• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Аша Грейджой [мнения]

Robusta

Лорд Протектор
Данная тема будет посвящена Аше Грейджой. Свое мнение об этом персонаже вы можете оставить в форме небольшого (или большого — на сколько хватит вдохновения) эссе.

Обсуждение высказанного ведется в обычной теме.
Раздел премодерируемый.
 

Eris

Ленный рыцарь
Поскольку случилось так, что Аша - персонаж, к которому я отношусь как к непутевой родственнице, то естественно мне захотелось проанализировать ее характер и жизненный путь. А близких людей всегда судят нелицеприятно.
Итак, вооружимся весами Фемиды.

Если подойти к Аше с объективной меркой, становится ясно, насколько печальна ее судьба.
Аша - заброшенный, нелюбимый ребенок. Достаточно вспомнить, как мать встречает ее фразой: "Ты привезла моего малыша?" Даже в безумии она помнит только о сыновьях - а тот факт, что у нее вообще есть дочь, начисто изглажен из ее памяти. Логично предположить, что и раньше эта дама не имела привычки о ней вспоминать, благо у Грейджоев есть мейстер - один только он, кстати, и увидел, что Аша уже давно валяется с Тристифером по кустам.
Своевольному, упрямому, рано физически созревшему ребенку, каким была Аша, вдвойне необходим тщательный присмотр и воспитание, дабы ребенок научился управлять собой - но Аша, увы, росла как крапива под забором.
Затем произошло знаменательное событие - папа Бейлон по собственной глупости угробил двух старших сыновей, лишился младшего и решил использовать для своих целей дочь, которая уже на тот момент была запущенным подростком. Вручил ей топор и начал воспитывать ее как мальчика.
Что же мы имеем в итоге воспитания?

Благородную девицу, которая давно уже не девица и только чудом не обзавелась дурной славой местной Мессалины и выводком бастардов от всех портовых матросов. Девица может перещеголять в сквернословии самого некультурного мужика, не умеет даже опрятно вести себя за столом и выглядит так, что даже Теону бросается в глаза: не мешало бы ей вымыть голову.
Картина маслом, как говорится. Это явно не то, чего ожидаешь от дочери грандлорда, к тому же умеющей читать. Прямо страшно подумать, как бы Аша выглядела, если бы Бейлону понадобилось скрепить браком политический союз с какой-нибудь культурной династией.

Корме того, мы видим еще одно прискорбное качество, во многом генетическое и к тому же усугубленное воспитанием. Аша упряма как баран, не умеет здраво оценивать обстановку и не прислушивается к разумным советам. И в первую очередь это, конечно, проявляется в истории с выборами.
Аше вообще не следовало претендовать на корону. То, что женщины на Островах не правят, судя по всему, известно каждой собаке. Более того, когда стало ясно, что к власти наверняка придет Эурон, вообще более разумно бы было потихоньку слинять - от таких родственников лучше быть подальше. Элис Карстарк от своего неадекватного дяди сообразила убежать сама, а вот Ашу приходится выталкивать в шею, причем она ещё и сопротивляется и мучается потом - ей, видите ли, стыдно, что она сбежала.
В сущности, Аша не особо виновата.
Среди Грейджоев здоровых на голову вообще немного: один за драконами гоняется и наркотики употребляет, другой на религиозной почве повредился, Бейлон более-менее здоров, но тоже упрям и неразумен до такой степени, что это делает его неэффективным правителем...
И на врожденные качества Аши еще и наложилось воспитание Бейлона.
Но Аша, несмотря на свою глупость, все-таки остается жива - благодаря тому, что рядом находится разумный человек в лице дяди Родрика и к тому же находит слова, способные остановить ее самоубийственные действия на вече: "Если ты любишь меня - уходи, я не в силах видеть твою смерть".

И мы видим, что за неприглядной внешностью Аши скрывается одна прекрасная истина - некультурный, испорченный дурным воспитанием человек всё-таки может быть способным на благородные чувства. Это настоящее чудо природы, потому что взяться этому благородству неоткуда - оно появляется из ничего вопреки естественным законам.

В Ашином характере бросается в глаза редкая и прекрасная черта - милосердие, в том числе - милосердие к пленным.

Тут надо уточнить, что разным культурам свойственны разные взгляды на этот вопрос.
В Вестеросе рабовладение даже на севере запрещено, то-есть пленных как минимум не воспринимают как имущество. Плюс еще и имеется уважение к статусу, даже если этот статус ничем уже не подкреплен - Станнис ведь кормит Ашу за одним столом со своими рыцарями, поскольку она Аша из рода Грейджой. Плюс еще и уважение к полу - она как-никак, а дама.
А у других народов все иначе. Пленник - это собственность, движимое имущество. Как его зовут и из какого он рода - это с момента пленения не играет роли. Ему и имя могут сменить, дать кличку. А ценность пленника определяется его стоимостью - навыками, выкупом, который за него можно получить, и т.п.
Все это совсем не значит, что воин, захвативший пленных - дурак и садист, и непременно убьет или будет намеренно издеваться. Зачем ему это? Просто если ценность пленника низка, то естественно будут посещать мысли, а стоит ли его кормить.
Аша принадлежит к культуре, где к пленным относятся именно так.
Но Аша, в отличие от большинства воинов, хорошо относится к пленным не только из практических соображений, но и явно просто из милосердия.
Это, надо сказать, удивительно, ибо взяться этому совершенно неоткуда, в ней этого не воспитывали.

Но увы - занимается Аша все же разбоем. И это заставляет вспомнить слова честертоновского отца Брауна.
"Можно кое-как держаться на одном уровне добра, но никому ещё не удалось удержаться на одном уровне зла. Этот путь ведёт под гору. У вас еще есть молодость, и честь, и юмор, но при вашей профессии надолго их не хватит".
И это заставляет тревожиться за судьбу Аши, ибо род ее занятий может привести ее, благородного от природы человека, испорченного пока только дурным воспитанием - к полному нравственному разложению.
Но этого, к счастью не происходит. Роль отца Брауна в случае Аши играет Станнис, который захватывает ее в плен и таким образом завершает ее пиратскую карьеру.

Глава "Своенравная невеста" - одна из самых поэтичных глав цикла, сопоставимая с "Принцем Винтерфелла". И включает в себя к тому же прекрасную эротическую сцену, о которой просто грех не поговорить.
Мартину вообще очень хорошо удаются любовные сцены, и он интуитивно чувствует, когда от подробностей следует воздержаться - как, например, не описывает подробно брачную ночь Рамси. Но сцена Аши описана подробно, и это именно то, что в данном случае нужно - Аша находится в тягостном душевном состоянии, думает о смерти, ее давит ответственность за подчинённых, и вернуть ей присутствие духа удается только с помощью любви.
Аше вообще везет на любящих людей. Если бы не дядя Родрик, была бы она уже трупом, жертвой политических баталий, если бы не Кварл, трудно сказать, как пережила бы она битву - воин, павший духом, редко бывает эффективным.

В этой любовной сцене мне все время делается неловко за Ашу.
Кварл, воин, вряд ли очень чувствительный человек - тем не менее заметил, что она в тяжелом настроении, потеряла аппетит, сидит за столом и мрачно напивается. Казалось бы, что за радость общаться с расстроенной и к тому же нетрезвой женщиной - но он тем не менее пытается ее отвлечь от печальных мыслей.
И Аша, вместо того, чтобы поблагодарить за чуткость и внимание, выгоняет его чуть ли не пинками, ругаясь и угрожая топором. Единственным оправданием может служить то, что она изрядно перебрала спиртного.

В принципе, конечно, это по-человечески понятно. Когда человек готовится умереть, ему обычно хочется побыть одному, и выглядит он отнюдь не приятно. Кварл со своим самоотверженным порывом вызвал, что называется, огонь на себя. Я, читая эту сцену, все время подсознательно жду, что он упадет в обморок или убежит, хлопая дверьми и теряя предметы туалета.

Что тут скажешь - Кварл хороший человек, и очень правильно, что Аша его ценит. Но вообще-то, по большому счету, заметно и другое - Кварл внимательный и чуткий (что удивительно для человека его профессии), но... не очень умный и, по всей видимости, с ним особо не о чем поговорить. "Из простых, внук пленника" - наверно, он даже читать не умеет. И Аша, описывая его, отмечает исключительно его физические, телесные качества. Ни одной беседы между ними в тексте, в сущности, нет.
Беседует Аша со своим вторым поклонником, Тристифером, он ближе к ней по социальному статусу и более образован. Но увы: Тристифер, при всей своей возвышенной натуре, начисто... лишен той самой эмпатии, которой с избытком наделен Кварл.
Это тоже чудо природы. У Кварла эмпатии взяться неоткуда, он по всем параметрам должен быть грубым солдафоном - однако же она есть. А Тристифер, который разве что стихи не сочиняет - нечувствителен к другим людям настолько, что изрядно достает этим Ашу. При первой встрече его приходится даже приводить в чувство при помощи кинжала, и это тот редкий случай, когда я Ашу полностью одобряю: наш поэт совсем не понимает слов и в упор не видит окружающей обстановки.

Увы, "если бы губы Никанора Ивановича да приставить бы к носу Ивана Кузьмича..."
Но Аша не страдает муками выбора меж двумя соперниками - она не семейный человек по натуре и здраво относится к своей непригодности для брака. Хотя в "Своенравной невесте" у нее все же мелькают некоторые сожаления на эту тему - но это явно не основное в ее жизни.

И тут мы подходим к прекрасной сцене финала "Своенравной невесты" - сцене битвы.
Перед своей предполагаемой смертью Аша совершает глубоко порядочный шаг, естественный для ее благородного характера. Она предоставляет подчинённым самим выбрать свою судьбу и разделяет их выбор.
Надо сказать, что нетривиальную идею сбежать, бросив команду, подаёт Аше Трис - он в силу слабого контакта с реальностью плохо соображает, что Аша в данном случае не прекрасная дама, которую надо спасать, а командир отряда, который сам несёт ответственность за других.
Вообще Трис в данной главе отнюдь не блистает: боится сам, пугает других, удивительно, как он вообще способен был сражаться. Причем в итоге битвы он не только остался жив, но его еще и выкупили потом из плена. Стоило ли так бояться? Наверно, риторический вопрос.

Надо признать, что Аша подходит к предполагаемому смертному часу в достойном состоянии.
Она смирилась с тем, что ее претензии на корону были неадекватны: "Я не королева и никогда королевой не буду", самокритично оценивает себя: "Да, о вас будут петь песни, но будут ли они воспевать вашу отвагу или мою глупость?"
Да уж, "Слабоумие и отвага" - явно Ашин жизненный девиз, и очень хорошо, что она это хоть иногда понимает.
Мы слышим звук трубы, и это волнующий, символичный момент - все ключевые события Ашиной судьбы знаменуются пением трубы. Поражение на выборах, начало последнего боя, и потом, дальше - спасение от смерти. Аша уходит с достойными словами: "Час совы миновал, братья. Настал час меча, копья и топора. Мы отправляемся домой". Она пока не успела узнать ещё одну истину - человек умирает не тогда и не так, как ему самому хочется.

Битву я не хочу подробно анализировать. Сцены любви и сцены боя каждый читает сам, наедине с собой.
Мне очень нравится то, что Аша видит перед своей предполагаемой смертью.
"Послышался звук трубы. Это неправильно, подумала Аша. В подводном царстве нет труб, рыбы приветствуют своего царя, трубя в раковины. Ей привиделись пылающие сердца и олень среди чёрного леса, с рогами, охваченными пламенем".
Надо сказать, что не всем героям ПЛиО так везет на предсмертные видения. Дейнерис перед тем, как войти в костер, тоже видит нечто прекрасное - а вот Джону Сноу совсем не повезло: "только холод".
То ли северные боги так суровы, то ли дело просто в том, что он мужчина.

А дальше... Аше в очередной раз везет на хороших людей.
Во-первых, она попадает в плен к приличным людям, а во-вторых, ей везет с последним противником в бою.
Моргану Лиддлу оказывается очень неприятно сражаться с дамой, тем более - уже падающей с ног от усталости. Сколько он ни ругался, пытаясь разозлиться - так и не смог, топор у него соскальзывает, и Аша после удара в голову (!) остается жива.
Вообще у меня эта сцена вызывает определенные сомнения. Во-первых, как Средний Лиддл мог в пылу боя, тем более - в рассветном сумраке разглядеть, что перед ним переодетая женщина? Помнится, в параллельной вселенной даже назгул ошибся, приняв даму за мужчину-воина, что и стоило ему карьеры - призрак, как известно, именно женщиной и может быть убит.
А во-вторых, я плохо представляю, как можно остаться в живых, получив топором по голове.

Но, во всяком случае, Аша остается жива и с не самыми тяжёлыми травмами - она сломала ногу, но черепно-мозговая травма по факту отсутствует.
Тут мы вплотную подходим к деликатному вопросу - вопросу взаимоотношений пленника и победителя.
Поначалу (пока, видимо, травмы сказываются) Аша ведет себя именно так, как и следует себя вести человеку, который удачно попал в плен к гуманным людям. Она просит не причинять зла ее приближенным (с чем Станнис, к его чести, без проблем соглашается), и ощущает искреннюю признательность за то, что ее кормят и не тащат за лошадью на веревке.
Но стоит Аше немного физически поправиться... Как вновь девиз "Слабоумие и отвага" встает во весь рост, и Аша начинает вести себя как ребёнок: требует, чтобы с нее сняли цепи, разрешили ехать верхом, вернули оружие и сделали воином. Причем надоедает Станнису так, что ему начинаешь невольно сочувствовать. В подземелье ее не посадишь - подземелья нет. Цепи уже надел, не помогают. Не кормить нельзя - помрет еще...
Аше очень повезло с победителем: максимум - он резко выражается по ее адресу.

В целом, конечно, от человека, попавшего в плен, ожидаешь более сдержанного и достойного поведения. Следовало хотя бы учесть, что набиваться к победителю на службу - значит заслужить непочтенное звание ренегата.
Но увы - Аша, как обычно, импульсивна, не очень разумна... и просто-напросто, будучи смелой, не обладает терпением. Мужество - качество, близкое к смелости, но все-таки не совсем оно. Мужество стоит ближе к терпению и разуму.

Мне не хочется фантазировать, что будет дальше. Вероятно, продолжение саги не будет написано вообще. Полным-полно в жизни ситуаций, когда человек сто раз жалеет, что не умер вчера - пусть лучше время так и замрет в финале "Танца драконов".
Но... мне все-таки кажется, что Аше в "Ветрах зимы" скорее будет угрожать смерть от голода и холода, чем от оружия. И очень хочется, чтобы она все-таки побыла среди культурных людей, избавилась от дурных привычек - в плену она уже почти перестала грубо выражаться...
Увы, боюсь, что от некоторых врожденных свойств психики ее ничто не избавит. Но, во всяком случае, я по результатам размышлений стала скорее сочувствовать ей, чем возмущаться.
 
Сверху