Джордж Мартин в Лондоне, фото @WaterstonesPicc
Джордж Мартин в Лондоне, фото @WaterstonesPicc

В этом году Worldcon пройдет в Дублине (Ирландия), поэтому Джордж Мартин, пропустивший лишь один этот фестиваль за всю свою жизнь, отправился на Британские острова. Вчера состоялась встреча в Лондоне в Emmanuel Centre. Значительная часть беседы была посвящена уже знакомым вещам (о начале карьеры писателя и его работе на телевидении, о незаконченном романе «Аваллон» и лютоволчице в снегу, и т. д., вскоре будет доступно видео), но любопытные вещи тоже были — например, подробности о создании рассказов о Дунке и Эгге и приблизительные планы о порядке выхода новых книг.

В начале мероприятия писателю вручили две награды Nielsen в честь того, что продажи «Игры престолов» и «Битвы королей» в Англии перевалили за один миллион копий.  В Nielsen отслеживают статистику с 2001 года, и для сравнительно небольшого английского рынка это огромные цифры, отмечает присутствующий на месте Адам Уайтхед.

Самое интересное касается истории создания побочных циклов в мире «Песни Льда и Пламени». Так, вскоре после выхода «Игры престолов» Роберт Сильверберг предложил Мартину написать что-нибудь для «Легенд».  Мартин не сразу согласился, полагая, что пока не очень-то хорош в эпическом фэнтези, однако соседство с рассказами Терри Пратчетта, Стивена Кинга и Роберта Джордана могло привлечь их фанатов к «Песни Льда и Пламени», да и гонорар за рассказ был предложен очень солидный. Когда «Межевой рыцарь», первая из повестей о Дунке и Эгге, был близок к завершению, Сильверберг написал, что слышал о переносе даты выхода «Битвы королей», но «Легенды» ждать не будут, поэтому вместо рассказа Мартина Сильверберг уже заказал рассказ у другого писателя. Вопреки ожиданием редактора-составителя, Джордж Мартин не только сдал рукопись в срок, но и опередил некоторых своих коллег, поэтому-то в сборнике одиннадцать рассказов вместо десяти. Сам Мартин считает, что его участие в «Легендах» положительно сказалось на успехе «Песни Льда и Пламени».

Всего Джордж Мартин рассматривает 12 идей с эпизодами из жизни Дунка и Эгга. Пять лет назад писатель не был так уверен в количестве идей, но упоминал рабочие названия — «Винтерфелльские волчицы» и «Деревенский герой». Эти две истории более-менее распланированы и даже частично написаны, но писатель пока не уверен, в каком порядке будет работать над ними: он рассматривает возможность выхода одного из этих рассказов после «Ветров зимы», второго — после «Сна о весне», а об остальных (семи?) он подумает уже после второго тома «Пламени и крови». Не стоит воспринимать этот график как готовый план:

  • Ветра зимы
  • 4-й рассказ о Дунке и Эгге (Винтерфелльские волчицы или Деревенский герой)
  • Сон о весне
  • 5-й рассказ о Дунке и Эгге (Винтерфелльские волчицы или Деревенский герой)
  • Пламя и кровь: том 2
  • Прочие рассказы о Дунке и Эгге

Что касается «Пламени и крови», то Мартин подчеркнул, что книга вышла «случайно». Вместо 3000 слов, которые планировалось включить в «Мир Льда и Пламени» в виде врезок, якобы взятых из более древней рукописи, он буквально за несколько недель написал 170 тысяч слов. (В другом интервью Мартин упоминал 2–3 месяца и 300 тысяч слов; возможно, здесь нужно сделать поправку на третью и четвертую главу «Мира…».)  В итоге соавторы Мартина, Элио Гарсия и Линда Антонссон, пересказали написанное, чтобы уместить в запланированный формат, а отрывки из «Пламени и крови» вышли в виде отдельных повестей. Когда в HBO стали планировать приквел, Джордж Мартин понял, что в написанном материале скрыт большой потенциал для разработки нового сериала, и вместе со своими издателями решил выпустить его в виде полноценной книги. По иронии судьбы, в HBO дали зеленый свет совершенно другой истории, но два сценария все еще находятся в разработке. Второй том «Пламени и крови» еще не написан, хотя у Мартина множество захватывающих сюжетов, например об Эйгоне Недостойном и его любовницах.

Джордж Мартин обожает популярную, а не академическую историю. Он мог бы и сам писать исторические романы, но для этого требуется проводить множество исследований, поэтому он предпочитает историю выдуманную и свой собственный мир. Среди широко известных источников вдохновения, вроде Адрианова вала (Стена) или Черного Обеда (Красная свадьба), он упомянул вдохновляющую историю Элеаноры Аквитанской и ряда итальянских дам эпохи Ренессанса (правда, не уточнил, кого именно он имел в виду в своей истории). Стиль «Пламени и крови» во многом определен его работой над незаконченным романом о журналистике времен Джека Потрошителя Black and White and Red All Over (начат в 1984 году и брошен). Самая часто повторяемая фраза «Пламени и крови» — «никто никогда не узнает правды».

Отвечая на вопрос, на каком драконе он бы хотел летать и каким мечом сражаться, писатель задумался и пошутил: если уж на ком и летать, то на самом большом — Балерионе Черном Ужасе, а что касается меча, то это был бы Рассвет; «Кто знает, какая магия сокрыта в метеорите», — серьезно добавил он. Мартин отметил, что для карты Вестероса использовал очертания перевернутого острова Ирландия. На его рабочем столе есть несколько карт из «Земель Льда и Пламени», карточки с хронологией и досье персонажей.

На Ворлдконе (15–19 августа) у Джорджа Мартина запланировано несколько различных мероприятий, наиболее интересное из которых — беседа писателя с его женой о научной фантастике и фэндоме (16 августа). На Титанконе (23–24 августа) состоится еще одна встреча в формате беседы и, вероятно, ответов на вопросы из зала (24 августа). И на Ворлдконе, и на Титанконе запланированы и другие мероприятия, относящиеся к нашему фэндому, но уже без участия самого Мартина. Например, будут обсуждаться вопросы создания интернет-сообществ поклонников и поддержки в них позитивных настроений, а также состоится беседа о наследии «Игры престолов». Полное расписание можно посмотреть здесь.