Джордж МартинПосле публикации анонса о выходе первого тома «Пламени и крови» читатели со всего мира стали в комментариях задавать писателю вопросы, которые ему нечасто задают в интервью или на публичных мероприятиях. Приводим ответы Мартина в форме интервью.

Хотим про Джона Сноу, а не про Таргариенов!

Многие хотят прочесть историю Таргариенов, рассказы о Дунке и Эгге, очередную антологию «Дикие Карты». Некоторым даже интересно было бы прочесть больше о Хэвиланде Тафе, продолжение «Грез Февра» или даже мой незаконченный роман о журналистике 1890-х. Догадываюсь, что вы не из их числа, но вы не выражаете всеобщее мнение, отнюдь.

Вы могли бы хотя бы не заниматься спин-оффами…

Я не думаю, что HBO согласились бы подождать со спин-оффами (сам я предпочитаю название «сериалы-наследники») до завершения книжного цикла. «Игра престолов» закончится в 2019 году, так что HBO уже работают над пятью идеями продолжения, чтобы запустить новый сериал… или несколько сериалов… в 2020 году. (Разработка требует времени.) Сериал-наследник будет создан в любом случае, и я предпочитаю, чтобы это случилось при моем содействии.

Может быть, стоило разделить «Ветра зимы» на два тома для ускорения публикации?

Мои издатели предлагали разделить «Ветра зимы», как это было сделано с «Пиром стервятников» и «Танцем с драконами». Я сопротивляюсь этому предложению.

Может вам скооперироваться с «неудержимой писательской машиной» Стивеном Кингом?

Да, он такой. Завидую его производительности и люблю его книги… Но мы очень разные люди, и я никогда не смогу работать так, как он.

Почему «Ветра зимы» пишутся так долго? Вы много раз переписывали готовый материал? Забросили книгу ради других проектов? Начали писать «Грезы о весне»?

Да, переписывал. Да, отвлекался… Над «Грезами о весне» я еще не начинал работать.

Не могли бы вы сообщать о прогрессе работы над «Ветрами зимы», как делали это в случае «Танца с драконами»?

Мой прошлый опыт показал, что отчеты о прогрессе работы над книгой несут больше вреда, чем пользы. Одним мои ответы не нравятся, и это вызывает новую волну бреда. Другим нравятся, и это вызывает новую волну вопросов. А поскольку никто не читает комментарии к старым сообщениям, кое-что у меня спрашивают снова и снова, даже если я отвечу дюжину раз.

К сожалению, это происходит и в новом блоге. Ответы на комментарии вызывают все больше комментариев. В комментариях никто не придерживается темы основного сообщения, как бы часто я об этом ни просил. Здесь я написал о «Пламени и крови», но куча вопросов связаны с «Ветрами зимы» и «Игрой престолов», включая очень узкие вопросы о конкретных персонажах, на которые я никогда не отвечаю и никогда не буду отвечать. Персонажи раскрываются в книгах, а не в блогах.

Мне нравится общаться с читателями, но это разочаровывает.

Проводя аналогию с Толкином: кто бы читал «Сильмариллион», да хоть бы и три «Сильмариллиона», если бы «Возвращение короля» так и не было написано? Именно «Властелин колец» — главная история Толкина.

Вы, надеюсь, знаете, что Толкин не закончил «Сильмариллион»? Книга, опубликованная под этим названием, вышла в 70-х и была составлена сыном Толкина Кристофером и Гаем Гавриелом Кэем. …Вы называете «Властелин колец» «главной историей» Толкина, но если бы вы спросили его самого, он бы назвал главной работой своей жизни именно «Сильмариллион». (Для тех, кто не в курсе: «Сильмариллион» составлен из обширных черновиков Джона Толкина; эти черновики его сын впоследствии издал в виде 12 томов и еще нескольких отдельных повестей — прим. 7kingdoms.ru.) И тем не менее, он не смог завершить книгу, пока был жив. И вовсе не потому, что ему было все равно. (К тому же, Толкин был преподавателем в Оксфорде, и главным в своей жизни мог считать не писательство, а обучение.)

Также позвольте заметить, что многие не успели завершить свой труд. Ф. Скотт Фитцджеральд не закончил свой роман «Последний магнат», Чарльз Диккенс — «Тайну Эдвина Друда», Мервин Пик — роман «Одиночество Титуса», но эти вещи все же читают (надо признать, что известность Диккенсу и Фитцджеральду принесли все-таки более ранние, а не перечисленные Мартином романы — прим. 7kingdoms.ru). Конечно, я собираюсь закончить «Песнь Льда и Пламени», но Пик, Диккенс, Фитцджеральд и Толкин сказали бы то же самое.

Можно ли рассчитывать, что вы опубликуете ту таинственную главу о встрече Тириона с Лордом-в-Саване во плоти? Или у вас есть на нее другие планы?

Хочу с ней однажды что-нибудь сделать… но пока не представляю, что именно.

Будут ли новые рассказы о Дунке и Эгге?

Я обязательно вернусь к историям о Дунке и Эгге. Вопрос в том, когда я смогу выделить на это время.

Готова ли хотя бы в черновом варианте четвертая повесть о Дунке и Эгге («Винтерфелльские волчицы»)?

К сожалению, нет.

Выйдут ли новые спойлерные главы?

Я думаю, что уже выпустил слишком много спойлерных глав. Если их объединить, получится более ста страниц. (Точно не знаю, не проверял.) Раньше мне нравилось показывать или зачитывать на конвентах отдельные главы, но в эпоху Интернета ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Я со всей ясностью осознал это, когда вышла антология Дозуа «Книга мечей». «Сынов Дракона» некоторые разгромили как «старый, потасканный» материал из-за того, что я читал эту историю на конвентах паре сотен человек, от которых краткий пересказ попал в сеть, и некоторым свежая история показалось старой. Видимо, не стоит показывать отрывки, если это аукнется мне после публикации законченной книги.

(Мы должны заметить, что технически история правления Мейгора была проспойлерена даже не на конвентах, а в официально изданном «Мире Льда и Пламени». На это обратили внимание многие, и тогда Джордж Мартин уточнил: «Да, часть истории была… написана для путеводителя, но в том виде, в каком повесть вошла в «Книгу мечей», она никогда раньше не издавалась и должна была восприниматься как совершенно новый материал… с новыми сюжетными ходами и открытиями». — прим. 7kingdoms.ru).

Может, опубликуете хотя бы то, что зачитывали на конвентах?

Будет еще хуже [чем наличие пересказа этих глав].

В «Сынах Дракона» было много проблем в сюжете. Например, драконица Эйниса Ртуть просто исчезает после смерти своего наездника, есть и другие нестыковки.

С Ртутью — мой недосмотр, так что я вернулся к этому в «Пламени и крови». Фанаты нередко замечают подобные детали, которые ускользнули от моего внимания, а также от внимания моих редакторов, корректоров и издателей по всему миру.

На обложке «Пламени и крови» ошибка: герб Таргариенов — красный дракон на черном поле!

Это иллюстрация для обложки, а не настоящее знамя Таргариенов. Мы все знаем, как выглядит герб Таргариенов.

Не хотите ли выпустить собрание сочинений, как «Ретроспектива», но полное?

Не могу с уверенностью сказать, что думаю о собрании сочинений. Некоторые из моих ранних вещей… не так уж хороши.

Расстраивают ли вас слова о том, что вы очень медленно пишете?

Безусловно. Правда, не столько расстраивают, сколько раздражают и достают. Впрочем, я учитываю, что положительных комментариев гораздо больше, чем негативных. Расстраивает меня в основном моя упрямая и несговорчивая му-у-уза.

Каково соотношение продаж ваших книг в бумажном варианте и в электронном, а также аудиокниг?

Электронных по-прежнему продается куда меньше, чем бумажных, а аудиокниг — еще намного меньше.

Что вы чувствуете, читая безумные теории по «Песни Льда и Пламени»?

Большинство безумных теорий я знаю не очень хорошо. По крайней мере, не знаю новых. Я перестал читать фанатские форумы много лет назад. Теорий было слишком много, и хотя мне очень нравился энтузиазм, я не хотел, чтобы прочитанное как-то повлияло на мою работу.

Вы являетесь создателем сериала «Красавица и чудовище», а что вы думаете о диснеевской версии этой сказки?

Мне нравилась их «Красавица и чудовище», как и почти все анимационные фильмы Disney… но их «Русалочка» мне нравится больше.

Не хотели бы вы расширить некоторые истории из «Мира Льда и Пламени»?

Увы, у меня нет на это времени. Если бы в моем распоряжении оказалось все время мира, я бы закончил «Ветра зимы» и «Грезы о весне», написал шесть, восемь или десять повестей о Дунке и Эгге, закончил второй том «Пламени и крови»… Потом вернулся бы к своему незаконченному историческому роману «Черное, белое и красное», написал пару историй или даже роман во вселенной «Диких Карт», новые рассказы о Хэвиланде Тафе, несколько сценариев для сериала-наследника «Игры престолов», продолжение «Грез Февра», вернулся бы к серии Тысячи миров… а потом попробовал бы себя в чем-то совершенно новом, в жанре детектива или вестерна. Проблема только в отсутствии времени.

В каком возрасте Таргариены становятся драконьими всадниками?

Этот возраст варьируется. И на основании того, что я видел и слышал от своих друзей, ездящих верхом, это вполне реалистично. Некоторые садятся на лошадь еще в детстве, другие — в подростковом возрасте, третьи — взрослыми. Есть даже такие, кто увлекается верховой ездой лишь после выхода на пенсию. Лошади разные, люди разные, и это справедливо для драконов и их владык.

Робб любил Джона больше, чем Теона?

Почти наверняка.

Возможно, разочарование от ожидания «Ветров зимы» связано с тем, что при публикации финал «Танца с драконами» был перенесен в «Ветра зимы»?

Я действительно планировал закончить «Танец с драконами» двумя большими битвами, главы которых от лица разных персонажей перемежались бы между собой. Частично я написал обе битвы, но проблема в том, что написал не полностью, а главное — недостаточно хорошо, на мой взгляд. Писать сцены битв чертовски трудно, а я хотел, чтобы они были великолепны.

К этому времени дата отправки в типографию была давно назначена, а я уже пропустил несколько предыдущих дедлайнов и просто не успевал. Сначала я решил перенести в «Ветра зимы» только одну битву, чтобы сконцентрироваться на другой, но и это не сработало: отдельные части не удавалось совместить так, как я хотел, поэтому выбор стоял между переносом обеих битв в «Ветра зимы» или переносом даты публикации «Танца с драконами». А учитывая то, как издатели планируют график своих публикаций, задержка составила бы не несколько дней или недель, а по меньшей мере полгода, а может, и больше. К тому же «Танец с драконами» и так был очень длинным, битвы значительно увеличили бы его размер и стоимость печати книги.

Было ли это решение правильным? Даже сейчас я не знаю. Я понимаю ваше разочарование и иногда сам чувствую то же самое. Но тогда фанаты голосили в ожидании «Танца с драконами», как сейчас голосят в ожидании «Ветров зимы», а мои издатели очень сильно не хотели снова откладывать выход книги. И несмотря на отсутствие битв, «Танец с драконами» был принят очень хорошо. Были, конечно, недовольные, кому эта книга понравилась меньше, чем предыдущие романы, но если смотреть в целом, «Танец с драконами» прекрасно продавался и очень долго оставался бестселлером. Роман стал финалистом премии Хьюго, стал лучшим фэнтези-романом года по версии журнала Locus, а журнал Time назвал его книгой года. Так что даже без битв вроде бы вышло неплохо… И все же я до сих пор сомневаюсь, правильно ли мы поступили. Все это очень непростые решения. А те, кому они кажутся простыми, скорее всего, никогда ничего не написали и не сталкивались с реалиями издательского бизнеса.

Может быть, вам стоит подготовить черновой план «Грез о весне» на случай, если вы вдруг не сможете закончить сагу?

В ближайшее время я на тот свет не планирую.