Санса Перечитываем Игру престолов, Санса VI

LaL

Знаменосец
Санса, или жизнь Птички в золотой клетки.
После казни отца у Сансы начинается новая жизнь... на основе которой, можно писать инструкцию "Как не надо вести себя, если вы попали в плен к террористам" :writing:.

Услышали Старые боги и Семеро желание Сансы не уезжать из Королевской гавани по приказу отца и остаться с прекрасным принцем, да и исполнили... Вот только не ест и не пьет, да слезы льет Санса, после такого исполнения своего желания.
А наш Светлейший Государь получил новую игрушку, которая полностью в его власти. И как же вести себя пленнице Птичке, очутившись в золотой клетке?
Можно, конечно, самоубиться ... и о твоей прекрасной кончине певцы сложат прекрасные песни.
Можно пойти другим путем - смирится со своей участью и начать "выживать":

- Пожалуйста, пожалуйста, я буду хорошей, я буду хорошей! Пожалуйста, не надо!
Вот и Пес-Сандор дает подобный совет:

- Делай, как тебе велят, дитя, - сказал Клиган.
Да вот что-то не получается у Сансы быть "хорошей", что не скажет королю - все или не в попад или дерзость... и коронованный жених учит свою невесту, что главное достоинство будущей королевы - во всем слушаться своего мужа. А поскольку жених у нас благороднейший из благородных, то сам он пачкать руки не будет... достаточно, что есть для этого исполнители - "лучшие из лучших" рыцарства Вестероса - Белая Гвардия.
Джоффри приглашает Сансу на прогулку, и эта прогулка оборачивается для девушки Голгофой... ей предстоит вынести побои, после которых надлежит улыбаться, и увидеть голову казненного отца, над которой следует порыдать. Хочу отметить, что вот в этом эпизоде к Сансе вернулось какое-то мужество и она не доставила мучителю такое удовольствие. Более того, у нее мелькнула мысль, достойная девушки с "волчье кровью" -

Внешний парапет доходил ей до подбородка, но с внутренней стороны верх стены ничто не ограждало; внизу, в семидесяти или восьмидесяти футах, был двор. "Нужно только толкнуть, - сказала она себе, - он стоит как раз там, где надо, улыбаясь этими жирными червяками. Ты можешь сделать это. Ты можешь. Так сделай прямо сейчас. Не важно, даже если ты последуешь за ним. Это ничего не значит!"
Но Санса, всегда была "доброй девочкой" и момент был упущен.

P.S. Я невольно сравниваю последние главы двух сестер... и хотя знаю, что Арье предстоит серьезнейший квест в следующих книгах, но на момент окончание "Игры престолов" ее участь более завидна, "Я - свободна, наконец, свободна, хвала Богам, я - свободна!"(с)
 

Maria Clara

Межевой рыцарь
LaL , спасибо. Я тут еще отмечу мелочи переводов, хотя СанСанисты их хорошо знают ;), но пусть будут по ходу повествования.

Санса

Кстати, Джофф грозится, что если Санса не оденется, то Пес сделает это за нее, ему же он приказывает поднять Сансу с постели. Но вот когда дело доходит до рукоприкладства, то Джоффри отдает приказ сиру Меррину. Интересно, почему?

Оригинал: Sandor Clegane scooped her up around the waist and lifted her off the featherbed as she struggled feebly. Her blanket fell to the floor. Underneath she had only a thin bedgown to cover her nakedness. “Do as you’re bid, child,” Clegane said. “Dress.” He pushed her toward her wardrobe, almost gently.
Сандор Клиган обхватил (дословно, практически - сгреб в охапку) Сансу за талию и вытащил из перины, пока она вяло сопротивлялась. Ее одеяло упало на пол. Под ним лишь тонкая ночная рубашка прикрывала наготу.
- Делай, как тебе велят, дитя, - сказал Клиган. - Одевайся. - Он подтолкнул ее к гардеробу - едва ли не с нежностью.

То есть Клиган довольно скромно сгреб ее вместе с одеялом. А вот после беседы уже резким рывком ставит на ноги.

Джоффри говорит, что я все еще должен жениться на тебе.

Сандор - человек наблюдательный, да и Джоффри должен знать.
– А что… что он хочет? Пожалуйста, скажи мне!
– Он хочет, чтобы ты улыбалась, чтобы от тебя сладко пахло и чтобы ты была его дамой, – проскрежетал Пес. – Он хочет услышать те милые словечки, которым тебя научила септа. Он хочет, чтобы ты любила… и боялась его.
Джоффри действительно хотел любви Сансы? У меня вообще было впечатление, что ему все равно до Сансы, что она для него вроде досадного атрибута короля, который у него должен быть. Мол, давай, вставай и изображай милую леди, потому что мама так сказала. Впрочем, Санса Сандора поняла, посидела немного, приходя в себя и приказала устроить ванну и принести пудру, чтобы скрыть синяк.

О! Вот теперь она понимает, что все ее служанки - Ланнистеров. Санса не разговаривала с ними, только отдавала команды. Они служили Ланнистерам, она их не знала и не доверяла им. А она, все-таки, дочь Севера, сильная иначе, чем Арья, по-своему: Горячая вода заставила ее вспомнить о Винтерфелле и тем принесла силу.

Пусть Санса и потеряла волка, пусть в ней много Талли, но лейтмотив "дома" в этой главе уже есть. Все-таки Старки неразрывно связаны с Винтерфеллом. Чудесный принц и прекрасные рыцари, настоящие, из сказок постепенно тают... А воспоминания о доме рождают внезапную холодную и вежливую дерзость.
– Светлейший государь приказал мне проводить вас в тронный зал.
– А приказывал ли он вам еще раз ударить меня, если я откажусь?


“I shall do whatever His Grace commands.”
“As I do,” he replied.
“Yes . . . but you are no true knight, Ser Meryn.

- Я сделаю все, что приказывает (что бы ни приказал) Его Величество.
- Как и я, - ответил он.
- Да... но вы не настоящий рыцарь, сир Меррин.

И так, Сандор, который расхохотался бы, Санса знала это, становится советчиком и своеобразным сторонником. Пес был прав, Пес стоит за спиной, она даже понимает его уже без слов.

Наверху Санса разглядывает вольные просторы. И вновь - мысли о доме. А на севере… Санса знала, что за ними начинается открытый простор, фермы, леса и поля, а еще дальше, далеко-далеко на севере высится Винтерфелл.

А у Сандора внезапно просыпается такая же волшебная способность к нужной потере памяти.
Мой Пес назвал его лордом деревянного меча. Так было, Пес?
– В самом деле? – спросил Клиган. – Я не помню.

И, кстати, красивая мелочь приятная нашим женским сердцам. Когда Клиган останавливает порыв Сансы сброситься с Джоффри со стены, то Пес не просто встревает между ней и королем, а knelt - опускается на колени, или на колено. Причем в оригинале Мартин выделяет слово между.
“Here, girl.” Sandor Clegane knelt before her, between her and Joffrey.

И пока он, стоя перед ней на колене, с деликатностью, удивительной для такого рослого человека, вытирает кровь, сочащуюся из разбитой губы, Санса закрыла глаза. Почему то в этот раз обратила внимание на этот штрих, вспоминая "загон" Сандора "посмотри на меня". И вежливо, формально, как полагается благодарит. - Спасибо.
 
Последнее редактирование:

LaL

Знаменосец
Кстати, Джофф грозится, что если Санса не оденется, то Пес сделает это за нее, ему же он приказывает поднять Сансу с постели. Но вот когда дело доходит до рукоприкладства, то Джоффри отдает приказ сиру Меррину. Интересно, почему?
Мне кажется, что в глубине души Джоффри понимает, что если он скажет своему Псу в отношении Сансы "фас!", то Пес вцепится в горло ... самому Джоффри. Поэтому он предпочитает не будить лихо, пока оно тихо. Такая моя ИМХА :).
 

Мой Джонни

Наемник
Оригинал: Sandor Clegane scooped her up around the waist and lifted her off the featherbed as she struggled feebly. Her blanket fell to the floor. Underneath she had only a thin bedgown to cover her nakedness. “Do as you’re bid, child,” Clegane said. “Dress.” He pushed her toward her wardrobe, almost gently
В моей книге такой перевод: Сандор Клиган, взяв Сансу за плечи, вытащил её из перины, невзирая на сопротивление. Одеяло упало на пол. Тонкая ночная рубашка едва прикрывала её наготу. - Делай, как тебе велят, дитя, - сказал Клиган. - Одевайся. - Он подтолкнул её к шкафу - едва ли не с добротой.
 

sverchok2

Знаменосец
Причем в оригинале Мартин выделяет слово между.
“Here, girl.” Sandor Clegane knelt before her, between her and Joffrey.
Всегда понимала это так, что он каким-то образом догадался, что Санса собирается сделать и влез между ней и Джоффри, чтобы предотвратить это (хочется надеяться, что ради нее, а не ради Джоффри :D).

А воспоминания о доме рождают внезапную холодную и вежливую дерзость.
А также крайне рискованное высказывание позже, насчет головы Джоффри :). Я помню, когда читала в первый раз, у меня аж дух захватило :D. В этот момент впервые стало понятно, что дикая волчья кровь Старков и в Сансе тоже присутствует.

А еще интересной показалась мысль Сансы: "Он может заставить меня смотреть на головы, но не может заставить меня видеть их" - сколько же у этой девочки всяких самовыживательных приемчиков :cry:.

взяв Сансу за плечи
За талию :).
 

Maria Clara

Межевой рыцарь
Да, Мой Джонни, у нас всех "такая книжка" и мне во многом перевод нравится. Но все же иногда интересно заглянуть в оригинал, какие слова выделял сам автор, что случайно потерялось. Все-таки мне кажется есть разница "склонится" или встать на колени перед Сансой, ненавязчиво и аккуратно разделив их с Джоффри.
 

InniS

Ленный рыцарь
САНСА
Быть может я тоже скоро умру, сказала себе Санса, и мысль эта не показалась ей столь уж ужасной. Если она выбросится из окна, то все страдания окончатся, ну а потом певцы сложат песни о ее горе.
Даже в этой, наверное самой трагичной главе Сансы, все ее мысли – предельно романтичны «как в песнях», переживания острые и в них много образов –страшных , она подсознательно ищет выход и страх принимает причудливые формы:
Ей снились шаги на лестнице башни, зловещее скрежетание кожи о камень, кто-то крался к ее спальне, шаг за шагом. Она могла только сжаться в комок возле двери и замереть, но он подступал все ближе и ближе. Она знала: это сир Илин Пейн идет за ней со Льдом в руках, чтобы снять голову и с нее…
Когда страх становится реальным, у Сансы сил сопротивляться уже практически нет, сон, больше похожий на забытье и отсутствие еды не лучшие помощники, когда на пороге «бывший» - бывший принц, бывший романтический возлюбленный, бывший герой. А ныне - Я теперь король. Пес, вынь ее из постели.
Взаимодействие Пса и Сансы в этой главе и тактильное и очень тонкое, ментальное, несмотря на грубость движений и резкость слов одного из участников.
Делай, как тебе велят, дитя, – сказал Клиган. – Одевайся. – Он подтолкнул ее к шкафу – едва ли не с добротой.
А вот в контактах Сансы и Джоффри не знаешь чему удивляться больше: глупости и свирепости Джоффри или наивности на грани с инфантильностью Сансы. Для нее обещание, данное прекрасным принцем – почти священная клятва, отрекаться от крови предателя – просто слова. А ведь отрекается от крови отца, от крови семьи, от своего прошлого. Бедная пташка прощебетала практически слова, которые принесут в жертву ее саму, как Леди. Леди была неким жертвенным животным, а теперь пришел черед хозяйки.
Джоффри готов принять страх и боль и порадоваться этому.
Мать говорит, что я должен жениться на тебе. Ты останешься здесь и будешь послушной.

Прозрение Сасы тоже такое, прежде всего визуальное - Санса удивилась тому, что он мог показаться ей красивым. Мягкие и красные губы, прямо дождевые червяки… глаза тщеславные и жестокие, боль от удара и нравоучения Пса подталкивают Пташку к принятию ситуации, если изменить все происходящее нет возможности.
Я… как вам будет угодно, милорд.
Мимоходом надерзив Меррину Транту, Санса снова прокручивает в голове возможную реакцию Клигана на то, что происходит и склонив голову, пытаясь сдержать слезы, присутствует на судилище в Тронном зале. Каждый приговор новоиспеченного короля – это просто маленький подарочек себе любимому: тут и бои без правил, и член семьи предателя – тоже предатель. И на сладкое – сладкие песни певца, которому предстоит перспектива остаться либо без пальцев, либо без языка.
В жизни побеждают чудовища, напомнила она себе и вновь услышала голос Пса, скрежет металла о камень – урок усвоен, Санса девочка послушная и умеет делать выводы, которые помогут ей выживать в ближайшем будущем.
Пойдем со мной, – проговорил Джоффри, предлагая ей руку. И ей не оставалось ничего другого, как принять ее. Когда-то одно прикосновение привело бы ее в восторг, теперь же кожа ее съежилась от отвращения. А вот и тактильное отвращение подоспело, все-таки Санса девочка очень чувственная, перспективная именно для отношений между мужчиной и женщиной. Опять же доверчивая до беспредельности, может долго верить словам о том, что «у нас все хорошо дорогая, это не то, что ты подумала, у нас все будет как раньше» и тому подобно брачным палочкам-выручалочкам. Вот только интуиция начинает понемногу просыпаться, главное развить ее.
Пес был прав, подумала Санса. Я всего лишь крохотная пташка, повторяющая слова, которым меня научили.
Очень много в этой главе Клигана, очень много, он буквально являет собой внутренний голос той самой интуиции Сансы Старк.
Рот его дернулся на обгорелой стороне лица, и Санса почти что услышала: он все равно велит отнести тебя наверх, так что делай, как он хочет.
Сцена на парапете приоткрывает Сансу все-таки как Старк, она смотрит на недоступный для нее простор - с высоких укреплений караульного дома перед Сансой открылся весь мир. Этот мир закрыт для нее, перед ней Джоффри упивающийся победой, демонстрирующий головы на пиках, жаждущий воинской славы и еще больше голов на пиках -после пира в честь моих именин я соберу войско и сам убью твоего брата. И тогда сделаю тебе подарок, леди Санса, подарю голову твоего брата. Неосторожная бравада, едва не закончившаяся убийственным выпадом Сансы
«Нужно только толкнуть, – сказала она себе, – он стоит как раз там, где надо, улыбаясь этими жирными червяками. Ты можешь сделать это. Ты можешь. Так сделай прямо сейчас. Не важно, даже если ты последуешь за ним. Это ничего не значит!»
Верный Пес как всегда на месте – и тут много раз разобранная, обдуманная и процитированная фраза про деликатность рослого человека напомнила мне фразу в предыдущей главе Дейенерис, где такими же словами говорится о том, как Джорах Мормонт снимает повязку с груди Дрого. Под рукой нет первоисточника, а стало интересно – это косяк переводчиков или однообразность описаний автора?
Спонтанное покушение не удалось и Санса возвращается в свою скорлупку, как настоящая вежливая Пташка.
Она была доброй девочкой и всегда помнила про хорошие манеры.
Глава показалась самой тяжелой и в тоже время скучной из глав Сансы. Даже несмотря на почти постоянное присутствие Пса, что для меня всегда маленький праздник. . Уровень трагизма ситуаций почти как в главах Дейенерис, Кейтелин и Арьи, но как реагирует на них Санса – ванильно, ожидая подсказки, перебирая в памяти то, что было. Вызывает уважение ее умение мимикрировать , нужный талант в ее ситуации, но не почувствовала я здесь в ней никакой целостности натуры, характера – и это жаль.
 

StW

Удалившийся
эх, печально:(, почти смахивая слезу, а вот тут я надеялась, что это переводчики недостарались..
Ну, у Мартина самоповторы обычное дело. Всё таки он довольно часто применяет одни и те же сюжетные ходы, так что неудивительно, что и описание каких то ситуаций, и реакции на них персонажей могут быть схожи.
Уровень трагизма ситуаций почти как в главах Дейенерис, Кейтелин и Арьи, но как реагирует на них Санса – ванильно, ожидая подсказки, перебирая в памяти то, что было. Вызывает уважение ее умение мимикрировать , нужный талант в ее ситуации, но не почувствовала я здесь в ней никакой целостности натуры, характера – и это жаль.
Не фанат Сансы... мягко говоря. Но мне нравиться в ней именно ее "обычность", - "нельзя требовать от человека быть героем". Почему то от Сансы всё время ждут каких то несвойственных ей проявлений.
Всё таки если персонаж - ПОВ, то это не значит, что он должен быть человеком с несгибаемым характером, железной волей, и готовностью к самопожертвованию. Интересно посмотреть на мир и глазами запуганной и растерянной заложницы, у которой одна цель - выжить.
Скажу больше... если вдруг в последних книгах Санса станет великой интриганкой которая переиграет Мизинца, по мне это будет "читерство" и девальвация персонажа. В общем Мартину надо сильно извернуться, что бы Санса и роль какую то в последующих событиях сыграла, и что бы не разрушить уже созданный им самим образ Сансы....
 

Oleg77

Наемник
... если вдруг в последних книгах Санса станет великой интриганкой которая переиграет Мизинца, по мне это будет "читерство" и девальвация персонажа. В общем Мартину надо сильно извернуться, что бы Санса
Ну, не знаю-не знаю, StW.... Людям свойственно менять характер по мере взросления. Санса, в сущности, - обычная девочка, начинающая превращаться в женщину. В мастерстве интриги ей, конечно, Мизинца не переплюнуть. Но расцветающая женственность (и чисто женское коварство!), недавно перенесённые лишения и, по контрасту, - улучшившиеся условия существования в последнее время, способны очень даже "подзакалить" её характер. А начало "обуздания" ею Гарольда Хардинга в спойлерной главе "ВЗ" - лишнее тому свидетельство.
(зашугана-то она зашугана, но всё же - "природный" Старк, как ни посмотри... Да и Джоффри/Серсеей она вовсе не была "раздавлена" окончательно и бесповоротно. Порой и слегка сопротивлялась! Хотя в её положении и учитывая "мелкий" возраст это было не просто...)
Что вырастет - один лишь Мартин знает!
 

StW

Удалившийся
Но расцветающая женственность (и чисто женское коварство!), недавно перенесённые лишения и, по контрасту, - улучшившиеся условия существования в последнее время, способны "подзакалить" её характер.
Естественно, я не считаю, что Санса должна оставаться вечно такой как в Королевской Гавани. Она взрослеет, набирается опыта, и меняется....
Речь идёт именно о скачкообразности действия. ПЛиО закончиться года через два - три. Санса в спойлерной главе стала поуверенней, но это пока всё та же Санса....
Надеюсь, что развитие персонажа будет продолжаться постепенно... но если вспомнить про идеи Мартина насчёт пятилетнего перерыва, то он то как раз хотел обучение детей и подростков растянуть на годы, что бы их переход во взрослую жизнь выглядел более правдоподобным.
И если спецкурсы Брана и Арьи(хотя в ее случае возраст тоже очень важен), можно ускорить, Джон стал лордом - командующим, а Дени "поработала" королевой Миэрина, то вот насчёт Сансы у меня есть некие сомнения. Всё таки в ее случае главное не советы Мизинца, а жизненный опыт. Долина - хорошая школа, но всё опять упирается во временные рамки. Переход от младшего партнера Бейлиша до человека который может самостоятельно плести интриги, да ещё и за спиной такого выдающегося игрока..... ну это не может произойти в такие короткие сроки.
Погореть конечно Мизинец может на любой мелочи.... но для этого Санса как персонаж не нужна.
 

Oleg77

Наемник
Погореть конечно Мизинец может на любой мелочи.... но для этого Санса как персонаж не нужна.
Хоть убейте, но какая-то не слишком логичная , но весьма настойчивая "чуйка" склоняет меня к мысли, что именно Санса станет причиной гибельного краха Мизинца! Может, и не намеренно...
(а может, и вполне осознанно: должно же Бейлишу "аукнуться" соучастие в падении Эддарда и изначальное стравливание Старков и Ланнистеров... Арья - "орудие судьбы" против Транта, Пейна и У.Фрея (хотя последний пока и не входит в её "списочек"). Таким образом, Мизинец - именно "за Сансой")
 

sverchok2

Знаменосец
я не считаю, что Санса должна оставаться вечно такой как в Королевской Гавани.
А Санса и в КГ уже сильно изменилась, ИМХО: научилась видеть вещи (и людей) как они есть. Мне понравилось, как она смотрела со стороны на девочек из "курятника" Марджери, видя в них прошлую себя: наивную, полную иллюзий и надежд (в общем, "ничего вы не знаете, девочки", думала Санса :D). Для меня Санса, приехавшая в КГ с отцом, и Санса, сбежавшая из КГ с Бейлишем - это две разных Сансы. Разумеется, это ИМХО, поскольку знаю, что многие считают, что Санса так и осталась наивной дурочкой, и я уважаю их мнение, хотя придерживаюсь другого :).
 

InniS

Ленный рыцарь
Ну, у Мартина самоповторы обычное дело. Всё таки он довольно часто применяет одни и те же сюжетные ходы, так что неудивительно, что и описание каких то ситуаций, и реакции на них персонажей могут быть схожи.
согласна, повторов сюжетных ходов предостаточно, особенно в первых книгах. Здесь меня смутило другое, если Клигана однозначно можно охарактеризовать как высокого, мощного и удивиться его деликатности, то Мормонт - скорее этакий неуклюжий мишка, тут можно было подобрать немного другие определения. К тому же, он снимает повязку - как воину, ему наверняка знакомы такие процедуры. Стереотипно, но надо признаться бросилось в глаза только при перечитывании.
Всё таки если персонаж - ПОВ, то это не значит, что он должен быть человеком с несгибаемым характером, железной волей, и готовностью к самопожертвованию.
я собственно люблю Сансу именно за ее "девичковость", не ждала я от нее геройства, я просто надеялась увидеть немного другое "железные доспехи леди" - и без посторонних подсказок. Ну, понятно, что тут надо было Клигана подвести поближе :)(надеюсь, я не слишком сансаню). Мне кстати нравятся у нее несмотря на всю мягкость очень острые и ядовитые выпады в сторону Транта и Джоффри. К доспехам похоже еще и кинжальчик прилагается;)
В мастерстве интриги ей, конечно, Мизинца не переплюнуть. Но расцветающая женственность (и чисто женское коварство!), недавно перенесённые лишения и, по контрасту, - улучшившиеся условия существования в последнее время, способны очень даже "подзакалить" её характер. А начало "обуздания" ею Гарольда Хардинга в спойлерной главе "ВЗ" - лишнее тому свидетельство.
(зашугана-то она зашугана, но всё же - "природный" Старк, как ни посмотри... Да и Джоффри/Серсеей она вовсе не была "раздавлена" окончательно и бесповоротно. Порой и слегка сопротивлялась! Хотя в её положении и учитывая "мелкий" возраст это было не просто...)
Что вырастет - один лишь Мартин знает!
Что собирается "вылепить" из нее Мизинец пожалуй уже понятно из спойлерной главы - это, то единственное для чего он использует женщин - сексуальный объект, интригующий в его пользу (ау, Лиза Аррен). Не совсем тот вектор, который хотелось бы увидеть в развитии Сансы, но что поделаешь - в своей вселенной Мартин - царь и бог.
 
Сверху