Почему у Дейнерис не получилось
Вообще от этого поста я ожидал, что будет какое-то объяснение почему сытый, сильный и кипящий жизнью Миэрин, появившийся меньше чем за год из погрязшего в работорговле и стагнации залива - это "не получилось", но вместо этого нашел абстрактные рассуждения на тему того, что не должно было получиться. Хотя получилось. Может быть, стоит сверить теорию с практикой?
В принципе, все рассуждения покоятся на двух китах:
1) Упрощенная марксистская теория, родом из школьных кабинетов истории
2) Поиск объяснений почему не получится
Рассмотрим по порядку:
Упрощенная марксистская теория
Что бы не быть голословным:
Со сменой формации новые средства производства не появятся
Во-первых, хотелось бы упомянуть, что марксистский взгляд не единственный, которым можно смотреть на мир. Но даже с точки зрения марксизма ваша фраза звучит странно: средства производства - это орудия труда, технологии и т. д. Куда они денутся от смены формации? Это, кстати, хорошо показано в главах Мартина, рабы стали свободными но продолжили заниматься во многом тем же, чем занимались до этого, но теперь никто не присваивал себе результат их труда.
Может имелся ввиду способ производства? Но тут надо вспомнить, что Маркс никогда и не говорил, что в рабовладении все производство строится исключительно на рабах - это способ доминирует, но не является единственно возможным. Чтобы далеко не ходить - как считаете, какой способ производства был в южных штатах в америке в XIX веке? Кроме того, если помните, путь смены формаций по Марксу - революционный, именно такой, какой реализовала Дени. Как бы происходила смена формации, если старый способ уничтожен, а нового еще нет?
Может быть, вы имели ввиду, что большой Миэрин жил исключительно за счет ямных бойцов, а все остальное экспортировал? Это просто не реалистично. Уровень науки и развития торговых отношений недостаточен для такого объема экспорта, основой всего в доиндустриальную эпоху является сельское хозяйство. Да, ранее оно было организовано с помощью труда рабов, теперь поля возделывают свободные люди - но объем пищи выращиваемый и необходимый государству не изменился от смены формации. Потребление роскоши да, вероятно упало, но так ли уж нужна эта роскошь государству?
Наконец, замечу, что хоть в истории мало определенного и марксистский подход лишь теория, которая вовсе не обязательно является истинной, есть один факт который неоспорим.Нигде и никогда рабство не исчезло самостоятельно - его всегда отменяли, в том числе такие люди, как Дени.
Поиск объяснений почему не получится
Если бы аргументы, подобные вашим, приводил какой-нибудь советник Дейнерис, то это была бы живая иллюстрация поговорки "кто хочет - делает, кто не хочет - ищет оправдания"
Вот вы разбираете возможные варианты действий: назначить новую администрацию из числа рабов, оставить старую элиту, повысить младший управленческий состав, взять сторонних наемников. И приходите к мысли, что ни один из вариантов не жизнеспособен. Возможно, но действительно ли выбор ограничен этими вариантами? Давайте посмотрим, как решает эту проблему Дени. Она не выбирает какой-то один путь, а следует сразу 4мя! Кого-то она назначает из числа бывших рабов, кого-то поднимает с низов, кого-то оставляет на текущих постах и по-максимуму заполняет места своими людьми. В итоге система не идеальна, но относительно устойчива. Люди Дейнерис и рабы поддерживают ее власть, младший состав интригует, но действует в первую очередь против старой знати. Старая знать продолжает поддерживать системы, но не способна снова взять контроль в свои руки.
Как видите, практическое решение всех этих проблем существует, а если теория не соответствует практике, то нужно подтянуть теорию