Знаковые песни в сериале «Игра престолов»: от Рейнов из Кастамере до Дженни из Старых Камней
Создатели сериала «Игра престолов» не забыли, что цикл книг называется «Песнь Льда и Пламени», и мир, который они воплощают на экране, полон песен. Им хотелось, чтобы хотя бы часть этих песен ожила в сериале и, может быть, стала популярна сама по себе. Первая попытка — «Рейны из Кастамере» — оказалась невероятно удачной и породила множество перепевок, но не была единственной.
Рейны из Кастамере
«Рейны из Кастамере» звучат или упоминаются в сериале множество раз: во втором сезоне Тирион насвистывает песню по пути на заседание Малого Совета, затем Бронн — незадолго до Битвы на Черноводной, в третьем сезоне ее поет Торос, бредя по лесу, затем Серсея запугивает ею Маргери… Мелодия «Рейнов» постепенно становится главной музыкальной темой Ланнистеров, и когда ее начинают играть в Близнецах, тревога охватывает не только Кейтилин, но и зрителей.

Постоянные упоминания и отсылки, как считали создатели сериала, не могли бы сделать эту мелодию по-настоящему узнаваемой, какой она является в Вестеросе. Они загорелись идеей, с одной стороны, эффектно завершить битву на Черноводной во втором сезоне, а с другой — создать для сериала «запоминающуюся полную версию песни». Беньофф и Вайс обратились к своим любимым музыкантам, творчество которых было близко по духу «Рейнам из Кастамере». Когда занятая на записи песни к другому фильму группа Florence + the Machine отвергла предложение HBO, были приглашены The National. «Мы даже не представляли, что из этого получится, — говорит композитор сериала Рамин Джавади. — Просто подумали: было бы здорово, если бы под эту мелодию кто-нибудь спел».
Задача the National заключалась в том, чтобы сделать аранжировку прямо в студии Джавади. «Я записал демо без вокала, — рассказывает Джавади. — Мы придали мелодии форму, исключили инструменты, а группа сделала свою атмосферную обработку». Создатели были довольны, чтобы не сказать больше. «Богатый, полный печали голос Мэтта Бернингера и создающая правильное настроение аранжировка Аарона Десснера отлично сочетаются с запоминающейся мелодией Рамина [Джавади]. У Мэтта неподражаемый голос. Сами попробуйте — если перейдете в этот регистр, вы будете звучать глупо. Но он — отлично. Слышим его исполнение песни и радуемся — в ней переплелись предчувствие и меланхолия».
Совсем иначе песня звучит в исполнении пост-рок-группы Sigur Rós. Это не угроза, как у The National, а заунывный плач по Рейнам. Создатели сериала предложили музыкантам поучаствовать в съемках, когда работали в Исландии над предыдущим сезоном. Они написали специальную сцену, в которой музыканты развлекают гостей на свадьбе Джоффри и Маргери. В конце концов, королю песня наскучивает, и он прогоняет музыкантов, швырнув им пригоршню монет; те, подбирая монеты, торопливо удаляются. «У нас получилась, вероятно, самая мрачная версия из всех существующих. Не самая веселая свадебная песня, но она очень хорошо смотрится в кадре», — говорит Джордж Хольм из Sigur Rós.
Уилл Чэмпион из Coldplay — большой фанат сериала, и во время съемок третьего сезона он попросился посмотреть на процесс работы. «Нам как раз нужен барабанщик для одной важной сцены!» — сказали Чэмпиону, и в итоге он сыграл барабанщика на свадьбе в Близнецах, отбивая, как нетрудно догадаться, «Рейнов из Кастамере». (Позднее Coldplay вместе с актерами «Игры престолов» записали несколько песен в рамках благотворительной акции «День красного носа».) Еще раз в исполнении известных музыкантов мелодия звучит в шестом сезоне: исландская инди-фолк-рок-группа Of Monsters and Men исполнила небольшую роль уличных музыкантов в постановке театра Изембаро по мотивам событий первых четырех сезонов сериала.
Если говорить о знаменитостях, которые исполняли «Рейнов из Кастамере», то можно еще вспомнить концертный тур Рамина Джавади, где среди прочих участвовал Серж Танкян из группы System of a Down (в сопровождении симфонического оркестра), или концерт дуэта виолончелистов 2CELLOS. Ну уж а менее знаменитым музыкантам несть числа.
Медведь и прекрасная дева
В третьем сезоне создатели сериала решили повторить свой небольшой рок-эксперимент. В воплощении народной песни «Медведь и прекрасная дева» они стали смелее и решили сыграть на контрасте финальной сцены и музыки: «Мы держали в голове титры «Американского оборотня в Лондоне», но на этот раз искали хриплые, бесшабашные пьяные голоса, стремясь встряхнуть зрителей в конце… для пущего эффекта». The Hold Steady были среди фаворитов и почти сразу согласились участвовать: «Я не читал книг, так что солгал, что знаю, о чем речь, — вспоминал позже Тад Кюблер звонок создателей сериала. — Я сказал: Конечно! Та самая песня!» Кюблер не жалует фэнтези, зато знаком с Питером Динклейджем с 2003 года. «Игру престолов» он в свое время стал смотреть только из-за него, а там и увлекся.

Позже Кюблер связался с супервайзером сериала по музыке Ивьеном Клиэном и спросил: «Вам нужны просто музыканты или именно моя группа?» Когда Клиэн объявил, что создатели сериала выбрали их за музыку, Кюблер почувствовал себя польщенным и окончательно согласился. Для работы он получил текст Мартина, мелодию Рамина Джавади и описание сцены, с которой песня должна контрастировать. Создатели сериала намекнули, что звучать песня должна, как у «пьяных Pogues». Первое прослушивание состоялось в гостях у Джорджа Мартина в Санта Фе. «Еще не заиграл второй куплет, а мы уже сияли от восторга. Когда песня закончилась, мы одолели бутылку текилы». «Они сказали, что танцуют там с Джорджем Мартином, и я понял, что без текилы не обошлось», — со смехом рассказывает Кюблер. На радостях продюсеры даже пригласили музыкантов сыграть в эпизодической роли каких-нибудь воинов. «Я бы сыграл, если бы они смогли написать роль, где мы выступаем в трактире, у меня как раз есть мандолина — один из моих любимых инструментов». Такая сцена в сериале в итоге не появилась.
Первые строчки из песни звучат, однако, задолго до титров. Гэри Лайтбоди из Snow Patrol, как и Уилл Чэмпион до него, попросился на съемочную площадку, а в итоге сыграл небольшую роль: его можно заметить в третьей серии третьего сезона, где он играет запевающего «Медведя и прекрасную деву» воина из отряда Локка.
На дне морском
В третьем сезоне Керри Инграм (Ширен Баратеон) поет «На дне морском». Это песенка, которую в книгах напевает Шут Пестряк. В сериале она звучит дважды: в первый раз Ширен напевает, когда к ней входит отец, а потом полная версия в том же исполнении звучит в титрах:
Дорнийская жена
Герой этой баллады соблазняет замужнюю дорнийку и становится жертвой ее ревнивого мужа. В пятом сезоне песню поет Джером Флинн (Бронн), когда его герой вместе с Джейме прибывает в Дорн и позже сидит в темнице в Водных Садах вместе с Песчаными Змейками. Джером Флинн когда-то пел в поп-дуэте «Робсон и Джером», чем создатели сериала и пользуются.
Золотые руки всегда холодны
В седьмом сезоне по пути в Винтерфелл Арья встречает солдат в ланнистеровских доспехах. Среди них — Эд Ширан, который поет песню «Золотые руки всегда холодны, а женские — горячи». Арья удивляется, что никогда не слышала этой песни раньше. «Она новая», — отвечает Ширан.
В книгах песню сочинил менестрель Саймон Серебряный Язык, чтобы шантажировать Тириона Ланнистера. Саймон закончил свои дни на разделочной доске, а вот персонаж Ширана, разделив трапезу с Арьей, продолжил свой путь дальше и, возможно, участвовал в битве под Королевской Гаванью с драконом и дотракийцами. В восьмом сезоне столичные проститутки вспоминают «рыженького Эдди», который вернулся с обгорелым лицом. Появление певца и выбор песни никак не связаны с сюжетом: создатели сериала пригласили Эда Ширана, чтобы порадовать Мейси Уильямс (Арья Старк), которая его обожает.
Песня о Дженни из Старых Камней
Под занавес создатели сериала снова позвали Florence + the Machine, и на этот раз те согласились. В книгах балладу о трагической любви простой девушки из Старых Камней и Принца Стрекоз никогда не исполняли целиком, известна лишь одна строчка: «Призраки с Дженни танцуют в чертогах былых королей».

Флоренс Уэлч призналась, что стала смотреть «Игру престолов» лишь перед началом третьего сезона и даже не помнит, как ее приглашали петь «Рейнов из Кастамере». В работу певица получила слова и простую мелодию, которая для нее звучала как народная кельтская песня. Флоренс не знала, в какой сцене песня зазвучит и какое место она занимает в мире Мартина. После рассказа журналиста Уэлч ответила: «Я хотела, чтобы песня звучала как можно проще. В конце она становится чуть эмоциональнее, но я стремилась к простоте изначальной мелодии и текста, которые показались мне очень трогательными. Если бы я знала историю песни, то я бы все переусложнила». «Мы всегда были без ума от музыки Флоренс и хотели заполучить ее таинственный голос в наш сериал, — рассказали Беньофф и Вайс. — Мы приятно поражены тем, что она согласилась, и в восторге от результата». (Включите субтитры на панели управления, чтобы попробовать пропеть по-русски.)
- Текст песни «Дженни из Старых Камней» ru/en
-
-
Призраки с Дженни танцуют, кружась,
В чертогах былых королей.
Призраки тех, кто остался не с ней,
И тех, кто любил всех сильней.Призраки тех, кто ушел столь давно,
Что имен их не вспомнить впотьмах.
Среди старых камней в танце кружат её,
Изгоняя печали и страх.И ей так бы кружиться всегда.
Ей так бы кружиться всегда.
Так бы кружиться всегда.
Ей так бы кружиться всегда.Танцуют они день и ночь напролёт,
И снег вместе с ними кружит.
Закончилось лето, зима настаёт,
И уж время стены крушит.А ей так бы кружиться всегда.
Ей так бы кружиться всегда.
Так бы кружиться всегда.
Ей так бы кружиться всегда.Призраки с Дженни танцуют, кружась,
В чертогах былых королей.
Призраки тех, кто остался не с ней,
И тех, кто любил всех сильней.(перевод Drezden для 7kingdoms.ru)
- High in the halls оf the kings who are gone
Jenny would dance with her ghosts
The ones she had lost and the ones she had found
And the ones who had loved her the mostThe ones who’d been gone for so very long
She couldn’t remember their names
They spun her around on the damp old stones
Spun away all her sorrow and painAnd she never wanted to leave…
She never wanted to leave…
And she never wanted to leave…
She never wanted to leave…They danced to the day and into the night
Through the snow that swept through the hall
From winter to summer then winter again
Til the walls did crumble and fallAnd she never wanted to leave…
She never wanted to leave…
And she never wanted to leave…
She never wanted to leave…High in the halls of the kings who are gone
Jenny would dance with her ghosts
The ones she had lost and the ones she had found
And the ones who had loved her the most
-
Призраки с Дженни танцуют, кружась,
Как и с «Рейнами из Кастамере», появление песни вплетено в сценарий: Подрик Пейн исполняет ее у камина на закате дня, который для многих защитников Винтерфелла станет последним (в исполнении Florence + the Machine песня звучит лишь в титрах). Дэниел Портман рассказал, что никто не предупредил его о съемках такой сцены и он, несмотря на певческий опыт, был в ужасе. «Подрик поет не для себя, а для других. В этом он весь, как мне кажется. Он никогда ничего не делал для себя, а в такие критические моменты музыка помогает успокоить людей». Портман считает, что по смыслу эта сцена напоминает песню Пиппина в Минас-Тирите во «Властелине Колец».
Не все музыканты, принимавшие участие в съемках «Игры престолов», поют или играют в кадре на музыкальных инструментах. На роль немого палача Илина Пейна взяли Уилко Джонсона из Dr. Feelgood; Кэрис ван Хаутен (Мелисандра) в 2012 году выпустила свой первый поп-рок-альбом See You on the Ice, а Наталия Тена (Оша) — вокалистка группы Molotov Jukebox. После появления Гэри Лайтбоди и Уилла Чэмпиона в небольших ролях-камео к создателям сериала стали обращаться и другие музыканты, среди которых Soundgarden, Garbage, the Shins, Band of Horses, Sun Kil Moon и Portugal. The Man. Ивьен Клиэн жалуется, что его телефон разрывается от звонков групп, менеджеров и лейблов, но создатели сериала непреклонны: музыка служит истории, а не наоборот.

Впрочем, некоторые все же попали на съемочную площадку. Например, в пятом сезоне участники металл-группы Mastodon Бранн Дэйлор, Билл Келлихер и Брент Хайндз ничего не пели, зато сыграли одичалых в Суровом Доме. На фотографии они стоят вместе с Тормундом, Скорбным Эддом и Джоном Сноу. Дейлор делится впечатлениями со съемок: «Участвовать статистами в любимом сериале нашей группы в роли убитых и возвращенных к жизни одичалых — это невероятный опыт. Я видел, как у меня на глазах убили моих лучших друзей Брента и Билла, а мне самому вспороли живот и пару раз перерезали горло, а я совершенно не возражал. Этот опыт заставил меня еще раз порадоваться, что я — Mastodon. Огромная честь принимать участие в одной из самых значительных историй в кино… да и кормили нас неплохо». Позже музыканты появились и в 7-м сезоне, сыграв мертвецов в войске Короля Ночи в первой и последней серии. Участники английской инди-поп-группы Bastille тоже снялись как ожившие мертвецы для финала 7-го сезона.
Не знаю почему, но песня про Дженни из Старых камней очень понравилась. Именно в исполнении Флоренс. Жаль, что короткая слишком она для баллады.
Сериал за многое можно упрекнуть, но музыка там прекрасная, а баллады – своеобразные мостики между книжным каноном и видением шоураннеров. Песню о Дженни, конечно, стоило завершить.
Персонаж Ширана продолжил путь и попал под раздачу Дрогона. Сцена с Бронном и проститутками, где последние обсуждают ланнистеровских солдат (s08e01):
— Тот парень Эдди.
— Рыженький который?
— Он самый. Вернулся с выжженным лицом.
Песня про медведя в титрах помню очень порадовала, ибо наконец-то златовласый получил сполна за свои деяния.
Вообще третий сезон был лучший имхо.
apxumekmop, ого!!! Ё-маё, вот как такое пропустить можно было🙈
apxumekmop, наблюдательно! Добавила в заметку.
Narwen, Можно упомянуть, также песню Мейса Тирелла в пятом сезоне. Хотя, там был один лишь куплет.
“Рейны” рулят. Единственный их минус – всего три крохотных куплетика! Хотеть ещё текста!!!
“Дженни” очень хороша, в исполнении Флоренс просто изумительна. Мелодию, я так понимаю, сделал Джавади? Молодец. Вокал Флоренс делает из этой песни конфетку. (Рейны, конечно, в моём сердце навсегда, но наконец-то теперь есть ещё одна любимая песня из “Престолов”). Минусов два: голос Флоренс должен звучать в серии, а не в титрах, и текста снова очень мало, прямо ужас. (А кто дописывал текст? Я из поста не очень понял.)
“Рейны” звучат вообще где попало. Тайвин в септе – “Рейны” на фоне. Серсея коронуется – “Рейны” с примесью “Света семерых” на фоне. В последних трёх, пожалуй, сезонах как на экране Серсея (реже – Тирион), так включают “Рейнов”. Я как-нибудь по приколу посчитаю, сколько вообще раз они появляются в каждом сезоне.
Кажется, группа Флоренс могла записывать “Breath of life”, песню из титров к “Белоснежке и охотнику” в тот период, когда к ним обратились по поводу “Рейнов”. По срокам вроде подходит. Но я могу ошибаться.
Джереми Подъязвой, в статье же сказано, что “Рейны” постепенно стали заглавной темой Ланнистеров. То есть, в последних сезонах мелодия из “Рейнов” звучала уже не как “Рейны”, а как тема Ланнистеров.
Клип очень трогательный HBO сняли под «Дженни». И голос Флоренс, конечно, чудесный, его стоило ждать
*Минусов два: голос Флоренс должен звучать в серии, а не в титрах
Зачем же? Тут соль именно в том, что поет один из непосредственных участников истории, в ее рамках. А Флоренс на титрах мягко будит зрителя и подслащивает ему пилюлю недельного ожидания.
А мне больше всего про медведя нравится.
А почему “She never wanted to leave” переведено как “Ей так бы кружиться всегда”, хотя дословный перевод “Она никогда не хотела уходить” по моему скромному мнению тут более уместен?
Марк, Если вам кажется, что «Она никогда не хотела уходить» — это русский язык, то у меня для вас плохие новости.
silv, и какие же здесь для меня плохие новости?
Субтитры не работают – Ютуб запретил просмотр ролика на сайте.
Медведь и дева были также на свадьбе Джоффри. К сожалению HBO что-то ее в нормальном качестве не выпустили.
Марк, русского здесь — только кириллица.
silv, полезного содержания в вашем ответе на вопрос – ноль.
7kingdoms, спасибо вам за такие качественные статьи! Седьмой год захожу на этот сайт, и всегда читаю материалы с особым наслаждением. Что темы, что язык, что уровень – все прекрасно! Если честно, наверное, уже не так хорош сериал, и, постепенно, забывается первое впечатление от книг, а ваши статьи и переводы – это всегда маленький праздник (чего стоит прочитать про новую спойлерную главу и про начало перевода новой книги цикла …. сердже аж стучит быстрее, ) Сайт и форум – небольшая часть моих увлечений, но, для меня, это самый богатый источник расширения кругозора. Короче, люблю)
Mattiolla, очень приятно, спасибо :))
Из комментов к песне Дженни из Старых Камней мне один особо понравился (хотя нигде не нашел подтверждения, что это песня была именно Дженни ), вот примерный перевод:
“На турнире в Харренхолле Рейгар сыград эту песню и его исполнение настолько тронуло Лианну, что она в него влюбилась. Так что косвенно, Джон был рожден благодаря этой песне, и именно после пения Подрика Джон рассказывает Дени о своем прохождении на могиле Лианны”.
Если это действительно так, то авторы сериалы очень внимательны к такого рода мелочам.
Я правильно понимаю, что уже 8 часов до выхода серии, а её до сих пор никто не слил?! Нипарядак! :)))) Как же так! :)
Интересно, не будет ли в титрах третьей серии такой же тишины, как в титрах 9 серии 3 сезона?..
Забыли добавить песню Медведь И Дева в исполнении проститутки из Кротовьего городка, которую она спела незадолго до нападения одичалых.
Вместо дженни – дэни, вместо олд – дрэгон и все становится понятно.
DrWhat, Знаете вполне возможно, поскольку сочинитель песни явно знал о Дженни многое, раз уж перечисляет её умерших близких (людей ею потерянных, найденных, тех кто любил её больше всего (муж и та карлица?) и тех чьи имена она не помнила (родители?)), что уже предполагает члена её семьи (причем там еще и предполагается относительно счастливое посмертие с теми кого она любила при жизни – это явно написано кем-то желающим Дженни добра, что только подтверждает, что это член семьи), кого-то, кто мог слышать о ней многое. А Рейгар на свет появился только потому, что приведенная Дженни ко двору женщина напророчила. Да и Рейгар любил вдохновляться руинами Летнего замка и каждый раз после визита туда возвращался с новой песней. И песня написана в меланхоничном стили, вполне соответствующем характеру Рейгара. И песня явно достаточно молода, поскольку в книгах сейчас 300 год от З.Э., а замок сгорел в 259.
В сериале ведь еще эта песня была:
Кабаний клык сулит беду здоровью короля,
И боров, жирный как король, бежит, дрожит земля,
Монарх воскликнул: «Нападай! Башку тебе срублю!
Одна лишь львица мне страшна. На ложе, где я сплю».
Попал король наш к смерти в плен, сражаться нет уж сил —
Отгрызла львица ему член, а вепрь его добил.
https://www.youtube.com/watch?v=OM3Dn9pBtyA