Оригинальный обзор костюмов Дейенерис вышел на сайте 10 июля 2018 г. Обновлен 4 июня 2019 г. по мотивам заключительного сезона, 15 апреля 2021 г. еще раз расширен по мотивам чтения книги Мишель Клэптон о костюмах сериала.

Пока сам Джордж Мартин стремится черпать вдохновение в истории, а костюмеры, работающие над фильмами в жанре фэнтези, штудируют альбомы по средневековому костюму, художник по костюмам «Игры престолов» Мишель Клэптон вдохновляется буквально всем — от исторических костюмов совершенно разных эпох до современных вариантов вечерних платьев. Но главная опора для нее — это история самого персонажа. В этом материале изучим этот подход на примере одной из самых ярких героинь истории.

Сюжетная линия Дейенерис Таргариен ближе всего к клишированному образу избранной, королевы-воительницы и драконьей всадницы, однако будто бы в насмешку над этим создатели сериала выбрали совершенно неожиданную актрису — миловидную, невысокую и округлую Эмилию Кларк. Подобные контрасты и в выборе актеров, и в сюжетной линии героини — настоящий вызов для художника по костюмам: «Она прошла головокружительное превращение из бессильного изгоя в грозного тирана, и было очень важно показать каждый этап этого превращения в костюмах, — рассказывает Мишель Клэптон в своей книге. — Я хотела, чтобы ее костюмы менялись под влиянием встреченных ею культур. Мне казалось, что, находясь в поисках себя, она должна перенимать элементы этих культур и тем самым создавать свой стиль».

В самом начале своего пути Дейенерис Таргариен предстает перед зрителем в невзрачном розовом платье. Похожий фасон мы видим в гардеробе проституток Шаи и Роз, а Дейенерис, несмотря на благородное происхождение, имеет даже меньше свободы и полностью зависит от брата, сосватавшего ее за дикаря в обмен на помощь в завоевании Вестероса. «Первое облачение Дейенерис основано на платьях, которые в Королевской Гавани носят и торговки, и служанки, и проститутки. В зависимости от социального статуса платье может быть пошито из шелка или хлопка, по-разному задрапировано. Мне кажется, что Визерис заказал сестре платье, полагаясь на свои воспоминания о времени, когда жил в столице», — объясняет Клэптон. Из украшений девушка носит лишь грубое потемневшее кольцо, но о нем позже.

На смотрины принцессу наряжают в полупрозрачное платье, чтобы жених смог разглядеть ее как следует. Несмотря на дорогую ткань, королевскую кровь невесты выдают лишь массивные булавки с серебряными драконами. У последних Таргариенов ничего нет, поэтому выбравший это платье Иллирио Мопатис делает ставку на экзотичную красоту Дейенерис и ее формальную связь с драконами — или точнее на похоть Дрого и его тщеславие. Цвет и воздушная фактура платья тоже неслучайны и будут повторены в свадебном наряде: художник по костюмам зацепилась за дотракийское обращение к любимой жене — «Луна моей жизни» — и попыталась воплотить эту отсылку. Здесь вообще не лишним будет заметить, что сваты, возможно, недооценивают символическую привлекательность принцессы для кхала: во-первых, серебряные волосы и светлая кожа Дейенерис связывают ее с одним из двух небесных божеств дотракийцев, тем самым и сам Дрого возвышается над прочими кхалами подобно солнцу; во-вторых, связь с могучими драконами, скелеты которых дотракийцы могли видеть, например, в Красных пустошах, тоже не пустой звук для народа, воспевающего силу.

Брошь с драконами (реплика, которую продавали в HBO)

Свадебное платье очень женственное, воздушное, но не прозрачное, как платье со смотрин. Похожие ткани появляются в пятом сезоне в Дорне на жертвенной Мирцелле и фальшиво смиренной Элларии. «Свадебное платье Дейенерис представляет собой нечто вроде обертки, которую должен размотать Дрого, а в конце первого сезона Дени восходит в нем на костер, знаменуя тем самым конец своего супружества», — объясняет Клэптон в книге «Внутри Игры престолов». И снова качество подарка подтверждает брошь с трехглавым драконом Таргариенов.

Кхалиси — это не королева дотракийцев, а всего лишь жена кхала, однако даже в этом качестве у Дейенерис гораздо больше прав, чем было при брате. Начиная налаживать отношения с мужем, она отказывается от розового платья куртизанки и одевается по дотракийской моде: сначала это традиционный топ с юбкой из травы, шерсти и кожи мелких животных, штаны и сапоги, образы которых Клэптон почерпнула из национальных костюмов африканских, индейских и современных кочевых племен: «Начинает она с будничных дотракийских нарядов. Сапоги мы переняли у афганских табунщиков: они предназначены прежде всего для верховой езды, каблук помогает прочнее держать ногу в стремени. Для езды необходимы также кожаные штаны, которые Дейенерис, по примеру других дотракиек, носит под юбкой. Костюмы дополняются тем, что женщины плетут из травы». Это грубая практичная одежда, почти такая же, как у ее служанок. Кхалиси учится у них одеваться, изучает дотракийские обычаи и язык.

Детали украшений дотракийских костюмов Дейенерис

Постепенно костюмы Дени усложняются и обрастают деталями, отсылающими к драконам. Поначалу это украшения в виде когтей дракона, затем появляются новые ткани и цвета: «На рынке в Ваэс Дотрак она покупает безрукавку из имитации драконьей кожи и внутри дотракийского стиля приступает к созданию своего собственного», — рассказывает Клэптон. (Кстати, эта имитация драконьей кожи в другом цвете присутствует и на воротнике Визериса.) Среди прочего в новом костюме Дейенерис появляется синий акцент. Синего пигмента в степи почти нет, поэтому дотракийцы используют его только в ритуальных целях. Мы видим синие рисунки на коже кхала Дрого на свадьбе и позднее, когда он клянется завоевать Вестерос. «В первом сезоне мы решили, что в землях дотракийцев найти натуральный синий пигмент практически невозможно, поэтому для них он имеет сакральное значение», — поясняет Клэптон.

Похожие перемены претерпевает и прическа героини. В самом начале, находясь под опекой брата, она носит распущенные локоны, но став женой кхала Дрого, начинает собирать волосы у висков в две косички, которые соединяются в распущенный хвост на затылке. В сцене, где Дейенерис впервые дает Визерису отпор, у нее уже четыре косички. Именно здесь она говорит брату, что он не имеет права заплетать косы по-дотракийски, потому что не одержал ни одной победы. У выжившей после потери ребенка Дейенерис волосы почти полностью распущены, но готовясь к обряду погребения, она заплетает четыре косички, соединяющиеся на затылке в одну косу — в этой важной сцене Дейенерис становится матерью драконов и настоящей королевой в своем кхаласаре.

Число косичек растет по мере того, как Дейенерис принимает важные для себя решения. На фотографии косы в 3-м, 4-м, 7-м и 8-м сезоне.
На фотографии косы в 3-м, 4-м, 7-м и 8-м сезоне. В целом, от сезона к сезону прослеживается тенденция к усложнению переплетения косичек, однако четкого правила, по которому количество косичек пропорционально ее победам, конечно, нет. А вот распущенные волосы почти всегда сигнализируют о слабого положения героини.

По обычаям дотракийцев вдова кхала должна проследовать в Ваэс Дотрак и доживать свои дни в обществе других вдов. Дейенерис отказывается от этого пути и становится суверенной кхалиси над горсткой людей, которые остались с ней. В пустыне она отказывается от костюма с синим передником и чешуйчатым верхом, в котором потеряла ребенка, и возвращается к традиционной дотракийской одежде, дополняя ее наплечником от доспеха Джораха Мормонта; на наплечнике временами сидит дракон. Скитания по Красной Пустоши не проходят бесследно: гибнут ее люди и подаренная кхалом Дрого лошадь, косы распускаются, а костюм все больше напоминает лохмотья.

В Кварте Ирри чинит эту одежду, но Дейенерис, стоя в простом хлопковом платье, как на перепутье, предпочитает ему подаренный Ксаро квартийский струящийся наряд и распускает волосы, как в безвольные дни жизни под опекой брата; теперь ее опекает Ксаро. В книгах Дейенерис тоже стремится получить помощь от квартийцев и поэтому одевается по их моде — в шелковые одежды, обнажающие одну грудь. Мишель Клэптон действительно разработала такую версию платья, но результат показался ей «непрактичным и отвлекающим». Там же, согласно книгам, Дейенерис получает в дар «корону в виде трехглавого дракона — туловище золотое, крылья серебряные, головы из яшмы, слоновой кости и оникса». Дени запрещает Ксаро продать ее, как другие подарки, со словами: «Визерис продал корону моей матери, и его прозвали попрошайкой. Я сохраню свою — пусть меня называют королевой».

В сериале квартийцы не дарят гостье корону, а вместо открытой груди экзотичность местной моды художник по костюмам реализует вышивкой с насекомыми, золотым узором по ткани и повтором этого узора в ажурных аксессуарах. На женских квартийских платьях насекомых нет, квартийки сами выглядят как бабочки — и Дени лишь одна из многих. Ее платье из плиссированного шелка отличается от остальных только цветом, выбранным Ксаро под стать своему костюму. Платье крепится на поясе позолоченным ажурным поясом и удерживается на плечах вместе с крылатым плащом такими же позолоченными пластинами. Образ завершают непрактичные туфли в виде платформы, подвязанной к ступням тряпичными лентами.

Дейенерис в Кварте

Ксаро предлагает Дейенерис брак, ведь жених и невеста по квартийским обычаям могут просить друг у друга в дар все, что пожелают; Ксаро хочет драконов, а Дейенерис — корабли, но в сериале у Ксаро ничего нет. Дейенерис подозревает обман и, возвращая субъектность сменив наряд, решает просить помощи у других Тринадцати. В новом костюме есть намек на прежнее платье из-за золотого корсажа с таким же узором, какой был на поясе платья, однако под него надет верх мужского квартийского облачения и дотракийская кожаная юбка, брюки и сапоги. Дейенерис все еще надеется на помощь квартийцев, но после предательства Ксаро и похищения драконов меняет золотой корсаж на кожаный полудоспех, отделывает юбку чешуей и заплетает четыре косы, соединяющиеся на затылке в хвост. «Я хотела показать, как она экспериментирует со стилем, чтобы выглядеть авторитетнее и, наконец, одевается как правитель, — отмечает Клэптон в своей книге. — Что касается Кварта, этого оживленного города, раскинувшегося посреди пустыни, подобно миражу, то в костюмах я хотела показать его лживость и разложение». (В одном из ранних набросков этого костюма Дейенерис Клэптон рассматривала вариант полупрозрачной юбки со штанами и вышивкой с драконом и птицей; птица у Клэптон — универсальный образ ограничений; см., например, костюмы Серсеи.)

Несмотря на успех в Кварте, у Дейенерис все еще не хватает людей, чтобы вернуться в Вестерос и выжить. По совету Джораха Мормонта она отправляется в Залив Работорговцев за Безупречными — войском рабов-кастратов, обученных военному ремеслу. Общим для платьев периода борьбы за отмену рабовладения является синий цвет, строгий укороченный по дотракийской моде фасон, V-образный вырез и вышивка/сборка в виде драконьей чешуи. Платья Дейенерис сочетает с украшениями, походным плащом и кожаным полудоспехом. В целом, этот образ является развитием квартийского наряда. Клэптон объясняет: «Дейенерис впервые действует самостоятельно, не полагаясь ни на кого, и это отражается в ее стиле. Я выбрала синий цвет в качестве отсылки к кхалу Дрого и дотракийцам, для которых этот цвет имеет особое значение. Теперь она выглядит совсем иначе, сильной, и у нее есть драконья чешуя». В сцене, где юнкайские рабы называют свою освободительницу матерью (Мисой), возникает еще одна, возможно, ненамеренная, но хорошо считываемая отсылка к изображениям Богоматери во времена Византийской империи и в эпоху Возрождения: ее тоже изображали в синем, часто в плаще.

Дейенерис с Дрогоном

«Изменения в одежде отражают статус Дейенерис как лидера, но имеют и практический смысл, — отмечает Клэптон. — Она ведет кочевой образ жизни, передвигаясь верхом, поэтому ей нужны сапоги и штаны. Хорошо, что это придает ей более мужественный вид, но мне хотелось сохранить женственность. Мы рассматривали множество разных элементов, играли с вышивкой, чешуйчатой текстурой и плечами, напоминающими капюшон кобры».

Вообще декор тканей, превращающих Дейенерис в живое воплощение дракона, отличает ее от знатных дам по ту сторону Узкого Моря: вспомним, например, что туалеты  Серсеи украшены вышитыми львами, а не гривой или когтями. Аналогично и украшения: два когтистых ожерелья не изображают драконов, а являются его частями. Мы видели одно из ожерелий еще в первом сезоне, когда Дейенерис дополняла им свой дотракийский наряд: «В нем нет застежки, оно держится за счет противовеса, и мне нравится эта шаткость, будто ожерелье может съехать вниз в любой момент», — пишет Клэптон.

Украшения первых трех сезонов
Грубые украшения первых трех сезонов: коготь, кольцо матери и браслет

Дейенерис знает, что такое принадлежать кому-то, как вещь. Постепенно она проникается идеей освобождения залива Работорговцев и начинает носить ожерелье в виде ошейника. В Юнкае она впервые надевает удерживаемое ошейником белое платье в греческом стиле: «Этим нарядом я хотела показать ее единство с рабами», — отмечает Клэптон в своей книге. Посмотрите сами на костюмные переклички с рабыней Миссандеей и полное несовпадение с рабовладельцами с их яркими облачениями, декорированными кольцами:

Обращаясь к рабам в Миэрине и свершив правосудие над рабовладельцами после захвата города, Дейенерис носит уже знакомое синее походное платье из предыдущего сезона. Однако ее победы скоротечны: узнав о возвращении Юнкая и Астапора под власть рабовладельцев, она решает отложить вторжение в Вестерос и укрепиться в Миэрине; символично, что в этой сцене она одета в белое платье с ошейником. После этого Дейенерис сочетает строгий синий верх с драконьей чешуей и белые женственные плиссированные юбки. В этих платьях она принимает просителей в Великой пирамиде и берет Даарио в любовники.

«Поселившись в Великой пирамиде, Дейенерис впервые со времен Пентоса обретает подобие дома», — объясняет Клэптон появление более мягких и открытых одежд для личных покоев. Одно из последних платьев этого периода показывают после того, как Дейенерис делит ложе с Даарио. «Я хотела, чтобы без памяти влюбленный в нее Джорах Мормонт при виде этого платья сразу понял, что Дейенерис была с другим мужчиной. С нарядом пришлось попотеть, потому что с таким количеством ткани создать строгий силуэт очень сложно, — смеется Клэптон. — Платье также является поворотной точкой в гардеробе героини в смысле цвета — больше в синем мы её не увидим».

«Если в Кварте Дейенерис тяготеет к мужскому стилю одежды, полагая, что он придает ей силы, то в Миэрине становится заметно сходство с гардеробом Миссандеи. Она еще совсем молодая женщина и хочет одеваться женственно, подражая человеку, которого считает другом», — рассказывает Клэптон. «Стиль Дейенерис и Миссандеи смешивается, они носят платья сходного силуэта, что усиливает их связь. К платью с воротником-петлей я подобрала металлический пояс и ожерелье. Мне нравится контраст между мягкой струящейся тканью и жесткими аксессуарами, отражающими идею, что у героини стальной характер», — описывает художница голубой костюм Миссандеи, но это справедливо и для ее королевы.

Утратив контроль над своими драконами, Дейенерис полностью отказывается от синих оттенков в одежде и одевается в белое, сначала в цвет слоновой кости, а потом — в ослепительно белый. «Я хотела придать ее облику нечто неприкасаемое, — объясняет Клэптон. — Смысл этих цветов в том, что Дейенерис отрывается от реальности, чувствует себя великой и бессмертной». На деле же ее попытки примирить рабов и их хозяев терпят неудачу: рабовладельцы начинают террор, а рабы жаждут мести.

«Город охвачен хаосом, но скрывшись в своей пирамиде, она отделена от грозящих ее правлению беспорядков». И хотя наряды по-прежнему женственные, напряженность и готовность к нападению читается в том, что вместо непрактичных туфель она начинает носить под платьем брюки и сапоги. Как и раньше, платья нового периода имеют общие черты — рукава в виде крыльев, удерживаемые на плечах перевязью на груди, или плащ в виде крыльев.

К концу сезона Дейенерис отказывается от применения силы и идет на уступки рабовладельцам: сначала открывает бойцовые ямы, а затем соглашается на брачный союз с бывшим работорговцем из умеренных. Платья, которые она носит после этого, по стилю похожи на современные, ослепительно белые и строгие — это не только символ чистоты и жертвенности, но и противопоставление себя тому, что твориться на арене, замечает Клэптон; образ дополняется большими серебряными ожерельями с драконами компании Yunus & Eliza.

Однако Дейенерис для рабовладельцев остается идейным врагом, и они решают расправиться с ней окончательно прямо на арене. От смерти королеву спасает вернувшийся Дрогон. Он уносит ее в степи и отказывается лететь обратно. Дейенерис в порванном и грязном платье, с распустившимися косами идет пешком и встречает дотракийцев.

С точки зрения кочевников, Дейенерис нарушила правила, когда после смерти кхала Дрого не присоединилась к вдовам Дош Кхалин. Теперь совет кхалов должен решить, имеет ли она право на защиту среди вдов или отступницу можно использовать по-другому. В Дош Кхалин с блудной кхалиси срывают то, что осталось от платья другой культуры, забирают серебряное ожерелье в виде дракона. Бывшие кхалиси носят простые кожаные платья без штанов и сапог, потому что вдовы живут оседло и не ездят верхом, но все-таки украшают себя ожерельями и браслетами, которые плетут сами из подручных материалов. Предполагается, что и новенькая со временем сделает нечто подобное, но Дейенерис устраивает пожар на совете кхалов и выходит к дотракийцам из огня нагой неопалимой богиней. (Любопытно, что обнажение выступает для героини одновременно и как привычный для женщины символ овеществления, бесправия и унижения в начале ее истории, и как полная противоположность этого — как символ избранности.)

Возглавив дотракийцев, Дейенерис одевается как подобает кхалиси и снова заплетает шесть косичек. Ее костюм стал не только более мужественным, но и впервые практически не содержит ни светлых акцентов, ни даже намека на сакральный синий цвет дотракицев. «Дейенерис демонстрирует расчетливость и мстительность к тем, кто выступает против нее, поэтому ее костюм становится темнее, отражая нарастающую в ней тьму», — подчеркивает Клэптон в своей книге (хотя, кажется, что уже постфактум). Верхом на драконе и во главе армии кочевников королева возвращается в Миэрин и окончательно разбивает войска работорговцев. Здесь на ней другой дотракийский костюм, верх которого почти полностью повторяет синее платье времен завоевания залива Работорговцев, только гораздо темнее, а в нижней части угадывается юбка из Красной Пустоши; на шее висит кольцо, которое Дейенерис носила с белыми платьями и которое Джорах Мормонт нашел в Дотракийском Море.

В Миэрине к Дейенерис присоединяется флот Железных островов, Дорна и Простора. Королева встречает их (по крайней мере, Яру) в черном женственном платье в римском стиле. В нем же она прощается с Даарио и Миэрином, готовясь отплыть в Вестерос, где ее предок 300 лет назад учредил герб с красным драконом на черном. Использование фамильного цвета в одежде символизирует возвращение домой, но оттенков красного в нем пока нет.

На корабле Дейенерис надевает черное укороченное платье с рукавами в форме крыльев и с искусной вышивкой на плечах. «Фасоном оно очень похоже на платье из бойцовых ям, но демонстрирует больше силы», — рассказывает художник по костюмам. Помимо традиционной сборки ткани в виде чешуи и стежков, здесь имеются металлические нашивки в виде настоящей драконьей брони. (Увы, впечатление от перехода к фамильным цветам Таргариенов несколько смазано, поскольку Серсея Ланнистер тоже начинает носить черное.) Вышивка этого платья впоследствии будет повторена в костюме, в котором Дейенерис впервые ступит на Драконий Камень. Правую руку Дейенерис украшает браслет Yunus & Eliza с драконами: «Она часто носит браслеты из кожи, но я хотела пойти дальше и подчеркнуть в этом браслете рост ее решимости и притязаний», — говорит Клэптон.

В Вестеросе костюмы драконьей королевы становятся строже и темнее — и не только из-за климата: больше нет непрактичной обуви, глубоких вырезов и струящихся тканей, силуэт напоминают военную форму. «Идет война, и время для красивых платьев ушло. Стоя во главе огромной армии Безупречных и дотракийцев, ей нужно выглядеть военачальником. Украшения теперь не украшают, а показывают статус и намерения. Вот, что лежит в основе этих костюмов», — объясняет Клэптон в интервью и в своей книге.

Двуногий герб Таргариенов
Двуногий герб Таргариенов

В одежде королева отдает предпочтение темным цветам, однако в вышивке и аксессуарах начинает проглядывать красный — второй цвет дома Таргариенов. Эти изменения, по словам Клэптон, призваны показать, что Дейенерис берет на себя династические обязательства и готовится занять трон. «Она скиталась и блуждала в поисках чего-то, — рассказывает Клэптон. — Теперь у нее есть сила, и она имеет право на стиль своего брата с увеличенными плечами, красными акцентами и эмблемами ее дома».

«Размышляя над костюмами династии Таргариенов, я начала с Визериса, — вспоминает Клэптон в своей книге. — В его образе, вдохновленным красным драконом на черном поле, я хотела подчеркнуть королевское происхождение, свирепость, жесткость и жажду власти… Гардероб Визериса должен был возвещать миру о том, что его обладателю полагается выказывать уважение, должен был придавать ему величественность, потому что драконов-то у него не было. Поэтому я выбрала строгий милитаристский силуэт и ткани темно-красных тонов с текстурой, напоминающей драконью чешую. Образ Визериса представляет собой еще и набросок того, как позднее будет выглядеть сама Дейенерис, когда спустя годы путешествий по Эссосу станет достаточно сильной для завоевания Вестероса».

Костюмы Визериса, конечно, выглядят поношенными по сравнению с аккуратно подогнанными по фигуре облачениями Дейенерис, но ключевое отличие, кажется, связано с тем, что в отличие от сестры Визерис украшается образами драконами, а не воплощает их в декоре одежды.

Вместо короны Дейенерис носит цепь с драконами: «Она еще не королева и не имеет права носить корону, пока не получит трон. Мне понравилась идея, что она надевает все, кроме короны, чтобы подчеркнуть свой статус». Цепь украшена брошью с тремя головами драконов, похожая на ту, что она и ее брат носили в своих первых сценах. Более простое исполнение — булавка с тремя драконами, иногда Дейенерис украшает волосы еще и похожей стальной шпилькой. Отделка обоих черно-красных костюмов имитирует драконью чешую, однако самым ярким акцентом, отражающим связь с драконами, выступает чешуйчатый красный полуплащ; Визерис тоже носил свой поношенный плащ на одном плече.

«Меня расстраивает, когда люди спрашивают, почему я сразу не использовала цвета Таргариенов, красный и черный, — говорит Клэптон. — Попробую объяснить. Это история на восемь сезонов, и если бы мы еще со второго сезона одели Дени в красный и черный, то развивать ее образ было бы некуда. Мы же пытаемся играть со смыслами. Показывать в одежде, на что героиня опирается. Во втором сезоне она ни за что не стала бы искать вдохновения  в стиле своего брата, а теперь в ее облике есть что-то и от Безупречных».

Другая деталь — это кольца. В сцене, где Дейенерис впервые ступает на землю Вестероса, на правую руку она надевает серебряное кольцо, напоминающее шипы дракона, а не левую — свое старое грубое кольцо из потемневшего золота. В закадровых видео актриса отмечала, что это кольцо — единственное, что осталось Дейенерис от матери, и символично, что она почти не расстается с ним (если не считать сцен с открытием бойцовых ям, свадьбы в Миэрине и последних сцен героини).

Официальное сочетание цветов Дейенерис использует, когда действует как претендентка на трон, но после встречи с Джоном Сноу и по мере развития их отношений ее наряды все больше смягчаются: костюм лишается красных включений, становится светлее, а красный чешуйчатый полуплащ сменяет серо-голубой — в духе цветов Старков. «Между героями явно проскакивает искра, и я хотела показать это в костюмах», — объясняет Клэптон.

Последний образ седьмого сезона по цвету резко контрастирует с таргариенскими темными платьями, хотя и имеет общий силуэт и детали. Эта перемена символизирует отказ от стремления к власти ради чего-то прямо противоположного. Похожий выбор цветов и трансформацию Дейенерис уже проходила — в Миэрине. Тогда Клэптон хотела показать, что Дейенерис чувствует себя почти богиней, но сострадательной и жертвенной, ведь она отказалась от личного счастья и своих убеждений ради благополучия простых миэринцев.  Сейчас же вопреки совету своего десницы, она снова бескорыстно идет на огромный риск, но в этот раз ради любви. «Работая над белой шубой, я хотела создать мощный образ, как Дейенерис спускается к героям с небес, подобно ангелу-спасителю», — говорит Мишель Клэптон, но в другой раз отмечает: «Я выбрала белый как символ нравственной чистоты, ведь здесь она действует бескорыстно, хотя в форме и узоре наплечников проглядывает едва различимый мотив доспехов Белых Ходоков, что дает понять — Дейенерис может быть столь же неумолимой и ужасающей, как Король Ночи».

Зимний костюм Дейенерис

При создании белого образа Клэптон нарочно отказалась от традиционных фасонов шуб, ведь низкорослая Эмилия Кларк в них бы потерялась. Вместо этого шубу сконструировали подобно корсету, сохраняя общий стиль остальных нарядов героини вестеросского периода. Необычный крой дополняется необычной текстурой и задней темной вставкой, которая, по задумке Клэптон, должна напоминать  хребет дракона. Мех для костюма использовали искусственный, но зрители не удержались от шуток, что в дело пошла шкура позабытого лютоволка Призрака. По словам Клэптон, на создание шубы по концепт-рисунку потребовались месяцы кропотливой работы, а из всех созданных ею костюмов для «Игры престолов» этот образ в числе любимых.

Детали обновленной шубы

В Винтерфелл Дейенерис прибывает, с одной стороны, как спасительница, а с другой — как королева, что находит отражение и в ее гардеробе. Проблески кровавого в некогда черно-белой шубе по мнению Клэптон должны насторожить зрителя, являясь предвестниками той крови, которую героиня готова пролить за трон. Вкрапления красного меха поддерживаются красными аксессуарами — перчатками, шарфом и лентой, повязанной сбоку у пояса на серебряной цепочке. Плечи нового образа украшают металлические чешуйки и белая асимметричная меховая накидка, которая визуально объединяет королеву и Джона с его массивным меховым плащом. Сразу после уничтожения Короля Ночи Дейенерис отказывается от шубы, и причина не только в том, что спасение человечества свершилось: в ночь битвы королева узнаёт, что тот, ради кого она потеряла дракона и жертвует своими людьми, имеет больше прав на ее Железный трон и стыдится любви к ней.

В помещениях носить шубу непрактично, поэтому в покоях Винтерфелла Дейенерис носит светло-серое пальто похожего силуэта. Как и шуба, пальто содержит красные акценты из меха и чешуи на рукавах и на груди. Грудной элемент в виде перекрещенных спереди и затянутых сзади кожно-меховых лент для Дейенерис нехарактерен, зато подобные перекрещенные жесткие конструкции связывают ее с Миссандеей. (Кстати, этот костюм — доработанный ранний набросок наряда, который впоследствии превратился в шубу для спасения из-за Стены; в нем Клэптон использовала яркий контраст белого и черного.)

На юг Дейенерис отправляется в похожем, но более практичном пальто. Здесь нет наплечников и кожаной брони на груди, но узор из меховых полосок, повторяя узор шубы, покрывает всю поверхность кожи, а сзади на юбке имеется разрез, облегчающий посадку на дракона. Королева сочетает пальто с красным шарфом и серебряной цепью, заменяющей ей корону. Это последний светлый образ героини.

На пир в честь победы над Королем Ночи Дейенерис одевается по обычаю Семи Королевств в цвета своего дома. Ее вклад в победу под Винтерфеллом огромен, однако она не носит драконью цепь, да и само платье неброское: точно такое же она надевала на Драконьем Камне, когда обсуждала с Тирионом вопросы престолонаследия, только в новом варианте доминирует красный, а не черный. Стремясь выглядеть своей среди вестеросцев, королева отослала от себя Серого Червя, даже Миссандею и оказалась одна — Джон сторонится ее с тех самых пор, как узнал о своем происхождении. Если он и станет королем, надеется Дейенерис, то лишь как ее супруг и принц-консорт. Джон же не может игнорировать табуированных предписаний культуры, в которой вырос. Не хочет он отрекаться и от своего вновь обретенного имени, что могло бы сохранить статус-кво и исключить возможность интриг против королевы.

Поиски финального образа Дейенерис Таргариен. Отказ от этого концепта придает образам Дейенерис целостность и отличает ее от остальных героинь: пока Серсея, Санса, Кейтилин и другие персонажи помещали на одежду зверей со своих гербов, Матерь Драконов предпочитала украшения в виде чешуи и как бы сама становилась воплощением своего герба.
Поиски финального образа Дейенерис Таргариен. Отказ от этого концепта придает образам Дейенерис целостность и отличает ее от остальных героинь: пока Серсея, Санса, Кейтилин и другие персонажи помещали на одежду зверей со своих гербов, Матерь Драконов предпочитала украшения в виде чешуи и как бы сама становилась воплощением своего герба.

Потеря ближайших друзей и еще одного дракона, переменчивость сподвижников, одиночество и чувство беспомощности способствуют дальнейшему ожесточению Дейенерис. Запершись на Драконьем Камне и ожидая прибытия основных войск,  она пересматривает свои идеалы и, подобно отцу, всюду подозревает измену. Косы ее расплетаются, а вместо аккуратных, плотных и структурированных платьев появляется простой черный халат. Возвращение Джона дает надежду: если он примет свое наследие, то вместе они преодолеют раскол, а милосердие и любовь снова обретут для нее смысл. Отвергнутая же, она окончательно принимает свою судьбу и обретает смысл жизни в девизе своего дома — пламени и крови.

«В Вестеросе Дейенерис носит платья все более и более агрессивных силуэтов, все сильнее сближаясь с Визерисом, — пишет Клэптон в своей книге. — Мне хотелось показать постепенную трансформацию ее образа, как если бы ее неосознанно тянуло к стилю брата, пока в самом конце она, наконец, не принимает этот стиль окончательно». Даже последнюю память о матери королева отставляет и берет новое серебряное кольцо Yunus & Eliza в виде языков пламени.

Финальный образ Дейенерис, казалось бы, использует знакомые элементы — здесь снова расширенные плечи, сочетание красного и черного, элементы драконьей чешуи на плечах, вплетенные в рукава ленты, полуплащ и шарф, — но есть в новом образе и нечто пугающее. Подобно тому, как Эмилия Кларк вдохновлялась выступлениями Гитлера, а концептуальные художники — историческими фотографиями с военных парадов, Мишель Клэптон использовала кожу, что в сочетании со строгим силуэтом связывает завершающий королевский костюм с военной формой того периода, а будто бы вымазанный в крови подол не оставляет сомнений в оценке действий Дейенерис — из матери угнетенных и спасительницы народов она стала диктатором и кровавым тираном.

Последний милитаристкий костюм Дейенерис

В сериале Дейенерис так и не получила корону, однако Мишель Клэптон придумала ее для ювелирного дома Фаберже: «Я использовала образ драконов, крылья которых будто защищают рубин, олицетворяющий Дейенерис и ее стремление к власти». Это довольно массивная корона напоминает скорее земные императорские короны, чем простые венцы и тиары остальных вестеросских монархов. Корона состоит из инкрустированного алмазами венца с трехглавым серебряным драконом с чернеными крыльями. Венчает корону напоминающий символ Азор Ахая рубин в форме сердца в языках желтого пламени. Действительно, почитатели Владыки Света в Эссосе считали Дейенерис возрожденным Азор Ахаем, хотя в дальнейшем эту тему в сериале так и не развили.

Корона Дейенерис и как она могла бы сидеть на героине

После завершения «Игры престолов» в HBO заказали сериал-наследник. Новый художник по костюмам Яни Темиме разработает гардероб венценосных предков Дейенерис для «Дома драконов», и нет никаких сомнений, что она постарается учесть путь, который последняя из драконовластных правительниц династии прошла вместе с Мишель Клэптон.

Другие материалы по теме:

Фотографии Helen Sloan, HBO; отдельные фотографии с выставок костюмов lisadashy, IdaV; рисунки и концепты Michele Clapton.