Каждый регион Семи Королевств в «Игре престолов» получил свой самобытный облик, выражающийся в том числе через костюмы. Однако если, например, Север на экране мелькает постоянно и требует глубокой проработки, то Долина Арренов появляется лишь в 10 сериях из 73, причем ни один костюм региона не стал темой обсуждения в многочисленных интервью Мишель Клэптон, есть лишь беглое упоминание в книге о костюмах сериала. Значит ли это, что Долина Арренов концептуально беднее Севера или менее узнаваема? Давайте разбираться.

Создавая костюмы, Мишель Клэптон идет от частного к общему: туалеты ключевых персонажей связаны с их личной историей, но во многом определяют облик их ближайшего окружения, а следом и моду всего региона. При этом каждая область страны характеризуется своими климатическими, экономическими и культурными особенностями, которые должны учитываться в одежде местных жителей.

Долина Арренов была первым королевством, захваченным андалами — религиозным и воинственным народом, принесшим в Вестерос культ Семибожия (и связанные с ним рыцарские традиции) и письменность. Земли долины Арренов, давшей название королевству, слишком малы для обеспечения продовольствием местных жителей, поэтому регион во многом зависит от морской торговли через портовый Чаячий город, один из старейших и крупнейших городов Вестероса. Большую часть территории региона занимают горы и непригодные для земледелия предгорья. Давая защиту от вторжения соседей по суше, горы вместе с тем стали пристанищем для разбойничьих горных кланов, потомков изгнанных Первых людей, поэтому воинское искусство в Долине в большом почете. Изолированность региона от соседей по континенту также могла способствовать сохранению андальской культуры в ее неизменном виде, во всяком случае среди дворянства (впрочем, в «Игре престолов» городских жителей Долины не показывают).

С первых кадров бросается в глаза огромная разница между мирным и военным костюмом долинцев и почти полное отсутствие разницы между мирным мужским и женским одеянием.

Двор в Орлином Гнезде

В основном, военное облачение состоит из открытого пехотного шлема, типа барбюта с открытым лицом, латной защиты туловища и рук, в первом сезоне встречаются горжеты, как у северян; защита нижней половины тела почти отсутствует. Иногда рыцари дополнительно надевают кольчугу или кольчужный капюшон, часто носят плащи из светлых тканей, обычного фасона или в виде безрукавного сюрко, как у Джона Ройса. В целом, такой доспех больше подходит для пехоты, чем для кавалерии, при том, что Долина славится именно конными воинами (лошади, кстати, тоже защиты почему-то не имеют). Выбивается из этого описания лишь довольно странный доспех капитана домашней гвардии Арренов — Вардиса Игена. Со своими чернёнными шипастыми доспехами, шлемом и повязкой на лице он выглядит скорее взобравшимся высоко иноземным наемником, чем уроженцем Долины; возможно, во вселенной сериала так и есть.

Ключевыми элементами мирного мужского и женского костюма долинцев являются плотно присобранные на плечах крылатые рукава и тканевое подобие латного воротника разных размеров с брошью на груди, удерживающей свободные концы плаща подобно сложенным спереди крыльям; иногда брошь служит лишь украшением, а «крылья» отбрасывают за спину или позволяют им свободно ниспадать до пола.

Броши носят и мужчины, и женщины, оформляя их символом святой веры или по мотивам гербов домов, из которых происходят они сами или их сюзерен. В отличие от их более южных соседей, иных украшений, кроме броши на груди, здесь почти не носят (очень редко встречаются кольца).

Виды и формы брошей аристократии Долины

В мужском варианте костюма нагрудник и плащ надевают поверх дублета длиной до колен или даже до щиколоток с длинными узкими рукавами. В женском варианте воротник объединен с верхним платьем шнуровкой на спине и брошью на груди, а глубокие вырезы по обе стороны туловища открывают взору красиво задрапированное на груди нижнее платье с рукавами разного вида.

Некоторую вычурность и военные отсылки в одежде можно было бы списать на изолированность Долины и сохранение традиционной андальской моды, но в этом случае она бы хорошо соотносилась с облачением септонов, а этого почти не наблюдается — напротив, долинские септоны и септы имеют узнаваемые местные элементы одежды в сочетании с характерной особенностью формы своих орденов (при том, что септы на севере и септы в столице одеты одинаково). Несмотря на бедность, долинцам далеко до аскетизма северян, и на них часто можно увидеть расписанные и оригинально декорированные бархат, парчу и шелк — правда, приглушенных, почти выцветших оттенков сине-зеленого и голубого. По словам Мишель Клэптон, эти цвета отсылают зрителя к небу и воздуху.

С творческой точки зрения Мишель Клэптон, создавая узнаваемый фасон, отталкивалась от образа Лизы Аррен: «Доминирующим элементом костюмов в Орлином Гнезде являются драпированные рукава и открытая грудь, позволяющая Лизе Аррен кормить Робина в любое время, приобнимая его «крыльями», — объясняет художник по костюмам в своей книге. — А дикий шелк нижнего платья, как мне кажется, помогает передать внутреннюю слабость и нестабильность героини».

Лиза Аррен кормит Робина грудью

Изнутри истории Лиза Аррен, несмотря на свой высокий статус, принимает стиль своего окружения, а не навязывает его сама, как это делает Серсея Ланнистер: кроме присутствующих в Орлином Гнезде придворных дам, похожий костюм носит Анья Уэйнвуд и другие лорды и леди, независимые от мнения Лизы. Однако едва ли это является признаком шаткого положения Лизы: легко заметить пугающее сходство костюмов одетого в стиле отца Робина и правящей от его лица матери (погребальный костюм Джона Аррена в кадре рассмотреть очень сложно, но в любом случае погребальное облачение не всегда повторяет будничное, что видно по Тайвину Ланнистеру). Через костюм Лиза Аррен дает понять окружающим, что они одно целое и власть в Долине принадлежит ей. Влияние на сына дополнительно подчеркивается тем, что крылатый плащ Робина, как и плащ его матери, удерживается брошью с форелями дома Талли (сокол Арренов появляется лишь после договоренности о браке с Петиром Бейлишем).

В личных покоях, когда Лиза не на виду, она одевается совершенно иначе, и это не сказывается на одежде сына. Долгие годы Лиза провела в Королевской Гавани, поэтому не удивительно, что в ее гардеробе есть платья в стиле королевы Серсеи (см. разбор ее костюмов), но через это сходство до зрителя доносят еще одну простую мысль: Лиза настроена к сестре враждебно и не поддержит Старков в назревающей войне с Ланнистерами (несмотря на декларируемую дружбу, выраженную также через общность цветовой гаммы в одежде сестер).

После падения Старков Петир Бейлиш получает титул лорда Харренхолла и согласие Железного трона на брак с Лизой Аррен, что, по словам Бейлиша, позволит вернуть Долину под власть короны. Для встречи с возлюбленным и отцом ее нерожденного первенца Лиза Аррен надевает новое голубое шелковое платье, расписанное соколами, с бронзовым лифом и призывно открытыми плечами, которые она дополнительно подчеркивает перед свадьбой, откинув плащ назад.

Небольшой по долинским меркам воротник украшен объемной нарядной вышивкой с форелями Талли и соколами Арренов. Это платье — единственный пример использования вышивки в костюмах долинцев. Сходная вышивка с форелями используется также в костюмах Кейтилин Старк, однако форма воротника совершенно иная. (Кстати, воротников на самом деле два — в одном варианте две пары рыбок плывут вдоль крыльев и хвоста сокола, а в другом — лишь возле крыльев.)

Платье Робина при этом, как и прежде, отличается от костюма взрослых мужчин: завышенная талия, складки на укороченной юбке, шнуровка за спиной и мягкая ткань придают ему еще больше женственности и уязвимости. С матерью Робина объединяет соколиная роспись ткани, но в цветовом отношении Лиза отделяет сына от цветов его дома, присваивает их себе.

После смерти матери Робин кутается в массивный бархатный плащ бронзового цвета, расписанный соколами и удерживаемый  бронзовой брошью в виде сокола. Лишенным цветов отцовского дома его отдают на попечение Бронзовому Джону Ройсу. По задумке Мишель Клэптон, пышность наряда и мягкость бархата должны напомнить зрителю, насколько Робин «избалованный и нежный мальчик». Под плащом Робин одет в бархатное бежевое платье с уже знакомыми складками и завышенной талией.

Вышивка сокола
Неизвестно, какой костюм украшала эта вышивка, однако точно такой же рисунок использован для росписи ткани Лизы и Робина

В Рунном Камне Робин начинает учиться военному мастерству, а прежние костюмы для этого не подходят. О стиле Джона Ройса судить сложно, ведь его парчовый дублет скрыт за доспехами и плащом, однако зависимый Робин вряд ли мог выработать собственный стиль, и очевидно, что он не заимствовал стиль Мизинца. (Несмотря на крылатые рукава, долинский костюм последнего все-таки самобытен и имеет общие черты с браавосийским костюмом, что соответствует происхождению героя.) Вместе с тем, в новом костюме Робина прослеживается уважение к его происхождению: крепкий дублет (возможно, усиленный) выполнен из голубого и синего хлопка, дополнен светлыми бархатными бриджами и бархатным же плащом, укороченным и расписанным соколами дома Арренов. Робин все еще избалованный и легкомысленный, но все-таки лорд, и когда встает вопрос о помощи Сансе Старк, решение (хоть и подсказанное Мизинцем) остается за ним.

На Великом совете после смерти Дейнерис Таргариен Робин Аррен присутствует вместе с Джоном Ройсом. Юноша все еще поглядывает на советника, но решения принимает сам, и это заметно по возвращению элементов, которые носят в Орлином Гнезде. Узнаваемый воротник, правда, скорее женской формы, и подол дублета из серебряной парчи собран складками, однако костюм не имеет завышенной талии и больше не производит впечатление женского платья. Мягкий бежевый бархатный плащ с голубыми соколами присобран на плечах по традиционной долинской мирной моде, но практично укорочен и свободно ниспадает по бокам. На груди виднеется соколиная брошь, на шею дополнительно повязан шелковый платок. Робин подпоясан, но на виду лишь кинжал из драконьего стекла — сейчас вещь скорее сувенирная, чем боевая, тем более что Робин не участвовал в битве с мертвецами сам. Штаны выполнены из светлой дубленой кожи, а не бархата, как раньше. В целом, в основе костюма лежит традиционное облачение долинского вельможи, но частично упрощенное в пользу практичности. Вероятно, со временем Робин откажется от женской формы воротника и внесет чуть больше военных атрибутов в свой костюм, чтобы соответствовать ожиданиям своих вассалов, но мы этого уже не увидим.

Мишель Клэптон удалось создать характерный мирный костюмный образ Долины за счет единообразия силуэта, цветов и декора ткани. Этот способ работает, но лишь потому, что Долина представлена в сериале, по существу, тремя персонажами: самим Робином (мирный долинский мужской костюм), его матерью (женский костюм) и его опекуном Джоном Ройсом (военный мужской костюм). Если бы важных персонажей было больше, то вычурные базовые элементы долинского стиля воспринимались бы однообразно, скорее как форма, а чем сложнее база, тем тяжелее ее разнообразить, чтобы облегчить зрителю различение героев между собой. В данном же случае этого не требуется, и на великом совете Долина, представленная Джоном Ройсом и Робином Арреном, остается узнаваемой, хотя последний не рос на глазах у зрителя, подобно Арье или Брану.

Все статьи с разборами костюмов и реквизита «Игры престолов» читайте в рубрике «Костюмы».