Создатели сериала с автором
Создатели сериала Дэвид Беньофф и Дэн Вайс вместе с Джорджем Мартином на премьере финального сезона в Нью-Йорке

[+] Мы обновили этот материал свежими интервью, которые показывают в динамике мнение Джорджа Мартина о сходстве сериала и книг по мере работы над «Ветрами зимы».

История, начатая Джорджем Мартином в 1991 году с образа мертвой лютоволчицы, скоро закончится. Отдавая права на экранизацию своего Magnum opus больше десяти лет назад, мог ли он представить, что первыми завершать этот долгий путь выпадет создателям сериала Дэвиду Беньоффу и Дэну Вайсу? Тем из книжных фанатов, кто хотел бы не знать, чем все закончится, придется смириться: обязательно найдется тот, кто расскажет, чей зад займет Железный трон и при каких обстоятельствах умрут (или выживут) остальные. Вопрос в том, насколько финал книг и сериала будет общим. Давайте разбираться.

Незадолго до старта шестого сезона, Джордж Мартин ответил на вопросы тех, кто боялся спойлеров. Это большой текст, мы выделим главную мысль:

Случай «Игры престолов» и «Песни льда и пламени», пожалуй, уникальный. Не припоминаю, чтобы хоть раз фильм или телесериал выходил на экраны тогда, когда книгу-источник еще продолжали писать. Так что когда вы спрашиваете меня, «заспойлерит ли телесериал книги», все, что я могу сказать — «да и нет» и в который уже раз добавить про эффект бабочки. Эти маленькие милые бабочки вымахали в могучих драконов. Некоторые «спойлеры», которые вы, возможно, увидите в шестом сезоне, могут оказаться совсем и не спойлерами… потому что телесериал и книги уже разошлись друг с другом, и дальше будут расходиться еще и еще.
Джордж Мартин в Not a Blog, 2016

Примерно с шестого сезона создатели сериала вышли за пределы написанных книг. Их сценарий основан на представлениях Джорджа Мартина о финале, но без подробностей:

Я грубо обрисовал Дэвиду и Дэну, о чем предполагаю писать, но без деталей, в которых вся соль и которые мной еще попросту не придуманы.
Джордж Мартин для Vanity Fair, 2014

И еще раз:

Главные вехи финала основаны на том, что я рассказал им [создателям сериала] пять или шесть лет тому назад. Но они могли что-то изменить, а я еще очень многое добавлю.
Джордж Мартин для Rolling Stone, 2019

Это случилось где-то между вторым и третьим сезоном. Создатели сериала тогда приехали к Джорджу Мартину в Санта Фе набросать примерный сценарный план на будущие сезоны, чтобы не завести кого-то из важных персонажей слишком далеко от развязки его судьбы, какой ее видел писатель в то время:

Большая удача, что Джордж работает с нами и является продюсером сериала. В прошлом году мы приехали на недельку в Санта Фе и просто обсуждали с ним, куда все идет, потому что не знали, в какой момент догоним его. Когда конец известен, некоторые вещи можно предусмотреть, поэтому-то мы и хотели узнать, чем все закончится — чтобы наметить пути. Мы прошлись буквально по каждому персонажу: какова судьба Дейнерис, Арьи? В некоторых случаях он рассказал явно давно придуманные вещи, но некоторые сюжетные линии в то время были довольно открытыми.
Дэвид Беньофф и Дэн Вайс для Vanity Fair, 2014

Многие сюрпризы Мартин действительно придумал давным-давно:

С 1994 или 1995 года я уже примерно знал, чем завершатся сюжетные линии главных героев, но для развития истории главного героя может понадобиться какой-то новый персонаж, который иногда оживает совершенно неожиданным образом. Вот он, вот сцена, а вот его история вдруг движется в новом направлении.
Джордж Мартин для Hollywood Reporter, 2019

Здесь мы можем обратиться к письму писателя своему агенту в далеком 1993 году, когда «Песнь Льда и Пламени» планировалась трилогией и должна была завершиться «решающей битвой» героев с Белыми Ходоками. В письме Мартин кратко описывает главные конфликты, называя главных действующих лиц. Вероятно, этих персонажей и можно считать «главными» — теми, чьи сюжетные линии он примерно знал с самого начала. Это письмо хорошо иллюстрирует то, как Мартин пишет: намечает главный конфликт, и дальше сюжет развивается по мере написания. Например, Кейтилин в письме умирает за Стеной от руки Белых Ходоков и, вероятно, становится ожившим мертвецом, а в книгах смерть настигает ее на Красной свадьбе и оживший труп превращается в Бессердечную. В обоих случаях она оживший мертвец, но обстоятельства превращения имеют огромное значение. Только представьте, что Красной свадьбы могло просто не быть. Такой творческий подход Мартин сравнивает с выращиванием дерева, а себя причисляет к писателям-садовникам, отмечая при этом, что четкое планирование убивает в нем интерес к дальнейшей проработке сюжета. Сценаристы это понимали:

Ни мы, ни Джордж не хотим особо распространяться на эту тему, но и в сериале, и в книге будут лишь некоторые общие ключевые элементы. Читатели, посмотревшие сериал, будут сильно удивлены новыми книгами. По многим аспектам они будут сильно расходиться.
Дэвид Беньофф для EW, 2016

После написания сценарного плана восьмого сезона создатели сериала оценили степень использования полученных от писателя сведений из 2013 года в 90% (то есть 10% развязок они сочинили сами):

Между вторым и третьим сезоном мы встретились с Джорджем в Санта Фе, и он рассказал нам, над чем он работает и что должно произойти [в еще ненаписанных книгах]. Тогда-то мы и узнали о Ходоре и других развязках. Он поделился с нами очень интересными деталями, но не во всем он был уверен, потому многое придумывает в процессе работы, а нам, телевизионным сценаристам и создателям сериала, нужно строить планы заранее. Некоторые детали мы придумали позже, но основная часть развязок и кульминаций мы узнали именно тогда. Получив примерно 90%  важных моментов финала, мы рассказали Джорджу свое видение оставшегося, чтобы узнать, насколько это согласуется с его представлениями <..> Кое-что из того, что мы узнали на той встрече, в сериале есть, кое-чего — нет. О некоторых сюжетных поворотах Джордж и сам не знал в это время, поэтому мы узнаем о них вместе с миллионами других читателей, когда книги выйдут.
Дэвид Беньофф и Дэн Вайс для Time, 2017

Тогда же Джордж Мартин заметил, что не владеет никаких правом вето — он может лишь советовать, но окончательное решение всегда за шоураннерами:

Они вполне независимы, поверьте. Что хотят, то и делают. У меня нет никаких законных способов помешать им — ничего, что было бы предписано тем или иным контрактом. Но мы регулярно общаемся, а несколько лет назад у нас была решающая встреча, на которой я рассказал им самые важные сюжетные повороты и сюрпризы из еще не написанных книг. Однако не могу сказать, что они двигаются строго по канве. От моего сюжета много в чем отошли, причем довольно далеко.
Джордж Мартин для Медузы, 2017

Много лет спустя Мартин признался, что шоураннеры «Игры престолов» перестали привлекать его к работе уже с пятого сезона, а в создании двух последних сезонов он вообще не принимал никакого участия. На вопрос о причинах он ответил: «Не знаю, спросите Дэвида и Дэна»; шоураннеры в свою очередь от комментариев отказались. В это же время действительно ходили слухи, что Мартин разругался с Дэвидом Беньоффом и Дэном Вайсом, но тогда эти слухи опровергали. С другой стороны, к этому времени шоураннеры уже точно решили закончить «Игру престолов» восьмым сокращенным сезоном, поэтому Мартин с его идеями о 10 или 12 сезонах ничем не мог бы им помочь. Однако все это вскрылось позже, а во время показа сериала писатель высказывался куда дипломатичнее:

Я рассказал Дэвиду и Дэну главные идеи своей развязки. Мы говорили об этом несколько дней, но невозможно обсудить каждую подробность, судьбу каждого второстепенного или третьестепенного персонажа. Сериал ближе книгам, чем 97% других теле- и киноадаптаций, но он не пересказывает книги дословно. И не мог пересказать, иначе пришлось бы снимать еще сезонов пять. О любой адаптации можно сказать, что [она — другая версия книги]. Сколько у нас там «Человеков-пауков»? Это Человек-паук из комиксов Стэна Ли, но не совсем. В одной версии с ним случаются такие вещи, которых не случается в другой. Разные воплощения одного. Тот же персонаж, те же ключевые моменты, но формат вынуждает рассказывать историю по-разному.

Я не думаю, что финал Дэвида и Дэна будет сильно отличаться от моего, разве что в отношении судьбы некоторых второстепенных персонажей. Споры о том, чья концовка лучше, конечно, будут. «Финал Дэвида и Дэна лучше, молодцы, что поменяли», — будут говорить одни. «Дэвид и Дэн все неправильно поняли, у Джорджа лучше», — будут отвечать другие. Это нормально. Для художественного произведения нет ничего хуже равнодушия.

Интервью для программы 60 Minutes, 2019

Даже после просмотра заключительных серий «Игры престолов» писатель оставался дипломатичным:

Последние три года, когда сериал обогнал книги, были странными. Кое-что из своих планов я действительно раскрыл создателям сериала. Некоторые вещи они воплотили, но все это выглядит иначе. Работая над «Ветрами зимы», я держу в голове очень четкую картину того, к чему все идет. Так что это две альтернативные версии, существующие параллельно. Мне ничего не остается, кроме как удвоить ставки и продолжать работать над своей версией.
Джордж Мартин для EW, 2019

Cколько детей было у Скарлет О’Хара? В романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» трое, а в кино лишь один. Правильный ответ: ни три и ни один. Скарлет О’Хара вымышленная героиня, а не реально живший человек, у которого могли быть дети. Или возьмем Русалочку. Мы знаем ее историю в сказке Ханса Андерсена и диснеевском фильме. Которая из этих русалочек настоящая? Русалок ведь не существует, поэтому можете считать настоящей любую версию, какая вам больше понравится. Это касается любой адаптации книг для телевидения и кино. В этом процессе изменения неизбежны, даже если экранизация старается быть преданной источнику, как в случае «Игры престолов».
Джордж Мартин для Welt, 2019

Люди спрашивают сейчас: чем всё закончится? Будет ли концовка такой же, как в сериале? Или другой? Да. И нет. И да. И нет. И да. И нет. И да… <..> Последний сезон воплотился в 6 часах экранного времени. Я же думаю, что две заключительные книги потянут вместе страниц эдак на 3000. <..> Ну и, конечно, «эффект бабочки», о котором я не устаю напоминать читателям своего Не-блога с первого сезона. Одни мои герои не попали в экранизацию, другие погибли на экране, хотя еще живы в книгах. Так что книги должно быть интересно прочитать уже ради того, чтобы узнать о судьбе Джейни Пуль, Бессердечной, Пенни с ее хрюшкой, Скахаза Бритоголового, Арианны Мартелл, Темной Звезды, Виктариона Грейджоя, сира Гарлана Галантного, Эйегона VI и множества других персонажей, важных и проходных, с которыми зрители сериала не смогли познакомиться. И еще в книгах будут единороги. Ну, типа того. Но какая концовка «настоящая»? Книжная или сериальная? Это дурацкий вопрос. Сколько детей было у Скарлетт О’Хары? Давайте так. Я напишу, вы прочитаете. А потом придем каждый к своим выводам и примемся спорить в интернете.
Джордж Мартин в своем Not-a-Blog, 2019

С точки зрения телевизионного продюсера, которым Мартин был почти 10 лет своей жизни, это не только дипломатично, но и правдиво. С точки зрения читателей разные экранизации, адаптации и перезапуски «Человека-паука» совершенно разные.

По мере работы над «Ветрами зимы» уже после завершения «Игры престолов» писатель все дальше отходил от ее сюжета. Все чаще звучало: «Моя концовка будет совсем другой»:

Идеи приходят ко мне в голову в процессе работы. Я всегда знал, что после того, как сериал выйдет за пределы написанного (хотя, честно говоря, в начале я этого не ожидал), шоураннеры двинутся в том направлении, куда я не планирую двигаться в книгах. Я работаю, и мои книги становят все длиннее, идеи копятся, а персонажи ведут меня все дальше от того пути, который избрали для них в сериале. Когда «Ветра зимы», а затем, надеюсь, и «Грезы о весне» все-таки выйдут, вы увидите, что у меня концовка совсем другая. Некоторое сходство, конечно, будет — в кое-каких важных моментах, о которых я рассказал Дэвиду и Дэну много лет назад, когда они приехали ко мне в Санта-Фе. Всего за два-три дня я не смог рассказать им всего, а кое-что из рассказанного поменялось по мере написания. Так что книги получатся другими, а уж читатели и зрители сами решат, что им понравится больше.
Джордж Мартин в своем The New York Times, 2022

Или вот большое сообщение писателя в его блоге, приведем лишь отрывок:

…В последнее время я стал замечать, что мои занятия… уводят меня всё дальше от сериала. Конечно, что-то из увиденного в сериале вы встретите и в Ветрах зимы (хотя, возможно, в иной форме), но очень многое будет просто другим. Наверное, это было неизбежно. Мои романы гораздо больше и сложнее по структуре, чем сериал. Некоторые события, случившиеся в сериале, не произойдут в книге, и наоборот. Некоторые ведущие повествование персонажи книг не появлялись в сериале — Виктарион Грейджой, Арианна Мартелл, Арео Хотах, Джон Коннингтон, Эйерон Мокроголовый. Все они получат главы в Ветрах зимы, а сказанное и сделанное ими повлечет за собой изменения в истории и судьбах героев, показанных в сериале. В книгах также действует множество второстепенных персонажей, которые важны для сюжета: Леди Бессердечная, Юный Гриф, Принц-Оборванец, Пенни, Бурый Бен Пламм, Скахаз мо Кандак, Марвин-маг, Темная Звезда, Жиенна Вестерлинг… А еще многие из тех, кого вы видели в сериале, отличаются от своих книжных прототипов: Яра Грейджой — это не Аша Грейджой, а сериальный Эурон бесконечно далек от моего. Своего часа в книгах ждут Куэйта, Рикон Старк и бедная Джейни Пуль. И этот список очень длинный.

Появятся и новые персонажи, хотя повествование они вести не будут. Но все эти путешествия, битвы и заговоры непременно столкнут известных вам героев с новыми людьми, в землях далеких и близких. Чтобы не наспойлерить, могу лишь сказать, что не все персонажи, дожившие до финала Игры престолов, доживут до финала Песни льда и пламени, как не все погибшие в сериале встретят такой же конец в книгах…

Джордж Мартин в своем Not-a-Blog, 2022

Что касается влияния сериала на содержание книг, то Мартин категорически отвергает такую возможность:

Сериал — это сериал, сейчас он живет своей собственной жизнью. Конечно, я все еще причастен к его созданию и участвовал в нем с самого начала, но основное внимание уделялось книгам. Надо помнить, что я начал писать эту историю в 1991 году, а с [создателями сериала] Дэвидом и Дэном познакомился только в 2007. Я прожил с этим миром и его героями шестнадцать лет еще до того, как мы начали работать над сериалом. В моей голове они давно приняли вполне определенный вид, и я не собираюсь ничего менять из-за сериала, или моей реакции на сериал, или того, что думают поклонники. Я все еще пишу ту самую историю, которую начал писать в начале девяностых.
Джордж Мартин для Time, 2017