• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

ДжРР: Толкиен vs Мартин

Кто лучше?


  • Всего проголосовало
    203

Airendil

Лорд
Если говорить о литературной ценности - она несопоставима, по крайней мере, пока. Хотя бы потому, что Толкиен - практически родоначальник фэнтези как жанра
А Лавкрафт?
А Мартин - да, годно пишет, интересно. Но писал бы он фэнтези, если бы жанра не существовало?
Мартина тоже можно считать родоначальником жанра "реалистичного фэнтези".
А вообще Толкиена стоит уважать хотя бы за то, что он сумел цельно финишировать, не погрязнув в сюжетных линиях.
Так в ВК всего две сюжетные линии: хоботы донесли кольцо и хорошие персонажи защитили город от плохих. А вот "Сильмариллион" Толкин так и не закончил.


Вообще создается ощущение от этой темы, что градус интересности текста напрямую зависит от уровня Ужасных Страданий
Так это еще от древних греков пошло. А они знали толк в искусстве.
Даешь трэш, угар и содомию! Только ПЛиО, только хардкор!
ДА!!!
 

Rockbell

Знаменосец
)))))

Это несправедливо! Потому что ПЛиО для большинства это как раз не столько трэш и угар, а как говорится у ФедрМихалыча - "борьба добра со злом, а поле битвы - душа человеческая" ... ))) все нечто похожее и подразумевают под "ПЛиО"... ))) ну и антураж отчасти чуть более реалистичный,чем у Толкина... имхо-имхо-имхо... да и как же без хардкора,когда мечи поют )))
хмм, ну если уж пепел Федора Михалыча стучится в нашу грудь - кто из героев ПЛиО не уверен, что право имеет?) Достоевщиной страдает только Джейме, и то вследствие усекновения конечности и общей хреновости жизни. Хотя нет, вру, специально для поклонников ПиН - Тирион Отцеубийца! Они вообще здоровско сочетаются с братом - Kingslayer и Kinslayer, Тирион короче на одну букву и полметра роста.
 

Rockbell

Знаменосец
Не буду утрверждать категорично, но, имхо, Лавкрафт - это все-таки скорее к ужастикам, а-ля Эдгар По, тем более где-то у него мир вполне наш, реальный, нет никакой стилизации под "Средневековье" и "эру мечей и битв".
Мартина тоже можно считать родоначальником жанра "реалистичного фэнтези".
Ну, смотря что считать реализмом - если и впрямь кровищщу, то были и до него, и имя им легион, правда, имхо, качество рядом не стояло. Если войны-политику - то тоже попытки были, привет Сапковскому) Если отсутствие эльфоштампов - у Говарда их тоже не было) Новаторство в моделировании псевдосредневековья - это да, это есть, но ведь и эклектики, эклектики сколько!
Так в ВК всего две сюжетные линии: хоботы донесли кольцо и хорошие персонажи защитили город от плохих. А вот "Сильмариллион" Толкин так и не закончил.
Вот не надо грязи! А Ристанийская линия! А оскверненная Хоббитания! А Том Бомбадил - это же отдельная песня! Так, фанат теряет адекватность, фанат снижает активность, фанат извиняется))) А вообще умение не перегружать тоже ценно, правда, в Сильмариллионе утеряно. Но стоит помнить, что Сильм толком и не издавался до эпохи алчного Кристофера - это изначально неопубликованные и толком несведенные наброски - нещитово.
Про греков - ага, но они брали не реализмом, а ПАФОСОМ111!!!!
 

tarris

Удалившийся
ну если уж пепел Федора Михалыча стучится в нашу грудь - кто из героев ПЛиО не уверен, что право имеет?)
о да! Достоевский еще как стучится в мое сердце со страниц ПЛиО, еще оттуда же периодически показывается Фаулз и пр. любители "карликов,сломанных вещей и бастардов" ))) да, я не могу спокойно пройти мимо блондинчика с золотой рукой и мне ужасно интересно,с какой еще части тела содрали нежную розовую кожицу некогда забавному пареньку ))) просто потому что они в своем трэше,угаре,инцесте и пр. безобразии уж слишком похожи на нас... землян... ))) ни в коем случае не против Толкина - для расширения кругозора и границ сознания необходимо хотя бы "Хоббита" прочитать!!! ))))))


Про греков - ага, но они брали не реализмом, а ПАФОСОМ
А как же Еврипид? основоположник психологической драмы ))) греки были очень недовольны тем,что их любимчики потеряли привычный пафос )))
 

Airendil

Лорд
Не буду утрверждать категорично, но, имхо, Лавкрафт - это все-таки скорее к ужастикам, а-ля Эдгар По, тем более где-то у него мир вполне наш, реальный, нет никакой стилизации под "Средневековье" и "эру мечей и битв".
Смотря что считать фэнтези. Я лично отграничиваю его от фантастики так: фантастика имеет дело с ситуацией "предположим, завтра/в будущем нечто произошло", до этого момента окружающая реальность была именно такой, как мы ее себе представляем. Фэнтези имеет дело с ситуацией "мир не таков, в нем есть нечто скрытое от глаз обывателя (земного)". В этом смысле неважно, показывает автор другой мир (как Толкин или Мартин), или вносит некие новые законы в наш, земной (как Лавкрафт или Лукьяненко в "Дозорах").
Ну, смотря что считать реализмом - если и впрямь кровищщу, то были и до него, и имя им легион, правда, имхо, качество рядом не стояло. Если войны-политику - то тоже попытки были, привет Сапковскому)
Не. "Сказочное фэнтези" - это когда есть главные герои, которые априори добьются успеха, только потому что главные (Толкин, Сапковский). "Реалистичное" - много персонажей, попытка представить читателю точку зрения каждого из них, непонятно кто добьется успеха, неясно, кто "хорошие", а кто "плохие" (посмотрите, какой разброс мнений по поводу основных персонажей ПЛиО). Кровищща - нечто второстепенное.
Вот не надо грязи! А Ристанийская линия!
Фактически та же схема, что и с Минас-Тиритом. "Хорошие" защитили от "плохих", вот и все.
А оскверненная Хоббитания!
Когда читал, сложилось впечатление "ни к селу ни к городу". В принципе, задумка была неплоха, можно было показать, что общество хоббитов сложнее, чем казалось, если бы, например, разные социальные слои по-разному реагировали на Сарумана, некоторые совсем не хотели бы, чтоб их "спасали". А так - Саруман всех угнетает (непонятно зачем), добрые хоббиты пришли и всех спасли.
А Том Бомбадил - это же отдельная песня!
Наличие Тома Бомбадила дало книге только некоторые вопросы касательно мифологии (и те интересны лишь в комплексе с Сильмариллионом).
Про греков - ага, но они брали не реализмом, а ПАФОСОМ111!!!!
Они брали катарсисом, глубиной переживаний героев и сопереживанием им зрителей. А для этого нужна драма, а не хэппи-энд. Как можно сопереживать героям, если точно знаешь, что у них все получится, они все выживут и заживут счастливо? Толкин почему-то выбрал хэппи-энд, в этом смысле он не отличается от голливудщиков. Надеюсь, Мартин окажется умнее и продолжит писать драму.
 

Rockbell

Знаменосец
о да! Достоевский еще как стучится в мое сердце со страниц ПЛиО, еще оттуда же периодически показывается Фаулз и пр. любители "карликов,сломанных вещей и бастардов" ))) да, я не могу спокойно пройти мимо блондинчика с золотой рукой и мне ужасно интересно,с какой еще части тела содрали нежную розовую кожицу некогда забавному пареньку ))) просто потому что они в своем трэше,угаре,инцесте и пр. безобразии уж слишком похожи на нас... землян... ))) ни в коем случае не против Толкина - для расширения кругозора и границ сознания необходимо хотя бы "Хоббита" прочитать!!! ))))))
Стоп, вот с этого места помедленнее) Кто похожи - блондин с отрубленной рукой и освежеванный Теон? Или авторы сего безобразия? То есть именно Вас привлекают изменения мировоззрения вследствие нанесения объекту травм, мировоззрения субъектов, травмы наносящих, или корреляция происходящего с программой новостей на первом? Я не спора ради, мне правда интересно) Потому что некое противоречие внезапно получается - потому что психология жертвы есть отклонение от нормы, а вроде как соответствие ей и есть самый цимус...
Смотря что считать фэнтези. Я лично отграничиваю его от фантастики так: фантастика имеет дело с ситуацией "предположим, завтра/в будущем нечто произошло", до этого момента окружающая реальность была именно такой, как мы ее себе представляем. Фэнтези имеет дело с ситуацией "мир не таков, в нем есть нечто скрытое от глаз обывателя (земного)". В этом смысле неважно, показывает автор другой мир (как Толкин или Мартин), или вносит некие новые законы в наш, земной (как Лавкрафт или Лукьяненко в "Дозорах").

Тогда действительно рамки определить невозможно - туда же и По, и Шекспир и т.д., о сказках и говорить нечего.
Не. "Сказочное фэнтези" - это когда есть главные герои, которые априори добьются успеха, только потому что главные (Толкин, Сапковский). "Реалистичное" - много персонажей, попытка представить читателю точку зрения каждого из них, непонятно кто добьется успеха, неясно, кто "хорошие", а кто "плохие" (посмотрите, какой разброс мнений по поводу основных персонажей ПЛиО). Кровищща - нечто второстепенное.
Сапковского я в свое время осилила из чистого упрямства - и успехом я итог назвать не могу никак. Ну как-то вилы в живот главному герою - прям некуртуазно. Да и главЦири назвать хорошей язык к концу не поворачивается. Ну да все не о том. В принципе по поводу ВК тоже копьев сломано немало - и про Гэндальфа-сволочного-манипулятора, и про хороших орков, и т.д. Аж Черную Книгу Арды написали
Про линии ВК я не знаю, есть ли смысл излагать свое видение - имху имхой не переспоришь, а еще больше тему засорять не хочется. Плюс я вполне осознаю собственную необъективность) Если вдруг интересно - то с радостью, если нет - то на нет и суда нет)
Про драму (извиняюсь за отсутствие цитирования - только одна рука свободна)), - древнегреческие произведения все-таки несколько меньше по объему, и не столь сюжетно богаты. Мне кажется, что конец в стиле "все умерли" для Мартина был бы равносилен хэппи-энду для всех, то есть нереалистичен. Кому-то в любом случае должно повезти. Ну, или это я оптимистка)
Про пафос, кстати, Аристотель, помнится писал наравне с катарсисом и без всякой иронии, хотя я, двоечница, его читала сильно по диагонали)
 

tarris

Удалившийся
Потому что некое противоречие внезапно получается - потому что психология жертвы есть отклонение от нормы, а вроде как соответствие ей и есть самый цимус...
честно говоря, уже перестаю понимать предмет разговора ))) Физиология психологии и психология физиологии - это не совсем то,почему я сплю в обнимку с книжками Мартина, а не Толкина ))) мы,наверное, говорим о том,что мартиновский реализм для Вас это уже гиперреализм,даже физиологический реализм, а для меня образная система Мартина как раз является адекватной? дело в том,что я ученица Камы Гинкаса и поэтому я и в Толкине неприменно найду отрыжку и гнилые зубы... ))) те простые неприятности,которые беспокоят живых людей))) у Мартина люди чуть сложнее, их быт иной, взаимоотношения специфические и поэтому перхоть превращается в гангрену головы как минимум )))
зы Мне очень интересно и приятно общаться с Вами! но... чуть-чуть со мной попроще что ли, я ж только простые вещи могу уловить ))) без особенных измов)))
 

Rockbell

Знаменосец
зы Мне очень интересно и приятно общаться с Вами! но... чуть-чуть со мной попроще что ли, я ж только простые вещи могу уловить ))) без особенных измов)))
Взаимно) Прошу прощения - мне правда было интересно понять альтернативную точку зрения) Именно об этом и говорим, видимо - я, например, все самое смачное вообще стараюсь быстренько перелистывать)
Имя Камы Гинкаса мне ничего не говорит, к сожалению ( т.е. статью на вики я прочитала уже, но)), попробую поискать -понять.
Еще раз извиняюсь, если что не так - не злого умысла ради, а, видимо, неумения формулировать в силу)
 

NIKTO

Казнен
А ещё там лапочки орки являются тупыми и кровожадными прислужниками тьмы:cry:! Надоело их видеть в этой роли:(.
Ничего страшного. Впоследствии они позеленели, перестали быть чьими-то прислужниками но ещё больше отупели.:)
 

Stregoika

Знаменосец
В принципе по поводу ВК тоже копьев сломано немало - и про Гэндальфа-сволочного-манипулятора, и про хороших орков, и т.д. Аж Черную Книгу Арды написали
Ага, а еще есть По ту сторону рассвета, тоже забавная штука, чем-то даже близкая к ПЛиО. Жалко, ветку расписали неинтересную.
 

Rockbell

Знаменосец
P. S. А ещё там лапочки орки являются тупыми и кровожадными прислужниками тьмы! Надоело их видеть в этой роли.
Насколько я помню матчасть - изначально это эльфы, которым здорово не повезло(
Саурона тоже нельзя назвать однозначным злом, имхо. Он просто майяр, преданный своему господину и своему делу - тоже весьма похвально)
Ага, а еще есть По ту сторону рассвета, тоже забавная штука, чем-то даже близкая к ПЛиО. Жалко, ветку расписали неинтересную.
Вот об этом, в отличие от Еськова и раннего Перумова, не слыхала - а оно про что? Вы бы посоветовали на ознакомиться?)

А вообще, имхо, ПОВы персонажей нас избаловали. Раз в голову не проникли, то и мыслей-чувств-противоречий нет, прямо Арагорновы штаны в действии))
 

NIKTO

Казнен
Саурона тоже нельзя назвать однозначным злом, имхо. Он просто майяр, преданный своему господину и своему делу - тоже весьма похвально)
Саурон даже в какой-то мере хороший - он не хотел уничтожить мир как Мелькор, а всего лишь завоевать его.


Кстати, культурное противостояние бобра/козлу и Рглора/Иного и его воплощениям.
 

Stregoika

Знаменосец
Вот об этом, в отличие от Еськова и раннего Перумова, не слыхала - а оно про что? Вы бы посоветовали на ознакомиться?)
Это про Берена и Лютиэн. Там эльфы в сюрко, автор старательно спорит с ЧКА, бытовуха и интриги. Довольно забавно.
 

Rockbell

Знаменосец
Саурон даже в какой-то мере хороший - он не хотел уничтожить мир как Мелькор, а всего лишь завоевать его.
Ну методы у него какие-то негуманные все-таки) Хотя если учесть, где он, крутой майяр, и где эти жалкие людишки, которые так и так помрут рано или поздно, то он прямо какой-то, омг, Тайвин Ланнистер Средиземья) Да простят меня поклонники обоих)
Это про Берена и Лютиэн. Там эльфы в сюрко, автор старательно спорит с ЧКА, бытовуха и интриги. Довольно забавно.
Спасибо!
 

NIKTO

Казнен
Хотя если учесть, где он, крутой майяр, и где эти жалкие людишки, которые так и так помрут рано или поздно, то он прямо какой-то, омг, Тайвин Ланнистер Средиземья
Ну да. И о своих детишках-орках заботится. Благополучие дома = благополучие всех его членов, и не важно сколько их погибнет под стрелами.:)
 

Airendil

Лорд
Да и главЦири назвать хорошей язык к концу не поворачивается.
Основное в том, что она главная, "хорошая" или "не очень хорошая" уже второстепенно. Да и свой аналог ЧВ, который _обязательно_будет_повержен, есть.
Плюс я вполне осознаю собственную необъективность) Если вдруг интересно - то с радостью, если нет - то на нет и суда нет)
Да, интересно. Напишите)
 
  • Мне нравится
Отклики: Xe!

Rockbell

Знаменосец
Да, интересно. Напишите)
Все, понеслась...
Имхо - весь ВК - это история о конце эпохи и неизбежности перемен. Средиземье - мир, державшийся на магии, символ которой, эдакий дракон - Кольцо Всевластья. Само по себе кольцо зело аллегорично - в принципе, вообще возникает вопрос - а какой от него толк? Зачем оно Саурону - от гондорских разведчиков прятаться? Нет, кольцо - символ магии, тот, кому оно принадлежит - безусловный лидер. Саурон пытается удержать старую эпоху любой ценой, Гэндальф и ко - помочь ей завершиться, Саруман мечется и ломается - потому что уничтожение кольца означает, так сказать, уход на пенсию. Уход, болезненный и для Гэндальфа, и для Галадриэли - и мы видим, как они борются с искушением, фигурально выражаясь, мало того, что на пенсию не выйти, так еще и порулить предприятием. И видим того же Тома - ему перемены не страшны, потому что не нужны ни власть, ни положение. Это - первая тема - тема неизбежности перемен и умения/неумения их принять.
Также важны не только глобальные перемены, но и личностный рост под их влиянием - и тут у нас есть толпа хоббитов - от Толстика Боббера до Фродо Торбинса, пардон, Бэггинса. Каждый из них сталкивается с испытанием, каждый меняется. Тот же Фродо весьма неоднозначен - все-таки перешел в конце на силы Темную Сторону он - а на другой стороне Сэм, простой, как валенок, но образец преданности. Вот мы и видим разных людей, простите, хоббитов, выбирающих разные дороги. Взять тех же Пина и Мерри - из труса и раздолбая закономерно развившихся в весьма себе крутых парней за счет принятия правильных и порой непростых решений.
Кстати, о преданности - конфликт между присягами-обещаниями-здравым смыслом тоже весьма раскрыт - есть и явный внутренний конфликт Боромира, мучительно выбирающего между привязанностью к братству, здравым смыслом, собственным честолюбием и обязательствами перед Гондором=отцом. Так что внутренних метаний полно - что у него, что у Фарамира с его вечным выбором между призраком любви отца и собственной совестью. Вообще в их линии кольцо и играет роль этакого спускового крючка механизма собственного выбора - в общем, не только для них, но и для всех - Горлума, Бильбо, Гэндальфа (кстати, в ряде случаев весьма некрасиво спихивающего с себя ответственность за все вплоть до очередного выбора, который расставляет его приоритеты), да и того же Агронома, сына Агронома - после побега Фродо он просто разрывался между миссией, спасением друзей и далее по тексту. Просто без ПОВов накал драматизма остается на усмотрение воображения читателя.
И, наконец, то, зачем, кмк, нужна оскверненная Хоббитания - прощение и прощание. Меняются не только люди, меняется все, и в одну реку в два раза фиг войдешь, и любые перемены болезненны, их надо пережить и переболеть. Вообще путешествие - это взросление, становление личности, и данный фрагмент - прощание с детством, принятие ответственности, с которыми не все справляются. Когда понимаешь, что врага можно и простить, а мерзкая тетка, тырящая серебряные ложки, может оказаться весьма себе сильным, и, в сущности, неплохим человеком.
Тут можно еще многое накатать, но у меня ребенок проснулся, на сем сворачиваюсь, авось не слишком долго-нудно вышло)
 

Tarja

Лорд Хранитель
ВК породила плио и практический вес этот жанр, это как есть основатель, гениальный предок, и есть гениальный потомок
А ВК породили гениальные народные сказки...:)

Скорее ПЛИО породили Вальтер Скотт, Морис Дрюон и Роберт Говард... ПЛИО роднит с ВК только то, что действие обоих произведений разворачивается в "выдуманной вселенной". ПЛИО - мир без магии, эльфов, гномов и орков (квинтессенции жанра, созданного Толкиеном, который до сих пор наследуется современными авторами). Драконы не в счет, тем более, что они вполне "укладываются" в те же европейские легенды. Если заменить указание дислокации "Вестерос"/"Эссос", скажем, на "Европу"/"Азию" - сюжет ПЛИО ничего не потеряет и особо не изменится.
На мой взгляд, с таким же успехом можно установить преемственность ВК и "Дюны" - выдуманный мир есть, много текста есть, плохие и хорошие есть, игра престолов идёт и ещё много кого померло.
 

Tarja

Лорд Хранитель
понимаю фанаты и всё такое но то что ВК стоит выше это факт
Я бы не завала себя тру фанатом, хотя, как уже отмечала, ПЛИО мне понравилась несоизмеримо больше ВК. Но на суть вопроса это не влияет :)
Чем именно выше? Тем, что ВК написан раньше? В таком случае сказка про Колобка неоспоримо выше ВК...
Для меня основным критерием оценки литературного произведения является живость и реалистичность персонажей, и как раз этим ВК, увы, беден... Поэтому выше ПЛИО его никак поставить не могу. Но это так, сугубо моё мнение...
 

Терновник

Ленный рыцарь
Вчера с обложки Эсквайра мне по-знакомому улыбнулся господин Элайджа Вуд, так что я считаю это знаком и победно иду в данную тему :D Правда, раскачиваться, писать и дискутировать буду меееееедленно.;)
Начнём с этого, пожалуй:
Для меня основным критерием оценки литературного произведения является живость и реалистичность персонажей, и как раз этим ВК, увы, беден...
Что в аспекте реалистичности смущает Вас в "маленьком человеке" из провинции, который оказался замешан в разборках сильных мира сего, не до конца даже понимая, во что ввязался; в простом пареньке-садовнике, сыне неотёсанного, но по-житейски мудрого старикана, который (паренёк, не старикан) по долгу дружбы и службы (и жажде приключений, а как же, так кто по молодости их не хочет?:not guilty: ) берётся ему помогать? Да, ноги, конечно, чуть более волосатые, чем у нас, но разве ноги - главное?;)

Или, может, Вам кажется нереалистичной представительница аристократического рода, которая нехило накуролесила в молодости и отправилась в америку мыть золото, а потом вышла замуж за трезвомыслящего мужика, "крепкого хозяйственника", остепенилась и под конец лет пытается репатриироваться на историческую родину, старательно гася в себе желание вспомнить года молодые и ввязаться в политические и военные игрища?:meow: Ну да, уши у неё островатые (и то по версии киношников), но ведь и уши - не главное,да?:not guilty:

А ещё там есть один из многочисленных отпрысков большого и временами богатого, но худородного (оооочень сомнительное происхождение ;) прям из г*овна и спичек, да простит меня Ауле) Дома. Этот Дом (или Вас смущает, что его называют Расой?;)) всегда чувствует себя неуютно по причине происхождения и конфликтует оттого со всякими законнорождёнными Домами, ревностно отмечая их успехи и неудачи. Так вот, пацана отправили следить за мероприятием высшего уровня, чтобы остроухие зазнайки-аристократы не отличились вдруг сильнее, чем худородные, но гордые. А пацан возьми да и закорешись с одним из зазнаек, таким же молодым бездельником, по сути, как он сам, но тоже с чёткими понятиями ;) У гордого пацана рост маловат, конечно, так ведь не за рост любим..:in love:

Да простит мне Профессор эту вольность стиля, ближе к вечеру готова переходить на обсуждение высоких материй соответствующими словами по мере своих скудных знаний и скромных умений...:meow:
 
Сверху