каждым эпизодом все хуже: Уайтхиллы знают все планы героя, потому что кто-то в его окружении — предатель.

Коронный момент: «только посмей встать!». Если вспомнить о финале первого эпизода, который тут почти повторяется, и о том, что на протяжении эпизода все персонажи — друзья и недруги — хором умоляют героя склонить голову до поры до времени и не лезть на рожон с костылем против меча, выбор большинства игроков вполне очевиден — но тот, кто предпочтет достоинство здравому смыслу, будет в какой-то мере вознагражден.

Episode IV — Sons of Winter

В этой серии сюжет сдвигается с места — если в предыдущих эпизодах герои завязли в сюжетном болоте, то сейчас они выбираются оттуда один за другим. Гаред довольно предсказуемо покидает Стену в компании друзей, причем сценаристы выпихивают их из Черного замка с таким слоновьим изяществом, что хоть плачь: пощадил игрок заклятого врага в предыдущей серии или добил, есть кому за Гареда замолвить словечко или нет — все едино. Хотя бы поход начался: декорации Черного замка сменились на заснеженный Зачарованный лес.

На Родрика Форрестера после всех пережитых унижений падает подарок судьбы в виде маленькой, но верной армии, которая триумфально ставит Гриффа и его подручных на место и возвращает Железный Холм в руки Форрестеров. Более того, Родрик делает визит в логово врага. Застолье под прицелом арбалетов более чем напоминает о Красной свадьбе и — если игрок поведет себя неправильно — может кончиться точно так же: бойней.

У Миры в эпизоде самое короткое появление — на пиру в честь свадьбы Томмена, куда она проникает незваной и без разрешения. Здесь все построено на разговорах: подслушивать одни беседы, использовать полученную информацию в других и проявить наконец железный-из-льда характер. Линия Эшера, проникающего в Миэрин — полная противоположность: минимум слов, максимум действия. Для Эшера игра временно изображает из себя какой-то стелс-экшн, по крайней мере, внешне: в виде крепости с патрулирующими стражниками, которых Эшер и его спутники устраняют одного за другим, и во все возрастающем темпе, от спокойного начала к эпичной сцене в финале. Но для преждевременно умиротворившихся игроков запасена еще одна сцена под самый конец — с возвращением кое-кого, о ком уже и думать забыли.

Коронный момент: удар тростью в пол. Напряжение для этого триумфального момента строилось весь предыдущий эпизод — роли меняются, побежденные становятся победителями. Главное не перестараться, переквалифицировавшись из жертвы в палачи.

Episode V — A Nest of Vipers

Стихийное бедствие пришло и ушло, поиграв в поддавки и оставив за собой выпотрошенный труп приятного, но все-таки второстепенного персонажа. Однако гленморских солдат больше нет, Родрику остается рассчитывать только на собственные силы. Тайна предателя в Железном Холме раскрывается настолько просто, насколько это только можно — тут, правда, возможны варианты, зависящие от одного старого выбора игрока еще в первом эпизоде.

От Дейнерис Таргариен Эшер получает более или менее умеренную благодарность и, опционально, сундук с золотом — но ни одного воина. Впрочем, приятельница Эшера Бешка знает, где их искать: среди гладиаторов Миэрина любителей повоевать хоть отбавляй, нужно только произвести на них впечатление, выйдя на арену. В Королевской Гавани Мира заключает очередную сделку, на этот раз с Серсеей Ланнистер, но это сделка такого рода, что ее выполнить невозможно: какой умной Мира бы ни была, досиживающий последние дни в своей камере Тирион умнее, и обмануть его не удастся. Гареду, пытающемуся миром договориться с одичалой Сильви, достается немного стрельбы из лука и — появление новых врагов, против которых ни луки, ни копья не помогают, только огонь.

В финале эпизода Эшер и его удручающе маленький отряд прибывают в Вестерос — братья воссоединились, есть кому защитить Железный Холм и дать бой Уайтхиллам, все будет прекра… ах да, это же «Игра престолов».

Коронный момент: главный выбор игры. Да, он сваливается игроку на голову неожиданно и нелогично, но от него никуда не денешься. Одна из судеб заканчивается здесь и сейчас. Кто более достоин — или более способен — принять на себя ношу обоих? Так ли был неправ «предатель» — может, Железному Холму действительно нужен другой лорд? С кем труднее расстаться игроку?

Episode VI — The Ice Dragon

Первый и последний эпизод за весь сезон, который делает то, что должны были делать все остальные: внезапно люди из Telltale нарушили свои собственные правила и написали две разные сюжетные линии для двух персонажей — в зависимости от того, кто выжил и кто умер в прошлой серии. В конечном счете обоим героям приходится оборонять Железный Холм против армии Уайтхиллов, причем герои в какой-то степени меняются ролями: Родрику приходится возглавить гладиаторов и помахать мечом, а Эшеру, которого все-таки в свое время изгнали в Эссос как раз из-за отношений с Гвин Уайтхилл — устроить свое застолье с оружием трусов. В обоих случаях игрока ожидает большая битва и грустный, но дающий надежду на продолжение финал: уж больно неравны силы.

Гаред и его спутники в итоге дошли до Северной Рощи — скажем так, это место со своей магией и темными секретами слишком сильно напоминает о пещере трехглазой вороны. Загадочный «ледяной дракон», вынесенный в название эпизода, оказался просто созвездием, указывающим на север, но в самой роще волшебства более чем хватает. Детей Леса тут, правда, нет, но местные обитатели — собственный вклад Telltale в мифологию Застенья и магию крови. Местные Форрестеры, охраняющие священный лес от упырей с помощью варговства и еще кое-чего, что само от упырей мало отличается, видят в Гареде союзника и ставят перед ним финальный вопрос в этой сюжетной линии, смутно напоминающий о последнем выборе Джона Сноу: сдержать клятву, данную покойному лорду Форрестеру, или нарушить ее и идти на юг.

Дела в Королевской Гавани вообще ничем хорошим закончиться не могли: Мира Форрестер доинтриговалась до изгнания со службы у Маргери, а Ланнистеры разыскивают ее за убийство гвардейца в третьем эпизоде. Когда Мира пускается в бега, открывается настоящий виновник ее злоключений — тот самый, кто подослал убийцу и весь сезон ставил палки в колеса, и если раньше его маска вызывала хоть какую-нибудь симпатию, сейчас она сброшена. Главный выбор за сезон: послать на плаху невиновного и выйти замуж за человека, которого ненавидишь, но сохранить жизнь, или отправиться на смерть, но умереть Форрестером. Никаких шуток, жизнь и сюжетная линия Миры могут здесь оборваться так же, как Эддарда Старка в первом сезоне — даже главные герои не бессмертны.

Итог

Game of Thrones от Telltale — это плохая игра. В ней слишком мало собственно игры, выборы слишком часто оказываются фальшивыми и ни на что не влияют. Чеховские ружья не выстреливают, сюжетные линии повисают в воздухе. У Telltale есть, пожалуй, более привлекательные игры, вроде осыпанной наградами The Walking Dead или совсем свежей Tales from the Borderlands — более жизнеутверждающие, более рассудительные, не выжимающие из игрока слезу почем зря.

И, тем не менее, Game of Thrones от Telltale хороша как история и особенно как история по Мартину, пусть даже не прямо адаптация, а произведение по мотивам мартиновских книг. Если дать себя обмануть — как в театре — волшебство все-таки происходит: к персонажам, разным и несходящимся характером, прикипаешь сердцем, начинаешь переживать за происходящее на сцене. Это мрачный, серьезный, вызывающий сильные чувства рассказ, наполненный смертями и резкими сюжетными поворотами ничуть не в меньшей степени, чем книги и сериал, на которых основан.