Эволюция костюмов Дейенерис Таргариен в сериале Игра престолов

Пока сам Джордж Мартин стремится черпать вдохновение в истории, а костюмеры, работающие над фильмами в жанре фэнтези, штудируют альбомы по средневековому костюму, Мишель Клэптон вдохновляется буквально всем — от исторических костюмов совершенно разных эпох до современных вариантов вечерних платьев. Но главная опора для нее — это история самого персонажа, а значит, по костюмам можно проследить, как эволюционировали герои.

У Эмилии Кларк, сыгравшей в сериале Дейенерис Таргариен, мягкие черты лица, округлая фигура, а роста в ней всего 157 см. На девушках такого типажа не каждая одежда сидит хорошо, а камера так и норовит укоротить героиню, выставить напоказ полноту рук или второй подбородок. Задача художника по костюмам — не только придумать костюм, естественный для условий, в которых оказался персонаж, и показать эволюцию его характера, но и при всем том сделать акцент на достоинствах фигуры, скрыв ее недостатки.

Дейенерис Таргариен впервые появляется на экране в невзрачном розовом платье. Похожий фасон мы видим в гардеробе проституток Шаи и Роз, а Дейенерис, несмотря на благородное происхождение, имеет даже меньше свободы и полностью зависит от брата, сосватавшего ее за дикаря в обмен на помощь в завоевании Вестероса. На смотрины Дейенерис наряжают в полупрозрачное платье, чтобы жених смог разглядеть ее как следует. Благородное происхождение невесты выдают лишь булавки с серебряными драконами, которые не позволяют платью упасть к ногам. Цвет и воздушная фактура платья тоже неслучайны и будут повторены в свадебном наряде: художник по костюмам зацепилась за дотракийское обращение к любимой жене — «Луна моей жизни» — и попыталась воплотить эту отсылку.

Свадебное платье очень женственное, воздушное, но не прозрачное, как платье со смотрин. Похожие ткани появляются в пятом сезоне в Дорне на жертвенной Мирцелле и Элларии, когда та изображает смирение. «Свадебное платье Дени представляет собой нечто вроде обертки, которую должен размотать Дрого, а в конце первого сезона Дени восходит в нем на костер, знаменуя тем самым конец своего супружества», — объясняет Клэптон в книге «Внутри Игры престолов». Качество подарка подтверждает брошь с трехглавым драконом. Дейенерис также носит на пальце грубое потемневшее кольцо, но о нем позже.

Кхалиси — это не королева дотракийцев, а всего лишь жена кхала, однако даже в этом качестве у Дейенерис гораздо больше прав, чем было при брате. Начиная налаживать отношения с мужем, она отказывается от розового платья куртизанки и одевается по дотракийской моде: сначала это традиционный топ с юбкой из травы, шерсти и кожи, штаны и сапоги. Клэптон рассказывает: «Начинает она с будничных дотракийских нарядов. Сапоги мы переняли у афганских табунщиков: они предназначены прежде всего для верховой езды, и каблук помогает прочнее держать ногу в стремени. Для езды необходимы также и кожаные штаны, которые Дейенерис, по примеру других дотракиек, носит под юбкой. Костюмы дополняются тем, что женщины плетут из травы». Это грубая практичная одежда, почти такая же, как у ее служанок. Кхалиси учится у них одеваться, изучает дотракийские обычаи и язык.

Постепенно костюмы Дени усложняются и обрастают деталями, отсылающими к драконам. Поначалу это украшения в виде клыков дракона, затем появляются новые ткани и цвета: «На рынке в Ваэс Дотрак она покупает безрукавку из имитации драконьей кожи и приступает к созданию собственного стиля внутри дотракийского», — рассказывает Клэптон. (Кстати, эта имитация драконьей кожи присутствует и на воротнике Визериса, разница лишь в цвете.) Среди прочего в новом костюме Дейенерис появляется синий акцент. Синего пигмента в степи почти нет, поэтому дотракийцы используют его только в ритуальных целях. Мы видим синие рисунки на коже кхала Дрого на свадьбе и позднее, когда он клянется завоевать Вестерос. «В первом сезоне мы решили, что в землях дотракийцев найти натуральный синий пигмент практически невозможно, поэтому для них он имеет сакральное значение», — поясняет Клэптон.

Похожие перемены претерпевает и прическа Дейенерис. В самом начале, находясь под опекой брата, она носит распущенные локоны, но став женой кхала Дрого, начинает собирать волосы у висков в две косички, которые соединяются в распущенный хвост на затылке. В сцене, где Дейенерис в первый раз дает Визерису отпор, у нее уже четыре косички. Именно здесь она говорит брату, что он не имеет права заплетать косы, потому что не одержал ни одной победы. У выжившей после потери ребенка Дейенерис волосы почти полностью распущены, но готовясь к обряду погребения, она заплетает четыре косички, соединяющиеся на затылке в одну косу — в этой важной сцене Дейенерис становится матерью драконов и настоящей королевой в своем кхаласаре.

Прическа Дейенерис в 3-м, 4-м и 7-м сезоне
Число косичек растет по мере того, как Дейенерис принимает важные для себя решения. На фотографии косы в 3-м, 4-м и 7-м сезоне.

В пустыне она отказывается от костюма с синей юбкой, в котором потеряла ребенка, и возвращается к традиционной дотракийской одежде, дополняя ее наплечником от доспеха Джораха Мормонта; на наплечнике временами сидит дракон. Скитания по Красной Пустоши не проходят бесследно: гибнут ее люди и подаренная кхалом Дрого лошадь, косы распускаются, а костюм все больше напоминает лохмотья.

В Кварте Ирри чинит эту одежду, но Дейенерис, стоя в простом хлопковом платье, как на перепутье, предпочитает ему квартийский струящийся наряд, подаренный Ксаро, и распускает волосы, как в дни подчинения Визерису. В книгах Дейенерис тоже стремится получить помощь от квартийцев и поэтому одевается по их моде — в шелковые одежды, обнажающие одну грудь. Там же Дейенерис получает в дар «корону в виде трехглавого дракона — туловище золотое, крылья серебряные, головы из яшмы, слоновой кости и оникса». Дени запрещает Ксаро продать ее, как другие подарки, со словами: «Визерис продал корону моей матери, и его прозвали попрошайкой. Я сохраню свою — пусть меня называют королевой».

В сериале Дейенерис корону не дарят, а вместо открытой груди экзотичность квартийской моды художник по костюмам реализует узором и вышивкой с насекомыми. На женских квартийских платьях насекомых нет, квартийки сами выглядят как бабочки — и Дени лишь одна из многих. Ее платье отличается от остальных только цветом, выбранным Ксаро под стать своему костюму.

Ксаро предлагает ей брак, ведь жених и невеста по квартийским обычаям могут просить друг у друга в дар все, что пожелают; Ксаро хочет драконов, а Дейенерис — корабли, но в сериале у Ксаро ничего нет, кроме слов и амбиций. Дейенерис не доверяет Ксаро и, сменив наряд, решает просить помощи у других Тринадцати. В новом костюме есть намек на прежнее платье из-за золотого корсажа с таким же узором, какой был на поясе платья, однако под него надет верх мужского квартийского платья и дотракийская кожаная юбка, брюки и сапоги. Дейенерис все еще надеется на помощь квартийцев, но после предательства Ксаро и похищения драконов меняет золотой корсаж на кожаный полудоспех и заплетает четыре косы, соединяющиеся на затылке в хвост.

В третьем сезоне у Дейенерис всего два синих платья, которые она сочетает с украшениями, плащом и кожаным полудоспехом. Оба клыкастых ожерелья отсылают к драконам. Мы видели одно из них еще в первом сезоне, когда Дейенерис дополняла им свой дотракийский наряд. Синий походный плащ она надевает в сцене, где в Астапоре выменивает дракона на Безупречных, устраивает резню и возглавляет армию освобожденных рабов. Кожаный полудоспех появляется в самом конце сезона, когда Дейенерис освобождает Юнкай.

Общим для платьев периода освобождения от рабства является цвет, строгий укороченный по дотракийской моде фасон, V-образный вырез (характерен почти для всех платьев Дейенерис) и вышивка/сборка в виде драконьей чешуи. Клэптон объясняет: «Дейенерис впервые действует самостоятельно, не полагаясь ни на кого, и это отражается в ее стиле. Я выбрала синий цвет в качестве отсылки к кхалу Дрого и дотракийцам, для которых этот цвет имеет особое значение. Она выглядит совсем иначе, сильной, и у нее есть драконья чешуя». В христианской традиции голубой и синий цвета закреплены за Богоматерью. Возможно, это ненамеренная, но хорошо считываемая отсылка — особенно в сцене, где юнкайские рабы называют свою освободительницу матерью (Мисой).

Клэптон объясняет: «Изменения в одежде отражают статус Дейенерис как лидера, но имеют и  практический смысл. Она ведет кочевой образ жизни, передвигаясь верхом, поэтому ей нужны сапоги и штаны. Хорошо, что это придает ей более мужественный вид, но мне хотелось сохранить женственность. Мы рассматривали множество разных элементов, играли с вышивкой, чешуйчатой текстурой и рукавами, напоминающими капюшон кобры».

Дейенерис знает, что такое принадлежать кому-то, как вещь. Постепенно она проникается идеей освобождения залива Работорговцев и начинает носить ожерелье в виде ошейника. Здесь же она впервые надевает удерживаемое ошейником белое платье в греческом стиле.

Обращаясь к рабам в Миэрине и свершив правосудие над рабовладельцами после захвата города, Дейенерис носит уже знакомое синее походное платье из предыдущего сезона. Однако ее победы скоротечны: на совете она узнаёт, что Юнкай и Астапор вновь захвачены, и решает укрепиться в Миэрине, отложив возвращение в Вестерос. Символично, что в этой сцене она одета в белое платье с ошейником.

После этого Дейенерис сочетает строгий синий верх с драконьей чешуей и белые женственные плиссированные юбки. В этих платьях она принимает просителей в Великой пирамиде и берет Даарио в любовники. Обратите внимание, что, запирая драконов под пирамидой, Дейенерис носит две косы, которые лишь убирают волосы от лица, но не стянуты в хвост, как обычно.

Есть у нее и более мягкие и открытые одежды для личных покоев. Клэптон рассказывает: «В Кварте она начинает тяготеть к мужскому стилю одежды, полагая, что он придает ей силы, однако в Миэрине становится заметно сходство нарядов Миссандеи и Дейенерис. Она еще совсем молодая женщина и хочет одеваться женственно, подражая человеку, которого считает другом. Миэринские костюмы отражают также желание Дейенерис уничтожить саму идею рабства».

В пятом сезоне Дейенерис полностью отказывается от синих оттенков в одежде, отдавая предпочтение белому — сначала цвету слоновой кости, а потом ярко-белому. «Я хотела придать ее облику нечто неприкасаемое, — объясняет Клэптон. — Смысл этих цветов в том, что Дейенерис отрывается от реальности, чувствует себя сильной и бессмертной».

Каким-то образом это сочетается с постоянной готовностью к нападению, поэтому под юбкой Дейенерис продолжает носить брюки и сапоги. Как и раньше, платья имеют общие черты — рукава в виде крыльев, удерживаемые на плечах перевязью на груди, или плащ в виде крыльев.  Волосы Дейенерис собирает в шесть косичек, иногда скручивает часть волос в пучок на затылке, иногда делает из кос ободок у макушки; незаплетенные волосы завиты и аккуратно лежат на плечах по обе стороны от шеи.

К концу сезона Дейенерис идет на уступки рабовладельцам: сначала открывает бойцовые ямы, а затем соглашается на брачный союз с работорговцем. Платья, которые она носит после этого, ослепительно белые и строгие — как символ чистоты и неприятия боев насмерть, замечает Клэптон; образ дополняется большими серебряными ожерельями с драконами компании Yunus & Eliza. По стилю эти платья родом из XXI века и сильно контрастируют с одеянием гискарцев.

Однако рабовладельцам мало предложенных уступок, они решают расправиться с Дейенерис окончательно прямо на арене. От смерти ее спасает вернувшийся Дрогон. Он уносит ее в степи и отказывается лететь обратно. Дейенерис в порванном и грязном платье, с распустившимися косами идет пешком и встречает дотракийцев. С точки зрения кочевников, Дейенерис нарушила традиции, когда не присоединилась к Дош Кхалин после смерти кхала Дрого.

Первым делом вдовы из Дош Кхалин срывают с блудной кхалиси платье другой культуры (пусть оно и стало больше похожим на рубище). Вместо него Дени получает простое короткое платье из кожи. Оно сгорает, когда Дейенерис устраивает пожар на совете кхалов и выходит к дотракийцам из огня нагой неопалимой богиней. Став королевой дотракийцев, она снова заплетает шесть косичек и надевает дотракийский костюм, который не только похож на мужской, но и впервые практически не содержит светлых акцентов. Верхом на драконе и во главе армии кочевников Дейенерис возвращается в Миэрин и окончательно разбивает войска коалиции работорговцев. Здесь на ней другой дотракийский костюм, верх которого почти полностью повторяет синее платье времен завоевания залива Работорговцев, только гораздо темнее, а в нижней части костюма угадывается юбка из Красной Пустоши; на шее висит кольцо, которое Дейенерис носила с белыми платьями и которое Джорах Мормонт нашел в Дотракийском Море.

В Миэрине к Дейенерис присоединяется флот Железных островов, Дорна и Простора. Королева встречает их (по крайней мере, Яру) в черном женственном платье в римском стиле. В нем же она прощается с Даарио и Миэрином, готовясь отплыть в Вестерос, где ее предок 300 лет назад учредил герб с красным драконом на черном. Использование фамильного цвета в одежде символизирует возвращение домой, но оттенков красного в нем пока что нет.

На корабле Дейенерис надевает черное укороченное платье с рукавами в форме крыльев и с искусной вышивкой на плечах. Помимо традиционной сборки ткани в виде чешуи и стежков, здесь имеются металлические нашивки в виде настоящей драконьей брони. (Увы, впечатление от перехода к фамильным цветам Таргариенов несколько смазано, поскольку Серсея Ланнистер тоже начинает носить черное.) Вышивка этого платья впоследствии будет повторена в костюме, в котором Дейенерис впервые ступит на Драконий Камень. Правую руку Дейенерис украшает браслет Yunus & Eliza с драконами: «Она часто носит браслеты из кожи, но я хотела пойти дальше и подчеркнуть в этом браслете рост ее решимости и притязаний», — говорит Клэптон.

В Вестеросе костюмы драконьей королевы становятся строже и темнее (и не только из-за климата): больше нет глубоких вырезов и струящихся тканей, силуэт напоминают военную форму. «Идет война, и время для красивых платьев ушло. Украшения теперь не украшают, а показывают статус и намерения. Это и лежит в основе костюмов», — рассказывает Клэптон. Прическа здесь тоже гораздо сложнее, но пока что волосы по-прежнему стягиваются на затылке в хвост, и лишь в сценах на драконе Дейенерис заплетает этот хвост в косу.

В одежде королева отдает предпочтение темным цветам, однако в вышивке и аксессуарах начинает проглядывать красный — второй цвет дома Таргариенов. Эти изменения, по словам Клэптон, призваны показать, что Дейенерис берет на себя династические обязательства и готовится занять трон. «Она скиталась и блуждала в поисках чего-то, — рассказывает Клэптон. — Теперь у нее есть сила, и она имеет право на стиль своего брата с увеличенными плечами, красными оттенками и эмблемами ее дома. У него на груди был вышит дракон, а у нее — цепь с головами дракона». Эта цепь заменяет Дейенерис корону: «Она еще не королева и не имеет права носить корону, пока не получит трон. Мне понравилась идея, что она надевает все, кроме короны, чтобы подчеркнуть свой статус». Цепь украшена брошью с тремя головами драконов, которую носил Визерис и она сама в своих первых светло-серых платьях из первого сезона. Оба черно-красных костюма имитируют драконью чешую, однако самым ярким акцентом, отражающим связь с драконами, выступает чешуйчатый красный полуплащ; Визерис тоже носил свой поношенный плащ на одном плече.

«Меня расстраивает, когда люди спрашивают, почему я сразу не использовала цвета Таргариенов, красный и черный, — говорит Клэптон. — Попробую объясниться. Это история на восемь сезонов, и если бы мы еще со второго сезона одели Дени в красный и черный, то развивать ее образ было бы некуда. Мы же пытаемся играть со смыслами. Показывать в одежде, на что Дени опирается. Во втором сезоне она ни за что не стала бы искать вдохновения  в стиле своего брата, а теперь же в ее облике есть и что-то от Безупречных».

Другая деталь — это кольца. В сцене, где Дейенерис впервые ступает на землю Вестероса, на правую руку она надевает серебряное кольцо, напоминающее шипы дракона, а не левую — свое старое грубое кольцо из потемневшего золота. В закадровых видео актриса отмечала, что кольцо — это единственное, что осталось Дейенерис от матери, и символично, что она почти не расстается с ним, если не считать сцен с открытием бойцовых ям и свадьбы в Миэрине.

Официальное сочетание цветов Дейнерис использует, когда действует как претендентка на трон, но  после встречи с Джоном Сноу и по мере развития их отношений ее наряды все больше смягчаются: костюм лишается красных включений, становится светлее, а красный чешуйчатый полуплащ сменяет серо-голубой. «Между героями явно проскакивает искра, и я хотела показать это в костюмах», — объясняет Клэптон.

Последний образ седьмого сезона по цвету резко контрастирует с таргариенскими темными платьями, хотя и имеет общий силуэт и детали. Эта перемена символизирует отказ от стремления к власти ради чего-то прямо противоположного. Похожий выбор цветов и трансформацию Дейнерис уже проходила — в Миэрине. Тогда Клэптон хотела показать, что Дейнерис чувствует себя почти богиней, но сострадательной и жертвенной, ведь она отказалась от личного счастья и своих убеждений ради благополучия простых миэринцев.  Сейчас же вопреки совету своего десницы, она снова бескорыстно идет на огромный риск ради любви. «Создавая белую шубу, я хотела создать мощный образ, как она спускается к героям с небес, подобно ангелу-спасителю», — говорит Мишель Клэптон.

Зимний костюм Дейнерис

При создании образа Клэптон нарочно отказалась от традиционных фасонов шуб, ведь низкорослая Эмилия Кларк в них бы потерялась. Вместо этого художник по костюмам сконструировала шубу подобно корсету, причем силуэтом она почти полностью повторяет остальные платья и пальто героини вестеросского периода. Необычный крой дополняется необычной текстурой и задней темной вставкой, которая по задумке Клэптон должна напоминать  хребет дракона. Мех для костюма использовали искусственный, но зрители не удержались от шуток, что в дело пошла шкура позабытого лютоволка Призрака. По словам Клэптон, на создание шубы по концепт-рисунку потребовались месяцы кропотливой работы, а результат она считает одним из самых любимых из созданных ею костюмов для «Игры престолов».

Подборка костюмов будет неполной без последнего образа Дейенерис. Интенсивно эксплуатируемый в первых сезонах, он постепенно сошел на нет, но ничто не забыто:

Комментарии (23)

Наверх

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: