[+] Обзор обновлен по материалам последнего сезона «Игры престолов».

Перед угрозой Белых Ходоков борьба за власть в Вестеросе отступила на второй план, живые вынуждены объединяться. Вот только для обычного стального оружия Белые Ходоки неуязвимы, поэтому просто объединиться недостаточно. Нужно специальное вооружение.

С первого сезона созданием оружия в «Игре престолов» занимается Томми Данн. В своей работе он полагается исключительно на сценарий, поэтому не все мечи выглядят в точности так, какими их описывает Джордж Мартин: «Я не опираюсь на книги, поскольку для меня важнее мои собственные ощущения и интерпретация сценария». Мечи, копья, арбалеты, луки — если оружие имеет значение для сюжета и связано с персонажем, Данн старается это отразить. Для знаковых мечей от эскиза до конечного варианта требуется среднем две-три недели. Одни мечи вполне функциональные и делаются для крупных планов, другие — из алюминия или бамбука — подходят для сцен сражения, а еще есть резиновые мечи, чтобы не поранить лошадь. В этом материале рассмотрим оружие самих Белых Ходоков и то, чем их можно убить. (Читайте также интервью Томми Данна с Элио Гарсией, посетившим съемочную площадку во время съемок первого сезона.)

Части меча
Названия частей меча

В сериале Белые Ходоки созданы магией как оружие против человечества, хлынувшего в Вестерос тысячи лет назад по узкому перешейку, соединяющему континент с Эссосом. Порождения Детей Леса — грозные бойцы, способные воспроизводить себе подобных из человеческих детей; они сражались ледяными мечами и копьями, и никакая сталь не могла устоять против их клинков.

«Поначалу оружие Белых Ходоков планировали сделать на компьютере, но неожиданно передумали, — вспоминает Томми Данн. — Я был в шоке, потому что времени оставалось всего ничего, а нужно было придумать прототип, со всеми его согласовать и подготовить оружие непосредственно для съемок. Мы справились: у меня был кусок кристаллической породы, которая натолкнула меня на мысль использовать акриловую смолу, наслаивая один слой на другой, подобно чешуе, чтобы получился полупрозрачный ледяной меч». Клинок выглядит отлично, но слишком хрупкий, чтобы использовать его в бою.

Позже Томми Данн натолкнулся на новый материал, который куда больше подходил для экшн-сцен, и облик мечей изменился. «Нам повезло найти новую полупрозрачную резину — прочную, долговечную и, что важнее всего, подходящую для боевых сцен. Новые мечи длинные и бледные, напоминают осколок льда с длинной рукоятью, как у самурайских клинков».

По задумке сценаристов Король Ночи носит меч, напоминающий филиппинский панабас (или «хокейную клюшку», как описывает оружие Данн): «Клинок получился тяжеловат, поэтому орудовать им никому не нравилось», — признается Данн, и действительно: в некоторых сценах предводитель Белых Ходоков предпочитает ледяной меч в европейском или японском стиле.

Меч Короля Ночи в стиле панабаса

Белые Ходоки не только сражались и убивали людей ледяными мечами: сами по себе эти воины были слишком малочисленны, чтобы остановить человеческую миграцию в Вестерос. Зато они умели обращать убитых в покорную нежить, поэтому, чем многочисленнее были человеческие армии, тем больше становилось полчище нежити.

Как всегда бывает с универсальными солдатами, в какой-то момент они вышли из-под контроля, а никакой экстренной кнопки (ну, или хотя бы иглы в яйце) у их создателей не оказалось. Ради жизни на континенте пришлось мириться с Первыми людьми и учить их убивать Белых Ходоков. Так и спаслись.

Первые люди сражались с Белыми Ходоками оружием из обсидиана — магматической горной породы. Этот хрупкий материал не выдерживает удар стального клинка, зато пронзенные стрелой или кинжалом из обсидиана Белые Ходоки обращаются в лед и вскорости рассыпаются на тысячи осколков. Тайник с обсидиановыми кинжалами и наконечниками братья Ночного Дозора нашли на Кулаке Первых людей. Одним из этих наконечников Сэмвелл Тарли убил первого Белого Ходока за многие сотни лет, а позже Мира Рид сразила другого:

Мира Рид убивает Белого Ходока

Предполагалось, что из-за хрупкости обсидиан не используют для крупногабаритного оружия, однако в «Игре престолов» настоящий кузнец способен обработать материал так, что он становится достаточно крепким. Когда в Винтерфелл прибывает руда с драконовым стеклом, ученик кузнеца Джендри выплавляет из него лезвия кинжалов, наконечники копий и стрел, метательные топорики и шипы в защитных сооружениях (выглядят они при этом все-таки не гладкими, а будто бы сколотыми). По заказу Пса Джендри делает огромный топор, а для себя не менее солидную булаву (шестопер с семью перьями). «Сделать большое лезвие из драконова стекла непросто», — признается он.

В быту обсидиан называют драконовым стеклом, а в древней Валирии звали «застывшим огнем» — там из него делали магические предметы, например свечи, позволяющие связываться на расстоянии, и другие веселые штуки. Дети Леса тоже применяли этот материал в магии: именно вонзенный в сердце человека зачарованный обсидиановый осколок превратил того в первого Белого Ходока.

Драконово стекло добывают в Асшае, а в Вестеросе крупнейшее месторождение к югу от Стены расположено на Драконьем Камне. В книгах разработку карьера начали еще при Станнисе, но в сериале добыча стекла начинается уже после высадки Дейенерис Таргариен: это ее жест доброй воли в ответ на призывы Джона Сноу. В одной из пещер тот находит древнюю наскальную живопись Первых людей о самой первой войне живых против Белых Ходоков. Первые люди действительно могли украшать все крупные месторождения обсидиана рисунками в память о великой войне, но по сериалу складывается впечатление, будто драконово стекло есть лишь на Драконьем Камне. Это не так: Дети Леса долгие годы обеспечивали Ночной Дозор обсидианом, добывая его к северу от Стены в Клыках Мороза.

Наскальная живопись в обсидиановых пещерах

Другой материал, который несет смерть Белым Ходокам, это валирийская сталь. Такой стали в мире гораздо меньше, чем обсидиана. Тайной производства сплава владели только кузнецы древней Валирии, и после Рока никто не смог повторить их работу — даже самые искусные мастера были способны лишь перековать готовые изделия. Валирийская сталь легче обычной, прекрасно держит заточку и имеет темную слабо отражающую поверхность с характерным узором; кузнецы говорят, что эта сталь всегда подернута дымом, ибо душа ее темна. Впрочем, нельзя говорить, что валирийская сталь легкая: беря такой меч в руки, Джон не сразу обращает внимание, что при бо́льших габаритах клинок легче привычного ему оружия.

Исторический источник вдохновения для валирийской стали
Исторический источник вдохновения для валирийской стали — дамасская и булатная стали

Считается, что для закалки валирийской стали требовались годы, жар драконьего огня и особые заклинания. Причем речь, видимо, о магии крови и человеческих жертвоприношениях. Отголоски этой практики сохранились в легендах: например, Азор Ахай закалил свой легендарный меч (из неуказанной стали) в крови возлюбленной, добровольно отдавшей свою жизнь. И все это, конечно, прекрасно, однако после Рока несколько драконов и магия в мире остались, а вот единственное, что точно безвозвратно исчезло, так это цепь вулканов Четырнадцать Огней с их уникальной по своему составу рудой. В конце концов, уникальный меч можно сковать не только по уникальной технологии, но и из уникального материала. Пример тому — Рассвет, молочно-белый фамильный меч Дейнов, который ничем не уступает валирийским клинкам, но выкован из упавшей звезды Первыми людьми. В сериале во флешбэках в Рассвете нет ничего необычного, поэтому в качестве иллюстрации приведем рисунок:

Эртур Дейн с Рассветом
Эртур Дейн с Рассветом (худ. Mobo Boehme)

Первый валирийский клинок, с которым знакомят зрителей Игры престолов — двуручный меч Старков, выкованный четыреста лет назад в Валирии незадолго до Рока. Старки купили его и дали имя Лед в честь легендарного оружия своей семьи из Века Героев. Впервые мы видим Лед в руках Неда Старка во время казни дезертира из Ночного Дозора.

«Лед важен для истории, поэтому над этим оружием мы потрудились в первую очередь, — рассказывает Томми Данн. — На весь путь от концепта до последних штрихов ушло три недели». Прямой клинок с почти параллельными лезвиями, идущими к скругленному острию, имеет характерный узор и цвет, как у дамасской стали, линзовидное сечение и три узких дола — два коротких и один длинный почти на всю длину. Черен изготовлен из дерева, прямая гарда и навершие не имеют никаких украшений. По своему виду Лед — это боевой двуручный меч с широким клинком и длинной рукоятью; здесь нет ни контргарды, ни рикассо (незаточенная часть клинка), позволяющих ухватить меч за клинок, чтобы увеличить рычаг. Двуручные мечи носили без ножен на плече, подобно алебарде, а при длительном хранении использовали чехлы; Эддард Старк хранил Лед в деревянном чехле, обтянутом волчьей шкурой. В бою с двуручным мечом могли управиться лишь очень рослые и статные люди. Из-за невысокого роста лорд Винтерфелла использует фамильный клинок лишь в церемониальных целях, а в бою предпочитает «одноручный» романский меч. Несмотря на это, он все же берет оружие с собой в столицу, где Илин Пейн отсекает Льдом голову его владельца.

Удачное стечение обстоятельств позволяет Тайвину Ланнистеру исполнить давнюю мечту. За два века до завоевания Вестероса Эйгоном Таргариеном у Ланнистеров был валирийский меч Светлый Рев, купленный в Валирии за баснословные деньги. После Рока один из королей Утеса решил побывать на руинах Валирии и сгинул вместе с этим мечом. Потомки предпринимали попытки выкупить клинки у обедневших семейств — только Тайвин Ланнистер пытался трижды, — но желающих продать фамильную реликвию не нашлось. Теперь же, присвоив Лед, десница приказывает использовать его для двух новых мечей поменьше, причем роль кузнеца в этой сцене исполняет сам Томми Данн. В книгах лорд Тайвин даже отдает специальное указание ввести примесь багряного цвета, и угольно-багряные прожилки переплетаются в узоре клинка, не смешиваясь друг с другом. Теперь эти мечи будут вечно напоминать о Ланнистерах, даже если кто-то попытается присвоить или переплавить их. (Оставим в стороне вопрос падения качества волшебной стали в результате введения примеси.)

«Сыновья» Льда — Вдовий Плач и Верный Клятве

Новые мечи рассчитаны на хват одной рукой, но немного отличаются друг от друга толщиной и длиной клинка. Больший по размеру меч, Верный Клятве, Тайвин Ланнистер вручает своему старшему сыну, а меньший, Вдовий Плач, — старшему внуку как свадебный дар. В книгах оба меча украшены золотыми львиными головами и рубинами, но в сериале рукояти и ножны мечей разные.

Верный Клятве украшен скорее как церемониальное оружие: его гарда и навершие выполнены в виде львиных голов, в центре гарды инкрустация рубином (на самом деле это кристалл Swarovski) и жемчугом, металлический черен украшен узором и ничем не обтянут (как это обычно делали во избежание скольжения в руках). В качестве образца Данн использовал романский меч типа XIII по Окшотту с отсутствием выраженного сужения к острию; такие клинки предназначены в основном для рубящих ударов.

Деревянные ножны Верного Клятве обтянуты красно-золотой узорчатой тканью и крепятся на ремне из красной кожи, украшенной орнаментом и заклепками в форме львиных голов. Устье и наконечник ножен позолочены:

Вдовий Плач более строгий и менее львиный. Гарда украшена оленьей головой, а к Ланнистерам здесь отсылают лишь рубины в центре гарды и в навершии, а также ножны, половина которых выполнена из красной кожи.

Верного Клятве Джейме Ланнистер дарит Бриенне Тарт, а после смерти сыновей и воцарения Серсеи опоясывается Вдовьим Плачем и берет его с собой на Север (правда, в других ножнах). Таким образом, обе половины Льда возвращаются в Винтерфелл и будут участвовать в битве живых против Белых Ходоков.

Второй валирийский меч, с которым знакомится зритель, — полутораручный Длинный Коготь, принадлежавший Мормонтам почти пять веков. Когда сир Джорах Мормонт бежал в Вольные города, он устыдился брать меч с собой. Чтобы клинок не напоминал о бесчестье сына, Джиор Мормонт убрал Длинный Коготь с глаз долой и забыл, пока его не нашли на пепелище после нападения ожившего мертвеца. Перед тем, как вручить оружие своему спасителю, лорд-командующий приказал заменить серебряное навершие с медведем на волка из залитого свинцом белого камня с гранатовыми красными глазами, как у Призрака.

В книгах это длинный меч, иногда называемый бастардом. Такие мечи по сравнению с романскими и даже полутораручными боевыми имели более выраженное сужение клинка для колющей техники боя и более длинную рукоять, позволявшую использовать силу рычага для ударно-режущей атаки. В сериале Длинный Коготь допускает хват одной или двумя руками, однако по виду это скорее боевой меч. Джон, как правило, сражается одной рукой, изредка перехватывая рукоять двумя для сильного рубящего удара. Черен Длинного Когтя изготовлен из металла и обтянут кожей. Изогнутая крестовина ничем не украшена, зато навершие имитирует  камень или даже чардрево. Джон Сноу уже опробовал клинок на нескольких Белых Ходоках, и те рассыпались на сотни ледяных осколков мгновенно (в отличие от удара драконовым стеклом):

Как сын Рейгара Таргариена, Джон также имеет право на другой валирийский меч — Черное Пламя. Это тоже полутораручный клинок, один из двух фамильных мечей дома Таргариенов. В сериале Черное Пламя уже едва ли появится, но в книгах меч, вероятно, возникнет в сюжетной линии Юного Грифа.

Черное Пламя
Фамильный меч Таргариенов Черное Пламя, худ. Velvet Engine

Последний показанный в Игре престолов валирийский меч принадлежит дому Тарли. Губитель Сердец, как и Лед, двуручный. Дизайн меча, вопреки обыкновению, разработала Наталья Ли, а не Томми Данн. В кадре ее можно увидеть в крошечной роли Челлы.

«Разрабатывая оружие, я полагаюсь на сценарий, так что в этом мече появляется образ охотника с луком, как на гербе Тарли. Два одинаковых лучника в центре гарды стреляют в животных по обе стороны от них — во львов Ланнистеров, оленей Баратеонов, драконов Таргариенов и т. д. Вдоль рукояти расположена стрела с опереньем, оплетающим навершие[, и наконечником, рассекающим гарду]. Рукоять и ножны сделаны из редкого вяза с уникальным рисунком и щербинами, создающими ощущение древности, — рассказывает Ли. — В целом, я вдохновлялась картинами эпохи Ренессанса на библейские сюжеты и классической гравюрой охотничьих ружей». По словам мастера, производство меча заняло несколько месяцев.

Сэмвелл Тарли берет Губитель Сердец с собой на Север, хотя, конечно, не собирается использовать его собственноручно. Перед битвой за Винтерфелл он передает оружие спасенному им Джораху Мормонту, которому предстоит ехать в авангарде дотракийцев. «Я принимаю его в память об отце, — говорит Мормонт. — чтобы охранять царство людей». Перед смерть Джиор  Мормонт действительно хотел, чтобы сын принял черное и встал на защиту царства людей. После победы над Белыми Ходоками меч больше не всплывает, хотя учитывая его размеры, он бы очень пригодился Сандору Клигану — у него достаточный рост и сила для двуручного оружия, и как раз нужно было убить одного упыря, оставшегося после смерти Короля Ночи.

Мейстерская цепь — еще один источник валирийской стали, чтобы выковать оружие против Белых Ходоков.
Мейстерская цепь — еще один источник валирийской стали, чтобы выковать оружие против Белых Ходоков.

Из валирийской стали делают не только мечи. В книгах Эурон Грейджой носит целый доспех из нее — если, конечно, он не поддельный. Немало этого металла хранится в Цитадели, ведь одно из звеньев мейстерской цепи куют из валирийской стали. У Селтигаров есть валирийский топор, у Болтонов  — свежевальный нож (согласно закадровым роликам сериала).

В начале истории валирийский кинжал с рукоятью из кости дракона провоцирует вражду между Старками и Ланнистерами. Принц Джоффри, выкрав кинжал у отца, посылает с ним убийцу к Брану Старку. Простой, но невероятно ценный кинжал король выиграл у Петира Бейлиша, однако тот в разговоре с Кейтилин называет новым владельцем Тириона Ланнистера, чтобы создать впечатление, что именно карлик покушался на жизнь ее сына. Позже Петир Бейлиш забирает кинжал назад и при встрече с Браном в Винтерфелле преподносит оружие ему. Бран отдает кинжал Арье, а та рассекает им горло Бейлиша и после пронзает сердце Короля Ночи из драконова стекла. В сериале кинжал вдохновлен, вероятно, персидским ханджаром, украшен золотом и рубином, рукоять выполнена из драконова стекла. Как следует из книги, которую читал Сэмвелл, это кинжал кого-то из принцев династии Таргариенов. В книгах Арья может рассчитывать на клинок побольше — Темную Сестру, легендарный меч Висеньи Таргариен; вероятнее всего, клинок пока что хранится в пещере своего последнего владельца — Трехглазого Ворона.

Кроме валирийского кинжала Арья вооружена луком и сделанной Джендри двусторонней глефой с наконечниками из драконова стекла и возможностью использовать две половины раздельно в виде самостоятельных клинков:

Еще есть огненные мечи, связанные с красными жрецами. Берик Дондаррион использует самовоспламеняющийся меч, символически отсылающий к Светозарному из его новой религии. На самом деле, это обычный клинок, который Берик смачивает горючим веществом (но не диким огнем, иначе пламя было бы зеленым) и поджигает; похожий фокус проделывает Мелисандра с целью именно что выдать меч Станниса за Светозарный. (Мы уже как-то рассказывали об устройстве самовоспламеняющихся мечей Берика с канавками для подачи крови и газа, встроенной газовой горелкой и горючей пропиткой.) В «Игре престолов» Мелисандра в конце концов обретает настолько большую силу веры, что воспламеняет сотни дотракийских аракхов.

Наконец, последнее оружие против Белых Ходоков — огонь. В отличие от поднятой нежити жар пламени от горящего дерева для Белых Ходоков не представляет угрозы: мы видим, как они спокойно проходят через сложенный Детьми Леса костер перед пещерой Трехглазого Ворона, и огонь утихает. Но драконы — дело другое, полагают защитники Винтерфелла и ошибаются. Против Короля Ночи драконий огонь оказывается бесполезен, а сыновья Крастера с драконами не сражаются. Может быть, это лишь Король Ночи защищен от драконьего огня сердечником из драконова стекла? Может быть, даже если бы Джон догнал его и снес голову, он продолжил существовать, пока Бран не подсказал искать сердечник?

Есть еще дикий огонь, однако сами пироманты говорят, что их изобретение немногим, но уступает огню, изрыгаемому драконом, или жару, исходящему от лавы. Впрочем, Тирион и Серсея Ланнистер в любом случае исчерпали запас субстанции, накопленный при Таргариенах.

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».

Фотографии: Tommy Dunn, Bronze Art, HBO (если не указано иное).