В костюмах Маргери Тирелл художник по костюмам «Игры престолов» Мишель Клэптон рассказала историю борьбы одной королевы с другой. Костюмы демонстрируют, как Маргери адаптирует свой стиль под обстоятельства, как этот стиль распространяется там, где королева приобретает власть, и как, лишившись ее, она теряет и свой стиль, а потом снова возрождается.

Младший брат Роберта Баратеона Ренли берет в жены Маргери Тирелл и получает вместе с ней поддержку Простора в борьбе за Железный трон. В честь этого союза Ренли также перекрашивает герб Баратеонов в цвета Тиреллов — теперь это золотой коронованный олень на зеленом поле вместо черного на золотом. Новая королева одевается по хайгарденской моде с ее раздельной мягкой юбкой, плотным лифом с глубоким вырезом и плечами, подчеркнутыми воротником-накладкой. Хотя в костюмах Маргери присутствует и золото, и зелень, доминирующим цветом является голубой. Позже, когда в сериале представят Оленну Тирелл, станет ясно, что Маргери отчасти копирует бабушку, которая происходит из дома Редвинов с их пурпурно-голубым гербом.

Конечно, семейство Тиреллов (во всяком случае, леди Оленна и Маргери) прекрасно осведомлено об отношениях Ренли с наследником Хайгардена Лорасом Тиреллом, однако свою поддержку самый богатый дом Вестероса предлагает Ренли не поэтому: для Тиреллов это реальный шанс приблизиться к трону так близко, как никогда раньше. Однако обратите внимание, что костюмы Ренли и Маргери имеют куда меньше общего, чем облачения Ренли и Лораса; да даже Бриенна в своем костюме полностью соответствует Ренли, в отличие от Маргери.

Собирая войска, Ренли Баратеон спешит и вместо того, чтобы консуммировать брак в Хайгардене, берет супругу с собой в поход. Вскоре в войске замечают, что король предпочитает королеве общество ее брата. Округлившийся живот Маргери мог бы положить конец этим разговорам, но Ренли не готов исполнить свой королевский долг и вскоре погибает от рук тени с лицом Станниса. Вместо траура Маргери надевает новое сине-коричневое платье, напоминающее костюм астронавта бутон цветка. Это один из самых неудачных и сюжетно необоснованных стилистических экспериментов во всем сериале. Даже не обращая внимания на то, как платье сидит на фигуре, просто невозможно поверить, чтобы интриганка, вроде Маргери, могла так грубо игнорировать погребальные традиции и удариться в неоднозначные эксперименты со стилем посреди военного лагеря.

Платье ругали так активно, что художнице по костюмам Мишель Клэптон пришлось оправдываться: «Воронкообразное платье Маргери — это дань уважения потрясающему костюму Бьорк, созданному Alexander McQueen (2004 г.). Мне подумалось, что оно отлично показывает, как молодая амбициозная девушка могла бы экспериментировать с силуэтом в поисках собственного стиля. Это было рискованно, и зрители разделились в оценках». (Позже Клэптон адаптирует это платье для другого персонажа, но гораздо удачнее.)

Так или иначе, в этом платье Маргери ведет переговоры с Петиром Бейлишем, и бо́льшая часть войск Ренли переходит на сторону Джоффри Баратеона. Силы Запада и Простора спешно маршируют в Королевскую Гавань и отбрасывают Станниса Баратеона. После победы в битве на Черноводной Маргери становится невестой короля Джоффри. В столице Маргери Тирелл не пытается, подобно Сансе Старк, перенять стиль, сложившийся здесь под влиянием Серсеи. Напротив, Маргери стремится потеснить прежнюю королеву во всем. И хотя главная цель — влияние на короля, соперничество проявляется и в том, какое влияние королевы оказывают на стиль придворных. «Это почти как модное сражение между Маргери и Серсеей», — смеется Клэптон. «У Маргери совершенно новый, послевоенный стиль, и Серсея впервые за долгое время перестает быть законодательницей мод, что предвещает их будущее соперничество», — объясняет Клэптон в книге о создании 1-2-го сезонов Игры престолов. Даже запуганная Ланнистерами Санса начинает осторожно подражать Маргери хотя бы в прическе (подробнее о костюмах Сансы Старк).

В противостоянии двух королев Серсея отказывается от одеяний в стиле кимоно и начинает носить более изысканные наряды, но придворные отдают предпочтение Маргери, ведь, как справедливо заметил Оберин Мартелл, Серсея скоро станет бывшей королевой. «Ты будешь королевой, — когда-то предсказала юной Серсее колдунья. — Пока не появится другая, моложе и гораздо красивее, чтобы свергнуть тебя и отобрать все, что было тебе дорого». Маргери ничего не знает об этом предсказании, но инстинктивно нащупывает почти забытый страх соперницы. «Маргери делает акцент на юности и чувственности, потому что именно это уже недоступно Серсее, — говорит Клэптон. — Чем больше брони и царственности в облике Серсеи, тем более открытыми становятся наряды Маргери». И тем больше Маргери похожа на «ту, что все заберет».

В платье, в котором Маргери впервые предстает перед Джоффри, очень много от платьев Оленны Тирелл (но без шипастой розы на поясе) и самого первого образа Маргери (но без агрессивных наплечников) с его легкими юбками, раздельным плотным верхом, закрытой спиной и глубоким декольте. (Забавное совпадение: лиф наряда Маргери напоминает золотое платье Серсеи, которое она носила один раз на пиру в Винтерфелле.)

От рукавов воронкообразного платья Маргери скоро отказывается, ведь обнаженные руки в Королевской Гавани не табуированы; лишь для общения с простонародьем девушка прикрывает декольте палантином. Голубой в новом образе тоже становится насыщеннее — почти как у другой королевы: подобно Дейенерис Таргариен, связь которой с Богоматерью через имя и синее облачение уже обсуждалась, Маргери проявляет заботу о горожанах и стремится получить их поддержку.

Как невеста короля, Маргери начинает носить более изобретательные прически, постепенно укорачивает лиф,  добавляет вырезы на спине или пояснице, но уменьшает вырез на груди. Вместо исчезнувших рукавов возвращаются плечики, соединенные с лифом плотно или буквально в двух местах, как в одном из первых платьев. Для пошива лифа использовались плотные жаккардовые и парчовые ткани из коллекции Rubelli (например, Rubelli Les Indes Galantes и Rubelli Argia), лишь в платье для свадьбы Сансы темно-синий бархатный лиф декорирован не росписью, а перфорированной кожей. Из украшений Маргери носит кольцо с розой и пояс с розой — опять же, как у бабушки, только с меньшим числом стеблей.

Платья Маргери этого периода — легкие даже по меркам Королевской Гавани. Когда Серсея притворно беспокоится, что девушка может замерзнуть, и Джоффри галантно предлагает ей шаль, Маргери отказывается: «К счастью для нас, Тиреллов, наша кровь никогда не стынет». Что ж, можно и померзнуть, лишь бы Серсея злилась и совершала ошибки.

Кажется, что раздражающие Серсею открытые платья Маргери носит в том числе для того, чтобы заинтересовать Джоффри, но это совершенно не в его характере. «Джоффри не думает о Маргери как о женщине, для него она нечто абстрактное, что поможет политическим интересам его семьи, — говорят создатели сериала Дэн Вайс и Дэвид Беньофф. — Маргери же хочет власти, она невероятно амбициозна и знает, как ведутся политические игры». Впрочем, Маргери действительно вызывает у Джоффри уважение: ему нравится, с каким восторгом накормленная Тиреллами толпа приветствует его вместе с Маргери во время посещения септы Бейелора, а ведь совсем недавно эта толпа называла его скверной и хотела разорвать на части. Постепенна невеста приобретает влияние на короля.

Свадебное платье Маргери, вопреки вестеросским традициям, не зелено-золотое, а белое. По словам Клэптон, силуэтом платье напоминает будничные наряды Маргери, которые она носила со дня своего прибытия в столицу, только теперь лиф и юбка — это единое целое, и посадить такое платье по фигуре оказалось гораздо сложнее. Наряд так понравился съемочной группе, что режиссер изменил несколько сцен так, чтобы зритель смог разглядеть все получше, — вспоминает Клэптон в одном из закадровых роликов 4-го сезона. Платье было сшито в единственном экземпляре, и съемочная группа очень боялась его запачкать. В целом, наряд смотрится очень современно, что для темного псевдосредневековья, вероятно, не очень хорошо.

Описание свадебного платья Маргери в «Буре мечей»: «Невеста была прелестна в кремовых шелках и мирийском кружеве, с юбкой, расшитой цветами из мелкого жемчуга. Как вдова Ренли она могла бы надеть цвета Баратеонов, золото с черным, но предстала перед ними как Тирелл, в девичьем плаще из зеленого бархата с сотней парчовых роз на нем. [После церемонии в септе] Маргери сменила скромное платье невесты на более смелое, из бледно-зеленого плотного шелка с тугим корсажем, обнажавшим ее плечи и верхнюю часть маленьких грудей. Распущенные каштановые волосы струились по белым плечам до самой талии».

Для пошива платья была выбрана потрясающая шелково-льняная ткань Sahco из коллекции Fossil жемчужного цвета с рисунком в виде листьев. «Рисунок ткани прекрасно дополнял вышивку с розовыми зарослями, способными опутать своего хозяина и пустить кровь, если он не побережется от шипов», — говорит Клэптон об ассоциациях, к которым стремилась. И в самом деле, стебли роз будто бы оплетают стан Маргери, цветы ниспадают водопадом на шлейф платья, отцветшие бутоны свисают с плеч, а вдоль стеблей угрожающе сверкают шипы. «Вся вышивка выполнена вручную. Каждый листочек, каждая роза. Это очень кропотливая работа, —  говорит Клэптон в одном из закадровых роликов. — Я хотела, чтобы розы выглядели не столько красивыми, сколько опасными — под стать Маргери».

Вышивальщица сериала Мишель Каррагер так описывает свою работу: «Стебли роз сделаны в основном из переплетенных серебристых и гипюровых нитей с добавлением проволоки для более толстых веточек. Шипы из стекла заказаны в Чехии. Одни листья вырезаны из тонкой кожи разных размеров, посеребрены и пришиты к стеблям, другие — это вышитый бархат с проволочными краями. Ленты для роз разрезаны со смещением из той же ткани, что и платье, и свернуты вокруг проволочного стержня. Спереди на лифе я поместила несколько маленьких металлических роз, как на доспехах Лораса, дополнительно украшенных чешуйчатыми блестками и камнями Swarovski в центре. Опутывающие лиф розы спускаются вниз, подобно поясу с центральным цветком, украшенным жемчугом и природным силикатом с лепестками из бархата и органзы».

Корона Маргери представляет собой венец, украшенный оленьими рогами в честь дома Баратеонов и распустившимися розами в честь дома Тиреллов. «В корону Джоффри тоже вплетаются [нераспустившиеся] бутоны роз как символ того, что Маргери удается его опутать и контролировать», — объясняет Клэптон.

Свадебный образ Маргери дополняется ожерельем, которое по сюжету искали многочисленные кузины невесты в надежде получить в награду лучшее ожерелье из оставшихся — так им пообещала Оленна Тирелл. Одна из девушек принесла ожерелье, которое почти полностью копирует колье Murrle Bennett начала XX века. «Свадебное ожерелье Маргери с лунными камнями выполнено в стиле арт-деко и арт-нуво, как и ожерелье Сансы, — говорит Мишель Клэптон. — Я не хотела, чтобы оно выглядело слишком декоративным, тяжелым или современным».

На свадебной церемонии Джоффри набрасывает на плечи невесты расшитый золотыми нитями белый плащ с красным воротом и золотыми львами Ланнистеров, которые будто бы раздирают белую ткань, обнажая за ней красный цвет своего дома. Такой декор плаща кажется странным, ведь герб Джоффри — это восстающие друг против друга олень Баратеонов и лев Ланнистеров.

— Так я теперь королева?
— В большей степени, чем с Ренли. Но в меньшей, чем если бы Джоффри соизволил перед смертью закрепить ваш брак в постели.

После смерти короля Джоффри Маргери облачается в траур, подчеркивая тем самым свою принадлежность к королевскому дому. Траурное платье Маргери фасоном очень похоже на то, что она носила, будучи невестой Джоффри, разве что нет накладных плечиков и спина, скорее всего, закрыта. Лиф платья пошит из парчовой ткани Rubelli Venezia Poliphilo Nero; эту же ткань в другом цвете ранее использовали для платья Оленны Тирелл. Будучи вдовой короля, Маргери не имеет власти и не носит корону, ей нужно стать женой живого короля и матерью его наследника. Для ночного визита к Томмену и во время его коронации Маргери надевает темное, но все-таки не черное платье.

На людях Маргери кутается в большой черный палантин из шитья, но после смерти Тайвина Ланнистера и назначения даты свадьбы с Томменом палантин становится формальным аксессуаром, едва прикрывающим руки, а на шее появляется новое ожерелье с розами. «Маргери выбирает традиционный траур Тиреллов, но она уже нацелилась на Томмена, и, в отличие от Серсеи, ее траур вынужденный», — говорит Клэптон в закадровом ролике о создании 4-го сезона.

На свадьбу с Томменом Маргери надевает золотое парчовое платье, украшенное металлическим орнаментом, ведь Маргери уже не девица из дома Тиреллов, а вдова короля из дома Баратеонов. «[Второе свадебное платье] гораздо величественнее, ведь Маргери уже королева. Новое платье показывает, что игра Маргери отличается от той, что она вела на свадьбе с Джоффри. В платье множество посланий, чтобы позлить Серсею. Я намеренно утяжелила наряд, усилив его узором из металла, чтобы показать, что Маргери принимает на себя более царственную роль, — рассказывает Мишель Клэптон. — Маргери не хочет отпугнуть кроткого Томмена тем, что так скоро вышла замуж после смерти его брата. Слишком открытое и сексуальное платье сделало бы ее уязвимой для критики».

К платью Маргери надевает прежнюю корону с розами и ожерелье с узором, похожим на металлическую отделку платья. Томмен набрасывает на плечи невесты тот же плащ, что до него набрасывал Джоффри, однако, в отличие от брата, Томмен консуммирует брак, и Маргери становится настоящей королевой.

Свадьба Томмена и Маргери

Изменение статуса Маргери заметно и в ее повседневных платьях. «Игра «смотрите, я так молода и на мне так мало надето» закончилась, теперь-то она стала королевой», — говорит Клэптон. Впервые появляясь на публике в статусе королевы, Маргери наряжается в цвета мужниного дома, а вслед за ней золото появляется и в одежде ее фрейлин. Узнаваемый фасон Маргери скопировала у Серсеи, и, кажется, не случайно.

Впрочем, Маргери не собирается копировать бывшую королеву и дальше. Два ее новых светло-бежевых платья с едва заметным растительным рисунком ткани снова не имеют рукавов и плотно облегают стан благодаря шнуровке на спине. За счет этого сзади образуются сборки, и юбка со спины выглядит пышнее. В первом платье, в котором Маргери приходит к Томмену после ареста Лораса по обвинению в гомосексуализме, лиф украшен металлическим узором, подчеркивающим грудь статус Маргери, подобно тому, как это делала Серсея, надевая металлический корсет, однако в платье Маргери такой декор выглядит куда женственнее. Второе платье, которое Маргери надевает во время предварительного суда над Лорасом, уже не содержит этих металлических элементов — напротив, Маргери волнуется и кутается в палантин. Здесь королеву обвиняют в лжесвидетельстве и берут под стражу.

Септы срывают с Маргери королевское платье, забирают украшения и обувь, выдав простую суконную рубаху — такое же рубище, что носит Его Воробейшество. Фактически Маргери выдают униформу Воробьев и требуют войти в их ряды либо привести свой дом к краху, ведь оба отпрыска Тиреллов оказались в руках веры. Лишь для встречи с королем, когда Маргери убеждает мужа заключить союз с верой, ей выдают чуть более аккуратное платье из невзрачной, но все-таки плотной ткани. Позже Маргери выходит рука об руку с королем в третьей покаянной рубахе, более легкой и короткой. Во время пребывания под стражей кудри Маргери расплетаются, и в дальнейшем она перестает их завивать — почти как в военном лагере Ренли. (Вероятно, Маргери заплетает волосы в косы перед сном, отсюда и волны.)

Освобожденная королева полностью отказывается от своих соблазнительных приталенных нарядов с открытыми руками и глубоким декольте.  Всем своим видом она выражает смирение, пытаясь убедить Его Воробейшество в том, что обрела истинную веру и разделяет его идеалы. Хотя новое мешковатое закрытое платье сшито из дорогой ткани и ворот украшен едва заметной вышивкой, Маргери все равно выглядит в нем почти монашкой септой. На шее королева носит кулон с черным камнем, а о монаршем статусе напоминает лишь корона. Септа Юнелла неотступно следует за Маргери и следит, чтобы ее раскаяние и вера были искренними, однако Его Воробейшеству не нужна безумная фанатичка, ему в союзницы нужна королева, поэтому он, конечно, согласовал сохранение королевских атрибутов Маргери.

Последний наряд Маргери — закрытое парчовое платье с розами из бурого золота на серо-голубом фоне. Благодаря богатой ткани и приталенному силуэту платье выглядит гораздо более королевским, несмотря на приглушенные цвета и закрытый фасон. Любопытно, что в этой сцене наряды Серсеи и Маргери имеют общие черты: воротник-стоечка, облекающий силуэт, длинные рукава. Платье Маргери шнуруется сзади и имеет вырез на юбке, за которым видно легкую нижнюю юбку. Образ дополняется короной и серо-голубым палантином, подшитым к плечам так, чтобы прикрыть грудь.

В этом платье Маргери стоит в шаге от освобождения Лораса, поэтому в ее наряды возвращается символика роз. Нет, это совершенно не значит, что Маргери немедленно восстанет против Его Воробейшества (во всяком случае, это случится не раньше, чем он поможет ей расправится с Серсеей), но без заложника влияние Его Воробейшества на Маргери сильно ослабнет. Серсея тоже это понимает.

Прошли бы годы, и Маргери Тирелл превратилась бы в свою бабушку — стала бы носить более темные и плотные ткани и скрывать редеющие волосы и дряблую шею за головным убором. В конце концов, Мишель Клэптон так и сказала: «Оленна Тирелл выглядит как очень повзрослевшая Маргери». (А Натали Дормер, сыгравшая Маргери, выглядит очень похожей на юную Дайану Ригг, изобразившую леди Оленну). Однако она, в отличие от бабушки, была бы настоящей Королевой Шипов. Увы, дикий огонь повернул историю в иное русло.

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».