В «Игре престолов», как, наверное, и в реальной жизни, гардеробы женских персонажей куда богаче гардероба мужских. Например, костюмы Джона Сноу по сравнению с нарядами Дейенерис Таргариен или Серсеи Ланнистер выглядит бедно и однообразно, а между тем самому персонажу выделено больше всех экранного времени. Возможно, причина заключается в том, что до «Игры престолов» у художника по костюмам сериала Мишель Клэптон не было опыта создания доспехов, а может быть, даже в этом однообразии есть смысл и скрытые символы?

За образец северного стиля Мишель Клэптон, художник по костюмам «Игры престолов», взяла средневековую Северную Европу; она исходила из того, что Север Вестероса живет обособлено, торговля с другими регионами здесь развита слабо, поэтому северяне одеваются в то, что произвели сами — шерсть, кожу и меха. Северяне почти не носят металлические латы, поскольку по мнению Кэптон в холодном климате они были бы не практичны. Вместо этого большинство северян используют кольчугу или вареную кожу. Например, в основе доспехов Старков лежит английский пластинчатый доспех и бахтерец русских ратников в сочетании с японскими короткими мужскими юбками.

Вопреки обычаям, бастард Джон Сноу воспитывался в Винтерфелле на равных со своими братьями и сестрами. «Джон Сноу бастард и поэтому выглядит не так роскошно, как его братья и сестры», — отмечает Мишель Клэптон, однако разница эта очень небольшая: мы видим, что в открывающей сцене Джон носит шерстяной дублет, а Робб — кожаный,  но легко заметить, что шерстяной дублет Джона не единственный в его гардеробе, и во многом братья (кузены) одеваются одинаково. (Забегая вперед: похожие дублеты носят не только Старки, но даже те персонажи, которые не являются северянами; сравните, например, дублет Бриенны и Робба.)

Оба юноши носят плащи, украшенные волчьими шкурами, и контрастный плащ Джона смотрится даже наряднее. В Средневековой Европе шкуры и меха были одним из основных материалов для одежды. Использование меха различными слоями общества определялось доступностью зверя. Шкуры домашних животных могли носить даже крестьяне, а вот горностай или соболь был доступен только царственным особам.  Волчий мех, который носят взрослые Старки, ценным не считался, ведь волков было много, но для владетелей Винтерфелла этот мех имеет тотемное значение, поскольку зверь изображен на их гербе. Мех практически исчезнувшего в Вестеросе лютоволка — другое дело, неслучайно Нед Старк ожидал, что Серсея Ланнистер попытается сделать шубу из мертвой лютоволчицы Леди.

В Черном замке Джон ходит в том же кожаном дублете и плаще, что и в Винтерфелле, переодеваясь только во время учебных боев. Мишель Клэптон объясняет: «Рекрутам мы решили оставить одежду, в которой они прибывают, — черное они наденут, лишь когда пройдут выучку и принесут свою клятву». У Джона Сноу винтерфельский костюм почти целиком черный, единственный светлый акцент — это мех на плаще, который Джон не меняет и после присяги. «Первоначальный черный плащ Джон сохраняет до самого конца как память о доме: мне думается, это в его характере», — говорит Клэптон.

В начале второго сезона уже за Стеной Джон Сноу неожиданно меняет светлый волчий мех на крашеную черную овчину (крашеный ковер Лудде из Ikea). Это никак не обыгрывается в фильме — возможно, по ошибке. Концептуально было бы интересно заменить плащ сразу после неудачной попытки побега как символ окончательного принятия присяги. Новый черный плащ не претерпит изменений в течение почти пяти сезонов. Обратите внимание, что весь новый образ Джона ничем не отличается от образа Скорбного Эдда — тот же дублет, тот же плащ, только новее. Фактически, у них и статус одинаковый: оба являются оруженосцами и стюардами лорда-командующего.

По мере продвижения на север братья Ночного Дозора одеваются теплее. Джон обувается в унты, на руки он надевает шерстяные рукава, пристегнутые к дублету, а мех на плаще выворачивает шкурой книзу. Голова, однако, остается непокрытой: якобы зрители перестали бы узнавать героев, носи они шапки или капюшоны; из Ночного Дозора шапки носят единицы — это Полурукий, Уилл и Гаред. Чтобы одежда выглядела поношенной и так, как будто к ней прилип снег, костюмеры измазали ее воском. В таком виде Джон попадает в плен к одичалым и впоследствии предстает перед Мансом Налетчиком.

Примкнув к одичалым, Джон одевается под стать им. При создании костюмов одичалых Клэптон вдохновлялась одеждой инуитов и тибетцев. Различные народы одичалых одеваются неодинаково: например, одежда одичалой Карси украшена ракушками, разведчик теннов носит на плечах дерево для своей совы, у Лободы и Стира есть элементы брони в виде вшитых поверх меха монет, а у Костяного Лорда — кости. По словам Клэптон, некоторые шкуры украшены похожими на наскальную живопись рисунками животных, которым эти шкуры некогда принадлежали, однако это видно лишь на концепт-артах. Джону же дают короткую сшитую из шкурок дубленку с капюшоном без каких-либо опознавательных знаков.

По возвращении в Черный замок Джон возвращается и к привычному облачению. В нем он осуществляет вылазку в замок Крастера, защищает Стену, встречает Станниса Баратеона, становится лордом-командующим Ночным Дозором, спасает одичалых в Суровом Доме и истекает кровью, заколотый своими братьями.  (Заметьте, что черный плащ Джона не является знаком отличия лорда-командующего, и передавая его Скорбному Эдду после воскрешения, Джон не объявляет того своим преемником, как может показаться.)

Сравните костюм Джона Сноу и предыдущего лорда-командующего Джиора Мормонта. Последний одет гораздо интереснее: у него лучше выделанный мех, контрастный мелкий узор на плаще и внушительный пластинчатый доспех. Мишель Клэптон объясняет, что дозорные в основном носят то, что привезли с собой, поэтому знатные братья одевались богаче рядовых дозорных:  «У черного тоже есть разные оттенки, и братья Дозора одеваются неодинаково. Ночной Дозор в упадке, его численность уменьшается, денег нет — костюмы должны были отражать все это. Братья, видимо, просто красят свою одежду. Многие из рекрутов взяты из тюрем и одеты кое-как, даже плащей у них нет. Представители знатных домов одеты намного лучше других». Это правило почему-то не распространяется на Бенджена Старка (смотрите, какой у него заношенный костюм и драный мех), зато вполне справедливо и для Джиора Мормонта, и для Аллисера Торне:

После воскрешения Джон судит предателей и отрекается от Ночного Дозора. Он умер, воскрес, и теперь его дозор окончен. Освободившись от присяги, Джон стягивает волосы в пучок и отказывается от черной формы, возвращаясь к истокам: надевает поверх туники обтянутый кожей пластинчатый доспех, какой носили его отец, брат и их люди, только темнее. Станнис Баратеон мертв, и узаконить Джона больше некому, но хотя бы в костюме он осторожно начинает считать себя Старком. Вручая Джону плащ, похожий на отцовский, с лютоволком на ремне, Санса Старк одобряет и усиливает сходство образов Джона с мужчинами из дома Старков.

Этот прием — демонстрация преемственности через костюмы — уже использовался раньше. Например, на свадьбе Сансы Старк и Рамси Болтона вместо отца или брата невесту ведет Теон Грейджой. Это право он получает как воспитанник Эддарда Старка и сподвижник Робба Старка, ведь в сериале, в отличие от книг, никто не сомневается, что Санса настоящая. Чтобы показать связь со Старками, Теона одевают в тот же самый наряд, что носил Робб Старк в день своей смерти в Близнецах, только плащ крепят ремнями, а не брошами с головами волков. Для Робба этот наряд особенный: в нем он не стремится подражать отцу (разве что узором на рукавах), и это не походный и не будничный костюм.

В костюме «почти Старка» Джон выступает как претендент на верховную власть на Севере. Его право основано на происхождении по мужской линии (позже мы узнаём, что это не так), многовековой вассальной клятве северян Старкам, а право Рамси Болтона, узаконенного бастарда, получено по решению Железного трона и в результате отцеубийства. Несмотря на сходство образов Джона и Рамси — оба бастарды, оба носят волчью шкуру на плечах (правда, с противоположным посылом), оба стоят во главе северян, — Джон выглядит внушительнее: в случае победы он не станет присягать Ланнистерам, погубившим его семью, в этой битве он выступает как суверенный лидер, а не лорд. (К другим совпадениями: Иван Реон, исполняющий роль Рамси, пробовался на роль Джона Сноу.)

Избранный королем, Джон Сноу дополняет костюм горжетом с лютоволками, кожаными наручами и новым плащом с другим рисунком и королевской меховой окантовкой, как у Роберта Баратеона. Клэптон замечает: «Большой тяжелый плащ действительно напоминает плащ Неда, но это не он. Джон лидер не только северян, но и одичалых». Эта идея, однако, не подкрепляется визуальными отсылками к одичалым или последнему их королю Мансу Налетчику. Зато имеются отсылки к королевской броне Робба, который, в свою очередь, использовал какие-то детали костюмов и брони от отца. Общих деталей с костюмами других благородных северян в облике Джона нет.

Новый костюм Джон Сноу носит в залах Винтерфелла и в снегопад по дороге в порт, на зеленом Драконьем Камне и в Королевской Гавани. Это символ его права говорить от лица северян и одичалых, своего рода корона. Правда, в некоторых случаях съемочная группа принимала решение отобрать этот символ в самый неподходящий момент: «В плаще Джон выглядит сильным, но всегда ли это нужно? — размышляет Клэптон. — Иногда мы убирали плащ, чтобы сделать Джона уязвимее, как в сцене встречи Джона и Дени. А вот в сцене переговоров с Серсеей плащ, наоборот, надет». Любопытно, что если встреча с Джоном смягчает облик Дейенерис, как обсуждалось ранее, то в костюме Джона ни встреча, ни присяга не вызывают никаких изменений.

Во время вылазки за Стену, Джон надевает костюм потеплее из светлых шкур. Он тоже не уникален — точно такие же шубы носят другие члены экспедиции и тысячи одичалых, как мы видели ранее.

Джон Сноу сопровождает Дейенерис Таргариен в Винтерфелл как верховный лорд Севера. Он влюблен в свою королеву, однако единственное указывающее на это изменение в его облике — это новый пояс, украшенный тиснением в виде драконьей чешуи. Пояс исчезает сразу же после того, как Джон узнает о тайне своего рождения, при этом с одной стороны он не хочет ничего скрывать, а с другой — никак не проявляет свое происхождение в костюме,  продолжает носить лютоволков на горжете и отказывается от единственной драконьей детали в гардеробе. Сложно сказать, является ли это решение осознанной позицией Мишель Клэптон, ведь в женских костюмах подобные нюансы она, как правило, обыгрывает.

В Винтерфелле стало холоднее, поэтому поверх пластинчатого доспеха Джон носит утепленную длинную куртку с рукавами три четверти и шнуровкой спереди и сзади. Под доспехами, как и прежде, надета стеганка, причем после победы над Королем Ночи Джон пирует прямо в ней.

В походе на юг Джон использует уже знакомые сочетания — доспех поверх стеганки и куртку поверх стеганки, — а изменения появляются лишь после смерти Дейенерис: Джон, наконец, расплетает волосы и по прибытию на Стену получает и последнюю обновку — черный стеганный дублет и черный плащ дозорного с воротником (любопытно, что дублет и воротник напоминают облачение Брана в Винтерфелле).

Таким образом, у Джона Сноу нет ни одного полностью уникального костюма. Все они подобны униформе: костюм дозорного, костюм северянина-старкиста, костюм одичалого. При этом любовь к Дейенерис, присяга ей, полет на драконе и даже истинное происхождение не становятся причиной пополнить униформу чем-то таргариенским. Это можно интерпретировать как нежелание Джона принимать в себе драконью кровь, а тем, кто бежит от прошлого, на Стене самое место.

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».