Мало какой сериал получает второй шанс, если пилотная серия не задается. В «Игре престолов» пилотная серия получилась плохо — в этом много раз признавались создатели сериала, и вряд ли этот мусор когда-нибудь будет представлен зрителю. Если честно, очень жаль: детали, описанные в отрывке из книги Джеймса Хибберда о создании сериала, было бы интересно не только представить, но и увидеть. Ниже приводим перевод отрывка.

Один из кадров пилотной серии: здесь другие знамена, а у Шона Бина более темный парик
Один из кадров пилотной серии: здесь другие знамена, а у Шона Бина более темный парик

Описанные события происходят во время работы над пилотной серией «Игры престолов в 2009 году. Начинающие шоураннеры Дэвид Беньофф и Дэн Вайс четыре года боролись, чтобы съемки сериала начались: бесконечные встречи, переделки сценария, переговоры и кадровые вопросы занимали все их время. «Было тяжело, ведь мы впервые работали над чем-то настолько масштабным, — вспоминает Вайс. — В подобное производство вовлечено слишком много составляющих, в том числе людей». В конце концов, съемки в Северной Ирландии и Марокко все-таки начались. Но даже самые опытные члены съемочной группы никогда не работали над столь амбициозным проектом, и многие актеры чувствовали, что не все идет по плану.

Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер): Никто не понимал, что́ он делает и что́ вообще происходит. Сцена прибытия короля Роберта [в Винтерфелл] была одной сплошной нелепицей, это смотрелось как абсурдная параллельная вселенная со всеми этими дворянами, и лишь тонкая грань отделяла нас, серьезных актеров, вошедших в роль, от кучки косплееров. Уж точно никому не приходило в голову, что мы участвуем в прорывном проекте, но было весело.

Марк Эдди (Роберт Баратеон): Мы пытались нащупать правила этого нового мира. В пилотной серии во дворе Винтерфелла никто не склонил перед королем колено. Но ведь нельзя просто сыграть короля, изобразив могущественность, если люди не демонстрируют тебе подчинение. Когда на пересъемках все склонились перед королем, это сильно изменило ситуацию, сразу показало, кто тут главный.

Лена Хиди (Серсея Ланнистер): В пилоте я выглядела как танцовщица из Лас-Вегаса, в мехах и с пышной прической, эдакая средневековая версия Долли Партон. Я не жалуюсь, было прикольно. Потом от этой прически отказались.

Брайан Когман (исполнительный продюсер): В первой версии сцены, в которой Старки находят лютоволчат, не было ощущения удивления. Персонажам будто бы было все равно. Я тогда был всего лишь помощником шоураннеров и бегал, объясняя всем подряд: «Это же лютоволки, их миллион лет никто не видел! Это как динозавров найти! Это не просто щенки!» А вокруг только хихикали.

Кристофер Ньюман (продюсер): У Джоффри была прическа под горшок, как на портретах Генриха V. Он все равно отлично изображал мелкого засранца, но выглядел помягче. С современной короткой прической в обновленной версии Джоффри смотрится более злобным.

Дэвид Беньофф (шоураннер): Поначалу нам казалось, что все идет хорошо, но это лишь от недостатка опыта.

Дэн Вайс (шоураннер): По мере съемок небольшие трещинки в общей картине разрастались и превращались в полноценные разломы. К тому моменту, как мы добрались до Марокко, от нашего экипажа уже отваливались колеса.

В Марокко снимали, как самодовольный социопат Визерис продает в жены кхалу Дрого свою сестру Дейенерис, сыгранную в пилотной серии Тамзин Мерчант. Свадьбу снимали ночью, были и другие расхождения.

Джордж Мартин (писатель): В Марокко на съемках свадьбы Дени я играл пентошийского аристократа с косичками в бороде и в огромном головном уборе. Выглядел по-идиотски, но было весело. (Читайте также впечатления Мартина по горячим следам — прим. 7kingdoms.ru)

Гарри Ллойд (Визерис Таргариен): У меня был другой парик, пепельно-серебряный, короткий и округлой формы. Неудачный, честно говоря. Стилисты всё обсуждали: как бы его сделать не похожим на Драко Малфоя и на Леголаса?

Иен Глен (Джорах Мормонт): Многое было как-то не слава богу, заметны были принципиальные проблемы, да и убежденности в успехе не хватало. Свадьбу снимали ночью, так что выкинули кучу денег на то, чего совершенно не было видно.

Джордж Мартин: Помню несколько историй. В качестве свадебного подарка кхал Дрого дарит Дейенерис серебристую лошадь, и та скачет на ней прочь — кажется, что она пытается сбежать. Но потом она поворачивает обратно и прыгает через большой костер. Дрого очень впечатлен, их отношения начинаются на хорошей ноте. Мы хотели снять эту сцену, нашли отличную каскадершу и отличную лошадь, серебристую кобылку, однако лошадь отказалась прыгать через костер. Она приближалась, удивлялась («Да у вас тут огонь!») и отворачивала в сторону. Мы по-всякому пытались это снять. Режиссер Том Маккарти предложил, чтобы лошадь прыгнула через затушенный костер, а огонь потом добавим спецэффектами. Однако и через затушенный костер лошадь прыгать отказалась. Она была умная: да, сейчас пламени нет, но ведь только что огонь горел! В итоге эту сцену пришлось выкинуть, и очень жаль, потому что она формировала связь между Дени и кхалом Дрого.

Первая брачная ночь в версии с Эмилией Кларк превратилась в изнасилование. Но в моей книге это не так, и это не было изнасилованием в версии с Тамзин Мерчант — скорее, сценой соблазнения. Дени и Дрого не понимают язык друг друга. Дени немного страшно, но также она немного возбуждена, а Дрого ведет себя деликатнее, хотя сказать может только «да» и «нет». В целом, очень близкая к книге экранизация. И вот мы снимаем эту сцену у ручья, новобрачные Джейсон Момоа и Тамзин привязывают коней к дереву и «занимаются любовью» в воде, голые. И вдруг оператор начинает ржать. Оказывается, серебристая кобылка — вовсе не кобылка, а очень даже жеребец, и при виде двух совокупляющихся людей у нее набухает отчетливо видимый в кадре шланг. Так что получилось не очень хорошо.

Создатель сериала «Чернобыль» Крейг Мазин не щадил чувства начинающих продюсеров
Создатель сериала «Чернобыль» Крейг Мазин не щадил чувства начинающих продюсеров

Когда съемки пилота были закончены, Беньофф и Вайс показали предварительный монтаж членам семьи и друзьям, чтобы оценить их реакцию. И реакция была, мягко говоря, не вдохновляющая.

Дэвид Беньофф: Во время показа я смотрел только на их лица, и было видно, что им скучно. Конечно, они постарались не выдать этого.

Дэн Вайс: По тому, насколько высокую ноту берут люди, произнося фальшивый вежливый отзыв, можно судить о том, насколько все плохо. В нашем случае они залезали в ультразвук. Но были и те, кто не старался делать хорошую мину. Опытный телепродюсер Крейг Мазин прямо сказал: «У вас, ребята, серьезные проблемы».

Джина Балиан (бывший вице-президент HBO по работе с драматическими сериалами): Эти показы окончательно дали понять шоураннерам, что у нас проблемы.

В обсуждениях внутри HBO часто упоминался такой недостаток пилота, как отсутствие размаха. Игра престолов не тянула на эпическое фэнтези, сериал смотрелся камерным, особенно на контрасте с весьма солидным бюджетом и экзотическими местами съемок.

Майкл Ломбардо (бывший президент HBO по контенту): Казалось, что в отснятом материале слишком мало панорамных кадров, не чувствовался масштаб. Мы привлекли лучших дизайнера по костюмам и художника-постановщика, снимали в Северной Ирландии и Марокко, но размаха на экране не было. Помню чьи-то слова: «Да это с таким же успехом можно было в Бербанке [в Голливуде] снять!»

Иен Глен: Кто-то из шишек HBO говорил: «И на хрена они перлись в Марокко? В кадре этого ни черта не видно, снимали бы уж на парковке!»

Джина Балиан: Говорили даже: «У меня на заднем дворе не хуже бы сняли».

Также ощущалась неверная тональность, действие как будто происходило в Аббатстве Даунтон или каком-то старом британском кино, а не в Вестеросе и Эссосе.

Майкл Ломбардо: Некоторые сцены получились великолепно — с семьей Старков в Винтерфелле, с Арьей, Сансой, Тирионом. Но даже в них чувствовался знакомый дух исторической британской мелодрамы.

Актеры и Джордж Мартин
Джордж Мартин вместе с актерами на встрече в Белфасте в 2009 году во время съемок пилотной серии. Все так по-домашнему…

Другой проблемой было дозирование фэнтези-элементов в сериале. Песнь льда и пламени — очень реалистичная проза, но с отдельными проявлениями магии и сверхъестественного. Никто не мог определить необходимый баланс этих жанров, и это было заметно.

Брайан Когман: Снимаем ли мы фэнтези с атрибутами драмы? Или драму с атрибутами фэнтези? Было очень страшно свалить пилот в сторону фэнтези и все погубить. В итоге разъяснением происходящего пожертвовали ради более «реалистичных» диалогов, и получилось что-то непонятное. Идея не переусердствовать с шекспировской высокой драматургией и толкиеновским описанием мира была верной, мы стремились сделать сериал «жизненным», насколько это вообще было возможно, но все-таки нельзя было забывать, что мы снимаем эпическое фэнтези, это пошло во вред истории.

Джордж Мартин: Однажды Дэвид и Дэн позвонили мне с идеей выкинуть Рикона, младшего из детей Старков, потому что у него в первой книге совсем мало слов и действий. Я ответил им, что у меня на Рикона большие планы, и они его оставили.

Не все проблемы были следствием ошибок шоураннеров: так, они не могли себе позволить снять сцены в Королевской Гавани, которые в переснятом пилоте помогали зрителям понять ситуацию с семейством Ланнистеров. Но диалогами они ситуацию прояснить не сумели. В итоге шокирующая сцена с Джейме, выпихивающим из окна Брана, воспринималась нелепой, поскольку зрители не понимали, что любовники Джейме и Серсея — брат и сестра, пытающиеся любой ценой сохранить свою измену в тайне. Зато в попытке прояснить предысторию сценаристы добавили флэшбек со смертью отца и брата Неда Старка от рук Безумного короля, но от этой идеи пришлось отказаться, так как она лишь еще сильнее запутывала картину происходящего.

Для пилотной серии действительно сняли флэшбек со смертью Брандона Старка. Этот кадр мелькал в одном из трейлеров, но в конечный монтаж сериала не попал.
Для пилотной серии действительно сняли флэшбек со смертью Брандона Старка. Этот кадр мелькал в одном из трейлеров, но в конечный монтаж сериала не попал.

Джордж Мартин: Мне пилот понравился. Лишь позже я осознал, что моя оценка была нерелевантна, поскольку я слишком хорошо знал первоисточник. Некоторые не поняли, что Джейме и Серсея — брат и сестра. У меня такой проблемы не было! Из-за хорошего знания материала я не мог судить объективно, но мне понравилось, что они сохранили достаточно сложную структуру повествования. К сожалению, мне обещали смерть через повешение, если я хоть кому-нибудь покажу этот пилот.

Беньофф и Вайс осознали, насколько все плохо, и подготовили список проблемных мест пилота с указанием, как каждую из этих проблем можно решить.

Дэвид Беньофф: Руководство HBO никак не могло определиться. Обычное дело, когда проекты старой команды принимает в штыки новая команда, а тут еще проект был исключительно дорогой.

Дэн Вайс: Майк вроде бы склонялся к отмене проекта. Он совершенно не пришел в восторг, и у него были для этого основания. Он подумывал закрыть проект и зафиксировать потерю вложенных денег.

Дэвид Беньофф и Дэн Вайс

Майкл Ломбардо: Мы вызвали шоураннеров на ковер. Нам важно было понять, считают ли они, что достигли поставленной цели. Потому что если у нас разные взгляды на сложившуюся ситуацию, это плохо. Как мы будем показывать пилот исполнительному директору и убеждать его запустить сериал в производство? Как доказать, что игра стоит свеч? Для этого нужно было отработать объяснение, как все исправить.

Дэн Вайс: Мы провели глубокий анализ. Думаю, мы правильно поступили, что взяли все ошибки на себя, не стали перекладывать ни на кого вину. Честно признали: «Мы понимаем, что получилось плохо, а плохо получилось вот из-за чего, и при пересъемке мы сможем исправить это вот так». Прошлись по всему списку. В итоге нам удалось создать верное впечатление, что мы вовсе не считаем свои баги фичами. У нас у всех единый взгляд на ситуацию, и наше желание — сильно вырасти относительно нынешнего уровня.

Кэролин Штраусс (бывший президент HBO по контенту, исполнительный продюсер сериала): Было много мольбы и просьб, но также было видно главное: сериал может состояться. В конце концов, для этого пилоты и снимают: посмотреть, что выглядит хорошо, а что плохо, и есть ли перспектива. Исправить недостатки — и эта история может захватить зрителя на много серий, в течение которых она и ее герои будут развиваться.

Предварительный пилот и план по исправлению ошибок были вручены сопрезиденту HBO Ричарду Плеплеру, и окончательное решение оставалось за ним. Компания к тому моменту уже спустила 10 млн долларов на сериал о драконах. Удвоить ли ставку?

Дэвид Беньофф: Наша судьба была в его руках. Мы провели очень нервный час в ожидании звонка Джины.

Дэн Вайс: Боль — действительно хороший учитель. Было невероятно больно ощущать, что тебе предоставили уникальный шанс, а ты его с вероятностью 52% просрал. Ужасные ощущения.

Дэвид Беньофф: А потом вышел Ричард и сказал: «Знаете, давайте снимать».

Ричард Плеплер (бывший сопрезидент и исполнительный директор HBO): Было заметно, что и кастинг не вполне удачный, и с историей не все в порядке. Требовались исправления, требовалась пересъемка. Но чувствовалась и эмоциональная вовлеченность. Наряду с проблемами, требующими решения, ощущалась некая магия.

Дэн Вайс: Ричард, к счастью, сумел за проблемами разглядеть то, чем может стать сериал после решения этих проблем.

В HBO заказали 10 серий «Игры престолов», включая пересъемки пилотной серии. Подверглись изменениям не только сценарий и съемочный план, но и съемочная группа и актерский состав. Место режиссера-новичка Тома Маккарти занял опытный Тим Ван Паттен, снявший множество успешных сериалов для HBO. Изменились и планы британо-американской актрисы Дженнифер Эль, сыгравшей Кейтилин Старк в пилотной серии.

Майкл Ломбардо: Актриса, сыгравшая Кейтилин, решила, что не хочет ехать в Северную Ирландию. Я не мог поверить своим ушам. Да, можно было заставить ее исполнить контракт, но сейчас я думаю, что все сложилось наилучшим образом. Мишель Фэйрли заменила ее в роли Кейтилин и сыграла фантастически.

Беньофф заприметил Фэйрли в лондонской постановке «Отелло», где она играла роль Эмилии, чья трагическая финальная сцена признания и смерти напоминает судьбу Кейтилин. «В “Отелло” Эмилия не самый примечательный персонаж. Просто жена Яго. Но Мишель была настолько хороша, что все мои мысли были о ней и о том, свободна ли она для съемок», — вспоминает Беньофф.

Но самой трудной оказалась замена актрисы, игравшей роль Дейенерис. По словам одного источника, сообщить об этом решении Тамзин Мерчант было мучительно тяжело.

Майкл Ломбардо: Это кастинговое решение нам пришлось пересмотреть — оно не работало. Всем известно, насколько критически важна для сериала сюжетная линия Дейенерис, а в сценах Тамзин с Джейсоном не было нужной химии.

Джейсон Момоа (кхал Дрого): Мерчант играла прекрасно, я не знаю, почему от ее услуг отказались. Но именно с появлением Эмилии [Кларк] все встало на место. До нее я не мог полностью погрузиться в роль.

Брайан Когман: Актеры для пилота были подобраны просто превосходно. Тамзин тоже была очень хороша, но с ней почему-то не сложилось. Зато Эмилия вне всяких сомнений была просто рождена для своей роли.

Вторыми шансами Голливуд не балует. Долго готовишь удар, бьешь, промахиваешься — и на этом всё. В лучшем случае — для твоего проекта, а в худшем — и для твоей карьеры. Игре престолов выпал редчайший второй шанс. Продюсеры, актеры и съемочная группа были полны решимости не пролюбить его.

Гарри Ллойд: Нам невероятно повезло: выделили 10 миллионов на репетицию.