[+] Обзор костюмов обновлен завершающими образами из 8-го сезона (спойлеры!).

Продолжаем разбирать эволюцию персонажей сериала «Игра престолов» через костюмы, и на этот раз рассмотрим любопытные детали в одежде, доспехах и аксессуарах сира Джораха Мормонта.

За пять лет до событий «Игры престолов» Джорах Мормонт бежал из Вестероса в Вольные города, спасаясь от казни за работорговлю. В Лиссе он продал свой корабль, но с его расточительной женой вырученных денег хватило лишь на полгода. После этого сир Джорах подался в наемники, а его привыкшая к роскоши жена сбежала наложницей к лиссенийскому купеческому старейшине. Через несколько лет служба привела рыцаря в Пентос, где он стал шпионом Вариса в обмен на королевское прощение и шанс вернуться домой. Джорах — первый лорд Семи Королевств, который был готов принести клятву верности истинному королю-Таргариену — разве мог Визерис отказаться? С этого момента Джорах передает в Королевскую Гавань все важные события в жизни Визериса и Дейенерис Таргариенов.

Желание вернуться домой читается и в костюмах Джораха Мормонта. Прошло уже пять лет, а он по-прежнему одевается по северному обычаю, несмотря на другой климат.

Северные элементы одежды Джораха Мормонта

Мы видим длинный плащ, закрепленный скрещенными ремнями, длинный замызганный дублет со шнуровкой, куртку со стегаными рукавами, а под ним еще и нижнюю рубаху, стянутую на горле шнурком. Металлические латы тоже привезены с Севера и состоят из горжета, нагрудника, оплечий, наручей, налокотников и кольчужного рукава. Шея остается незащищенной. Ноги и бедра защищает лишь длинная тканая юбка с запа́хом; Джораху Мормонту везет, что кровный Дрого наносит ему удары по груди, а не по бедрам. (У Робба вместо нагрудной пластины надет пластинчатый доспех длиной до колен.)

Позже часть этого доспеха теряется: в Кварте на одну руку рыцарь надевает кожаные дотракийские наручи, а на другую накручивает ремень; исчезают и кольчужные рукава, которые защищали прорези между нагрудником и оплечьями.

Первый явно не северный элемент снаряжения сира Джораха — ножны меча, украшенные павлиньими перьями; эти ножны погибнут лишь в водах под Валирией. Меч сир Джорах носит ничем не примечательный: покидая Вестерос, он устыдился брать с собой фамильный валирийский клинок Длинный Коготь и отправил его отцу (который впоследствии передаст его Джону Сноу с расчетом на то, что юноша станет носить его с честью, которой недоставало сыну).

Второй элемент, отсутствующий в облике северян, это украшения. Джорах Мормонт носит серебряное кольцо (со змеей? с цветком?) и браслеты из бусин, цветной ткани и плетеной кожи. Тканью с похожим рисунком обмотана и рукоять меча.

Другая любопытная деталь в облике сира Джораха — это синяя лента, скрепленная на шее булавкой. Если рассмотреть ее внимательно, окажется, что она сплетена из синих и зеленых нитей. Зеленый цвет присутствует на гербе Мормонтов, а синий имеет сакральное значение в культуре дотракийцев, как поясняет Клэптон. Поначалу Джорах Мормонт носит ленту от случая к случаю, но когда Дейенерис сама облачается в синее, лента Мормонта становится тем акцентом, который визуально объединяет его с королевой. Даарио Нахарис тоже носит ленту с булавкой, но красного цвета. Оба влюблены в Дейенерис, но ее собственные чувства к сиру Джораху платонические, а к Даарио ее влечет желание. Ленты в каком-то смысле напоминают ошейники, привязывающие обоих мужчин к Дейенерис — и действительно, Джорах теряет свою ленту, лишь став рабом Йеззана.

В Кварте на деньги, вырученные от продажи имущества подлого Ксаро, Дейенерис Таргариен не только покупает корабль, но и обновляет свой собственный гардероб и снаряжение своих людей. Джорах Мормонт заказывает новый латный доспех, обтянутый сверху плетеной на дотракийский манер темной кожей. Массивные оплечья украшены переплетенными драконьими хвостами, грудь и ворот — тонкими металлическими вставками с узором в виде драконьей чешуи, а на поясе красуется металлический круг с медведем Мормонтов. На правую руку надеты наручи, а левая, как и прежде, оплетена ремешками. В доспехе не предусмотрена защита шеи, бедер и ног. Потрепанную юбку заменяет новая из красивой темно-синей ткани с узором в виде чешуи. Чуть позже в Миэрине сир Джорах обновляет ремень, украшая его металлическими набивками с рисунком, как на груди и вороте доспеха. Главный цветовой акцент — уже знакомая лента на шее. (Любопытно, что лишь под этот комплект сир Джорах надевает серо-голубую рубаху вместо желтой.)

В этом же виде сир Джорах Мормонт покидает Миэрин после того, как Дейенерис, узнав о письмах Роберту Баратеону, прогоняет его от себя и приказывает казнить, если он когда-нибудь явится к ней вновь. (Любопытно, что в сериале сир Джорах перестает доносить на Дейенерис еще в Ваэс Дотрак;  Варис присылает ему королевское помилование, подписанное Робертом, и фактически предупреждает о готовящемся покушении на жизнь кхалиси. В книгах это случается лишь в Кварте. Это важное для сира Джораха решение не отражается в костюмах.)

Встреча с Тирионом в одном из борделей Волантиса возрождает в рыцаре надежду на прощение. Он грузит свои доспехи и пленника в лодку — и правит через Валирию в Миэрин. Увы, но во время нападения каменных людей снаряжение и меч тонут вместе с надеждами на долгую службу при королеве Дейенерис. Горести сыплются на сира Джораха одна за другой: сначала он понимает, что заразился серой хворью и дни его сочтены, затем узнает о смерти отца, следом попадает в плен и становится рабом господина Йеззана. Зачем сиру Джораху доспех с драконами, если ему больше не послужить Дейенерис? Зачем пояс с медведем, если отцовскому прощению не бывать? В рабстве Джорах теряет свою последнюю связь с Дейенерис — синюю ленту. От былого снаряжения остается лишь нижняя одежда, дотракийские наручи и ремень.

В это время Дейенерис открывает бойцовые ямы, и Миэрин готовится к Великим играм в яме Дазнака. По древнему обычаю в преддверии Великих игр правитель обходит ямы для бедных, чтобы почтить их бойцов своим присутствием. Снаряжение бойцов в таких ямах скудное. Сир Джорах получает плохенький меч, шлем и жалкое подобие доспехов, состоящих из металлической пластины на животе, закрепленной на кожаном «переднике». (По какой-то причине работорговцы не отнимают у Джораха браслеты и кольцо.)

Тот из бойцов, что станет победителем, отправится на Великие игры, и если он хорошо покажет себя и там, то Йеззан выручит за его продажу целое состояние. По счастливой случайности Дейенерис посещает именно ту яму, в которой тренируется сир Джорах. Рыцарю удается пробиться к королеве, но та не готова его простить. По совету Тириона, Дейенерис сохраняет сиру Джораху жизнь, но снова прогоняет.

Старый рыцарь возвращается к господину Йеззану и продает себя в рабство в обмен на право выйти на бой в Великой яме перед королевой: «Позвольте мне сражаться для нее, и я ваш раб», — обещает сир Джорах. Для него эти игры — последняя надежда на прощение, болезнь все равно скоро заберет его жизнь.

Снаряжение сира Джораха для Великих игр гораздо лучше: теперь это тяжелый пластинчатый доспех с наплечниками, наручами и пластинчатой юбкой без каких-либо явных украшений. Впоследствии сир Джорах заберет этот доспех с собой в Вестерос, так что Йеззан действительно не скупится.

Отправляясь на поиски королевы, унесенной драконом в Дотракийское море, сир Джорах откладывает доспех Йеззана и пускается в путь налегке. При виде триумфа Дейенерис в Ваэс Дотрак Джорах Мормонт смотрит на вышедшую из огня королеву с восторгом и не может унять дрожь, пока остальные распластались вокруг. Старый рыцарь чувствует, что теперь, когда его королева стоит во главе одной из самых больших армий известного мира, он может закончить свою жизнь, пока серая хворь не отняла у него разум. Однако узнав о его болезни, Дейенерис запрещает сиру Джораху умирать и отправляет на поиски лекарства.

Недописанное письмо Джораха Мормонта: Кхалиси, я прибыл в Цитадель в последней надежде, что мейстеры смогут излечить меня, как вы мне приказали. Несмотря на все их искусство, для меня не осталось иного лекарства, кроме могилы. Я прожил дольше, чем заслуживал, и желал бы лишь одного: стоя за вами, увидеть мир, который вы строите. Я любил вас с тех самых пор, как встретил…
«Кхалиси, я прибыл в Цитадель в последней надежде, что мейстеры смогут излечить меня, как вы мне приказали. Несмотря на все их искусство, для меня не осталось иного лекарства, кроме могилы. Я прожил дольше, чем заслуживал, и желал бы лишь одного: стоя подле вас, увидеть мир, который вы строите. Я любил вас с момента первой встречи…»

Ко времени, когда он достигает Староместа, почти все его тело покрыто следами болезни, и надежды на излечение уже нет. Сир Джорах пишет королеве прощальное письмо перед тем, как закончить свою жизнь, но Сэмвелл Тарли прерывает его и со свойственным новичкам энтузиазмом проводит операцию. Сир Джорах спасен, и вместе с пораженной кожей он избавляется от старой желтой рубахи, которую носил с середины первого сезона.

После заживления ран рыцарь отправляется на Драконий Камень, приобретая по пути длинный кожаный камзол с рукавами и подолом, затейливо украшенными мехом; поверх камзола сир Джорах надевает пластинчатый доспех Йеззана и черный плащ. Дейенерис сердечно принимает старого друга, и он восстанавливается в роли ее советника и королевского гвардейца.

На Драконьем Камне сира Джораха ждет неприятная новость: пока он боролся за свою жизнь, Дейенерис встретила Джона Сноу — и старый рыцарь не может не замечать, ка́к они смотрят друг на друга. Джорах Мормонт вызывается добыть упыря из-за Стены для переговоров с Серсеей, но Дейенерис пугается, лишь когда Джон Сноу объявляет, что отправится вместе с ним. Старый рыцарь всё видит и, прощаясь с Дейенерис, вроде бы хочет сказать ей что-то, но замечает Джона Сноу и отходит в сторону.

Для вылазки за Стену сир Джорах, как и остальные члены экспедиции, надевает шубу и дополнительно вооружается кинжалом из драконова стекла. В какой-то момент Джон Сноу вручает Мормонту фамильный меч его рода: «Я покрыл свой дом позором. Разбил сердце отцу. Я лишился права на его меч. Он ваш. Пусть он хорошо послужит вам и вашим потомкам», — говорит Джорах, возвращая оружие.

В Винтерфелл Джорах Мормонт прибывает в миэринских доспехах, поверх которых надет полушубок мехом вовнутрь. В помещении старый рыцарь ходит только в доспехах или с овчиной на плечах. На шею он надевает платок, как и Дейнерис — только не красный, а черный. В книгах перед смертью Джиор Мормонт просит Сэмвелла передать сыну наказ: надеть черное и служить царству людей. В сериале ничего такого нет, но служа Дейенерис, Джорах сражается за живых и, подобно дозорному, подходит к финалу своей истории с черными акцентами и темными доспехами.

В ночь перед нападением Белых Ходоков Сэмвелл Тарли вручает сиру Джораху валирийский меч Губитель Сердец, фамильный клинок дома Тарли. Он надеется, что оружие хорошо ему послужит, ведь рыцарю предстоит ехать в авангарде дотракийцев. «Я принимаю его в память об отце, — говорит Мормонт. — Чтобы охранять царство людей».

Джорах Мормонт умирает, сражаясь с полчищами мертвецов, окруживших Дейнерис Таргариен. Любопытно, что сценаристы «Игры престолов» рассматривали для него иную судьбу — исполнение последней воли отца и служение на Стене.

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».