Асшай: истина. Гипотеза о характере главного конфликта Саги

Данный текст в виде статьи моего авторства лежит ещё и здесь:
https://ficbook.net/readfic/7046519

"- Даст мне Асшай войско? - спросила она. - Или золото? Или корабли? Что есть в Асшае такого, чего нельзя найти в Кварте?
- Истина, - ответила женщина в маске и с поклоном скрылась в толпе."
(Джордж Мартин, "Битва королей")

...На дворе - июнь 2018-го, 22-й век, ах, простите - 22-й год от начала публикации "Песни Льда и Огня". И - 22-й год догадок: о чём же, в конце-то-концов, повествует Сага? Меж тем - конца-то и не видать, "Ветра зимы" выйдут не раньше года будущего, "Мечты о весне" - вообще незнамо когда, а телесериал, похоже, превратился в отдельное произведение: его концовка обещает быть разве что "в общих чертах" схожей с финалом книжного цикла.
Но несмотря ни на что - чертовски не терпится выяснить: "что задумал дедушка Мартин и к чему всё идёт"? И, понимая, что он - "не первый и не тысячный", наверно, каждый читатель пытался найти ответ на этот вопрос. Попробую и я, тем паче...
...Тем паче, что многочисленные обсуждения этого вопроса на куче фэнских форумов, на мой взгляд, уходят всё дальше от поисков этого ответа, утонув в спорах о том, "кто кому бастард". Дело это, быть может, и благодатное в разрезе предсказаний поворотов сюжета - но отвечает лишь на вопрос "кто?" - но не на вопрос "зачем?".
А меж тем подсказок накопилось достаточно, что бы сделать кой-какие выводы. И не только - из самого текста. Но прежде стОит озвучить некоторые общие принципы, "выкристаллизовавшиеся" по ходу развития событий
1. Мартин старается "идти впоперег" канонов фэнтези - что явствует как из самой саги, так и из его высказываний. Отсюда следует - главный конфликт саги должен быть необычен (а вовсе не грядущее месилово с вульгарным "лозлом" в лице Иных). Небанален... И метод его разрешения - скорее всего, также нетривиален.
2. Случайных деталей в тексте, похоже, нету вовсе: если что-либо повторяется хотя бы дважды - оно важно. А это даёт нам надежду на то, что подсказки о сути главного конфликта в написанных частях Саги УЖЕ ЕСТЬ.
3. Сны и пророчества (а также сказки), сбываются всегда - сколь бы фантастичны с точки зрения героев (и читателей), они ни были. И это порождает сразу кучу следствий: "грамкины со снарками" таки-существуют (как и все прочие "сказочные" персонажи вроде Шрайков, водяных, да "безглазых пещерных жителей"), всё, что приснилось-привиделось-предсказалось персонажам - сбудется - и вряд ли в аллегорической форме, за многочисленными "странностями" древней истории сокрыта правда - и с некоторых пор она грозит вмешаться в коллизии дня сегодняшнего, и прочее, прочее, прочее...
4. Читателю уже доподлинно известно, что в мир "Песни" возвращается магия (что уже небанально для фэнтези - обычно она либо просто есть - либо мир покидает). И это тут же порождает кучу вопросов: куда она девалась в прошлом, почему решила вернуться, насколько это перелопатит отвыкший от волшебства мир людей?
С уверенностью можно ответить лишь на последний вопрос: крепко перелопатит! Поставит с ног - да на голову!
5. Магия эта весьма разнообразна - и такова, что смерть в мире "Песни" - порой вполне обратима. Так что ко сну Тириона о том, что он вновь сражается со своим убитым отцом, следует отнестись серьёзно. Сверх того - некоторые виды магии позволяют путешествовать в прошлое - с изменением оного...
6. Мир "Песни" - огромен, не меньше Земли, и, сообразно тому, что практически у всех описанных народов есть сказания о Долгой ночи - главный конфликт имеет, как минимум, всепланетный размах, а нынешний Вестерос - лишь его эпицентр (что, впрочем - не факт).
И, наконец - 7. - обо всём этом ничего не знает не только Джон Сноу - но и решительно все действующие лица, кроме, быть может - очень немногих. Посему - в Саге можно выделить несколько "слоёв осведомлённости".
Первый - более-менее видимый всеми (собственно, "игра престолов"). Пожалуй наиболее хлёстко о ней мог бы высказаться какой-нибудь межевой рыцарь, сидя в трактире за одним столом с местным фермером и заезжим коробейником - "титульными классами" Вестероса:
"Седьмое пекло, кучка богатых идиотов, наплевав на божьи законы и людскую совесть, грызутся за железный стул, в то время, как зима близко и что жрать будем - неведомо!"
Как на мой взгляд - исчерпывающая характеристика "людского слоя" коллизии. "Кто кому король" - лишь красивая обёртка, а на деле - в Вестеросе разразился системный кризис, в то время, как голод "знамён не разбирает". Вот и мы разбираться не станем - ну не принципиально се в свете того, что в конфликте уже вовсю задействован второй, "магический" слой.
...Слой второй, "магический", о коем наш межевой рыцарь сотоварищи слыхали лишь в детстве из бабушкиных сказок (и большинство персонажей "Песни" - также). О нём на момент между "Танцем с драконами" и "Ветрами зимы" полностью не осведомлён, похоже, никто - и лишь читатель может делать кой-какие выводы.
"Магических партий" УЖЕ несколько:
Иные (условно - "партия льда") - неведомая, но злая хрень, прущая с Севера. Цели и задачи, простите за тафтологию - неведомы, но методы - несовместимы с жизнью. Где они раньше были и чего попёрли именно сейчас - непонятно, происхождение - туманно, социальная организация явно есть - но это всё, что можно о ней сказать. По мнению другой магической партии - лидера звать Великий Иной и он - мировое "лозло".
Р'глор и прочие "огнепоклонники". По большей части - люди (вроде - так, но не факт). Встречаются приличные (Торос). И - мягко говоря - не очень (Мелисандра). Чем Мелисандра лучше Иных? Верно - количеством: Иных много, а она - одна, и у неё (пока) кишка тонка учинить качественный геноцид, а так... хрен редьки не слаще.
Полагать, что за "партией огня" скрывается "добро" - сугубый наивняк, даже учитывая песни об Азоре Ахаи - не они одни славят Последнего Героя (он же Гиркун и иже с ним). Есть и ещё кое-какие основания думать - Р'глор ихний - ничем не лучше Великого Иного. Имеется старая-престарая Мартиновская карта, на которой в левом верхнем углу (над Стеною), изображён Дед Мороз, ах, простите, Великий Иной, а в нижнем правом (юго-восточнее Асшая), соответственно, Р'глор. Чёрный-пречёрный и пламенем дышит...
А ещё - согласно "Миру Льда и Пламени", некая Джейнара Белейрис из Валирии однажды летала на своём драконе Терраксе куда-то на юг Соториоса, разыскивая... как вы думаете, что? "Легендарные кипящие моря и дымящиеся реки"! Похоже, она просто промахнулась: искать их надо на юго-врстоке, за неведомым континентом Ультос... то-то на новых картах он такой чёрный!
...Дети Леса и всяческие древовидцы. Долгое время были себе на уме и зашевелились лишь недавно - но лишь потому, что Иные (по версии сериала - то ли созданные, то ли призваные ими), грозятся "накрыть медным тазом всю их малину". Типические "друзья поневоле", но точно ли - друзья навек? По ходу дела - однажды покорёжили мир (Молот Вод и Перебитая Рука Дорна).
"Антимагическая партия" Циталели. Сплошь люди - и сплошь доигрались. Наивняки дремучие, позамшелее древовидцев - ибо полагали, что одним лишь драконоубийством возможно извести магию как таковую. Реальное "лозло", так как повинны в забвении "магического прошлого" Вестероса - а стало быть - те, кто погибнут в неразберихе "магического возрождения" - должны благодарить именно архимейстеров за свою скорбную судьбину.
"Партии отдельных личностей/территорий". Однажды Мартин сказал, мол, ПОВами никогда не будут те, кто "слишком много знает". И - перечислил: Холуенд Рид, Варис и... Мизинец! Остановимся на каждом:
С Ридом, вроде, всё ясно: знает о том, кто есть Джон Сноу - плюс лидер Перешейка, где магия более-менее сохранна.
Варис. По его словам - магию ненавидит, однако... премного пользует её, в широких пределах меняя внешность и телосложение. Согласно делам - реально радеет за благо государства и едва ли не взрастил для Вестероса "идеального короля". Но точно ли это - всё? Или... как считают некоторые, Варис - ещё и водяной? А вдруг?
А вот Мизинец в данном списке смотрится странно. Ну, ловкий интриган, ну (как считают некоторые) - потомок Рейнов из Кастамере, одержимый местью Ланнистерам (ввиду навязчивого повторения истории Рейнов - вероятно и вероятно весьма), и это - всё? Или - нет? А ведь Варис (Варис!!!) прямо говорит, что не знает, "в какую игру" играет Мизинец. А сам Петир Бейлиш поразительно, сверхестественно осведомлён... СВЕРХЕСТЕСТВЕННО? А таки-да, ведь недаром и в книгах и (навязчиво) в сериале его сравнивают с волшебником... Ой, не зря! Но продолжаем наш обзор:
"Партия Безликих". Чего хотят - непонятно, но магия - наличествует и, похоже, у них она не угасала никогда.
"Партия Зелёных людей", что на острове Ликов. Неведомо вообще ничего, кроме того, что они - есть, так как, по рассказам Миры Рид, некий озёрный житель с ними общался.
Маги "крови и огня" Валирии (ни разу не Р'глориане, хотя последние и стараются присвоить всю славу себе). Сюда же - трагедия Летнего замка.
Вроде не "магическая", но весма любопытная "партия Летних островов", оснащённая лучшими в мире кораблями и, если верить слухам, разведавшая и Соториос, и Закатный океан и ещё один Неведомый знает - что.
...Партии "второго эшалона", то бишь: культ Семерых, водные маги Ройны, Лунные Певчие, Утонувший бог и разнообразные русалки, Гарт - Зелёные руки, Чёрный козёл Квороха, Бледный отрок всяко-разных отморозков, Боаш, бородатые жрецы... да дофига их! В действе пока себя не проявляли - но по ходу "магического возрождения" - проявятся наверняка. Кстати: септоны-чудотворцы в "Мире льда и пламени" упоминаются, как и ясновидение Лунных Певчих...
И, наконец - Асшай-у-Тени. Тусовка всех магов разом. Этакий "магический заповедник"... Вроде - не партия, но...
А вот здесь я позволю себе небольшое лирическое отступление - дабы объяснить: откуда этот самый Асшай взялся и почему он таков, какой есть.
Асшай "сделало" его географическое положение - что бы это понять, достаточно бегло взглянуть на карту. Асшай распорожен на берегу ЕДИНСТВЕННОГО пролива, что соединяет известные моря с некими "восточными". А через пролив этот, как известно, везут шёлк. По названию - "асшайский", однако сделанный явно не там: шелководство в Асшае невозможно. Как и выращивание пряностей, кои через пролив также возят в количествах (иначе чего ему быть "шафрановым"?). И то и другое может попасть в Асшай лишь с "той стороны" пролива - из неведомых "восточных стран"...
Кстати - асшайский шёлк находили на Стылом берегу, а попасть туда он мог лишь через Закатное море - прямиком с "дальнего востока". И ещё: уж не потому ли Корлис Морской Змей (и не только он), столь одержимо искал Северный проход из Студёного моря, что это (несмотря на немалые тяготы такого пути) - единственный шанс миновать Асшай, коий, как пробка в бутылочном горлышке, перекрыл собою сообщение с "настоящим Востоком" (да так, что о востоке том неведомо ничего - даже карт)? Можно, конечно, возразить: не проще ли обойти Ультос? Видать, не проще: кто его знает, сколь он протяжён и можно ли даже недолго жить на его берегах? А если за ним - "легендарные кипящие моря и дымящиеся реки" - то и невозможно вовсе.
В общем, Асшай - едва ли самое выгодное вложение капитала из всех вообразимых. Кто владеет Асшаем - владеет торговлей половины мира! И ради такого барыша можно пойти решительно на всё. Например... заселить Асшай-у-Тени - город, мягко говоря, вредный для населения: вода отравлена, скотина дохнет, дети не живут (как, кстати, и в ещё одном "городе из чёрного камня" - Йине, что в Соториосе. Но Йин никому не нужен, а вот Асшай...). Лишь маги способны выжить у Тени... А значит: дабы было кому "держать Асшай" (и всю торговлю меж Востоком и Западом) - следует создать для всяко-разных волшебников райские условия - об остальном они позаботятся сами. Так что Асшай - не "партия", а "магический университет", кормимый неведомыми "владыками пролива" (живущими, скорее всего, на "настоящем Востоке", что за Асшаем), барышу ради.
НО! Там и именно там стОит обретаться тем, кто знает о мировых коллизиях более всех прочих: в толпе разномастных "магуёв" он будет незаметен, а принятая средь них скрытность ему исключительно на руку. В общем - если кто в мире "Песни" и осведомлён об истинном положении вещей - его следует искать в Асшае. В Асшае сокрыта истина! Да... но это уже говорили! Говорила! Куэйта - неведомо откуда взявшаяся тенезаклинательница с впечатляющими возможностями! Прямым текстом, "словами через рот"! В ответ на вопрос Дейенерис: " Что есть в Асшае такого, чего нельзя найти в Кварте?", она с поклоном ответила одно лишь слово: "Истина" - и скрылась в толпе.
Итак, ввиду вышеперечисленного и за неимением лучших вариантов нам следует признать: если кто в мире "Песни" и владеет полной информацией о реальном положении вещей - то это Куэйта Асшайская и "те, кто с нею". По ходу дела она уже проявила поразительную осведомлённость о событиях давних и грядущих и расстояния для неё - не помеха. Но пока Дейенерис не посетила Асшай - на руках у нас лишь странное Куэйтино напутствие:
"Чтобы попасть на север, ты должна отправиться на юг. Чтобы попасть на запад, должна отправиться на восток. Чтобы продвинуться вперед, надо вернуться назад, чтобы достичь света, надо пройти через тень."
И что бы это значило?
"Север", ввиду известных читателю коллизий, вероятно, есть противодействие Иным. Тогда "Юг"... уж не Р'глор ли - антипод (двойник? половинка?) Великого Иного? А что у нас на Юге? Да как бы не "седьмое пекло" с кипящими морями да дымящимися реками! И, если учесть, сколько пиитета питают к Дейенерис "р'глориане" (и с каким цинизмом "ради большого бобра" жжёт людей Мелисандра) - уж не значит ли сия фраза примерно следуюшее: "погляди в обе стороны: зло - и здесь и там"!
"Восток и Запад". Дени поняла это, как намёк на Асшай, который следует посетить прежде, чем плыть в Вестерос. Предположим, она права. Получается, это путешествие у неё ешё впереди? Но - как, ведь от Вестероса до Асшая - пол-мира? Да на драконе, разумеется! Или... не только? Есть у меня одно подозрение: относительно "двойника Асшая" - Йина, известно, что там бесследно пропалали люди... Куда? А уж не перемешались ли они из одних "городов чёрного камня" - в другие: далёкие от цивилизации, погребённые под руинами, а то и вообще - расположенные на океанском дне? Но, если знать, как пользоваться этими путями - расстояние от Асшая до... крепости в основании башни Староместа и обратно - воистину два шага!
"Вперёд и назад" - непонятны. Возможно - речь всего лишь о дотракийцах, о роли "кхала кхалов", которая Дейенерис согласно её видениям, таки-светит. Но не факт, что это - всё.
И, наконец, "свет и тень". Исходя из того, что Куэйта говорит по-вестеросски, можно ожидать привычных аллюзий: свет - мечта и благо, тень - препятствия и зло. "Для достижения добра необходимо узнать причину зла" - вот что имеется в виду!
Так каковы же "причины зла", если ни одна из "магических партий" не является "светочем блага"? Р'глор да Великий Иной - "дурни оба", а права некая третья сила? Или - Р'глор и В.И. суть две чаши весов, коим следует не воевать, а пребывать в равновесии? Или они - вообще две половинки целого? На первый взгляд - красивая идея, но на второй... во-первых - тривиально, а Мартин "не ищет торных путей", а во-вторых - не объясняет наличия кучи других, не зависящих от "льда и пламени" магических партий. Но даже если (как то следует из названия Саги), Лёд и Пламень суть самые важные стихии мира "Песни" - остаётся открытым вопрос: почему они ныне противоборствуют? Кто или что раскололо единство, которое некогда таки-было, (упоминания о временах, когда зима и лето следовали через РАВНЫЕ промежутки времени - лучшее тому доказательство)? Вот мы как-то незаметно и пришли к выводу: причина бедствий мира "Песни" - некий "фактор Икс". И где же, когда и кем он мог быть?
Относительно "когда" ответ готов тотчас: это некие додревние времена (в Рассетную эпоху либо ещё раньше), когда были построены... да-да - те самые "города чёрного камня", Пять твердынь И-Ти, крепость Староместа, лабиринты Лората, подземелья Лэнга, жаба с острова Жабы, Морской трон и прочие неведомо-как-и-из-чего сделанные "чудеса света". В "Мире Льда и Пламени" наше внимание на этих "загадках истории" заостряется столь часто, что поневоле понимаешь: перед нами - важные детали мироздания, тем паче, что один из этих "артефактов старины глубокой" - всё тот же Асшай!
Вопрос "где" отпадает сам собою: эпоха "до-Рассвета" имела всепланетный размах. А вот "кто"...
...До публикации "Мира Льда и Пламени" на этом бы моё эссе и кончалось, так как никаких зацепок в известных текстах относительно "первопричины всех бед" не наблюдалось. Однако теперь - она есть! Одна-единственная - но её достаточно, что бы предположить: кажется, мы поймали врага за руку!
Зацепка эта - И-Тийская легенда об императоре Кровавой Яшмы, что своими деяниями положил конец Империи Зари, а также стал причиною Долгой ночи - и всё потому, что стал поклонятся некоему Чёрному камню, упавшему с неба. По ходу дела упоминается ещё и вполне современная церковь Звёздной Премудрости, вроде бы основанная им (по утверждению "Мира" - зловещая, но без подробностей, что подозрительно). И с этого момента я завершаю "часть, посвящённую вопросам", и перехожу к изложению своей гипотезы.
...Итак: какую ещё неписанную заповедь фэнтези НЕ нарушил Мартин?
Что, уже все?
Посчитаем!
Мера добра и зла в персонажах зависит не от "цвета знамён", а от их личных качеств: сугубый реализм в мире "меча и магии".
Сама магия не уходит, но - возвращается, что также необычно.
Герои мрут, что мухи: избранных - нет. Это уже реализм с приставкой "гипер": "как в жизни".
Смерть - обратима. Порой - "вчистую" (Дондарион). По мере возвращения магии эффект будет лишь усиливаться.
Кажись, все неписанные правила Мартином найдены - и отвергнуты.
Нет, не все!
Остаётся ещё некое неприятие к смешению фэнтези с фантастикой научной - и понятно, почему. Гибриды "ракеты и магии" выглядят либо неэлегантно, либо - образуют отдельный жанр: в "чистом" фэнтези для технологий места нет.
А всё потому, что мы не особо задумываемся: какой может быть по-настоящему высокая технология и чем она от магии отличима.
А посему: быть может, дело будет так:
 
"Те истины, которые можно найти в Асшае, вряд ли вызовут у тебя улыбку."
(Джордж Мартин, "Битва королей")

...Давным-давно на другом краю (а может - за какой-нибудь "складкою") Вселенной жил-был мир, весьма похожий на нашу Землю. Отличий ну очень мало: другой рисунок материков, живность, вымершая "у нас" там живёхонька, а человечество эволюционировало в несколько видов. Ах, да - ещё и к магии местные жители были способны более, чем средний землянин, хотя кто нас, землян, знает...
А что, собственно, такое магия? "Магию - здесь и далее - я определяю просто как способ непосредственно воздействовать при помощи информационных объектов на объекты вещественные" - сказал однажды Кирилл Еськов в своём замечательном эссе "Наш ответ Фукуяме".
"Любая достаточно развитая технология неотличима от магии" - вторит ему Артур Кларк. "Физический мир является математическим, и те миры, достаточно сложные, чтобы удерживать самосознательные подструктуры, которые будут субъективно воспринимать себя как существующие в физически "реальном“ мире" - резюмирует физик-теоретик Макс Тегмарк. Наш мир в своей сути информационен, а посему... а грамкин его знает, что - посему, однако по крайней мере с одним проявлением магии в обыденной жизни сталкивался каждый. Я - о феномене предвидения: штука, решительно необъяснимая наукой в её современном состоянии - но кто из нас не испытывал его? Впрочем, в мире "Песни" магия с самого начала была представлена куда более "весомо, груо, зримо"...
Сложно сказать, как бы развивалась тамошняя цивилизация и как разовьётся ещё, ежели уцелеет. Важно иное: однажды она претерпела грубое вмешательство: с небес на землю сверзился Чёрный камень. Не знаю, как вы, а я его опознал тотчас. Потому, что одной из первых книг фэнтези у меня был "Волшебник Земноморья".
"Гед огляделся и в свете свечи своим острым глазом волшебника отметил один из камней в полу. Такая же грубая влажная плита, как и все, но он чувствовал исходящую от этого камня таинственную силу, которая как бы в голос заявляла о себе. Дыхание замерло у него в груди, он ощутил слабость. Это было само основание башни, главный камень её фундамента, и он был холодный, мертвяще ледяной; в комнате тоже царил могильный холод, и ничто никогда не смогло бы согреть её. Камень этот принадлежал к миру Древних Вещей: могущественная и ужасная сила, заключенная внутрь каменной глыбы... <...> ...Он был рожден одновременно с нашим миром и умрет вместе с ним. Время для него — ничто. Возложи на него руку, задай любой вопрос — он ответит, но в соответствии с твоей собственной магической силой. Он может говорить — если сумеешь услышать. Он может рассказать о том, что было, есть и будет. Он предсказал твое появление здесь задолго до того, как ты попал на этот остров. Будешь сейчас что-нибудь спрашивать у него?"
Терренон... Одна из Древних Сил - всеведующая, но нуждающаяся в помошниках из числа людей. В рабах, сама воля коих станет частью воли Камня. А что за цели он преследует? Похоже - пересоздание мира. Подробнее не знает никто - ибо рассказать попросту некому... А вот Мартин читал Урсулу Ле Гуин наверняка.
Итак: в то время, как юный мир Песни тихонько развивался, на другом краю бытия разразилась великая битва. "Почти-боги" (а как ещё назвать тех, для кого наши самые смелые мечты о техно- либо - магическом могуществе - позавчерашний день), сражались с такими же, как они по мощи - но совсем иными по сути. Если резюмировать религиозные идеи человечества - можно выделить два вектора: индивидуальное "обожение" и содружество с Творцом (аки святые в христианстве да буддистские ботхисатвы) - либо слияние с Богом ценою утраты индивидуальности (наиболее аскетичные секты разнообразнейших конфессий + всяческий Нью-эйдж). Полагаю, се - самая главная дихотомия устремлений разума: дружба и доверие могучих против отречения от собственного "я". Те, кто полагал: истина лишь во взаимном растворении - пошли войной на тех, кто стремился к своему и чужому индивидуальному счастью. Методы борьбы, жертвы и разрушения этой войны были невообразимы людскому уму, однако кое-что наш разум оценить всё ж способен: в то время, как "дружелюбные индивидуалисты" защищали самою свою личность и свободу воли, поборниками "слияния" двигал ФАНАТИЗМ. А фанатики - не сдаются! И, будучи побеждены, они жаждут реванша. Любой ценой - и любыми средствами!
И вот Чёрный камень - осколок и завет "рыцарей безличия", летит сквозь бытие, дабы найти тех, кто способен продлить неправедное дело. Кому можно отравить умы. Соблазнить, а позже - научить. Могуществу и вере. Могуществу - ценою веры. Дабы в дальнейшем бросить их в топку новой войны. Войны за слияние разумов в чудовищный клубок, коий, наверно, для этих фанатиков и исполняет роль Бога. Нечто сходное мы можем прочесть в "Гиперионе" Дена Симмонса: тамошние ИскИны стремятся не к власти над человечеством - а к созданию "машинного бога" - как "на костях" рода людского - так и ценою утраты собственного индивидуального бытия. Вспоминается также не к ночи будь помянутый Сверхразум из великого кларковского романа "Конец детства" - он же - "разум безумный" из романа другого - "Город и звёзды" - того же авторства.
...Мир-жертва найден - и Чёрный камень пал с небес. И призвал того, кто подошёл ему по устремлениям - честолюбивого и беспринципного юношу - будущего Императора Кровавой Яшмы...
...Таковой не молился Камню - это Камень заговорил с ним! И дал бедолаге инструкции о том, как захватить власть в Империи Зари. И - удержать её. И - овладеть магией невиданных сил. И - заставить всех, кто есть на свете, учится Звёздной Премудрости. Дабы в назначенный час повести их в бой по ту сторону звёзд.
Мир был захвачен без особых трудов. По крайней мере - его ключевые точки. И Чёрный камень буквально пророс в них - породив сеть "городов Чёрного камня". А потом "что-то пошло не так" - сами соратники Кровавой Яшмы передрались между собой, отринув Звёздную Премудрость и предавшись лишь собственным жадобам. А потом...
...Потом мир (и магия, и система "чёрных городов"), был расколот. Расколот настолько, что разразилась Долгая ночь. Расколот на "огонь и лёд". И их лидеры (бывшие люди либо - конгломераты людей), стали, соответственно, Р'глором и Великим Иным. Правда первого - отчаянная, самоотверженная и глубоко эмоциональная вера, правда второго - очищенный от всего "лишнего" (включая самую жизнь), разум "а-ля Снежная Королева". А дальше... дальше сперва нашёлся тот, кто предотвратил окончательную катастрофу, одолев и заточив одного (либо - обоих) "богов" (возможно - в крипте Винтерфелла, как гласят некоторые теории).
А после появились "ученики учеников": валирийцы, Безликие, Семеро, а ранее - Глубоководные и лабиринтостроители. А в "недозавоеванном" мире остались и окрепли "автохтонные" направления: Древовидцы, Лунные Певчие, потомки Гарта - Зелёных рук. О том, с чего всё началось, никто не помнил и помнить не хотел. Кроме некоторых - что ныне скрываются в магическом сообществе Асшая...
А Чёрный камень - целёхонек. Он - ждёт, и, разумеется - не в Асшае. Быть может - на "мёрзлом востоке" - где-то меж Каркосой и Иссохшейся бездной. Хотя, на мой взгляд, он - не там. Ой, не там!
...Часто, слишком часто в Саге упоминается "нижний мир": бездонные пещеры, лабиринты, подземные города, откуда люди либо не возвращаются - либо сходят с ума. Вот где-то там, в запредельной глубине, и ждёт своего часа Камень, нашёптывая советы ВСЕМ, кто способен и желает слышать и слушать его.
Он прекрасно научился на собственных ошибках - и новой Кровавой Яшмы не будет.
А будет бой.
Не важно - кого и с кем.
И не важно - кто победит.
Камень сделал так, что в новом противостоянии Льда и Огня победить возможно лишь с помощью его, Камня.
С помощью его Звёздной Премудрости. И цена всё та же - свобода воли, а награда - смертный бой со всей Вселенною ради того, что бы все разумы слились воедино.
И посему - истина, что можно найти лишь в Асшае - действительно не для слабонервных. Она гласит: победа любой из магических партий есть начало конца. Чёрный камень встанет за спиною победителя - и вскоре весь мир будет брошен в пасть сущих "великих древних" - поверженных богов, чьим посланцем и является Камень.
В парадигме войны магических сушностей - выхода нет.
Пока есть Камень - выхода нет.
Он совратит любого: человека ли, стихию - либо перессорит и совратит.
Либо - испортит мир - что бы к нему сами побежали за спасением.
Либо - сделает так, что испортят сами - по неведению.
Именно он, Чёрный Камень Звёздной Премудрости - и есть главный интриган мира Песни: единственный и неповторимый!
Причём, заметьте - он - зло лишь с точки зрения тех, кому дорога свобода воли, а сам себя он наверняка мнит пророком несправеливо заточённых богов-преобразователей бытия.
Он - ФАНАТИК.
И - отец всего и всяческого фанатизма.
 
" Просыпаются древние силы. Тени движутся. Грядет век чудес и ужаса, век богов и героев."
(Джордж Мартин, "Пир стервятников", пролог).

Так что же будет дальше?
По-видимому, на нас вывалится ещё целый ворох интриг во отвлечение читательского внимания.
Дейенерис предстоит сотрудничество либо - противостояние со "скоморошьим драконом", после того, как она выберется из Миеринского узла (став по ходу дел ещё и "кхалом кхалов").
Джона по воскрешении из мёртвых ждёт весёлая информация о собственном пррисхождении - и это его крепко озадачит.
Чегой-то произойдёт в Королевской Гавани - и "его Воробейшеству" - не поздоровится. Тиррелам, возможно, тоже.
Мизинец таки-угнездится в Орлином гнезде.
А дорнийцы дадут кому-то по шапке.
Суета сует и всяческая суета - ибо с Севера уже маршируют легионы Иных, и дни мира сочтены, если...
...Первым "если" станет резкое усиление магии, как только Иные одолеют стену. Мир "слетит с катушек" - и начнутся такие чудеса, что только держись! Полагаю, здесь "дедушка Мартин" оторвётся вовсю, ломая ещё один фэнтезийный канон: этакий негласный запрет на резкий "обвал чудес".
...Второе "если" - срывание масок. "Правд" будет много, а их носителями окажутся те, от кого "такого" никто не ждёт. Заранее голосую за Вариса - водяного и Мизинца - Рейна - агента Иных.
Возможно, вскроются и неоднозначные мотивы у уже "однозначных" персонажей. Точно ли мы знаем, чего хочет/хотел "Трёхглазый ворон"? Полагаю, разоблачений: обычных и двойных, будет немало.
И, наконец - "крах миропорядка". Ставлю на снарков в Королевской Гавани, Великого Иного в крипте Винтерфелла и воскресшего из мертвых со злодейской целью Тайвина Ланнистера! Где-то пробегала версия: мол, для выпускания мирового лозла нужно -надцать закостенелых во зле людей... Охотно верю, впрочем - с добавкою: не обязательно - живых.
Будет какая-то "промежуточная утряска" безобразия. Возможно, Великого Иного загонят обратно в крипту. Возможно, туда же отправиться вылезший на свет Р'глор. Кто сделает это? Азор Ахаи, который вовсе не один человек. У дракона - три головы, а ещё - крылья, лапы и хвост...
Кто конкретно? Тут можно долго спорить - посему изложу исключительно своё мнение.
Как на мой взгляд, "круг героев" уже более-менее утрясся. Дейенерис, Джон, Сэм, Бран, Тирион, Арья, Давос, Джейме, Пёс: эти - почти наверняка. А что в них такого? Нетривиальность, что ли... Каждый - чем-то крепко уникален: похоже, "боги Мартина" любят таких. Сэм, кстати, едва ли не наверняка сыграет наиважнейшую роль: героя-нашедшего-критично-важное-знание. Но потом...
...Потом оэкроется истина. Та, что в Асшае либо - за ним. Полагаю, открывший её будет не человек вовсе, а один из создателей Чёрного Камня: порой раскаяние настигает даже самых упоротых злодеев.
Эпопея завершится "битвой с Камнем" и это будет такое, что "мама не горюй"! Полагаю, никакою силою Камень не развалить - а надо. И что тогда?
Тогда - остаётся лишь призвать на помощь тех чужедальних и неведомых "богов", что некогда на другом конце Вселенной с создателями Камня воевали. Сражение получит сверх-апокалиптический размах, грозясь стереть мир, как след на песке! Но - не сотрёт, потому что "торжеству смерти" помешает одна-единственная песчинка, неучтённая фигура, "камешек в сапоге", этакий "Фродо Вестероса". Кто он - я не знаю, но знаю, где он отмечен. В самом начале - когда Старки находят мёртвую волчицу. Все пророчества ПЛиО - сны либо видения, но здесь - грубая материя... Судьба. Поступь Провидения.... Кто-то из юных Старков изменит мир по самому высокому классу! Раз - и навсегда - тем самым сломав ещё один "канон" - "возвращения на круги своя". "Сладко-горький конец" саги - не толкиеновский, а едва ль не противоложный: мир изменился тотально, неузнаваемо и необратимо. Но оставшимся в живых и тем, кто сквозь смерть прошёл - жить в нём дальше.
 

MaxIraShum

Оруженосец
Превосходно! Низкий поклон и овации!
Т.о. разделение на фракции и война 5 королей были предрешены. Это есть главный признак пробуждения Камня, потом магия и выход Стихий. Вопрос была ли комета просто совпадением или это знак или следствие или причина пробуждения камня и причина свечения обсидиановых свечей Староместа. И еще как Вам Стигай как место обитания сего артефакта? Рок Валлирии это что? Месть Камня за невозможность разбить на фракции валлирийцев и их нежелание идти на большой конфликт (по типу игры престолов)?
 
Т.о. разделение на фракции и война 5 королей были предрешены. Это есть главный признак пробуждения Камня, потом магия и выход Стихий. Вопрос была ли комета просто совпадением или это знак или следствие или причина пробуждения камня и причина свечения обсидиановых свечей Староместа.
Полагаю, Камень не спит никогда. Он - ждёт с терпеливостью... камня - удачного времени для свершения своих планов.
Камню нужен максимальный конфликт - дабы любые средства были востребованы. Любой ценой - и без лишних размышлений. "Драка за железный стул" для того - не особо подходит, а вот перед вторжением Иных качественная свара - в самый раз, дабы не было времени/возможности подымать архивы в поисках методов их отражения.
Комета, конечно - не случайность. Но не обязательно то - воля Камня: скорее - неизбежное побочоне следствие того, что магия резко "пошла в рост".
Свечи Староместа горят всегда, когда для их горения достаёт магических сил. Они - не порождение Камня, а созданные людьми "магические машинки". Да и магия в целом к Камню отношения не имеет: он - не источник волшебства, а этакий "великий маг" плюс библиотека, по самую маковку заполненная разными рецептами да познаниями. Вот только руководит Камнем сущее зло - этакие "великие Древние". Скорее всего - они тоже "сидят в Камне", а сам Камень - не вещь вовсе, а этакая "материализованная идея" и вообще - внутри он куда больше, чем снаружи: целый свёрнуый мир.
 
Последнее редактирование:
И еще как Вам Стигай как место обитания сего артефакта?
Камень вряд ли обретается в Стигае - скорее уж там, вдали от посторонних глаз, сокрыта та самая Истина, что обещает Куэйта.
А Камень... подобно Терреннону, лежит в самой основе мира - в магически преобразованном центре земли. И путь туда, сквозь "ночь тёмную, полную ужасов", обильно сдобренную чувством ничтожности в сравнении с величием недр - та ещё сага. Это - достаточно жутко, дабы сломать ещё один неписанный канон фэнтези: запрет на нечто, способное... приснится, что ли. Я - не о дурных зомбях и прочем банальном страхе, а о том, что испытывал всем известный Корум Джайлин Ирси из муркокковских "Повелителей мечей", схлестнувшись с богами...
 
Последнее редактирование:
Рок Валлирии это что? Месть Камня за невозможность разбить на фракции валлирийцев и их нежелание идти на большой конфликт (по типу игры престолов)?
А с Валирией - всё просто и страшно.
Таковые научились пользовать магию себе в кайф - что есть наихудшее с точки зрения Камня.
Человек (да и, наверно, любой разум) - существо ленивое и любопытное одновременно.
Человек не агрессивен, когда дела - хороши. И уж тем паче - он не склонен класть за идеи буйну голову да посвящать жизнь тяжким трудам, если на дворе - не "чёрный день".
Задача Камня - этот чёрный день создать.
Пока валирийцы драконьим пламенем покоряли мир, создавая легионы униженных, готовых ради мести на всё - Камню они нравились.
А как успокоились, являя миру "дурной" пример счастливой жизни (да, с рабами - но это - "пока". Ещё немного магического таланта - и место рабов займут големы) - Камень истребил их в своей всегдашней манере: подкинул песчинку в ступицу колеса. Мейстер Янгель прав: вследствие валирийских междусобойчиков однажды стало некому поддерживать волшебство вокруг Четырнадцати огней, и... далее мы знаем.
 
Последнее редактирование:
Небольшой постскриптум:

— Весь мир, должно быть, заполнен осколками Богов, — прошептал Корум.
(Майкл Муркокк, "Повелители мечей")

А на закуску - ещё одно, так сказать - сверхкомплектное обоснование моей гипотезы.
Почему-то ни у кого не вызывает вопросов явное заигрывание Мартина с другими фантастическими Вселенными: все эти Лэнги, Каркоссы, Утонувший бог... точно ли это - лишь литературная игра? Или?
Или - после своего сокрушения в финале ПЛиО "боги Камня" будут изгнаны из мира Вестероса, но не погибнут окончательно? И тогда - упомянутые литературные миры станут чем-то вроде продолжений Песни? Согласитесь - это было бы изящно, нетривиально и - "поперек канонов", что, как на мой взгляд - аргумент "за" подобное развитие событий.
А "если уж пошла такая жара" - не махнуть ли нам вовсе "по сю сторону книжных страниц" (что также, отчасти, "неканон"). Точно ли периодически охватывающие человечество эпидемии религиозного фанатизма имеют лишь "материалистические" корни? И точно ли - чудеса самых различных (и люто ненавидящих друг друга) религий + "эзотерик" - суть жульничество либо "парапсихология"? Уж не залетел ли ещё один "Чёрный камень" и к нам? Впрочем, в сравнении с вестеросцами у нас есть одно преимущество.
И это вовсе не "магическая бесталанность" человека (в Вестеросе начала ПЛиО магия тоже не особо фурычила)! Похоже, у землян имеются за окоёмом некие "друзья и защитники". Всё тот же Кирилл Еськов в "Нашем ответе Фукуяме" приводит даже не кучу - а тучу: как случаев вмешательства высших сил в нашу историю - так и доказательств того, что наши самые обычные людские дела этим высшим силам понравилсь.
И они не дадут нас в обиду тому, чего мы пока сами одолеть не в силах.
 

MaxIraShum

Оруженосец

Иббениец

Знаменосец
Интересная теория. Но, имхо, кое-что в ней недоговаривается. Или говорится как-то уж больно иносказательно.
Почему-то ни у кого не вызывает вопросов явное заигрывание Мартина с другими фантастическими Вселенными: все эти Лэнги, Каркоссы, Утонувший бог... точно ли это - лишь литературная игра? Или?
Что же вы не договариваете.;) Каркоса, Лэнг, а также Н'кай, К'дат и все такое прочее есть творение одной, вполне конкретной Вселенной или точнее Мифа, разработанной одним, хорошо известным автором и развитой множеством его продолжателей.:crazzzy:
Из ентой самой Вселенной растут уши и Черного Камня.
И соответственно пресловутый горько-сладкий конец, может быть выполнен совсем не в духе Толкиена или творца еще какой ванильной фентези, а именно что в духе этого автора. Типа такого финала, где зло вроде как повержено, но:

Я заглянул в глаза вселенского ужаса и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но, я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне...Кто знает исход? Восставший может уйти в бездну, а опустившийся в бездну может вновь восстать. Воплощение вселенской мерзости спит в глубине, ожидая своего часа, а смрад гниения расползается над гибнущими городами людей. Настанет время – но я не должен и не могу думать об этом! Молю об одном – коль мне не суждено будет пережить эту рукопись, пусть мои душеприказчики не совершат безрассудства и не дадут другим людям ее прочесть
Не знаю, как вы, а я его опознал тотчас. Потому, что одной из первых книг фэнтези у меня был "Волшебник Земноморья".
Хм...А почему не этот Черный Камень? Что прекрасно коррелирует с известным изваянием с Острова Жабы.
Или же, если ближе к теме "упавшего с неба" разумного камня - вот этот. Если вы читали "Кровавый камень", то как мне кажется, сложно не заметить корреляцию этого произведения, как с упомянутой мной Вселенной, так и с вашей реконструкцией Вселенной Мартина.:proud::thumbsup:
 
Что же вы не договариваете.;) Каркоса, Лэнг, а также Н'кай, К'дат и все такое прочее есть творение одной, вполне конкретной Вселенной или точнее Мифа, разработанной одним, хорошо известным автором и развитой множеством его продолжателей.:crazzzy:
Из ентой самой Вселенной растут уши и Черного Камня.
И соответственно пресловутый горько-сладкий конец, может быть выполнен совсем не в духе Толкиена или творца еще какой ванильной фентези, а именно что в духе этого автора
А вот здесь все надежды мои - как раз на нетривиальность Мартина. Вписать Вестерос в "лавкрафтиану" - легко, а вот попытаться прояснить "источник" самих Древних, заодно выдав на-гора ну очень небанальный сюжет - вот это круто!
В общем - я (полагаю, не один), надеюсь на этакий "новый воздух фэнтези". И Мартин с его обещанием "попрать каноны" - первый из моих надежд!
 
Хм...А почему не этот Черный Камень? Что прекрасно коррелирует с известным изваянием с Острова Жабы.
Или же, если ближе к теме "упавшего с неба" разумного камня - вот этот.
Как по мне - Терренон для сюжета перспективнее ;). Потому, что он не вещь, а - субъект. Воля со своими неведомыми целями. А если "просто добавить" известную кларковскую мАксиму и немного НФ - "зелье" получается преотменным!:)
...Охота увидеть новые возможности, новые пути. Фэнтези действительно слегка "заканонизировалось", научная фантастика (ввиду приближения технологической сингулярности), просто не знает, что писать..
...Я сочинил эту гипотезу в надежде, что не одному мне тесно в имеющемся наборе миров/конфликтов/надежд ;)
 
Вагнеровский Гелиотроп тоже субъект. Да еще какой!
Да, всё верно - но я выбираю Терренон, потому, что за ним - тайна. Неведомые мотивы, которые можно сделать любыми. А что до мотивов... есть у моей гипотезы некое "ядро": то, что, как я надеюсь, Мартин сообщит миру, потряся его. И ядро это - не про Вестероси вообще - не про фэнтези, а про нас. Про нас - и наше возможное будущее.
Если резюмировать религиозные идеи человечества - можно выделить два вектора: индивидуальное "обожение" и содружество с Творцом (аки святые в христианстве да буддистские ботхисатвы) - либо слияние с Богом ценою утраты индивидуальности (наиболее аскетичные секты разнообразнейших конфессий + всяческий Нью-эйдж). Полагаю, се - самая главная дихотомия устремлений разума: дружба и доверие могучих против отречения от собственного "я"
..."Двести лет пройдет, триста лет пройдет
Сквозь туман и свет, сквозь жару и лед.
Слыша, как звенит земля,
Как тепло хранит земля,
Новый человек о земле пройдет..."
И так далее: среди советских песен порой попадались удивительно толковые. А что, собственно, застанет наш потомок - через триста годочков? А - через тысячу? Забавно, но мы думаем об этом едва ли не меньше, чем в недавнем прошлом. Недавно "в моде" была бесконечная космическая экспансия (с сохранением человека, какой он есть), потом - киберпанк, а если серьёзно?
...Футурологам - грош цена: они пляшут от дня сегодняшнего. Так уже было: сам Менделеев считал, что мегаполисы - невозможны, так как из них не вывезешь конский помёт. А ещё - смешно выглядят их рассуждения "о ресурсах" - как будто в небесах не сияет вечное Солнце и не мотаются астроиды, полные всего, что душеньке угодно.
..."Твёрдая НФ" - в плену у современных научных представлений, меж тем, как таковые, мягко говоря, плохо ладят меж собой. Если ОТО и КвантМех изобразить аллегорическими фигурами (как то делали в средневековых мираклях) - они тотчас же вцепятся друг другу в волоса, так как напрочь отрицают саму возможность друг друга. Но Вселенная-то - одна! А стало быть - есть нечто, включаюее обе глубокоуважаемые теории, как частности. Правда, с поиском её - пока напряг, суперсимметрию на БАКе не нашли, эмпирические открытия (равно как и следствия той же ОТО) - "всё чудесатие и чудесатее" - а теории и не видать. Но однажды она будет. И скорее всего, по "степени безумия" относительно сегодняшних - будет как КвантМех для ньютоновской механики. И что - тогда?
...Впрочем, "чудесатость" грозит нам и ДО сего великого открытия. Слияние живого разума с ИИ, овладение поатомарной сборкой (в просторечии - "нанотехнология"), лютый рывок прогресса за счёт усиления интеллекта (технологическая сингулярность), а звёзды - не убегут.
...Хорошо, всё это - случилось. Разумеется - не безболезненно. Переходные эпохи - всегда кризис и бардак, а тут - такая ступенища: прям перерождение человечества либо - роды... Ладно, кризис устаканился, худо-бедно настало "счастье для всех", род людской радостно преобразует Венеру с Марсом, дабы бессмертному народу было где бегать, в ожидании всяких там "эффектов Алькубьерре" зарится на звёзды, само собою - мелкие конфликты даже на фоне нано-изобилия никуда не делись: кому-то всегда завидно, кто-то с кем-то конкурирует, кто-то - поругался... И - всё? Точно ли сверхцивилизации - стабильны и благостны? Или - на повестку дня может всплыть нечто, ныне - малоактуальное, но - не лечащееся "даже звёздами"? А может, этот грядущий конфликт - вовсе не "боль неизведанных ран" - а вполне просматривается и ныне?
...Один такой есть точно: религия и всё, что вокруг неё. По здравому разумению - конфликт зряшный: есть или нету Боженьки - не докажешь, а какой он... ну, это "по характеру Вселенной" можно определить. К тому же в последнее время человечество здорово прогрессирует - это ли не доказательство, что мы нравимся Ему?
...Но на практике мы видим обратное: за и около религии внезапно принялись драться вновь. И уже - не только за то, как правильно именовать Бога и что он имел в виду в надцатом псалме. Драка всё более смещается к вопросу: "чего мы Богу должны и как он приказывает нам жить?". Здесь, заметьте, и ИГИЛ, и "духовность" и даже всякие эзотернутые ЗОЖники солидарны абсолютно! То есть - в основе нынешних околорелигиозных безобразий - вопрос о свободе воли и - желательности внешнего "указующего перста". То есть - под видом Бога нам протаскивают едва ли не "моральный кодекс строителя коммунизма" - пакет обязательных к исполнению идей, требующих, по ходу дела, частичной утраты самобытности своего "я".
...А что в основе такого странного демарша? Последние-то три века мы вполне распрекрасно развивались, не оглядываясь на Боженьку на каждом шагу? А в основе, господа-товарищи - недоверие! Лютое, бешеное недоверие к человеку как таковому! По мнеию нынешних "верующих" - без внешнего окрика люди пренепременно падут в максимальное паскудство - вот они и жаждут утвердить этот окрик "не токмо на небе - но и на земле". Да-да, я считаю, что нынешнюю "духовность" изобрели каннибалы, убеждённые, что человек, даже при изобилии прочей хавки - не может не жрать людей, а стало быть... надо установить правильный порядок пожирания - "во имя господа и именем его". Впрочем, Бог здесь - лишь фигура речи, а на деле речь идёт о превращении "человечника" в муравейник, возглавляемый "знающими, как надо". Все нынешние околорелигиозные безумцы отвергают человека, как такового, полагая, что без идеократической тирании он - дерьмо...
...А вот теперь - заглянем в будущее. И предположим, что у сверхцивилизации таки-есть опасность, возможно - последняя: объединение умов со стиранием личностей: из недоверия к этим самым "личностям" и - недоверия ради. В общем - не удалось найти "небесного тирана" - так создадим его из себя!
Ко всем прочим вариантам устроения цивилизации (прямой либо представительской демократии, либо - "частичному сомыслию", что естественно для по-настоящему могучих умов) - такой "клубок" будет относится лишь как к врагам и сырью для увеличения себя - и война - неизбежна, сверх того - в силу прямой противоположности "модусов вивенди" "клубка" и коллегиальных цивилизаций - невозможен мир. Вот мы и имеем "войну богов", а если точнее - классическую битву с чудовищем. Ведь "клубок" по характеру своему - вовсе не бог, а как раз дьявол: именно врагу рода человеческого исстари приписывалась страсть к поглощению всех, всего и вся.
...Если кого-то также осенили сии размышления - я снимаю перед ним шляпу.
И - продолжаю надеятся, что Мартин, в стремлении выдать на-гора нечто нетривиальное, уже пришёл к этим мыслям и вскорости изложит их.
 

Иббениец

Знаменосец
Да, всё верно - но я выбираю Терренон, потому, что за ним - тайна.
Ваше право, но Гелиотроп брутальней. И лучше вписывается во вселенную Лавкрафта-Говарда-Вагнера и иже с ними, кому Мартин также отдал должное в Саге и особенно в "Мире". Данную корреляцию, например, я пытаюсь отразить в своем кроссовере.
А вообще мысли у вас весьма интересные:thumbsup: продолжайте в том же духе. Пока Мартин не написал продолжение, любые теории имеют право на жизнь.
 
Ваше право, но Гелиотроп брутальней. И лучше вписывается во вселенную Лавкрафта-Говарда-Вагнера и иже с ними, кому Мартин также отдал должное в Саге и особенно в "Мире". Данную корреляцию, например, я пытаюсь отразить в своем кроссовере.
Так ведь одно другому - не противоречит!
Да и вообще - подведение научно-фантастической, а заодно - и "посюсторонней" базы под Лавкрафтиану - дело немеряно крутое, можно сказать - "богоугодное".
Наделить лавкрафтовских Древних мотивами, что уже являют себя в нашем подлунном мире - это нечто!
 

Иббениец

Знаменосец
Да и вообще - подведение научно-фантастической, а заодно - и "посюсторонней" базы под Лавкрафтиану
Так лавкрафтиана вполне себе обладает научно-фантастической и "посюсторонней" базой изначально.
Но вообще я не любитель тащить НФ в фэнтези.
 
Сверху