Уже несколько лет с тех пор, как «Игра престолов» сняла стигму с жанра фэнтези на телевидении, каждый уважающий себя канал пытается запустить свой популярный сериал-экранизацию в этом жанре, а мы смотрим, что из этого получается. Сегодня речь пойдет о сериале «Властелин колец: Кольца власти».

Наследники Игры престолов: Кольца власти (Amazon)

В этом цикле обзоров мы стараемся говорить о наследниках «Игры престолов» с позиции стороннего наблюдателя, абстрагируясь от того, насколько нам нравится или не нравится книжная основа. Однако в случае с сериалом, имеющим слова «Властелин колец» в названии, это сделать тяжело. Нет, не так. Когда экранизируют Толкина, мы просто обязаны дать рекомендацию, хотя бы отчасти поставив себя на место фанатов. Она будет короткой: «Бегите, глупцы!» Мы серьезно. В «Кольцах власти» от Средиземья остались лишь имена, а визуальные достоинства сериала не настолько велики, чтобы отключить мозг взрослого человека. Этот текст должен был выйти гораздо раньше, но после четвертой серии… Словом, мы заранее извиняемся, что сторонний наблюдатель из нас не получился.

Сериал «Кольца власти» очень плох. Он полностью несостоятелен как экранизация и слаб как самостоятельное произведение. В основе сценария (если это можно так назвать) лежит история создания колец власти из приложений к «Властелину колец». По слухам, наследники Толкина выбирали из трех разных идей: в HBO хотели переснять «Властелин колец» в формате сериала, Netflix предлагал сделать антологию сериалов об Арагорне или Гэндальфе, а Amazon предложил историю про Галадриэль, которую Саурон соблазнить не смог, и всех прочих, кого смог. В пару к известнейшим личностям легендариума, переиначенным в меру отсутствующих способностей сценаристов, добавились также несколько скучнейших героев собственного сочинения, а тысячелетнюю историю Второй эпохи схлопнули до нескольких месяцев. В первом сезоне персонажи на протяжении восьми серий пытаются создать интригу. Если честно, мы не знаем, что о ней сказать, кроме того, что она становится очевидной уже во второй серии, а сценаристы продолжают заигрывать с отсутствующими ожиданиями зрителя до самого финала. Мы решительно не понимаем, почему наследники Толкина выбрали для экранизации именно эту идею, учитывая, что продавать права на «Сильмариллион» никто не собирался. С другой стороны, они не мешали сценаристам превратить эльфов в инициаторов создания колец власти, придумать поглощающую города эльфов скверну, содержащий свет одного из сильмарилей мифрил и прочую ерунду.

Те зрители, которые не имеют никакого представления о мире Толкина, тоже не смогут (приятно) восхититься работой сценаристов. Сериал почти целиком состоит из пафосных диалогов, невероятных случайных совпадений и изобилует примитивными приемами, которые создают сюжетное напряжение в нужном месте, но не подчиняются общей логике происходящего. Если ради красивого и безбожно затянутого кадра нужно пожертвовать разумным поведением героев, сценаристы не колеблются — и вот ради демонстрации впечатляющего морского чудовища встречу двух ключевых персонажей организуют где-то посреди океана, куда Галадриэль добирается вплавь (да). Чтобы показать превосходство майар в искусстве работы с металлами, великого кузнеца Келебримбора заставляют с разинутым ртом выслушивать лекции про возможности сплавов. Сценаристы сочиняют мир на ходу, даже не пытаясь думать и удерживать в голове прежние факты. Откуда у кочевого народа хоббитов-харфутов взяться мечте о далеком путешествии? Как они могут одновременно декламировать, что до последнего верны друг другу, но никогда не ждут отстающих в походе? Этот список можно продолжать бесконечно, вопросы к сценарию есть буквально в каждой сцене. А уж экшн-сцены и сражения поставлены настолько топорно, что всерьез обсуждать их просто невозможно.

Перед началом просмотра мы были напуганы разговорами о желании сценаристов выправить устаревшую сексистскую и колонизаторскую этику Толкина, чтобы учесть современные требования к созданию фильмов. На деле оказалось, что определяющей характеристикой почти всех без исключения героев является невероятная тупость, и на этом фоне их половая, гендерная и расовая принадлежность просто меркнет. Следить за приключениями настолько тупых персонажей и без того непросто, но почти все положительные герои к тому же облачены в сюжетную броню, так что сопереживать их надуманным горестям (и фальшивым смертям) становится совсем уж трудно. Впрочем, когда герои перестают произносить свои предельно слабые реплики, они становятся хоть немного менее раздражающими, а в отдельных сценах даже чуть-чуть расцветают. Тот же Адар вполне симпатичен, если игнорировать его постоянные глупейшие тактические решения. Да даже Галадриэль выглядит не настолько ужасно, когда молчит (и не улыбается во все 64 зуба).

Большинство художественных заслуг сериала связаны вовсе не со сценарием, а с подражанием прежним экранизациям, причем не имея возможности напрямую копировать джексоновский «Властелин колец» (права принадлежат конкурентам), создатели сериала отправились снимать в Новую Зеландию и максимально задействовали старую команду. Например, нам понравились отдельные виды Южных земель и будущей Роковой горы. С большим тщанием исполнены компьютерные виды Нуменора, опадающие листья Белого Дерева прекрасно передают настроение упадка, катаклизмы в сериале тоже показаны с размахом. Мы всячески поддерживаем и отказ от экспериментальных гномов «Хоббита» в пользу их классического облика (и даже готовы простить Дисе отсутствие бороды — она хоть живая).

Вместе с тем, удачные ассоциации все же тонут в общей художественной перегруженности, вторичности и неровности. Композитор Говард Шор в единственной музыкальной теме повторяет самого себя, причем далеко не лучшее, а Бэр Маккрири может звучать оригинально, но здесь трудится эпигоном Шора. Художник Джон Хоу во «Властелине колец» отвечал в основном за концепты сил зла, поэтому отсутствие Алана Ли очень заметно. Пластический грим просто плох, нам есть с чем сравнивать. Костюмы удивляют разнообразными фактурами и проработкой в одних сценах — и дешевой бутафорией в других (мы бы еще отметили их временами избыточную нарочитость, когда они перетягивают на себя лишнее внимание). Над спецэффектами трудилась полуторатысячная армия VFX-художников, и у них есть все шансы потягаться за премию Эмми в следующем году, но даже здесь есть откровенная халтура. Всё это вместе вызывает в памяти часто повторяемое изречение Толкина: «Несложно придумать зеленое солнце — трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». В мире сериала слишком уж много условностей, разрушающих всю его притягательность.

У «Колец власти» были все шансы выйти из тени «Игры престолов» за счет легендарной вселенной и невероятного бюджета. Мы видим, что этот сериал действительно во многих вопросах противопоставляет себя миру «сисек и драконов», как «Игру престолов» окрестили ее хулители. Возможно, в наше неопределенное время светлый, героический и сравнительно предсказуемый мир (6+) должен был вызвать больший интерес, но глупый сценарий, картонные персонажи и высосанный из пальца хронометраж не оставляют места для сомнений: перед нами никчемный сильно затянутый фанфик, и он не способен вернуть нас в те дни, когда мы помнили генеалогию правителей нолдор не хуже, чем знаем теперь генеалогию Таргариенов.

Насколько плох первый сезон «Колец власти»?

Результаты
Загрузка ... Загрузка ...